Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа
Цель работы – изучить досуговую деятельность и выявить ее роль в наши дни, а особенно ее социокультурное содержание, направленное на преобразование индивида и общества вцелом.
В процессе работы выдвигаются следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие досуга, дать ему свое определение для современной ситуации, и охарактеризовать его теоретические аспекты (уровни, виды, принципы организации);
- раскрыть социокультурное значение досуга, через изучение его функций, выявить его ценность;
- изучить перспективы туристической деятельности в сфере реализации социокультурного потенциала досуга.
Введение
Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия
1.1 Понятие досуга. История развития досуговой деятельности
1.2 Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга
Раздел 2. Социокультурная значимость досуговой деятельности
2.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов
2.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль
Выводы
Список использованной литературы
Министерство культуры и туризма Украины
Харьковская Государственная Академия Культуры
Кафедра менеджмента социокультурной деятельности
Курсовая работа
по дисциплине «менеджмент СКД »
на тему: « Социокультурная значимость досуга »
Харьков
2009
Содержание
Введение
Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия
Раздел 2. Социокультурная значимость досуговой деятельности
2.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов
2.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль
Выводы
Список использованной литературы
Введение
Современная социокультурная ситуация в стране характеризуется динамичным развитием и преобразованием культурных компонентов повседневной жизнедеятельности людей. При этом существенно меняется и структура досуговой деятельности, она освобождается от заорганизованности, администрирования, поверхностно-назидательной просветительности и приобретает гуманистическое общечеловеческое содержание, делает актуальным индивидуальное своеобразие, национальную самобытность, авторское начало в культурной деятельности. Данная ситуация предполагает глубокое переосмысление социокультурной значимости досуговой деятельности как составной части единого процесса возвышения культуры каждой личности.
Во все времена досуг обогащал и обогащает сегодня личность, расширял и расширяет сегодня возможности самоутверждения, обеспечивал и обеспечивает сегодня рекреацию и дальнейшее развитие личности. Не смотря на огромное количество нерешенных проблем люди культуры пытаются развивать разнообразные и находить новые виды досуговых занятий в учреждениях культуры, основной задачей которых является создание условий для формирования и удовлетворения культурных запросов и духовных потребностей людей, развития инициативы и реализации творческого потенциала населения.
В свою очередь, интересующая нас как будущих специалистов в сфере организации туристической деятельности, организация туристского досуга, его насыщенность является механизмом осуществления социокультурной досуговой деятельности и одним из эффективных способов пропаганды культурно-исторических ценностей. В связи с этим актуальной становится проблема рационального проведения и организации туристского досуга таким образом, чтобы он в полной мере выполнял свои социокультурные функции.
Объектом исследования данной работы является досуговая деятельность человека.
Предмет исследования – социокультурная значимость досуга.
Цель работы – изучить досуговую деятельность и выявить ее роль в наши дни, а особенно ее социокультурное содержание, направленное на преобразование индивида и общества вцелом.
В процессе работы выдвигаются следующие задачи:
Проблеме досуга посвещали свои работы Дюмазадье Ж., Проновост Ж., Андерсен Н., О’Брайен Т., Рей С., Каплан М., Урден К., Фридман Ж. и другие. Также исследовали досуг в качестве разновидности социокультурной деятельности и наши ученые: А.И. Артемьева, Г.А. Аванесова, Г.С. Буданова, Л.Г. Домрачева, Н.В. Рыбакова, Н.А. Хренов.
Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия
Феномен культурно-досуговой деятельности, которая в своеобразной форме отобразила ряд глобальных социально-экономических и социокультурных тенденций ХХ века, привлекает вниманий ученых многих стран. За последние 100 лет вдвое сократилось рабочее время и значительно увеличился объем свободного времени. Во всех развитых странах мира наблюдалось новое соотношение труда и досуга. Это привело к возрастанию социального значения досуга, который стал необходимой частью жизни человека в условиях психических и физических перенагрузок. Существенно возросла ценность досуга для определенных групп населения (особенно для молодежи). За последнее десятилетие досуг развивается как элемент способа жизни и стал предметом существенных социологических и культурологических исследований.
