Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2014 в 14:26, курсовая работа
Цель работы – изучить досуговую деятельность и выявить ее роль в наши дни, а особенно ее социокультурное содержание, направленное на преобразование индивида и общества вцелом.
В процессе работы выдвигаются следующие задачи:
- проанализировать литературу по данной проблеме;
- рассмотреть понятие досуга, дать ему свое определение для современной ситуации, и охарактеризовать его теоретические аспекты (уровни, виды, принципы организации);
- раскрыть социокультурное значение досуга, через изучение его функций, выявить его ценность;
- изучить перспективы туристической деятельности в сфере реализации социокультурного потенциала досуга.
Введение
Раздел 1. Досуг как культурный феномен. Теория понятия
1.1 Понятие досуга. История развития досуговой деятельности
1.2 Теоретические аспекты: уровни, виды и принципы организации досуга
Раздел 2. Социокультурная значимость досуговой деятельности
2.1 Социокультурные функции досуговой деятельности. Значимость досуговых институтов
2.2 Туризм как одна из перспективных форм досуга, выполняющая социокультурную роль
Выводы
Список использованной литературы
«Высший смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности». [7.91].
У каждого человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, привязанность к тем или иным занятиям, у каждого свой принцип организации проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.
В сегодняшней социально-культурной ситуации досуг предстает как общественно осознанная необходимость. Общество кровно заинтересовано в эффективном использовании свободного времени людей – в целом социально-экологического развития и духовного обновления всей нашей жизни. Сегодня досуг становится все более широкой сферой культурного досуга, где происходит самореализация творческого и духовного потенциала молодежи и общества в целом. Он является необходимым и неотъемлемым элементом образа жизни человека и рассматривается как реализация, интересов личности связанных с рекреацией, саморазвитием, самореализацией, общением, оздоровлением и т.п. В этом заключается социальная роль досуга.
Несомненно, досуг должен быть разнообразным, интересным, носить развлекательный и ненавязчивый характер. Такой досуг можно обеспечить предоставлением возможности каждому активно проявить себя свою инициативу в различных видах отдыха и развлечений.
«В современных культурно-досуговых учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д.
Важную роль в досуговой деятельности играет коллектив. Он выступает основным звеном связи между личностью и обществом, и основной формой всей культурно-досуговой деятельности. Занятия в клубном коллективе осуществляются более на высоком уровне активности, не ограниченном лишь познавательной деятельностью, как это происходит в производственных и учебных коллективах.
В стабильных коллективах, а также в традиционных мероприятиях развивается интерес, поднимается активность участников, внимание становится более устойчивым. Важно чтобы участники коллективов постоянно делились своими успехами с другими, постоянно взаимодействовали. Практикой доказано, что культурно-досуговое учреждение по своей природе обладают возможностью развивать у людей устойчивые общие интересы и опираться на них. Как раз любительство основано на страстном увлечении вызывает у человека, повышенное, устойчивое внимание, являющегося условием творчества. Надо стремиться к тому, чтобы и массовые мероприятия вызывали большую активность участников. Соответственно такая активность, вызывает внимание и поддерживает его на высоком уровне». [10.56-57].
Досуг несет в себе и личностно - ориентировочный характер.
Молодежный досуг, как бы перехватывая эстафету подросткового досуга, закрепляет, а во многом и закладывает в молодом человеке такие привычки и умения, которые затем будут всецело определять его отношение к свободному времени. Именно на этом этапе жизни человека вырабатывается индивидуальный стиль досуга и отдыха, накапливается первый опыт организации свободного времени, возникает привязанность к тем или иным занятиям. В молодые годы определяется и сам принцип организации и проведения свободного времени – творческий или нетворческий. Одного поманят странствия, другого – рыбалка, третьего – изобретательство, четвертого – легкие развлечения…
«Наиболее рельефно социальная ценность досуга раскрывается под углом зрения проблемы предназначения человека, смысла его бытия.
В этих словах, формулирующих жизненную задачу каждого, в особенности молодого человека, выражен идеал нашего общества - всесторонне, гармонически развитая личность. Задача человека всесторонне развивать свои способности имеет особый характер».[14.127-128]. Дело в том, что формирование и развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей. Последние, в данной взаимосвязи, являются движущей силой способностей. В связи с этим указанная задача предполагает всестороннее развитие способностей человека и столь же всестороннее удовлетворение его потребностей. Ясно, что решение данной задачи невозможно без сферы досуга, где находит удовлетворение целый комплекс потребностей, в том числе и потребность личности в развитии, самосовершенствовании. Она проявляется, как ее сознательное желание специально воздействовать на себя определенными занятиями, упражнениями с целью самосовершенствования, развития.
