Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:16, реферат
Ориентация на потребности производства в рабочей силе сохраняет свою значимость и в условиях переходного к рынку периода. Однако взаимосвязь экономических процессов с занятостью населения имеет более глубокие причинно-следственные связи. Занятости присущи определенные внутренние закономерности, под воздействием которых она изменяется независимо от развития производства. Так, численность трудовых ресурсов, которая может быть использована в общественном производстве, во многом предопределяется демографической структурой населения, уровнем образования и квалификации работников, уровнем доходов населения.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования
1.2 Занятость и безработица: понятие и классификация
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ5
2.1 Статистические данные занятости населения Республики Беларусь в 2007 год
2.2 Государственное регулирование занятости населения
2.3 Социальная защита населения от безработицы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Когда спрос и предложение оказываются в положении устойчивого равновесия, то в случае, если что-нибудь сдвинет объем производства с его равновесного состояния, немедленно начнут действовать силы, толкающие его к возврату в прежнее положение, точно также как если подвешенный на веревке камень сместить с его равновесного состояния, он немедленно устремится назад, в свое равновесное положение. Движение объема предложения относительно своей точки равновесия будет носить примерно такой же характер.
Рынок труда наиболее массовых профессий по Республике Беларусь на 1 июня 2007г.
Наименование профессий и специальностей |
Спрос (количество вакансий) |
Предложение (численность безработных, имеющих данную профессию) |
Городская местность | ||
Водитель автомобиля |
2118 |
808 |
Грузчик |
921 |
637 |
Каменщик |
1976 |
300 |
Кровельщик-жестянщик |
411 |
72 |
Маляр |
848 |
331 |
Машинист бульдозера, экскаватора |
442 |
46 |
Наладчик оборудования |
211 |
62 |
Облицовщик плиточник |
653 |
104 |
Плотник |
1080 |
309 |
Повар |
537 |
556 |
Продавец непродовольственных товаров |
239 |
724 |
Продавец продовольственных товаров |
1757 |
1427 |
Слесарь МСР |
391 |
173 |
Слесарь-ремонтник |
657 |
306 |
Слесарь-сантехник |
571 |
192 |
Столяр |
632 |
269 |
Токарь |
782 |
164 |
Тракторист |
343 |
340 |
Фрезеровщик |
295 |
51 |
Швея-мотористка |
1564 |
742 |
Штукатур |
1063 |
313 |
Электромонтер |
1249 |
275 |
Бухгалтер |
338 |
830 |
Врач |
923 |
19 |
Инженер-программист |
146 |
17 |
Инженер строительного профиля |
166 |
67 |
Электрогазосварщик |
955 |
253 |
Экономист |
176 |
655 |
Юрист |
46 |
306 |
Сельская местность | ||
Агроном |
132 |
120 |
Бухгалтер |
128 |
244 |
Ветврач |
234 |
21 |
Врач |
74 |
8 |
Зоотехник |
234 |
100 |
Экономист |
65 |
113 |
Учитель, преподаватель |
11 |
106 |
1.2 Занятость и безработица: понятие и классификация
Правовое регулирование отношений, связанных с занятостью и трудоустройством населения, осуществляется следующими нормативными правовыми актами: - Конституцией Республики Беларусь; - Законом Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», от 15 июня 2006г. № 125-З; - Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1991 года «О социальной защите инвалидов»; - Положением о Государственной службе занятости Республики Беларусь от 15 апреля 1993 года; - Положением о порядке и условиях выплаты безработным пособий и материальной помощи от 15 апреля 1993 года; - Положением о порядке организации и условиях проведения общественных работ (в редакции от 19 мая 1993 года); - Положением об организации профессионального обучения безработных от 27 июня 1996 года; - Положением о порядке и условиях переселения безработных по направлению Государственной службы занятости Республики Беларусь от 27 июня 1996 года, а также другими нормативными актами. Основное информационное и регулирующее воздействие на правоотношения, связанные с занятостью и трудоустройством безработных граждан, оказывает Закон от занятости населения Республики Беларусь1.
В соответствии с законодательством Республики Беларусь занятость определяется как не запрещенная законом деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, как правило, приносящая доход. С точки зрения экономических позиций общества занятость – это деятельность трудоспособного населения по созданию общественного продукта или национального дохода. Как экономическая категория, занятость выражает производственные отношения по поводу включения работника (отдельной социальной группы) в конкретную кооперацию труда с целью удовлетворения спроса на рабочую силу. Занятость показывает, как трудоспособное население обеспечено рабочими местами.
