Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Марта 2014 в 17:34, реферат
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Введение…………………………………………………………………..3
1.Социальный конфликт…………………………………………………4
1.1 Оглавление……………………………………………………………4
1.2 Границы конфликта…………………………………………………..4
1.3 Предмет конфликта…………………………………………………..5
2.Способы разрешения конфликтов
2.1 Как избавиться от раздражения……………………………………...6
2.2 Слушать чтобы слышать……………………………………………..7
2.3 Не обращать внимания и уходить…………………………………...7
2.4 Проблема доверия…………………………………………………….8
2.5 Вывод………………………………………………………………….9
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО «БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Кафедра социологии
РЕФЕРАТ
по дисциплине: Социология
на тему: Социальный конфликт как вид взаимодействия
студент
ФЭУТ,1 курс, группа ДГТ-1
Руководитель
МИНСК 2014
Содержание
Введение…………………………………………………………
1.Социальный конфликт………………………
1.1 Оглавление……………………………………………………
1.2 Границы конфликта…………………………………
1.3 Предмет конфликта…………………………………
2.Способы разрешения
2.1 Как избавиться от раздражения……………………………………...6
2.2 Слушать чтобы слышать………………………
2.3 Не обращать внимания и уходить…………………………………...7
2.4 Проблема доверия……………………………………
2.5 Вывод…………………………………………………………………
Разнообразные конфликты происходили и происходят и в сфере экономики, и в быту, и в политической области. Их изучение крайне необходимо. Существенные пробелы в знаниях в этой области особенно проявились теперь, когда мы наблюдаем развитие межнациональных и региональных конфликтов на Украине.
Как известно, конфликт между индивидами, социальными группами или государствами может прекратиться самим собой, быть прерван насильственным путем или разрешен мирными, цивилизованными средствами.
Конфликтные процессы мало кто одобряет, но почти все в них участвуют. Если в конкурентных процессах соперники просто пытаются опередить друг друга, быть лучше, то при конфликте делаются попытки навязать противнику свою волю, изменить его поведение или даже вообще устранить его. В связи с этим под конфликтом понимают попытку достижения вознаграждения путем подчинения, навязывания своей воли, удаления или даже уничтожения противника, стремящегося достичь того же вознаграждения. Отдельные убийства или целая битва, угрозы, обращение к закону для воздействия на противника, создание коалиций для объединения усилий в борьбе - это всего лишь некоторые проявления социальных конфликтов.
Конфликты между индивидами чаще всего основаны на эмоциях и личной неприязни, в то время как межгрупповой конфликт обычно носит безликий характер, хотя возможны и вспышки личной неприязни.
Возникший конфликтный процесс трудно остановить. Это объясняется тем, что конфликт имеет кумулятивную природу, т.е. каждое агрессивное действие приводит к ответному действию или возмездию, причем более сильному, чем первоначальное.
Трудности, возникающие при гашении и локализации конфликтов, требуют тщательного анализа всего конфликта, установления его возможных причин и последствий.
1.1 Определение. Конфликт – это проявление объективных или субъективных противоречиях, выражающееся в противоборстве их носителей. В обществе речь идет не об абстрактных силах, не о космических или иных природных явлениях, и тем более не о воображаемых феноменах, а о социальных субъектах: конкретных людях, будь то индивиды, группы, социальные слои, политические партии или государства.
Социальным конфликт - это процесс, в котором два индивида или группы активно ищут возможность помешать друг другу достичь определенной цели, предотвратить удовлетворение интересов соперника или изменить его взгляды и социальные позиции. Также, под социальным конфликтом обычно понимается тот вид противостояния, при котором стороны стремятся захватить территорию либо ресурсы, угрожать оппозиционным индивидам или группам, их собственности или культуре таким образом, что борьба принимает формы атаки или обороны. Социальный конфликт включает в себя также активность индивида или групп, блокирующих функционирование противника или наносящих ущерб другим людям (группам). Заметим, что проблематика конфликтов использует и такие термины, как споры, дебаты, торги, соперничество и контролируемые сражения, косвенное и прямое насилие. У многих исследователей конфликт ассоциируется и с масштабными, историческими изменениями.