Таким образом, активный, содержательный досуг требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.
Изучение совершенствования деятельности культурно-досуговых центров по организации досуга молодежи подтверждает, что в настоящее время они переживают достаточно сложный период, который характеризуется следующими негативными процессами: недостаточное финансирование, падение интереса у населения к деятельности досуговых учреждений; следствие этого низкая их посещаемость, многие формы досуговых занятий просто устарели и др. Значительные социально-культурные и социально- педагогические ресурсы в формировании гражданских, личностных качеств молодежи заложены в досуговой сфере, которая является доминирующим элементом молодежной культуры.
Итак, в своей работе центры досуга должны ориентироваться на достижение следующих целей:
- удовлетворение потребностей всех социально-демографических групп населения вне зависимости от уровня их подготовленности к активным досуговым занятиям;
- предоставление набора занятий, обеспечивающего каждому из посетителей центра полной возможности реализации досуговой активности;
- обеспечение поступательного процесса включения населения в современную сферу досуга, воспитания культуры рационального использования свободного времени;
- активизация деятельности всех существующих учреждений общественного обслуживания путем разработки и постановки на их базе высококачественных, современных досуговых программ, пользующих спросом у населения.
Подводя итог, можно сказать, что каждый современный культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного проведения своего досуга.
Социокультурная значимость досуговой деятельности раскрывается через ее функции, и заключается в ее влиянии на развитие творческих задатков и способностей человека, его самостоятельности, инициативности, активности; она отображает потребности общества вцелом, закономерности его развития.
От умения направлять свою деятельность в часы досуга на достижение общезначимых целей, реализацию своей жизненной программы, развитие и совершенствование своих сущностных сил, во многом зависит социальное самочувствие человека, его удовлетворенность своим свободным временем.
2.2 Туризм как одна из
В конце XX - начале XXI вв. туризм становится неотъемлемой частью жизни большей части населения земного шара. Многообразие маршрутов и направлений, по которым можно путешествовать, увеличивается с каждым годом. С увеличением количества свободного времени все более актуализируется вопрос проведения его вне дома и пределов города как один из способов повышения качества жизни. Загородные поездки на выходные или в отпуск становятся хорошим тоном, престижным занятием, ориентиром в уровне жизни и показателем позиции, которую допустимо и желательно занимать на социальной лестнице.
Вторая причина, по которой становится актуальным изучение социальных практик туризма, - развитие международных экономических связей и, как следствие, увеличение числа деловых поездок, что расширяет интерес гуманитарных наук к данной проблеме.
Выступая в качестве досуговой деятельности, туризм, на наш взгляд, является сферой свободной самореализации современного человека и свободного проявления личностных качеств в разных социальных средах. С изменением географического положения человек субъективно меняет привычное социальное положение, соответствующий ему ролевой набор и стиль поведения. Он может чувствовать себя более свободно и раскованно или более ответственно и напряженно (в зависимости от социальной уплотненности окружающего пространства). Поэтому изучение путешествий как свободной досуговой деятельности представляет интерес и для рассмотрения ролевых моделей человеческого поведения.
«Еще один момент, на который стоит обратить внимание, обосновывая актуальность туризма в сфере досуга, — роль путешествий в формировании образов местностей, которые посещает человек, распространении стереотипов об этих территориях». [13.21]. Путешествия представляют собой добровольные пространственные перемещения человека, они имеют социокультурные и психологические основания, побуждающие человека к переездам: во-первых, необходимость удовлетворения валеологических, когнитивных и эстетических потребностей; во-вторых, постоянное стремление человека к улучшению жизненных условий; в-третьих, потребность в рекреации.
Туризм является в современном мире неотъемлемой частью образа жизни человека и поэтому может быть рассмотрен как досуговая (альтернативная) форма самореализации личности, поскольку он ориентирован на человека, оказывает влияние на стандарты коммуникативного взаимодействия, отношения между людьми и странами, на формирование единого социально-экономического и культурно-познавательного пространства.
«Подтверждено, что туристическая деятельность как социокультурное явление, ее социальные цели и значение изменяются по мере развития общества и сложившейся системы ценностей, а также характера социально-экономических отношений, технологического уровня и совершенствования самого человека. Если раньше для успеха туристического учреждения имело значение его удачное географическое расположение, качество питания, условия проживания и достаточно ограниченный характер экскурсионных мероприятий, то сегодня потребности человека в отдыхе, рекреации, развлечениях, позитивных эмоциях требуют качественно другой философии досуговой деятельности в туристических комплексах». [13.22-23]. Туристический досуг утверждается как вид досуговой деятельности для организации комфортного отдыха туристов, восстановления их физических и духовных сил. В этом ему помогают досуговые программы. Они играют существенную роль в функционировании туристического комплекса на современном рынке индустрии досуга.