К занятому населению относятся, в первую очередь, работники по найму, а также лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, включая предпринимателей, занятых индивидуальной трудовой деятельностью и т.д.
Занятость в общественном производстве не исчерпывает всех видов полезной занятости, таких как учёба в общеобразовательных и высших учебных заведениях, служба в армии, занятость в домашнем хозяйстве, воспитание детей, уход за больными и престарелыми, участие в работе общественных организаций (не по найму) и др. Однако с точки зрения развития самого общества, решающее значение имеет занятость в общественном производстве, которая определяет как экономический потенциал общества, так и уровень качества жизни населения в целом и благосостояние отдельных граждан.
В занятости, выделяют два аспекта: количественный и качественный. По своему содержанию они соответствуют понятиям полной и эффективной занятости. Предоставления всем желающим и способным трудиться в общественном производстве такой возможности ведет в идеале к полной занятости. Эффективная же занятость означает такое распределение трудовых ресурсов в территориальном и отраслевом разрезах, по сферам приложения труда и видам деятельности, которое дает возможность в каждый момент времени получить наибольший прирост материальных и духовных благ, предполагает эффективное использование в трудовом процессе каждого занятого.
При полной и эффективной занятости решаются две задачи:
- создается
достаточное количество
- обеспечиваются
необходимой рабочей силой
Первая задача отражает интересы населения, проживающего на определенной территории, вторая – интересы отрасли, предприятий. Достижение эффективной занятости – задача хозяйственных единиц, а полной занятости – задача государства. Оптимальное сочетание полной и эффективной занятости определяет рациональную занятость. Виды занятости характеризуют распределение активной части трудовых ресурсов по сферам применения труда, по профессиям, специальностям и т.д.
Структурные виды занятости выделяют по следующим признакам:
1. По характеру деятельности: работа на предприятиях всех видов и общественных организациях; служба в армии; индивидуальная трудовая деятельность; личное подсобное хозяйство и т.д.
2. По
принадлежности занятых к
3. С учетом межотраслевых и внутриотраслевых пропорций в распределении трудовых ресурсов.
4. По территориальному признаку: по регионам; по областям; экономическим районам и т.д.
5. По уровню урбанизации.
6. По
профессионально –
7. По половозрастному признаку.
8. По
формам организации труда: соотношение
между занятыми, охваченными индивидуальной
и коллективной формами
9. По видам собственности.
Формы занятости представляют собой организационно-правовые способы и условия использования рабочей силы. В рамках каждого вида занятости труд людей организуется с помощью разнообразных организационно-правовых форм, различающимися нормами регулирования продолжительности и режимов рабочего дня: регулярностью или стабильностью трудовой деятельности; местом выполнения работы (на предприятиях или на дому), статусом деятельности. Следовательно, формы занятости классифицируются с учетом следующих признаков:
1) Формы организации рабочего времени: полная (работа на условиях полного рабочего дня); неполная (работа на условиях сокращенного дня, сокращенной рабочей недели или неполного рабочего дня при сокращенной рабочей неделе); надомная (когда лица трудоспособного возраста по ряду причин не могут трудиться на производстве. Надомный труд организуется в домашних условиях).
2) Значимости для рабочего: первичная; вторичная.
3) Стабильности: постоянная (с относительно стабильным местом работы); временная (с временным, эпизодическим или сезонным характером работы).
4) Форм правового регулирования использования рабочей силы: основная (реализуется трудовым законодательством); специальная (нуждается в специальном трудовом регулировании, например, занятость с режимом неполного рабочего дня, на условиях надомничества, гибкого рабочего времени, разновидности вторичной и временной занятости).
В условиях рыночных отношений рост занятости имеет объективно существующий предел. Достижение полной занятости может являться стратегической целью соответствующей политики государства. Но при этом полная занятость в соответствии со стандартами Международной организации труда (МОТ), рассматривается не как всеобщая для трудоспособного населения в трудоспособном возрасте, а как обеспеченность предложения рабочей силы в количественном и качественном отношении спросом на нее, т.е. каждый желающий работать и активно ищущий работу может удовлетворить свою потребность в рабочих местах (должностях). Следовательно, в этих условиях очевидна неизбежность такого явления, его объективность [13, с. 187].
