Личностно-ситуационные
теории. Эта группа теорий является
как бы симбиозом двух предыдущих. В ее
рамках одновременно рассматриваются
как психологические черты лидера, так
и условия, в которых происходит процесс
лидерства. В частности, по мнению С. Казе,
лидерство генерируется тремя основными
факторами: личностными качествами лидера,
группой его последователей и сложившейся
ситуацией или «событием» (например, проблемой,
которую решает группа).
Р. Стогдилл и С. Шартл предложили
описывать лидерство через понятия «статус»,
«взаимодействие», «сознание» и «поведение»
индивидов по отношению к другим членам
организованной группы. Следовательно,
лидерство рассматривается скорее как
система отношений людей, а не как характеристика
изолированного индивида.
X. Герт и С. Миллз считали, что
для понимания феномена лидерства надо
уделять специальное внимание таким факторам,
как черты и мотивы лидера, его общественный
имидж, мотивы его последователей, черты
лидерской роли, а также учитывать «институциональный
контекст» и «ситуацию».
Таким образом, в разных вариантах
теории данной группы пытались расширить
достоинства предыдущих подходов. Однако
достичь желаемого удалось не во всем.
Теории взаимодействия-ожидания. Согласно взглядам Дж. Хоманса
и Дж. Хемфилда, теория лидерства должна
рассматривать три основные переменные:
действие, взаимодействие и настроения.
Это предполагает, что усиление взаимодействия
и участие в совместной деятельности связано
с усилением чувства взаимной симпатии,
а также с внесением большей определенности
в групповые нормы. Лидер в этой теории
определяется как, прежде всего, инициатор
взаимодействия.
Например, теория «усиления
ожиданий» Р. Стогдилла основана на
простом утверждении. У членов группы,
считал он, в процессе взаимодействия
усиливаются ожидания того, что каждый
из них будет продолжать действовать соответствующим
образом. Роль индивида определяется взаимными
ожиданиями, экспектациями, и, если его
действия совпадают с ожиданиями группы,
ему будет разрешено к ней присоединиться,
т. е. его допустят («примут») в группу.
Лидерский потенциал человека зависит
от его способности инициировать нужные
взаимодействия и ожидания.
Согласно теории «целевого
поведения» (path-goal theory) M. Эванса, степень
проявления внимания лидером определяет
осознание последователями будущего поощрения,
а степень инициирования структуры лидером
определяет осознание подчиненными того,
какое именно поведение будет поощрено.
Близкая к ней «мотивационная теория»
(Р. Хау, Б. Басе) понимала лидерство как
попытку изменения поведения членов группы
через изменение их мотивации. Ф. Фидлер
считал, что «лидерское поведение» зависит
от требований конкретной ситуации. Например,
«ориентированный на работу» лидер будет
эффективным в крайних ситуациях (слишком
легкая или слишком тяжелая работа). Лидер
же, ориентированный «на взаимоотношения»,
обычно эффективен при решении «умеренных»,
как бы «промежуточных» проблем.
«Гуманистические»
теории лидерства. Группа теорий лидерства, получивших
название «гуманистические», во главу
угла ставила развитие эффективной организации.
По мнению представителей этого подхода,
человек по самой своей природе — «существо
мотивированное», а организация по своей
природе всегда структурирована и контролируема.
Главной функцией лидерства является
модификация организации с целью обеспечения
свободы индивидов для реализации их мотивационного
потенциала и удовлетворения своих нужд
— однако, при одновременном достижении
целей организации.
Д. Мак-Грегор разработал две
теории организующего лидерства. Первая,
так называемая теория X, основана
на предположении, что индивиды обычно
пассивны, противостоят нуждам организации
и, следовательно, их необходимо направлять
и «мотивировать». Вторая, теория Y, основана
на предположении, что люди уже обладают
мотивацией и стремятся к ответственности,
поэтому необходимо так их организовывать
и направлять, чтобы они одновременно
реализовывали и свои цели, и цели организации.
Две эти теории отражали, по сути, два этапа
развития организации.
С. Аргирис также указывал на
наличие конфликта между организацией
и индивидом. По его мнению, природа организации
предполагает структурирование ролей
ее членов и контроль над исполнением
ими своих обязательств. В природе человека
заложено стремление к самореализации
через проявление инициативы и ответственности.
Значит, эффективное лидерство должно
принимать это во внимание и опираться,
прежде всего, на эти качества.
Р. Ликерт считал, что лидерство
— процесс относительный, и лидер должен
принимать во внимание ожидания, ценности,
межличностные навыки подчиненных. Лидер
должен дать подчиненным понять, что организационный
процесс направлен на их пользу, так как
обеспечивает им свободу для ответственного
и инициативного принятия решений.
