Социологические проблемы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2014 в 15:16, реферат

Краткое описание

Ориентация на потребности производства в рабочей силе сохраняет свою значимость и в условиях переходного к рынку периода. Однако взаимосвязь экономических процессов с занятостью населения имеет более глубокие причинно-следственные связи. Занятости присущи определенные внутренние закономерности, под воздействием которых она изменяется независимо от развития производства. Так, численность трудовых ресурсов, которая может быть использована в общественном производстве, во многом предопределяется демографической структурой населения, уровнем образования и квалификации работников, уровнем доходов населения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ РЫНКА ТРУДА
1.1 Рынок труда как объект государственного регулирования
1.2 Занятость и безработица: понятие и классификация
ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ5
2.1 Статистические данные занятости населения Республики Беларусь в 2007 год
2.2 Государственное регулирование занятости населения
2.3 Социальная защита населения от безработицы
ГЛАВА 3. ПУТИ ПРЕОДОЛЕНИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Вложенные файлы: 1 файл

Начнём))).docx

— 153.15 Кб (Скачать файл)

Безработица может существовать в разнообразных формах. Основными являются:

1. фрикционная  – временная добровольная незанятость, связанная с переходом с одной  работы на другую. Она возникает  из-за несовершенства в техническом  функционировании рынка труда, отсутствие  информации о наличии рабочих  мест, стремление граждан лучше применить свои способности и носит краткосрочный характер;

2. структурная  – вид вынужденной безработицы, вызываемой структурной перестройкой  экономики, ликвидация устаревших  отраслей, что изменяет, в свою  очередь, структуру общего спроса  на рабочую силу в профессиональном  или региональном разрезе;

3. циклическая  – безработица, вызванная спадом  производства. Когда совокупный  спрос на товары и услуги  уменьшается, а безработица растет;

4. скрытая  – излишнее количество работников, занятых в производстве, хотя  производственный процесс требует  меньшего числа работающих;

5. “конверсионная”  – безработица, связанная с сокращением  численности армии и занятых  в отраслях ВПК;

6. молодёжная  безработица;

7. остаточная - безработица, вызванная ограничением  работающих по состоянию здоровья, по возрасту, более низкой производительностью  мобильностью, отсутствием стремления  к повышению квалификаций у  пожилых.

Кроме того, существуют сезонная, технологическая, региональная, застойная и другие виды безработицы.

Монетаристы (М..Фридмен, К.Викселль) выделяют естественную и вынужденную безработицу. К естественной относят фрикционную и структурную. В этом случае ещё говорят о естественной норме безработицы или уровне безработицы при полной занятости. В настоящее время считается, что естественный уровень безработицы равен примерно 5-6%. Если текущая безработица значительно превышает естественную норму, то это свидетельствует о вынужденной безработице [15, с. 91].

Безработица, в особенности вынужденная, - это нечто большее, чем экономическое бедствие, это также и социальная катастрофа. Депрессия приводит к бездеятельности, а бездеятельность – к потере квалификации, потере самоуважения, упадку моральных устоев, распаду семьи, самоубийствам, социальной напряжённости. История убедительно показывает, что массовая безработица приводит к быстрым, а иногда и очень быстрым социальным политическим переменам (вспомним хотя бы приход Гитлера к власти). Поэтому государства пытаются снижать уровни безработицы, чтобы обезопасить себя и общество от социальных взрывов и потрясений.

 

 

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МИРОВОГО ОПЫТА РАЗВИТИЯ РЫНКА ТРУДА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Статистические данные занятости  населения Республики Беларусь  в 2007 год

 

В 2007 году в Республике Беларусь наблюдались положительные тенденции в области занятости населения. За январь-сентябрь 2007 года прием работников восполнил их выбытие на 101,9 процента, принято работников на 12,7 тысяч больше, чем уволено. Оборот рабочей силы составил 1363,4 тысячи человек или 38,6 процента от среднесписочной численности работающих (в аналогичном периоде 2006г. 38,4 процента). В связи с высвобождением уволено 8,1 тысяч человек, что составило 82,4 процента к уровню 2006 года. Сократились масштабы вынужденной неполной занятости и составили 107,2 тысячи человек или 75,3 процента к соответствующему периоду 2006 года. Численность работавших в режиме неполного рабочего времени сократилась на 20,2 процента, численность находившихся в отпусках по инициативе нанимателя – на 30,0 процентов. За январь-сентябрь 2007 года в органы государственной службы занятости обратилось за содействием в трудоустройстве 251,8 тысячи человек (106,1 процента к уровню 2006 года), из которых 149,9 тысячи в соответствии с законодательством признаны безработными. Включая граждан, состоявших на учете, на начало года, в трудоустройстве нуждалось 324,2 тысячи человек, в том числе 201,9 тысячи безработных. С начала 2007 года трудоустроено 153,1 тысячи человек, в том числе 95,9 тысячи безработных. Направлено на профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации 17,2 тысячи безработных. Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 75,8 тысячи человек, в том числе 42,4 тысячи безработных. Переселено на новое место жительства и работы, с их согласия, 208 семей безработных с оказанием им финансовой поддержки из средств Фонда социальной защиты населения. На 1.10.2007 на учете в органах государственной службы занятости состояло 46,5 тысячи безработных (82,4 процента к уровню 2006 года), из них 53,5 процента получали пособие по безработице. Средний размер пособия в сентябре составил 45,4 тысячи рублей на одного безработного. Увеличился спрос на рабочую силу: на 1.10.2007 в органы государственной службы занятости поступили сведения о наличии 55,8 тыс. вакансий, что составило 106,5 % к уровню 2006 года. Если в 2006 году предложение рабочей силы превышало спрос в 1,1 раза, то на 1.10.2007 количество вакансий превысило численность безработных в 1,2 раза. Вместе с тем, по-прежнему сохраняется структурный и территориальный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.