Как известно, для любой работы нужен стимул. Он может быть позитивным и негативным. Позитивным стимулом называется расчет на материальное или моральное вознаграждение. Негативные стимулы можно условно подразделить на прямые и более “утончённые”, косвенные. К прямым негативным стимулам относятся, например, угроза голода, физическая расправа и т.д. Все чаще теперь используется косвенное принуждение: работай, как вздумается или как сумеешь, но если появиться человек, способный работать лучше, то уступи ему своё место и иди в очередь, за пособием или за подаянием. Этот негативный косвенный стимул действует безотказно. Негативные косвенные стимулы особенно эффективны, когда сформирован и достаточно развит рынок труда.
Вообще, проблема безработицы присуща рыночной экономике. Если в середине XIX века западные идеологи объясняли наличие безработных “плохим поведением” самих рабочих, то в новых условиях они заговорили о “несовершенствах” и этим объясняли возникновение и существования “избыточного” населения. Так появилась теория “фрикционной” безработицы, выставлявшая в качестве причин этого порока капитализма “фрикции” (в перев. трения, неполадки) на рынке труда. Возникновение и существование такой безработицы объяснялись несоответствием между изменившимися потребностями в рабочей силе и сложившимся ее распределением по отдельным отраслям и районам, а также недостаточной мобильностью рабочих, привязанных к определенным местам жительства и специальностям. Помимо нее развивалась теория “добровольной” безработицы, согласно которой в безработице будто бы повинны сами рабочие, так как они требуют повышения заработной платы и не хотят работать за плату, соответствующую предельной производительности. В месте с тем история данной проблемы показывает, что люди добровольно лишают себя заработков и безработные возникают и существуют только из-за “неполадок” на рынке.
В такой обстановке появляется теория, объясняющая безработицу недостатком совокупного спроса на товары и услуги. Ее автор Джон Мейранд Кейнс показал, что помимо “добровольной” и “фрикционной” безработицы существует “недобровольная” или “вынужденная”.
Незанятость определенной части населения является результатом действия объективных процессов:
- неравномерного развития производственных сил;
- противоречивого характера НТП;
- высоких
темпов модернизации
Кейнс утверждал, что 3-4% населения остаются без работы в силу противоречивого характера экономики, ее структурной перестройки, обновления технологии.
По закону Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь», от 15 июня 2006г. № 125-З безработный - трудоспособный гражданин, не имеющий работы и заработка, который зарегистрирован в органах государственной службы занятости населения в целях поиска подходящей работы, ищет работу и готов приступить к ней;
Согласно определению международных организаций – Международной организации труда (МОТ) и Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), безработные – это люди, не имеющие работы, кто готов приступить к работе и ищет работу в течение последних четырех недель.
Так, например, в США безработными, считаются гражданские лица, которые:
- не имели занятости в течение недели обследования;
- предпринимали
усилия найти работу в течение
предыдущих 4-х недель (обращаясь
непосредственно к нанимателю, к
услугам государственной
- лица, временно уволенные или лица, нанятые на новую работу, которые должны приступить к работе в течение 30 дней.
В Японии безработным считается тот, кто не работал в течение недели обследования ни одного часа, в Великобритании – кто не имеет работы в течение недели обследования, ищет работу в течение этой недели или не может искать ее из-за болезни, а также кто ждет результатов переговоров об устройстве на работу. Органами трудоустройства и статистикой развитых капиталистических стран не рассматриваются как безработные лица, проживающие в застойных районах, где нет и не предвидится свободных рабочих мест. Если даже люди, проживающие в этих районах, и предпринимали поиски работы, они быстро разочаровались. По-разному в странах относятся к таким категориям населения, как впервые ищущие работу и возвращаются на работу после длительного перерыва.
К первой группе относится, прежде всего, молодежь, ко второй – женщины, оставившие работу в связи с рождением и воспитанием малолетних детей. Основной же массив безработных – это лица, уволенные с предприятий и имеющие стаж работы. В эту категорию в основном входят работники, потерявшие работу вследствие структурных изменений в экономике и производстве, закрытия предприятий и учреждений, модернизации производства, перехода на новые виды продукции и т.д. Среди них люди различных квалификаций и профессий, готовые работать по своей специальности на других предприятиях, пройти переподготовку и повысить свою квалификацию.