В рамках данной теории Р. Блайк
и Дж. Моутон сумели изобразить лидерство
графически: по оси абсцисс — забота об
индивидах, по оси ординат — забота о результате.
Чем выше значения этих координат, тем
больше развиты отношения доверия и уважения
в организации.
В целом же, отметив условную
«гуманистичность» данных теорий, сделаем
вывод: это был все-таки шаг вперед по сравнению
с предшественниками. Гуманистический
подход опирается на углубленный анализ
личностно-психологических корней феномена
лидерства.
Теории обмена. Представители данной теории
(Дж. Хоманс, Дж. Марч, X. Саймон, X. Келли
и др.) исходят из того, что общественные
отношения представляют собой форму особого
обмена, в ходе которого члены группы вносят
определенный не только реальный, производительный,
но и сугубо психологический вклад, за
что получают некий психологический «доход».
Взаимодействие продолжается до тех пор,
пока все участники находят такой обмен
взаимовыгодным. Т. Джакобс сформулировал
свой вариант теории обмена следующим
образом: группа предоставляет лидеру
статус и уважение в обмен на его необычные
способности к достижению цели. Процесс
обмена сложно организован, он включает
многочисленные системы «кредитования»
и сложные «выплаты».
Данная группа теорий, будучи
суперрационалистичной, отражает, безусловно,
лишь одну из сторон феномена лидерства.
Однако ее влияние на современную политическую
психологию значительно. Обобщенно говоря,
вся история изучения феномена лидерства
привела к тому, что воцарились два суперподхода:
рационалистический и гуманистический.
Мотивационные теории
лидерства. Согласно В. Стоуну, мотив —
это своеобразная выученная «навязчивая
идея», основанная на внутренней потребности
компетентно обращаться с окружающей
средой. Независимо от первоначальной
потребности (власть, престиж, самовыражение),
мотивация зависит от осознаваемых человеком
возможностей. Естественно, слишком сильная
мотивация может исказить восприятие.
Например, слишком сильно мотивированный
кандидат, объективно имеющий мало шансов
на успех, может слепо верить в свою победу
на выборах. Однако, чаще всего, индивид
выставляет свою кандидатуру, когда он
осознает, что у него есть вероятность
победить, достаточно навыков и серьезная
поддержка. Как заметил Д. Шлезингер, «амбиции часто развиваются
в специфической ситуации как ответная
реакция на возможности, открывающиеся
политику». «Теория амбиций»
предполагает рациональную оценку ситуации.
Дж. Штерн предложил следующую формулу
мотивации:
мотивация = f (мотив
х ожидание х стимул)
Это означает, что амбиции кандидата
представляют собой функцию от трех переменных.
Во-первых, от его личных мотивов (власть,
успех, уважение). Во-вторых, от его ожиданий
относительно занятия должности. В-третьих,
от «ценности приза». Ожидания индивида
определяются его отношением к политической
системе, будущими возможностями как политика,
оценкой собственных способностей и вероятной
поддержкой. Другими словами, три вещи
— будущий престиж, власть и зарплата
— определяют амбиции политика.
Для лидерства важен мотив плюс
возможность его реализации, так как мотив
без такой возможности равен движению
без направления. Известный сторонник
гуманистической психологии А. Маслоу
в своей теории иерархических
потребностейутверждал, что корни
лидерства возникают в процессе трансформации
человеческих желаний (мотивы, исходящие
из чувств) в потребности, социальные стремления,
коллективные ожидания и политические
требования, т. е. в мотивы, зависящие от
среды. В иерархии потребностей на низшем
уровне находятся физиологические потребности,
на среднем — обеспечение безопасности,
на высшем уровне — аффективные потребности.
Фрустрация низших потребностей увеличивает
мотивацию для их удовлетворения. Задача
лидера — предотвращение фрустрации,
апатии, неврозов и других форм «общественных
расстройств» через трансформацию потребностей
граждан в социально-продуктивном направлении.
Лидеры как бы конвертируют надежды и
стремления в санкционированные ожидания.
Цепочка контролируемого лидером состояния
ведомых такова:
желания и потребности=>надежды
и ожидания=>требования=>политические
действия.
Что касается самого лидера,
то А. Маслоу различал у него два типа властных
потребностей:
1) потребность в силе,
достижениях, автономности и свободе;
2) потребность в доминировании,
репутации, престиже, успехе, статусе
и т. д. Большинство исследователей
придерживаются мнения, что основным
властным мотивом является стремление
удовлетворить одну потребность — в доминировании.
