Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:32, контрольная работа
Тема, затрагивающая социальный отчет, в настоящее время является актуальной, поскольку сама социальная отчетность – новое явление, словосочетание в России. Она стала находить свое распространение в России лишь в начале 2000-х годов.
Цель данной работы – обозначить особенности проведения социального отчета компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты составления социальной отчетности;
рассмотреть корпоративную социальную отчетность в России;
Введение 3стр
Глава 1. Теоретические аспекты составления социальной отчетности 4стр
Понятие и назначение социальной отчетности 4стр
Основные способы стандартизации корпоративной социальной отчетности 10стр
Глава 2. Корпоративная социальная отчетность в России 18стр
2.1. Основные этапы становления корпоративной социальной
отчетности в России 18стр
2.2. Преимущества и недостатки социальной отчетности 23стр
Заключение 25стр
Список использованной литературы
Значительное преимущество данного вида отчёта корпораций состоит в том, что он предполагает в качестве обязательной, процедуру диалога руководителей компании с представителями широкого круга заинтересованных в сотрудничестве с бизнесом сторон (прежде всего с представителями государственных структур).
В нашей стране вопрос о необходимости социальной отчётности бизнеса активно дискутируется в научных и деловых кругах, прессе. Хотя некоторые из крупнейших российских компаний составляют социальные отчёты, это, скорее, исключение из общего правила. Для современного российского бизнеса публикация социальных отчётов по международным стандартам не является обязательной. Однако существует несколько обстоятельств, связанных с деловой практикой, которые стимулируют российский бизнес к проведению социальных отчётов на основе международных стандартов. К ним относятся:
Представляется, что по мере развития корпоративной социальной отчётности, неизбежно встанет вопрос о необходимости её унификации, о переходе на единый, обязательный стандарт отчёта, основные параметры которого устроят все заинтересованные стороны, а публикация социального отчёта станет для компаний такой же обязательной, как подготовка финансовой отчётности.
Так, в качестве базовой модели социальной отчётности российских корпораций целесообразно принять наиболее полный и широко используемый в настоящее время стандарт GRI. Кроме того, применительно к нашей стране следует включить в структуру социального отчёта информацию о взаимоотношениях компании с государственными органами.
Критериями необходимости предоставления отчётности могут являться величина выручки компании за последние три года, доля частной собственности в общей структуре капитала, количество работающих на предприятии сотрудников.[3,c.105]
Учитывая изложенное, мероприятия по подготовке компаниями социальной отчётности можно охарактеризовать как важнейший процесс, в равной степени значимый как для российского бизнеса, так и для государства.
1.2 Основные способы
социальной отчетности
Современное предпринимательство - стратегический ресурс социально-экономического развития мировой экономики и национального хозяйства. В странах-лидерах Запада предпринимательство вступило в зрелую стадию своего развития - в так называемое социально ориентированное, т.е. стратегическое, предпринимательство - системы социально ответственного использования ресурсов, рационального анализа эффективности и социальных процессов не только региона базирования бизнеса, но и всего мира. Чтобы реализовать потенциал социальной ответственности бизнеса, необходим комплексный, системный подход к исследованию современной экономики, современного предпринимательства и социального феномена развития. Основная цель - разработка стандартизированного подхода, допускающего вариативность его использования на национальном уровне. Такой системой сегодня выступает стандартизация в области корпоративного социального и этического учета.
Следует отметить, что в отечественной научной литературе до сих пор нет определенной завершенности ни в терминологии, ни в методических основах социальной отчетности, ни в конкретизации и унификации понятий, разъясняющих соответствующие положения и особенности их применения.
Исследование в России условий новых направлений социальной деятельности предпринимательства делает настоятельно необходимым и факт появления такой революционной западной методики, как социальный бухгалтерский учет, главным субъектом системы хозяйствования в котором выступает все тот же предприниматель.
