Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 15:32, контрольная работа
Тема, затрагивающая социальный отчет, в настоящее время является актуальной, поскольку сама социальная отчетность – новое явление, словосочетание в России. Она стала находить свое распространение в России лишь в начале 2000-х годов.
Цель данной работы – обозначить особенности проведения социального отчета компании. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
изучить теоретические аспекты составления социальной отчетности;
рассмотреть корпоративную социальную отчетность в России;
Введение 3стр
Глава 1. Теоретические аспекты составления социальной отчетности 4стр
Понятие и назначение социальной отчетности 4стр
Основные способы стандартизации корпоративной социальной отчетности 10стр
Глава 2. Корпоративная социальная отчетность в России 18стр
2.1. Основные этапы становления корпоративной социальной
отчетности в России 18стр
2.2. Преимущества и недостатки социальной отчетности 23стр
Заключение 25стр
Список использованной литературы
Следовательно,
стандарты, установленные лидерами, окажут
воздействие и на добровольные кодексы,
и на законодательство и позволят избежать
их выхолащивания и использования в качестве
обыкновенного пиара. Практика показала,
что необходимо и открытое общественное
обсуждение социально значимых инициатив
предпринимательства.
При формировании и распространении социальных
стандартов широко применим метод конвергенции
стандартов, что позволяет избежать так
называемого "нулевого цикла" их
формулировки и связанных с этим этапом
проблем. Например, компания "Бритиш
Телеком", известная своими экологическими
отчетами и инициативами в области всеобщего
европейского контроля качества продукции,
сегодня активно пропагандирует свой
опыт реализации стандартов социального
и этического бухгалтерского учета и ревизии.
Основу положительного опыта социальных
партнерских действий бизнеса составляют
следующие моменты.
Во-первых, чтобы гарантировать достоверность социального и этического бухгалтерского учета, ревизии и отчетности, необходимо ограничить доступ к области принятия решения в сфере социальных инициатив непрофессионалов.
Во-вторых, не только сами процедуры реализации, учета и контроля социально значимых проектов, но и их обобщение в контексте общего анализа эффективности компании должны стать частью процесса "профессионализации" социальной деятельности, т.е. обеспечиваться профессионалами.
В-третьих, требуется набор неких гарантий, что реализация намеченных социальных инициатив является оптимально подобранной для данной компании социальной стратегией. Очевидно, что круг обозначенных проблем под силу разрешить только специализированной, высокопрофессиональной группе специалистов в социальной сфере. В практике стран Запада эти работы ведутся в основном так называемым Институтом социальной и этической ответственности, который, привлекая к работе заинтересованные организации и частные лица, отвечает за продуктивный диалог между предпринимателями и обществом на принципах добровольности, понимания и прозрачности.
Глава 2. Корпоративная социальная отчетность в России
2.1. Основные этапы становления
корпоративной социальной
Решение стратегических задач в области модернизации предполагает задействование многих ресурсов, в первую очередь человеческих. Имеющиеся резервы в сфере использования интеллектуального капитала не реализуются автоматически. В этих целях необходим комплекс мероприятий, сопряженных со значительными инвестициями в развитие кадрового потенциала. Вот почему в последние десятилетия как за рубежом, так и в России идет интенсивный процесс изучения проблем корпоративной социальной политики как важнейшей формы общественной ответственности бизнеса.
Социальная активность компаний может получить объективную оценку заинтересованных сторон только при условии высокого уровня их информационной открытости, предполагающей подготовку и публикацию корпоративных социальных отчетов. Главная функция последних – дать адекватное отражение механизмов реализации миссии (стратегии) компаний в области экономической устойчивости, социального благополучия и экологической стабильности. В большинстве стран это является сугубо добровольным делом конкретного предприятия. В то же время в ряде государств существуют законодательные требования в сфере социальной отчетности (например, обнародование так называемого социального баланса во Франции). В последние десятилетия набирает силу тенденция, в соответствии с которой крупные корпорации в инициативном порядке ежегодно представляют проверенные внешними аудиторами отчеты в области устойчивого развития и корпоративной социальной ответственности. И это приносит существенные результаты: так, в США на решение об инвестировании каждого восьмого доллара влияет уровень социальной ответственности компании. Корпорации, реализующие концепцию социальной ответственности, имеют более высокие финансовые показатели рентабельности на инвестированный капитал, объем продаж и доходы акционеров. Таким образом, практически доказана позитивная взаимосвязь между эффективной социальной отчетностью и имиджем компании, её репутацией, капитализацией, лояльностью потребителей, ростом продаж и рентабельности, стабилизацией персонала, поддержкой со стороны органов власти и гражданского общества.[7,c.35]
Появление первых нефинансовых отчетов российских компаний датируется началом 2000-х гг. Первопроходцами стали компании «BAT-Россия», «Газпром» и «Рязанская ГРЭС». Вслед за ними свои отчеты опубликовали «Альфа-банк», «ФИА-банк», «Сибнефть», «Русал» и др.
