Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Сентября 2014 в 19:47, реферат
1. Спенсер и его время
Зарождение социологии в Англии связано с именем Герберта Спенсера (1820-
1903). В середине XIX в., когда началась научная деятельность Спенсера, английский
капитализм находился в зените своего расцвета. Раньше всех завершив промышленную
революцию, Англия далеко опередила другие страны по уровню своего экономического
развития. В глазах мирового общественного мнения середины XIX в. Англия была
символом процветания и либерализма. Несмотря на острые классовые противоречия,
английская буржуазия самодовольно гордилась достигнутыми успехами и уверенно
смотрела в будущее. Эти настроения сказались и на социальной философии Спенсера1
.
из разных источников [16].
Внешним образом описывая структурно-функциональные связи социального
целого, органическая модель общества не раскрывает реальных основ этой структуры.
Спенсер не видел ни диалектики производительных сил и производственных отноше
50
ний ни базисного положения последних по отношению к политико-идеологическим
явлением. Ведущая роль общественного разделения труда в процессе классообразования
трактуется им в консервативно-охранительном духе, а классовой борьбе приписывается
исключительно деструктивная роль. К тому же Спенсер так и не мог теоретически
разрешить противоречия между органицизмом и индивидуализмом.
Отсюда противоречивость влияния Спенсера на социологическую мысль. Не
признанная официальной университетской наукой, спенсеровская социология приобрела в
конце XIX в. большую популярность среди широкой читающей публики, особенно в
США, где с 1860 по 1903 г. было продано почти 369 тыс. экземпляров его сочинений [12,
р.21]. По словам Ч. Кули, спенсеровская «Социология как предмет изучения», «вероятно,
способствовала пробуждению интереса к социологии больше, чем любая другая
публикация до или после этой книги» [10, р.129]. Визит Спенсера в США в 1882 г. был
подлинным триумфом мыслителя. В начале XX в. его влияние на общественную мысль
США становится менее заметным, но не столько потому, что его идеи исчерпали себя,
сколько потому, что язык Спенсера стал, по выражению Р. Гофштадтера, «общей чертой
фольклора индивидуализма» [12, р.50].
Однако отношение к Спенсеру никогда не было однозначным. Вначале его
воспринимали главным образом как теоретика натуралистического эволюционизма;
наибольшим влиянием он пользовался у представителей социал-дарвинистской
ориентации (У. Самнер). Сторонники психологической ориентации, напротив, критикуют
Спенсера за его натурализм. Кризис эволюционизма на рубеже XX в. вызвал и острую
критику в адрес Спенсера. Однако уже Э. Дюркгейм увидел в нем предтечу
функционалистской ориентации. При опросе Л. Бернардом 258 американских социологов
в 1927 г. Спенсера считали самым влиятельным европейским социологом [13, р.841], но
затем число ссылок на него резко уменьшается. В 1937 г. Т. Парсонс недвусмысленно
писал, что «Спенсер мертв» [14, р.3], и с этим соглашались историки социологии 1940-
1950 гг. Появление неоэволюционизма, с одной стороны, и кибернетики и системного
подхода, с другой, снова усилили в последние годы на Западе интерес к Спенсеру, в
котором видят предшественника этих новых течений, хотя они родились, конечно, не на
основе спенсеризма.
Информация о работе Социологическая концепция Герберта Спенсера