Естественно, что реализация социальной ответственности, как и любая другая деятельность, требует контроля со стороны государства. Хотя инициативная социальная отчетность предполагает добровольное использование руководств и предусматривает возможность независимой проверки, формируется соответствующее направление аудита, который в современной экономике больше перерождается в так называемый системный аудит. Стандарты социальной отчетности, социальных показателей статей баланса и соответствующих счетов Главной книги, а также действующего Плана счетов по учету хозяйственной деятельности, связанной с социальными инициативами компании, требуют проработки не только финансовых, но и экологических, а также социальных данных, т.е. проведения "аудита устойчивого развития". [4,c.123]
В настоящее время можно отметить следующие основные различия в публикуемых открыто социальных отчетах западных компании: по степени заинтересованности в них руководства; по типу организации; по основному контексту (благотворительные и рекламные цели, поиск путей налаживания контактов с местной администрацией и т.д.); по практическим шагам и различным подходам к выражению социальной солидарности с обществом.
Некоторые компании уже демонстрируют в рекламных целях перед общественностью свои преимущества в сфере социальной деятельности. Существуют уже примеры и демонстративного эффекта социальной ответственности. Например, компании текстильной промышленности, производящие спортивную одежду или детские игрушки в развивающихся странах, стремятся к тому, чтобы принимать и выполнять трудовые кодексы поведения, и поэтому крайне заинтересованы во внешней проверке их отчетности только из-за давления, которое на них оказывают общественные организации по защите прав потребителей.
Большинство компаний проявляют заинтересованность исключительно к внутреннему анализу эффективности резервов социальных инициатив. Многочисленные примеры "правильного" подхода к социальному и этическому учету, ревизии и отчетности в социальной сфере деятельности подводят нас к вопросу о том, почему корпорации проявляют заинтересованность в этом вопросе. Тем более что единый подход и требования к составлению социальной отчетности и ведению учета отсутствуют.
Более того, существующие методологические проработанные решения того или иного способа социального учета обусловливают ряд трудностей, которые выражаются в следующем:
Например, компания из-за недостаточности средств может воздержаться от диалога с персоналом, который необходим для определения ключевых вопросов функционирования предприятия. В результате в составленном обзоре будет отсутствовать широкий диапазон критических проблем, которые представили бы компанию в отрицательном свете. Другой пример неадекватного, недобросовестного подхода компании, проповедующей социальные принципы "честной торговли", - проведение процедур социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности без консультации с поставщиками. Точно так же компания может провести внешний аудит социальных действий только в одной области своей деятельности, упустив сферу, где имеются соответствующие проблемы.
Социальный и этический бухгалтерский учет и ревизия, осуществленная банком, не справляющимся эффективно со своим инвестиционным портфелем, или компанией, продающей рекламу, нисколько не заботясь о продвигаемых торговых марках, не могут рассматриваться как аудит адекватного качества социальной ответственности. [5,c.98]
Помимо проблемы идентификации добросовестной и некачественной социальной отчетности в практике развития социальной ответственности существует и ряд проблем конъюнктурного характера. Общее стремление к качественному потреблению в социальном плане может быть ослаблено в результате экономического спада, при котором всегда у потребителей пропадает интерес к нематериальным показателям корпоративного поведения. Так, после начала экономического спада в конце 1980-х гг. интерес потребителя к экологически чистым товарам и услугам резко уменьшился. Далее, очевидно, что прозрачной социальной отчетности требуется также адекватный аудит, отсутствие такого системного подхода способно подорвать доверие ко всему процессу социальной отчетности.
Естественно, что качество ведения компанией социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности должно быть столь же открытым и понятным всем заинтересованным сторонам, как техническое качество товаров и услуг, которые они производят. Консолидация практики социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности в направлении улучшения корпоративной социальной работы предприятия требует установления механизма защиты практики от недобросовестности некоторых предпринимателей. По этому поводу Роб Грей отмечал, что "длинная история ведения социального и этического бухгалтерского учета была связана с пугающим разнообразием подходов, методов и стандартов".
Поскольку разработка стандартов для социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности сопряжена с рядом трудностей, потенциальная выгода от этого очевидна.
Во-первых, стандарты позволяют сгладить разночтения в терминологии и методике. Во-вторых, следование установленному стандарту позволяет реализовать компании главное требование социальной ответственности - открытость информации о деятельности компании. Следует отметить, что организации, готовящие этические отчеты, менее подвержены обвинениям со стороны заинтересованных лиц, что особенно показательно в скандинавских странах с максимально открытой культурой и низким уровнем социального конфликта. Есть много примеров того, что "знак качества", выдаваемый социально значимым компаниям в Великобритании и США, помогает продвигать их товар к потребителям.