Досуговые программы в туркомплексах общепризнано классифицировать по направлению их деятельности. Они делятся на:
- рекреационно-оздоровительные (дискотеки, танцевальные вечера, развлекательные программы и вечерние шоу, карнавалы, рыбалка, игровые конкурсы, спортивные соревнования);
- спортивные (путешествия, соревнования, велоспорт, плаванье, экскурсии, поездки);
- культурно-искусные (спектакли, выставки, концерты, вернисажи, фольклорные акции, художественные программы, посещение выставок, галерей);
- просветительские (занятия по интересам, встречи, интеллектуальные игры, викторины, фестивали).
Досуговая программа должна состоять из разнообразных по своей форме и содержанию мероприятий, вызывать у туристов заинтересованность, и тем самым привлекать их.
Очень важно также упомянуть о «самоидентификационной» роли туристической деятельности. Выявлено, что поиск себя в пространстве связан, прежде всего, с поиском оптимальных социальных ролей и образов, с которыми идентифицирует себя человек. Компенсация идентичности достигается в основном за счет элементов карнавальности, присущих досуговой социальной жизни. Они оказывают релаксационный эффект на путешественника, преобразуя социальное поведение человека из обязательного и регламентируемого в свободное и творческое, что позволяет считать социальную практику туризма сферой досуговой самореализации человека.
«Следует отметить, что туристическая деятельность ярко проявляет значение и коммуникативной функции досуга. Специфика коммуникативного взаимодействия в современном обществе состоит в способности субъектов переводить его из русла формальных в русло неформальных отношений. Взаимодействие приобретает все более личный и деформализованный характер. При этом, чем выше уровень формализации и ролевых предписаний обыденного межличностного взаимодействия, тем сильнее стремление субъектов общения к выходу за рамки формального взаимодействия, в том числе посредством более или менее продолжительной смены актуального социального окружения в процессе путешествий». [13.24].
Рассмотрев туризм, как одну из форм досуговой деятельности, мы задаемся перед собой еще одним вопросом: а выполняет ли в полной мере туризм ту социокультурную роль на Украине?
Наше государство имеет все условия для развития самых разных видов туристической деятельности. Украина относится к числу наиболее посещаемых туристами 25 стран мира. Но на данный момент роль туризма у нас ниже, нежели за рубежом. Главной причиной этому есть экономическая политика нашей страны и недостаток высококвалифицированных кадров в туристической сфере.
Чтобы социокультурный потенциал туристической деятельности на Украине раскрылся вполне, нам следует перенять опыт государств, которые более реализовали эту сферу досуга. Согласно указу президента Украины Л.Д. Кучмы об основных направлениях развития туризма в Украине до 2010 года (от 10.08.1999г.) туристическая деятельность, помимо решения экономических вопросов, должна стать и важным средством культурного и духовного воспитания граждан Украины, возобновления их трудового потенциала, посредством их всеобщего отдыха и оздоровления; а также ознакомить их с историко-культурным наследием нашей страны. Для достижения этих целей, основными принципами досуга в туристических комплексах должны стать: индивидуальный подход, комплексность в организации досуговых мероприятий, систематичность и целенаправленность их проведения, свобода выбора и добровольное участие, театрализация, синтез всех видов творческой деятельности. И обязательно следует уделить внимание на повышение квалификации работников данной сферы. Эффективная реализация досуговой деятельности в туристическом учреждении невозможна без талантливых специалистов. И мы как будущие менеджеры туризма должны быть способны реализовать запланированную досуговую программу. Мы должны отвечать за: систематическое и своевременное изучение социально-культурных запросов разных групп населения; разработку и реализацию социально-ориентированных досуговых программ и проектов; изучение инновационных технологий в сфере досуга и их использование при работе с клиентом; прогнозирование дальнейшего использования досугового потенциала в туристической сфере; использование педагогических методик с целью развития культурного декоративно-прикладного, эстетического творчества человека, раскрытия его рекреационного потенциала; инициативность и творчество команды, умение работать с людьми разных возрастных, образованных, культурных, социальных, профессиональных категорий; понимание стратегии развития туристического комплекса, как элемента досуговой деятельности, несущего социокультурный характер.