Д. Берне считает, что главный элемент
политических амбиций — потребность в
уважении (одновременно, в высокой самооценке
и высокой оценке других). Все «великие
люди» демонстрировали наличие этой потребности.
Наглядным примером является лидер с ущербной
самооценкой (В. Вильсон, по 3. Фрейду). По
мнению Д. Бернса, стремление к уважению
— это не патология, а лишь повышенная
потребность в самоактуализации. Самоактуализаторы
— это и есть потенциальные лидеры.
Так выглядят семь основных
подходов к проблеме лидерства, составивших
первоначальный фундамент ее научного
изучения. Только по мере формирования
этой опоры возможным оказался следующий
шаг: попытка создания типологий лидерства и выделения типов лидеров.[5]
1.2 Политический
имидж, основные факторы формирования
Имидж (от англ. Image — «образ», «изображение»,
«отражение») — искусственный образ, формируемый
в общественном или индивидуальном сознании
средствами массовой коммуникации и психологического воздействия. Имидж
создается пиаром, пропагандой, рекламой с целью формирования
в массовом сознании определённого отношения
к объекту. Может сочетать как реальные
свойства объекта, так и несуществующие,
приписываемые. [6]
Работа с имиджем, с этой точки зрения,
это ответ на желания населения, поскольку
его основные составляющие должны соответствовать
идеализациям, свойственным на этот период
аудитории.
Проблема политического имиджа в настоящее
время привлекает большое внимание исследователей
и политиков, что нашло отражение в различных
публикациях об имидже политических лидеров
на Западе, а в последнее время и в нашей
стране.
На основании проведенного анализа публикаций
по проблеме имиджа политических лидеров,
представляется возможным, определить
имидж как эмоционально окрашенный психический
образ - представление, имеющий характер
стереотипа, наделяющий объект путем ассоциаций
дополнительными ценностями (социальными,
психологическими, эстетическими и т.д.)
необязательно имеющими основания в реальных
свойствах самого объекта, но обладающими
социальной значимостью для воспринимающих
такой образ.
Так, в 1961 году в Лондоне вышла книга “Имидж”,
принадлежащая перу американского историка
и социолога Даниела Бурстина. В ней имидж
рассматривался преимущественно с точки
зрения его использования в коммерческой
сфере. Позже, характеризуя возросшее
влияние фактора имиджа уже в политической
деятельности.
Таким образом, как самостоятельное направление
исследование политического имиджа обусловлено
демократизацией политических процессов
в мире, а также возникновением и широким
распространением революционно новых
технологий в области внедрения имиджевых
характеристик в массовое сознание.
Политика и выборы в связи с “имиджем”
рассматривались поверхностно. В связи
с советской политической системой имидж
не рассматривался. Долгое время политологи
и социологи Республики Беларусь не баловали
вниманием предвыборные кампании.
Уже позже активно начали обсуждаться
такие вопросы как типология избирателей,
роль СМИ, стратегия и тактика партий,
политических объединений на выборах.
Именно организация демократических выборов
и накопившийся в этой сфере опыт способствовали
появлению в Республике Беларусь большого
количества изданий, посвященных различным
аспектам проведения избирательных кампаний.
Уже в конце 1999 года вышла первая книга
“Время выбора”. В ней анализировались
эмпирические данные и обсуждались теоретические
проблемы. За 9 лет появилась не только
литература методического характера (как
создать свой имидж, профессионально провести
успешную избирательную кампанию), но
и ряд работ аналитического обобщающего
плана.
Предпочтение отдается рассмотрению
влияния имиджа на политическую жизнь
зарубежных стран.
Как свидетельствует ход событий политической
истории, имидж (как идеализированный
образ чего или кого-либо) не является
сегодняшним изобретением. Эта проблематика
затрагивалась и в более ранние времена.[7]
Важно осознавать,
что имидж — это манилулятивный психический
образ, причем обладающий большой регулятивной
силой. Имидж призван влиять больше не на сознание
избирателя, а на его эмоциональную сферу
и уровень бессознательного. А вот авторитет
или репутация — это категории рассудочные,
чтобы сделать какое-либо заключение нужна
аргументация. Имидж же основан скорее
на вере, чем на анализе, размышлении и
убеждении, на эмоционально окрашенным пониманием причин. Чтобы более глубоко разобраться
в этом, обратимся сначала к существующим
ключевым понятиям и определениям. Базовым является собственно понятие имиджа.
Имидж (от
англ, image) — сложившийся в массовом сознании
и имеющий характер стереотипа эмоционально
окрашенный образ кого-либо (в нашем случае
— политика).