Итак, для социального конфликта всегда необходимы по меньшей мере две противодействующие стороны. Их поступки обычно направлены на достижение взаимоисключающих интересов и, следовательно, сталкиваются. Всем конфликтам свойственно сильное напряжение, которое побуждает людей так или иначе изменить поведение, приспособиться либо «оградиться» от данной ситуации.
1.2 Границы конфликта. Чтобы точнее уяснить природу конфликта и его отличие от смежных явлений, необходимо определить границы конфликта, т.е. его внешние пределы в пространстве и во времени.
Можно выделить три аспекта определения границ конфликта: пространственный, временной и внутрисистемный.
Пространственные границы конфликта определяются территорией, на которой происходит конфликт. Ясно, что эта территория может быть самой различной, начиная от минимального пространства и кончая всем земным шаром. Разномасштабные примеры: ссора на кухне – и мировая война.
Временные границы – это продолжительность конфликта, его начало и конец.
Начало конфликта. Для признания конфликта начавшимся требуется, по крайней мере, три совпадающих условия:
1) первый участник сознательно и активно действует в ущерб другому участнику; при этом под действиями мы понимаем как физические движения, так и передачу информации (слова, печать, телевидение и т.д.);
2) второй участник (противник) осознает,
что указанные действия
3) в связи с этим он и
сам предпринимает ответные
Сказанное означает, что нет конфликта, если действует только один участник или участниками производятся лишь мыслительные операции. Мысленные действия, никак не выраженные физически, вовне, не являются элементом начавшегося конфликта, под которым понимается фактическое, а не воображаемое противоборство сторон. Противоположность позиций – еще не конфликт. Он возникает тогда, когда стороны начнут активно противодействовать друг другу, преследуя свои цели
Окончание конфликта неоднозначно. Конфликт может быть исчерпан (например, примирение сторон), но может прекратиться из-за выхода из конфликта одной из сторон либо ее уничтожения (во время войны или при совершении преступления). Наконец, возможно пресечение развития и прекращение конфликта в результате вмешательства третьих лиц. Таким образом, окончанием конфликта нужно считать прекращение действий всех противоборствующих сторон, независимо от причины, по которой это имеет место.
1.3 Предмет конфликта. Под предметом конфликта мы понимаем объективно существующую или мыслимую проблему, служащую причиной раздора между сторонами. Каждая из сторон заинтересована в разрешении этой проблемы в свою пользу. Предмет конфликта – это и есть то основное противоречие, из-за которого и ради разрешения которого субъекты вступают в противоборство. Это может быть проблема власти, обладания теми или иными ценностями, проблема первенства или совместимости.
Поиск путей разрешения конфликта, как правило, начинается с определения его предмета, и сделать это часто оказывается весьма трудно. Многие конфликты имеют столь запутанную и сложную предысторию, что специалист вынужден как археолог вскрывать один слой за другим. Конфликт может иметь основной предмет, рассыпающийся на частные предметы, множественные «болевые точки». К таким примерам относятся длящиеся семейные неурядицы или межнациональные конфликты.
2.1 Как избавиться от раздражения. Со временем при любых взаимоотношениях может возникнуть раздражение. Причиной может послужить обида, воображаемая обида или новые обиды как отголоски старых, которые сохранились. Попытки выразить раздражение иногда могут привести к еще большим обидам. Ваше раздражение может подпитывать раздражение другого человека и наоборот, пока дело не закончится скандалом или полным прекращением общения. Каждый участник конфликта усматривает в действиях противоположной стороны злые намерения и считает каждое новое действие как следующую атаку.
Ключ к ситуации, когда уровень раздражения поднимается слишком высоко или когда эмоции бушуют слишком долго, состоит в том, чтобы дать понять оппоненту, что вы хотите остановить кипение страстей, то есть вы можете уладить дело. Объясните, что вы не собираетесь пренебрегать эмоциями оппонента или отрицать их обоснованность, а хотите только сдержать их. Вы хотите рассмотреть сам конфликт. Вы можете сказать что-то в этом роде: «Да, я вижу, мы оба раздражены, но это раздражение никуда нас не приведет. Мне бы хотелось, чтобы мы забыли о нем. Согласимся, что в прошлом случилось нечто неладное, в результате чего мы оба раздражены. Но теперь давайте подумаем вместе над тем, что мы могли бы предпринять в будущем».