К настоящему времени можно констатировать устойчивую положительную динамику развития нефинансовой отчетности отечественных компаний. В 2004 году нефинансовые отчеты представили 10 компаний, в 2005 – 22; в 2006 – 31, в 2007 – 49. Устойчивый рост нефинансовой отчетности в России продолжился даже в условиях мирового финансового кризиса: в январе 2009 года в национальном Регистре корпоративных нефинансовых отчетов РСПП содержались отчеты 67 компаний, а спустя год – уже 77 компаний.
Таким образом,
налицо тенденция к расширению отраслевой
принадлежности компаний, предоставляющих
нефинансовые отчеты. По данным РСПП, на
начальной фазе нефинансовые отчеты публиковали
компании, принадлежащие к 8 отраслям, по
итогам 2007 гг. - уже к 12. В то же время к российской
специфике можно отнести ничтожно малую
долю компаний потребительского сектора
и розничной торговли, публикующих социальную
отчетность: в указанном списке представлены
всего три компании – «Бритиш-Американ
Тобакко Россия», «Кока-Кола» и «Союз российских
пивоваров». Некоторые крупные компании
в сфере розничной торговли отражают свои
подходы к корпоративной социальной ответственности
в виде отдельной главы в годовых отчетах
(например, сеть гипермаркеров «Седьмой
континент») или публикуют соответствующую информацию
Новой формой российской нефинансовой отчетности последних лет стали отраслевые отчеты, которые предоставляют информацию по ряду крупнейших компаний той или иной сферы. Документ такого рода, содержащий информацию о 20 компаниях отрасли, первым подготовил «Союз российских пивоваров» в 2005 году. Этому примеру последовали «Общероссийское объединение работодателей электроэнергетики» и «Российский союз химиков».
Уже в начальной фазе развития нефинансовой отчетности в России значительная часть компаний ориентировалась на стандарт GRI. Согласно данным РСПП, за 2000-2005годы треть отечественных компаний выбрала данный документ в качестве методической основы при подготовке отчетов (столько же компаний представили свои нефинансовые отчеты в свободной форме). Первой российской корпорацией, взявшей за основу стандарт GRI при составлении своего нефинансового отчета, стала компания «Русал» (2004 г.). В 2006-2007 годах число организаций, использующих данный стандарт как основополагающий документ при составлении отчетности, возросло до 41%. Указанную тенденцию можно оценить положительно: во-первых, стандарт GRI – достаточно сложная методика, предполагающая ознакомление с целым рядом документов, принятых международным сообществом; во-вторых, данная методика повышает качество отчетов за счет более эффективного подготовительного процесса; в-третьих, стремление российских компаний использовать в качестве базиса при подготовке отчетности стандарт, пользующийся наибольшей популярностью международного бизнес-сообщества, является свидетельством того, что российский бизнес ставит для себя высокую планку развития. Помимо стандарта GRI, российские компании пользуются также серией стандартов АА1000, а именно: стандартом АА1000SES, описывающим принципиальные вопросы взаимодействия с заинтересованными сторонами; AA1000AS, описывающим процедуру верификации отчета; а также базовой версией – стандартом AA1000 Framework, представляющего собой описание основных стадий подготовки отчета.[9,c.91]
Первой российской компанией, применившей на практике стандарт АА1000, стала компания «БАТ Россия», социальные отчеты которой основаны на серии диалогов с заинтересованными сторонами. По данным РСПП, 22 % отечественных компаний выбрали за основу своей нефинансовой отчетности стандарты серии AA1000. 35% компаний в процессе подготовки нефинансовых отчетов пользуются несколькими системами отчетности, что также повышает качество отчетов посредством учета тех или иных аспектов отраслевой и индивидуальной специфики компании. Многие российские компании наряду с использованием общепринятых международных стандартов ориентируются и на принципы «Социальной хартии российского бизнеса» и «Базовые индикаторы результативности», предложенные РСПП. Использование нескольких документов при подготовке отчетности не является сугубо российской спецификой, данная тенденция характерна и для других стран. В целом же две трети отечественных компаний выражают стремление к использованию стандартов уже при составлении своего первого отчета, и всего одна треть оставляет за собой право предоставлять нефинансовую информацию в свободной форме.
Еще одно важное наблюдение последних лет таково: в отечественной практике наблюдается тенденция уменьшения процента экологических отчетов в общем числе опубликованных нефинансовых отчетов.