Разумеется, что главная ценность социального и этического бухгалтерского учета и ревизии заключается в создании общественного мнения об организации, что является важным фактором в развитии компании, а создание согласованного набора социальных стандартов должно рассматриваться как существенный элемент этого фактора.
На сегодняшний день действует множество национальных социальных стандартов. По способам разработки они подразделяются на следующие виды: принудительное законодательство; непринудительное законодательство; частное внешнее позиционирование; добровольные социальные кодексы: эталонное ранжирование социального лидерства.
Как показывает практика, для всех без исключения схем внедрения социальной ответственности предпринимательства общим является принцип стремления к лидерству в рейтинге по своей отраслевой, ценовой, социально ориентированной нише, к которому начинают стремиться остальные компании, желающие, чтобы их действия так же были ранжированы, как социально значимые. Несмотря на многочисленные примеры положительных социально значимых инициатив и их учета, эталоном корпоративной социальной отчетности служит Ежегодный бюллетень этического поведения банка "Sbn" Дании. В Англии созданы Социальные счета Трэйдкрафта, примеру которых в области соблюдения стандарта качества последовала Бади Шоп.
Другой подход к развитию корпоративной социальной отчетности демонстрирует необходимость ее составления, поскольку это закреплено законодательно. В этом случае так же, как и в области обязательной финансовой бухгалтерской отчетности, учета и ревизии, все процедуры регламентированы законодательно. Такая ситуация, как правило, складывается практически во всех странах Запада в области установления и разработки стандартов экологической отчетности и аудита.
Некоторые страны имеют законодательство, раскрывающее определенные аспекты социального и этического бухгалтерского учета и аудита. В Великобритании, например, корпорации, свыше определенного размера, обязаны сообщать сведения относительно их благотворительной деятельности, так же, как предоставлять определенную информацию относительно условий работы персонала и политики занятости, процент служащих, имеющих инвалидность.[6,c.208]
Однако
и в применении законодательно закрепленных
стандартов существуют проблемы, и прежде
всего - необходимость длительного периода
времени, перед тем как внедрить нормы
законодательства. Частью этого процесса
является выхолащивание необходимых стандартов
в совершенно безобидную и неэффективную
форму, которая будет препятствовать их
применению из-за неизбежной несогласованности
между различными организациями и ведомствами.
Следует сказать, что большая часть времени
тратится совершенно непроизводительно
- в бесконечных бюрократических и чрезвычайно
дорогостоящих дебатах. Основным, намного
более серьезным, возражением против законодательного
закрепления стандартов является опасность
снижения их влияния под давлением заинтересованных
сторон, обладающих определенными действенными
рычагами воздействия на законодателей,
вплоть до их подкупа. Есть серьезные основания
полагать, что любая попытка сохранить
ключевые принципы социального и этического
бухгалтерского учета и аудита в виде
законодательно закрепленных директив
неизбежно заставляет "уходить в тень"
часть предпринимательства. Поэтому любое
законодательство представляет собой
своего рода многосторонний компромисс
и является менее эффективным по сравнению
со свободным выбором предпринимателя
в пользу проведения или отказа от социальных
инициатив. Между этими двумя крайностями
- установление стандартов путем примера
эталонного поведения и законодательного
закрепления - существует множество других
средств, с помощью которых стандарты
могут быть выработаны, включая, например,
такие варианты, как добровольные кодексы
и частное внешнее наблюдение. Недостатком
этой формы стандартизации социальной
ответственности является неизбежная
в таком случае многочисленность и социальная
невнятность предлагаемых предпринимателями
социальных инициатив, и, как правило,
потеря ими самоконтроля в организации
и расширении своей деятельности.
Наиболее эффективным подходом к стандартам
является их комплексная организация,
которая состоит в том, чтобы рассматривать
различные варианты социальных инициатив
и их учета как взаимодополняющие, а не
единственно возможные. При этом важно
установить качественные социальные стандарты
путем выявления реальных лидеров. В этом
случае стандарты могут служить основанием
для показателей социальной ответственности
относительно добровольных кодексов,
а в конечном счете и для законодательно
определяемых обязательных социальных
действий предпринимательства.