Это может быть особенно полезным подходом, если вступили в конфликт с кем-то, с кем вы должны будете продолжать общение: с соседом, с сотрудником, с супругом или супругой. Вы можете быть охвачены сильным гневом, накопившимся со временем. Может быть, вам потребуется частично дать ему выход для того, чтобы показать, насколько вы задеты. Но когда ваш гнев начнет сам себя подпитывать и подогревать отрицательные эмоции оппонента, сдержите его. Возьмите над ним контроль. Овладейте им, запихните как злого джина в бутылку, тогда вы будете способны искать решение проблемы. Иными словами, вы оставите в прошлом все свои обиды. Ситуация только ухудшится, если вы будете продолжать бесконечно изливать друг на друга свою враждебность и раздраженность.
Таким образом, когда вы увидите, что раздражение стало препятствием на пути к разрешению конфликта, тогда наступает время остановить развитие процесса. Время избавляться от раздражения. Оно может еще оставаться; вы не сможете отрицать его; но вы обязаны его контролировать. И только тогда, овладев своими эмоциями, связанными с прошлым, вы сможете в настоящем продуктивно работать вместе над разрешением конфликта.
2.2 Слушать чтобы слышать. Если человек чувствует раздражение или страх, ему следует избавиться от этих эмоций, поскольку они могут служить препятствием во взаимоотношениях. Только после того, как человек выслушан и успокоен, может возобновиться обычное бесконфликтное общение. Если человеку не дать высказаться, то с его стороны может возникнуть враждебность и подозрительность, а общение скатится к хаосу и волнению.
Если вы по своему
характеру не можете спокойно
выслушивать раздраженного
2.3 Не обращать внимания и уходить. Имеются случаи, когда раздражение и враждебность достигают такого высокого уровня, что лучше всего махнуть рукой на взаимоотношения и уйти. Сигналом того, что лучше уходить, является ощущение бессмысленности и пробуждение старого гнева тогда, когда вы просто думаете о возникшей ситуации. Другим сигналом служит самобичевание; вы продолжаете думать о том, что сделано вами неправильно, и проигрывать в уме ситуацию снова и снова, размышляете над тем, как все это можно было бы сделать иначе. Махнуть на все рукой — это может быть хорошей мыслью в таких ситуациях, поскольку конфликтные взаимоотношения становятся навязчивой идеей, которая питает саму себя. Каждый раз, когда вы думаете об этой ситуации, вы становитесь все раздражительнее и вините себя все больше и больше. Уйти — это лучший способ избавиться от тех конфликтов, в которых каждая из сторон, похоже, только ухудшает положение или провоцирует даже усиление раздражения или чувства вины. Только уход может замкнуть спираль.
Разумеется, сделать
это иногда бывает непросто. Вы
внесли свой вклад во
2.4 Проблема доверия. Важно, чтобы беспокойство в отношении доверия было вскрыто в самом начале. Если вы не уверены, что доверяете кому-то, то очень трудно установить хорошие взаимоотношения. Со временем они портятся, поскольку им недостает основного элемента человеческого общения. А если вы хотите выждать и посмотреть, сохранятся ли такие взаимоотношения, то вы не сможете внести в них свой вклад. Вы потеряете намного больше, если окажется, что вы имели достаточные основания не доверять этому человеку. Ваши потери будут связаны с ненадежностью этого человека, а также со временем и энергией, затраченными на неудавшиеся взаимоотношения. Таким образом, лучше в первую очередь проверить обоснованность своих сомнений или вообще не вступать ни в какие взаимоотношения.
Разумеется, вы хотите доверять человеку. Только тогда взаимоотношения будут прочными. А если вопрос о недоверии возник и если взаимоотношения заслуживают того, чтобы их поддерживать, вы можете выйти из положения несколькими способами: можете прояснить этот вопрос сразу; можете ограничить сферу доверия; можете действовать, соблюдая меры предосторожности, когда вы имеете дело с человеком, которому не доверяете. При этом, какой бы подход вы ни выбрали, вы должны понять, что недоверие в определенной мере является препятствием. Поэтому попытайтесь устранить или уменьшить его, если вы хотите установить более мягкие и более гармоничные взаимоотношения, которые таковыми являются в той мере, в какой они основаны на доверии.
Информация о работе Социальный конфликт как вид взаимодействия