В Беларуси продолжает укрепляться позитивная тенденция снижения уровня женской безработицы, хотя эта проблема остается по-прежнему довольно острой, сообщили в главном управлении политики занятости и народонаселения Министерства труда и социальной защиты. Удельный вес женщин в общей численности безработных на 1 января 2007о года составил по республике 65,8% (год, назад данный показатель равнялся 68,9%). В органах государственной службы занятости населения зарегистрированы в качестве безработных 34,2 тыс. женщин (год назад было 46,8 тыс.). Самая высокая численность безработных представительниц слабого пола — в Брестской области (6 тыс. 170). Минимальное количество зафиксировано в столице Беларуси — статус безработных имели 3 тыс. 130 минчанок. По словам специалистов, снижение женской безработицы в Беларуси происходит на фоне общего снижения безработицы. Так, количество состоящих на учете по безработице за год снизилось с 67,9 тыс. до 52 тыс. человек. Это обусловлено улучшением ситуации, как в экономике республики, так и на рынке труда. В республике снижаются масштабы высвобождения работников, прием на работу превышает увольнение работников, возрастает спрос нанимателей на рабочую силу (количество вакансий в банке данных госслужбы занятости увеличилось по сравнению с 1 января прошлого года на четверть). Позитивную роль сыграла, и реализация активных мер политики занятости. В республике идет активный процесс создания новых производств, в том числе в малых городах и сельской местности, где часть рабочих мест изначально ориентирована на применение женского труда. Активизировалось трудоустройство женщин. Увеличилось количество семей безработных, переселенных на новое место жительства и работы. Трудоустройству женщин способствует направление на профессиональное обучение, переподготовку и повышение квалификации. В первую очередь это касается матерей, которые длительное время не работали в связи с уходом за ребенком.

Доля молодежи в возрасте 16 – 29 лет за этот период уменьшилась с 45,4 процента до 43,2 процента. Уровень регистрируемой безработицы к экономически активному населению снизился с 1,3 процента на 1.10.2006 до 1,0 процента на 1.10.2007.

 

2.2 Государственное регулирование  занятости населения

 

Ключевой элемент государственного регулирования рынка труда, определяющее условие занятости населения – создание рабочих мест. Политика занятости, уровень ее активности определяются динамикой создания рабочих мест. Основным лимитом на рынке труда является нехватка рабочих мест, а не отсутствие квалифицированной рабочей силы. Более того, обучение и переобучение рабочей силы эффективно только в том случае, если имеются соответствующие полученной специальности и квалификации свободные рабочие места.

В различных странах разрабатываются специальные программы по созданию и сохранению рабочих мест. Так, в США в рамках программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест в государственном секторе созданы сотни тысяч рабочих мест. С их помощью удалось трудоустроить значительное число безработных, снизить уровень безработицы. Создание рабочих мест в развитых странах отмечается даже при резком сокращении темпов экономического роста. Более того, если в США до нефтяного кризиса новые рабочие места начинали создаваться при достижении среднегодового роста ВВП в 2% (в Европе – 4,3%), то теперь – при росте 0,6% (в Европе – 2,0%).

 

 

 

 

 

Стимулирование инвестиционной активности, направленной на создание и модернизацию рабочих мест, должно рассматриваться в качестве одного из основных экономических приоритетов. Особое значение имеют крупные инвестиционные программы, позволяющие на ряду с противодействием безработице решать и другие важнейшие социальные проблемы, в частности жилищную. В целях повышения инвестиционной активности необходимо:

1. Расширение  источников инвестиций, в том  числе за счет привлечение  в инвестиционную сферу сбережений  населения.

2. Требуется  активное участие государства  в активизации инвестиционной  деятельности предприятий по  созданию и сохранению рабочих  мест.

3. Совершенствование  налоговой политики. Налоги на  доходы, предназначаемые на капиталовложения, должны быть значительно ниже, чем на текущее потребление. Налоговая  система должна поощрять инвестиции  производственного характера, а  на инвестиционные кредиты должны  начисляться низкие проценты.

Особо полезен для нашей страны опыт России, где разработана Комплексная программа мер по созданию и сохранению рабочих мест на 2002 – 2006 годы.

