Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Мая 2013 в 22:56, контрольная работа
Лидерство и руководство - основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же - комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером . Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая влияние на людей, выступающих "ведомыми".
Лидерское влияние затрагивает поведенческую и мотивационную сферы, способствует усилению или, наоборот, нивелировке личностных черт. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения, как совет и просьба, и гораздо реже - наставления. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, носит название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Актуальность темы заключается в том, что понятие социальный лидер очень важно в современном мире. Целью контрольной работы является -рассказать о социальном лидере управленческого типа. Данная цель достигается посредством решения следующих задач:
1.Рассказать о содержательной характеристике социального лидера
2.Рассказать о профессиональных качествах и чертах личности социального лидера-управленца
3.Подвести итоги
1. Содержательная характеристика социального лидера
Социальный лидер (Social leader) — Сотрудник организации, главная задача которого заключается в установлении и поддержании конструктивных взаимоотношений членов группы. Лидер управления — это особый тип социального лидера, ему свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении.
Введение ………………………………………………………………………….2
1. Содержательная характеристика социального лидера……………………. 3
2.Профессиональные качества и черты личности социального лидера – управленца……………………………………………………………..……… 10
Заключение…………………………………………………………………….. 14
Список используемой литературы ……………………………………………15
Содержание
Введение ………………………………………………………
1. Содержательная характеристика социального лидера……………………. 3
2.Профессиональные качества
и черты личности социального лидера –
управленца……………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы ……………………………………………15
Введение
Лидерство и руководство - основополагающие понятия, с которыми связано эффективное управление организацией. Руководство - это формальная властная позиция, не зависящая от личностных качеств. Это право, дарованное положением, занимаемым на служебной лестнице. Лидерство же - комплексное понятие, включающее в себя эффективное осуществление реального влияния на людей, независимо от иерархического статуса. Таким образом, всякий лидер может руководить, но далеко не всякий руководитель является лидером . Для управления важно и руководство, и лидерство. Лидер важен потому, что он постоянно функционирует на фоне меняющихся отношений внутри группы, оказывая влияние на людей, выступающих "ведомыми".
Лидерское влияние затрагивает поведенческую и мотивационную сферы, способствует усилению или, наоборот, нивелировке личностных черт. В хорошо организованных группах лидер чаще пользуется такими формами обращения, как совет и просьба, и гораздо реже - наставления. Процесс влияния через способности и умения или другие ресурсы, необходимые людям, носит название неформального лидерства. Неформальный характер лидерской позиции в большей степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти.
Актуальность темы
заключается в том, что
1.Рассказать о содержательной
характеристике социального
2.Рассказать о
3.Подвести итоги
1. Содержательная характеристика социального лидера
Социальный лидер (Social leader) — Сотрудник организации, главная задача которого заключается в установлении и поддержании конструктивных взаимоотношений членов группы. Лидер управления — это особый тип социального лидера, ему свойственны определенные социально-психологические и профессиональные качества. Лидеры этого типа играют ключевую роль в эффективном управлении. Они направляют людей на достижение целей управления с наименьшими издержками и побуждают их действовать эффективно и целесообразно. Лидерами социального управления являются люди, которые по своим профессиональным и личностным качествам выделяются в социальной организации среди многих и умеют использовать свои профессиональные и личные качества для грамотного выдвижения целей управления, их обоснования и своевременного инновирования, создания сильной дееспособной организации. Они также способны выбирать оптимальные методы решения поставленных задач, осуществлять эффективный контроль на всех этапах управления за деятельностью своих подчиненных.
Лидерство предполагает наличие и постоянное развитие в личности интеллектуальных способностей, творческого мышления, опережающего воображения, что является необходимой предпосылкой для стратегического мышления, инновирования целей, выдвижения новых идей, необходимых для развития организации. Лидер-управленец должен быть способен определять (интеллектуально, творчески) ранее скрытое, невысказанное, продумывать меры и концентрировать внимание на новых решениях, бросать вызов отжившему, косному.
Творчество в управлении всегда ценилось очень высоко, творческая личность готова к работе в условиях неопределенности, к принятию неординарных решений, к своевременной коррекции своих действий. Управленец с низкой изобретательностью редко выдвигает новые идеи и не способен заинтересовать других использовать новые подходы. Талантливый управленец обладает организационными способностями и склонностями убеждать других в правильности поставленных задач и принципиальных методов их решения. Причем, убеждая других, лидер способен концентрировать энергию многих, открыт к общению с другими и готов принять все самое ценное, что вносит его окружение в процессе обсуждения. Интуиция и склонность к общению не исключают волевые качества, которые при отстаивании принципиальных позиций и осмысленных убеждений имеют решающее значение.