Теория досуга на современном этапе ее развития характеризуется междисциплинарностью, основывается на данные многих наук: психологии, педагогики, социологии, философии, географии, экономики. Однако со второй половины ХХ века досуг выделяется как самостоятельная отрасль знания, которая изучает значение свободного времени в жизни человека, его содержание, развитие личности на основе досуговой деятельности.
В отечественных и зарубежных энциклопедиях и справочниках понитие досуга определяется как: «Свободное, незанятое время, прогулка, освобождение от дел» (Даль В. «Словарь живого великого русского языка»); «Свободное от работы время, на досуге – свободен от дел» (Ожегов С. «Толковый словарь русского языка»); «Часть внерабочего времени, которая остается у человека после выполнения необходимых непроизводственных обязательств: перемещения с работы на работу, сна, употребления пищи, других видов бытового самообслуживания» («Большая советская энциклопедия»). Зарубежные ученые считают, что досуг как научный термин произошел от латинского слова «licere», что в переводе означает «быть разрешенным», французского слова «loisir» («свободное время») и английского слова «leisure» («свобода выбора действий»).
Современные зарубежные досуговые системы по-разному определяют понятие досуга. В частности, он рассматривается как: синоним прогрессу и либерализации (Дюмазадье Ж., Проновост Ж.); социальная ценность, необходимое условие для всестороннего развития личности (Андерсен Н., О’Брайен Т., Рей С.); смысл жизни, всеобщая ценность (Каплан М., Урден К.); возможность получения удовольствия (Краус Р., Харингтон М.); современное воплощение свободы (Волпичелли Д.); компенсационное средство (Фридман Ж.); деятельность ради самого себя, а не какой-либо другой цели (Келли Дж.)
В общем, в странах зарубежья, начиная со второй половины ХХ века, сформировались концепции, которые рассматривают досуг как составляющую временного пространства, как вид человеческой жизнедеятельности, как психологическое состояние человека, как характерную черту целостного образа жизни. Рассмотрим детальнее каждую из этих составляющих.
Досуг как составляющая временного пространства (количественная концепция досуга) предусматривает распределение бюджета времени человека на рабочее и нерабочее. Согласно этой концепции, досуг отождествляется с внерабочим временем, изучается как свободное время человека и приобретает характерные признаки свободного времени человека в целом; рассматривается как существенная составляющая свободного времени, которая освобождает человека от всех бытовых, рабочих и семейных обязанностей, имеет рекреационное и развлекательное наполнение. Согласно количественной концепции, досуговое время используется человеком по его собственному желанию.
Досуг как отдельный вид жизнедеятельности человека. Здесь досуг рассматривается как деятельность (творческая, конструктивная или же бесцельная и асоциальная). Досуговая деятельность отличается от других видов жизнедеятельности тем, что осуществляется согласно потребностям индивида, с целью получения удовольствия. С точки зрения сторонников деятельностной концепции, роль досуга заключается в возобновлении психических и физических сил человека, повышении его образовательного и духовного уровня, совершении лишь тех занятий в свободное время, которые отвечают потребностям и желаниям человека и приносят ей удовлетворение в процессе самой деятельности.
Досуг как психологическое состояние человека рассматривается сквозь эмоциональное восприятие человеком досуговых занятий. Согласно этой концепции, досуговыми считаются лишь те виды деятельности, которые воспринимаются человеком позитивно. Последователями психологической модели досуга есть Драйвер Б. и Неулингер Дж. Досуг по их мнению является существенной составляющей эмоциональной сферы жизни, и потому зависит от качества этой жизни, уровня ее удовлетворения, досуговых возможностей и предложений, их доступности.
Интеграционной считается концепция целостного способа жизни. Ее суть заключается в том, что все сферы человеческой жизни имеют досуговый потенциал, то есть возможности для творчества, саморазвития и самосовершенствования имеют разные виды человеческой деятельности (семья, образование, работа, религия).