Программа ориентирована на существенную модернизацию занятости населения на основе роста выпуска продукции конкурентоспособных на мировом рынке российских предприятий.

В Беларуси также назрела настоятельная необходимость разработки программы мер по созданию и сохранению рабочих мест, главной целью, которой должно быть изменение уровня и структуры занятости населения Беларуси на основе создания экономически эффективных рабочих мест и сохранения кадрового потенциала в перспективных отраслях экономики. Для ее достижения необходимо решить следующие задачи:

- обеспечение  правовых, экономических и организационных  условий для создания и сохранения  рабочих, развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики;

- регулирование  рынка труда и повышение конкурентоспособности  рабочей силы;

- развитие профессиональной и территориальной мобильности рабочей силы;

- повышения  качества создаваемых рабочих  мест;

- предотвращение роста и сокращение вынужденной неполной занятости и безработицы.

 

 

 

Программа предполагает определение потребности в создании рабочих мест, повышение эффективности использования имеющихся мощностей, формирование механизма финансирования создания рабочих мест [14, с. 128].

Инструментом реализации Программы должна явиться Генеральная схема создания рабочих мест, отражающая общие потребности населения в рабочих местах, структуру имеющихся рабочих мест, а также необходимое количество дополнительных рабочих мест. Генеральная схема позволит обеспечить координацию усилий государственных органов в вопросах создания рабочих мест, как в количественных, так и в качественных аспектах. Важнейшим условием обеспечения занятости населения, повышение конкурентоспособности граждан является совершенствование системы подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров. Преобразования экономики приводят к существенным изменениям в профессионально-квалификационной структуре рабочих мест, высвобождению рабочей силы и возникновению структурной безработицы. Чтобы безработица не стала хронической, безработные должны представлять мобильный резерв рабочей силы.

Для повышения конкурентоспособности безработных на рынке труда представляется целесообразным обучение по тем специальностям, на которые спрос есть или появится в будущем. С этой точки зрения наибольший интерес вызывает модульная система обучения, предложенная Международной организацией труда и получившая широкое распространение в странах Западной Европы. В основе системы лежит учебная программа (модуль), включающая строго установленный объем знаний и практических навыков, которые необходимо усвоить для качественного выполнения производственных функций, обусловленных соответствующими квалификационными стандартами или требованиями рабочего места. К преимуществам модульной системы обучения относятся:

- достаточно  быстрая реакция на структурные  сдвиги в экономике, удовлетворение  потребности в работниках новых  профессий, обеспечение подготовки  специалистов необходимого уровня  квалификации;

- возможность  обучения лиц, различных по уровню  знаний и подготовке;

- возможность  самостоятельного индивидуального  обучения;

- ориентация  на конечный результат.

Проект внедрения модульного обучения в ряде регионов России и странах, был разработан Международным центром развития модульной системы обучения (МЦРМСО) при активной поддержке МОТ. Его цель - укрепление учебно-методической, технической и правовой базы подготовки специалистов для новых рыночных структур. Применение модульной системы обучения в Беларуси позволит, особенно в перспективе, при ускорении технологических и структурных изменений в экономике более гибко реагировать на потребности предприятий в квалифицированных кадрах, предотвратить рост безработицы.

 

 

Реализация активных мер политики занятости населения

 

1995

1996

1997

1998

1999

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

Обратилось в службу занятости за содействием в трудоустройстве – всего (тыс. чел.)

 

231,7

 

299,8

 

271,4

 

308,5

 

284,2

 

299,1

 

307,5

 

332,1

 

321,2

 

289,0

 

297,7

 

309,3

Трудоустроено – всего (тыс. чел.)_

118,8

150,4

207,7

241,1

223,1

224,1

221,8

213,0

208,2

191,9

187,1

187,9

из них безработных (тыс. чел.)

81,5

110,8

147,2

159,4

160,9

147,6

139,4

128,6

139,8

151,9

144,4

134,3

Направлено на профобучение (тыс. чел.)

15,6

20,6

26,8

27,1

28,8

27,5

27,6

28,8

29,6

28,2

27,7

26,5

Прошли профобучение (тыс. чел.)

14,1

18,0

22,8

26,1

25,3

26,7

26,7

26,5

27,7

26,8

26,1

25,0

Создано новых рабочих мест (тыс. чел.)

920

1132

5234

8160

5865

4955

5723

4625

3517

4289

4400

3332

Выдано ссуд и субсидий безработным для открытия своего дела (чел)

211

332

1226

1575

761

1572

1793

1861

1907

2247

2446

2823

Направлено на общественные работы (тыс. чел.)

57,7

74,6

132,0

148,4

125,4

120,8

116,5

122,9

131,3

123,4

112,9

110,4

Число безработных на 1 вакансию

12

12

4

4

2,5

3

3

5

4

2

2

1

Уровень безработицы к экономически активному населению, %

2,9

4,0

2,8

2,3

2,1

2,1

2,3

3,0

3,1

1,9

1,5

1,2

Информация о работе Социологические проблемы безработицы