Руководитель умеет использовать власть, оказывая влияние на людей силой своего личного авторитета, силой личности, большой одаренности, работоспособности, интеллекта, интуиции, мудрости, а не только формальной власти.Он должен всегда помнить, что высшая и надежная власть — это власть красоты и обаяния личности, что дает образец для подражания и мотивирует другую личность к добровольному принятию тех норм и ценностей, которые тот исповедует. В этой связи сама власть принимает разные формы: утилитарную, авторитарно-нормативную, объединенную.
Утилитарная власть — это воздействие посредством сильных мотивов. Исполнитель задания знает, что, если он выполнит «то-то», то получит «это». Авторитарно-нормативная власть — законная власть. Исполнитель верит, что влияющий имеет право отдавать приказания, а его долг — строго их выполнять.
Объединенная власть — власть группы, организации. Нормы устанавливаются группами, и поэтому поведение каждого должно вписываться в нормы и культуру организации.В целом каждая личность управленца в процессе обучения и социализации должна выбрать свою неформальную роль в управлении и организации, сформировать свой стиль управления, свою управленческую и организационную культуру на основе освоенных социальных норм и ценностей не только интеллектуальных, но и нравственных. Только в этом случае мы получим эффективный тип управленца, характеризуемого единством личных и профессиональных качеств. Исследования показывают, что успех в управлении приходит к лидерам, обладающим настойчивостью и умением предвидеть, убеждать, вырабатывать стратегию, общаться с людьми. Ожидается, что лидеры должны рассматривать технические, социальные, политические и культурные аспекты в деятельности организации как части единой системы. Они должны уметь так соединить эти части, чтобы картина получила смысл. Конечно, в этом деле не может быть какого-то одного подхода, а, скорее, нужно многообразие подходов. Тем не менее, лидер должен стремиться обладать такими способностями, как умение вовлечь в решение вопросов своих подчиненных, обеспечить внимание к ним, новаторство, предприимчивость, реагирование на нужды людей. Упомянутые выше факторы вызывают необходимость разработки новых форм управления людскими ресурсами и подготовки резерва, которые правильнее охарактеризовать как большее вовлечение персонала в процесс управления — от стратегического планирования до повседневной деятельности. Такой подход может дать плоды только в организациях с сильной культурой.Только они, как правило, мотивируют саморазвитие личности управленца, создавая для этого атмосферу доверия, поддержки, «открытой карьеры» и т. п. Характерно, что передовая организационная и корпоративная культура оказывает влияние на «нерадивых». Так, под влиянием японской практики американские управленцы переходят от индивидуалистических подходов к корпоративным, групповым и бригадным в решении возникающих проблем. Управление тесно взаимосвязано с лидерством. Суть их взаимосвязи заключается в том, что лидерство является важным аспектом управления. Способность быть лидером является одним из ключевых условий для того, чтобы стать хорошим руководителем.
Поскольку в различных
ситуациях и в различных общностях возникают
различные типы и стили лидерства, существенно
отличающиеся друг от друга характером,
содержанием, направленностью, формами
деятельности лидера, постольку очень
трудно дать общепринятое понятие данного
термина. Чаще всего под лидерством понимают соотно
Таким образом, лидерство выступает как разновидность власти, как своеобразный управленческий статус, позволяющий лидеру оказывать руководящее влияние на других людей и принимать решения, которым подчиняются члены группы или их большинство. Правильное понимание сущности лидерства и, следовательно, определение содержания и способов осуществления социальной технологии лидерства должно быть основано на деятельностном подходе, в соответствии с которым главными детерминантами изучаемого социального процесса являются цели и задачи деятельности группы, определяющие, кто в наибольшей степени подходит к роли лидера данной группы и какой стиль лидерства, т.е. деятельности лидера, окажется наиболее эффективным.
Тип и роль лидерства обусловлены несколькими факторами, из которых наиболее важными, определяющими, являются следующие: социально-экономическая и политическая сущность данного общества; характер и содержание деятельности группы: группа политическая, предпринимательская, исследовательская, спортивная, преступная или какая-либо иная; конкретная ситуация, в которой находится и действует рассматриваемая социальная общность; структура определенной личности - перенос умения властвовать собой на умение властвовать другими.