Анализируя все эти подходы, очень удачным нам кажется определение понятия досуга словами Г.А. Аванесовой: «досуг - есть такое проведение человеком свободного времени, которое сбалансировано по разным видам рекреационной, развивающей и развлекательной активности, наполнено социально значимым смыслом и оценивается в данном обществе как согласованное с отечественными традициями и отвечающее современным требованиям» [1.23].
Культура человеческого общества развивается непрерывно. Благодаря этому появляются различные виды досуговой деятельности. Их качество, в свою очередь, определяет уровень культуры. Поэтому проблема организации досуга (сохранения культуры) остается важной во все эпохи.
«С древних времен существовали места «официального» проведения досуга – священные и обрядовые. Уже в античной Греции появились театры, стадионы, гимназии, библиотеки, храмы. А римская культура подарила миру первые многофункциональные центры – термы, которые включали помещения массажа и бань, бассейнов, спортивных арен, библиотек, садов, комнат деловых встреч, лоджий для диспутов. Распространенной формой проведения досуга были гладиаторские бои.
В средние века разнообразие досуговой деятельности объясняется расслоением общества. Во дворцах и загородом феодалы проводили балы, рыцарские турниры, пиры. Духовенство имело особые центры досуговой деятельности: монастыри, включавшие множество функций, соборы, залы для собраний, трапезные, библиотеки, гостиницы, школы, винодельни, сельскохозяйственные угодья, живописные и скульптурные мастерские. [12] В то же время складывалась структура внецерковных образовательных учреждений. Появились первые университетские города, как место общих собраний молодых людей, встреч и трапез.
В период капитализма снова появляются общедоступные досуговые сооружения – театр, выставочная галерея, парки. Рабочие проводят свободное время в «питейных заведениях» - кафе, таверне, бистро, пивной, баре. Некоторые из них включали элементы клубной работы. Зарождаются первые клубы по профессиональным и товарищеским признакам.
В середине Х1Х века происходит развитие зрелищно-развлекательных форм – кино, варьете, луна-парк, где молодежный характер развлечений (в силу специфики его возрастных особенностей) играет главную роль.
Начало ХХ века характерно бурными политическими и социальными изменениями. В этих условиях обособляются понятия молодежной политики, молодежной культуры, молодежного досуга. Все это непосредственно отражается на архитектуре: вслед за многофункциональными досуговыми комплексами создаются комплексы отдельно для молодежи. Таким образом, создание молодежных центров - это явление социального развития, явление времени. Эта тенденция находит отражение как на практике, так и в теории; как в нашей стране, так и за рубежом. Накапливается огромный опыт таких сооружений.
В 20 - 30-е годы, наряду с идеями создания Дворцов и Домов культуры, разрабатываются проекты Домов юного пролетария, Дворцов молодежи. Выдвигаемые идеи «забегают» далеко вперед, не всегда имея средства на осуществление. И в начале ХХ века не были воплощены в жизнь имеющиеся проекты домов молодежи. А в 1925 г. основной формой работы с молодежью утверждаются юношеские секции при домах и дворцах культуры общего типа.
Лишь в 50 - 60-е годы происходит возвращение к данной проблеме. Намечается переход от проектирования отдельных зданий к проектированию культурных центров. И немедленно наблюдается специализация учреждений культуры по видам обслуживания и по контингенту обслуживания.
За рубежом схожие социальные процессы приводят к появлению многофункциональных культурных центров и постановке проблемы организации досуга.
Во Франции строительство домов молодежи началось после Второй мировой войны: в каждом городе, сельском населенном пункте, районе строились учреждения клубного типа – очаги культуры молодежи Франции. Их задачей было объединить, наладить контакты между людьми разного происхождения, разных профессий. По замыслу это нечто большее, чем клуб. Программа деятельности вырабатывалась и осуществлялась членами клуба. Она включала: развлечения, физическую, практическую, интеллектуальную, художественную деятельность, проведение спектаклей, путешествия, общественно-бытовое обслуживание.
Другой элемент досуга во Франции - дома культуры. В отличии от домов молодежи, они не являлись рядовым элементом социального оснащения города, но высшей ступенью различных общественно-воспитательных учреждений, организующей и координирующей культурную деятельность своего района.