Еще одной тенденцией стало стремление компаний предоставлять нефинансовую информации в единстве трех измерений: экономического, социального, экологического. Так, по данным за 2009 год, 77% нефинансовых отчетов российских компаний включало в себя объединенную информацию об экономических результатах, социальном развитии и экологической составляющей. Собственно социальные отчеты составляют 15% от общего числа нефинансовых отчетов, выпущенных в 2009 году; экологические отчеты – 8%.
Завершая обзор современного состояния социальной отчетности корпораций в России, следует отметить: российский бизнес, хоть и с некоторым отставанием от других стран, достаточно активно включился в процесс предоставления заинтересованным группам социальной отчетности, развитие которой в целом осуществляется в рамках общемировых тенденций.
Позитивными тенденциями современной фазы развития социальной отчетности в России являются: устойчивый количественный рост компаний, предоставляющих нефинансовые отчеты; расширение отраслевой принадлежности социально отчитывающихся компаний, что свидетельствует о положительных сдвигах по показателю открытости организаций; повышение процента стандартизированных отчетов в общей доле нефинансовых отчетов корпораций; увеличение числа компаний, предоставляющих нефинансовую информацию в соответствии с триединым итогом (экономические результаты, социальная деятельность компании и экологическая составляющая); увеличение количества отчетов, прошедших процедуру внешнего аудита, и, как следствие, повышение достоверности предоставляемой в отчетах информации. К негативным моментам следует отнести отсутствие: общепринятого большинством российских компаний отношения к предоставлению социальной отчетности как к обязательной, регулярной практике (предоставление информации по социальной ответственности бизнеса рядом компаний по-прежнему воспринимается в качестве PR-хода); выраженной положительной динамики в развитие нефинансовой отчетности в ряде отраслей (химическая промышленность, машиностроение, сфера ЖКХ и др.; качества отчетов российских компаний по сравнению с отчетами международных корпораций; учета интересов всех заинтересованных групп и т.д.; выраженного стремления к социальной отчетности со стороны большинства компаний среднего бизнеса; общепринятой методологии, а также применения российскими компаниями универсального набора базовых индикаторов для отражения основных результатов деятельности, и в связи с этим – проблематичность сопоставимости данных отчетов в целях повышениях качества нефинансовой отчетности в России.
2.2. Преимущества и недостатки социальной отчетности
Необходимо признать, что существуют аргументы как в пользу развития социальной ответственности бизнеса, так и против этого. Первые можно свести к следующим положениям.
Во-первых, социально ответственный бизнес имеет более благоприятные долгосрочные перспективы. Улучшение жизни людей в определенном регионе выгодно предприятию даже просто самим участием в общественной жизни. В более благополучном с социальной точки зрения обществе благоприятнее и условия для бизнеса. Кроме того, у поставщиков и других контрагентов формируется более привлекательный образ предприятия. Поэтому, даже если краткосрочные издержки на социальную активность высоки, в долгосрочной перспективе они могут стабилизировать прибыль.
Во-вторых, проявление бизнесом социальной ответственности удовлетворяет ожидания широкой публики. Вовлеченность предприятий в решение социальных проблем становится все более ожидаемой. А поскольку бизнес располагает значительными финансовыми ресурсами, общество ждет, что он будет передавать их часть на социальные нужды.
В-третьих, важно само моральное обязательство корпорации вести себя социально ответственно. Предприятие является членом общества, поэтому нормы морали также должны управлять его поведением. Кроме того, поскольку законы не могут охватить все случаи жизни, компании должны исходить из ответственного поведения, чтобы поддерживать общество, основанное на законности.
Однако следует перечислить и ряд проблемных моментов, связанных с социальной ответственностью бизнеса.
Во-первых, это нарушение принципа максимизации прибыли. Средства, направляемые на социальные нужды, являются для предприятия издержками и уменьшают его прибыль. В конечном счете эти издержки переносятся на потребителей в виде повышения цен.
Во-вторых, менеджеры, управляющие компаниями, не подотчетны непосредственно широкой публике. Рыночная система хорошо контролирует экономические показатели предприятий и плохо – их социальную вовлеченность. До тех пор, пока общество не разработает порядок прямой отчетности предприятий, последние не будут участвовать в социальных действиях, за которые не считают себя ответственными.
В-третьих, проблема кроется в недостатке умения разрешать социальные проблемы. Сотрудники предприятия могут быть подготовлены к деятельности в сферах экономики, рынка, техники. Однако, как правило, они лишены опыта, позволяющего решать проблемы социального характера. Совершенствованию общества должны способствовать прежде всего специалисты, работающие в государственных структурах и благотворительных организациях.