Лидерство существует везде, где есть организация и власть, где осуществляется доминирование (господство) и подчинение. Чтобы стать лидером в определенной ситуации, человек должен обладать определенными социальными качествами, помогающими ему выделить и возглавить именно те действия ведомых им людей, которые в наибольшей степени соответствуют их целям, интересам, потребностям и способны привести к решению поставленных перед ними задач. Иными словами, в общественной жизни очень часто, особенно в обществах переходного типа, возникают вполне определенные ситуации в групповых взаимоотношениях, которые приводят к выделению из обиден массы вполне определенных членов группы, превосходящих всех других по крайней мере в одном (а иногда и в нескольких) качестве, но поскольку именно это качество оказывается необходимым в данной ситуации, человек, обладающий им, становится лидером.
Таким образом, лидером определенная личность становится вследствие: наличия определенной ситуации, которая выдвигает определенные требования к действиям людей, объединенных в данную группу, и формирует потребность в определенном типе лидерства; определенных ожиданий к потенциальному лидеру со стороны группы; наличия определенных черт личности у потенциального лидера, определенных особенностей характера, способностей, воли, мужества, красноречия, умения повести за собой людей и т.п.Вот здесь-то и возникает потребность в разработке и применении на практике социальной технологии лидерства. Чтобы привести к желаемым результатам, она должна: вычленить основные отличительные черты лидера как личности и особенности его деятельности; изучить и принять во внимание личностные образы лидера и мотивы его предпочтения, существующие в сознании его последователей, побуждающие их следовать за ним; определить основные характеристики роли лидера; выявить содержательные (политические, предпринимательские, исследовательские и др.) и правовые параметры, в которых действует лидер и в которые он и его последователи вовлечены; перевести все эти аналитическим путем полученные показатели в практически значимые рекомендации, выполнение которых сможет существенно помочь лидеру осуществлять его лидирующую, ведущую роль в данной группе или общности более широкого типа.
Приоритетное значение в социальной технологии лидерства имеет определение основных функций лидера. Для правильного решения этой теоретически и практически очень важной задачи наиболее приемлемым и эффективным является комплексный подход, позволяющий осуществить оценку роли лидера и его социальных качеств с точки зрения: уровня профессиональных знаний; умения завоевывать авторитет; наличия воли, достаточной, чтобы склонить ведомых людей к выполнению определенных действий; умения руководить и убеждать следующих за лидером людей; способности претворять в жизнь принятые решения. Если руководствоваться таким именно комплексным подходом, то основные функции лидера можно свести к следующим:
1. Глубокий анализ и оценка ситуации, тенденций ее изменения.
2. Доведение до подчиненных своего понимания ситуации.
3. Выслушивание мнений
сотрудников, умение их
4. Определение направления
и программы деятельности
5. Интеграция членов группы, объединение вокруг себя масс.
6. Нахождение, принятие и обоснование оптимальных решений, направленных на активизацию деятельности группы (общности), ориентированной на достижение выбранных целей и решение вытекающих из них задач.
7. Инициирование обновления,
внедрение инноваций,
8. Повышение мобильности и гибкости группы, организации, в первую очередь при внедрении инноваций.
9. Соединение заботы о повышении эффективности дела (политической, производственной, коммерческой, исследовательской и иной деятельности) с заботой о людях, об удовлетворении их интересов, потребностей, стремлений.
10. Контроль осуществляемых членами группы, организации действий с точки зрения соответствия их достижению намеченной цели.
11.Мобилизация всех кадровых, организационных, финансовых, технических ресурсов на достижение этих целей.
2. Профессиональные качества и черты личности социального лидера – управленца
В системе социального управления ключевой фигурой является лидер управления. Благодаря своим личностным и профессиональным качествам он выделяется среди остальных людей и направляет последних на достижение цели управления, эффективно используя методы достижения целей и ресурсы.Можно выделить следующие профессиональные качества, которыми обладает лидер управленческого типа:
1.Знание основ структуры,
закономерностей, законов,
2.Разнообразные знания
в области смежных наук с
теорией социального
3.Обладание общей культурой
в стиле поведения,
4.Интерес к самообразованию,
повышению квалификации, расширению
кругозора, что позволяет в
свою очередь, создать свой
взгляд на мир, использовать
свои знания в системном
5.Умение использовать
достижения техники и
Лидер – управленец должен уметь выделять главное, находить скрытое, разрабатывать новое в противовес старому, использовать свой творческий потенциал. Только творческая личность способна разрабатывать новые идеи, принимать своевременные решения в критических ситуациях, организовывать и вдохновлять людей.Лидер должен умело использовать свою власть, оказывая влияние на людей своими личностными качествами, авторитетом, мудростью.