Социологическое изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Изучение социальной структуры общества в обществоведении в социологии, в частности, всегда занимало одно из главных направлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическое изучение....docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

 

Введение

Изучение социальной структуры  общества в обществоведении в  социологии, в частности, всегда занимало одно из главных направлений исследований. Это и понятно. Социальная структура  общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она  как бы выступает (является) итогом экономического, политического и  духовного развития общества. А с  другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура  сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества. Именно поэтому знания особенностей ее функционирования и развития, как  свидетельствует отечественный  и мировой опыт, позволяет правильно  судить о состоянии, этапах, направлениях и темпах развития всего общества, воздействовать на социальные процессы в стране.

Социальная структура общества изучается многими общественными  науками: историей, этнографией, политэкономией, социологией, и т. д. Естественно, каждая из них изучает ее под специфическим  углом зрения, с учетом предмета своего исследования.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понятие социальной структуры, ее виды и уровни

Социологическое изучение предусматривает  определение социальной структуры, ее места и взаимосвязь с другими  общественными явлениями и процессами, ее роли в развитии общества, ее устойчивости и изменчивости, закономерности ее развития на разных этапах общества; определение объекта и предмета изучения; основания выделения ее элементов и их взаимосвязи; определение признаков и индикаторов изучения; выборки, методов изучения; необходимость формулирования выводов и рекомендаций. Короче говоря, социологическое изучение социальной структуры обусловливает необходимость решения теоретико-методологических и процессуальных задач, предусмотренных программой социологического исследования с учетом разных её видов и уровней социологического знания.

Социальная структура общества представляет собой совокупность устойчивых и упорядоченных связей между  объективно существующими общественными  классами, социальными группами и  общностями людей. Социальную структуру  общества следует отличать от структуры  общества как совокупности сфер общественной жизни: экономической, политической, духовной и социальной. В отличие от нее  социальная структура общества отражает его дифференциацию на группы людей, в той или иной мере социально  отличающихся друг от друга, и систему  связей между ними. Исходя из такого понимания социальной структуры, можно  определить объект и предмет ее социологического изучения. Объект — это система  ее элементов (классов, групп, общностей), а предмет — взаимоотношения, связи социальных групп и других элементов, закономерности функционирования и развития как социальной структуры  в целом, так и отдельных ее элементов.

Различают социальную структуру в  широком и узком смысле. В первом случае она включает в себя социальные группы, слои и классы, коллективы, социально-этнические общности, профессиональные, демографические  и другие общественные группы (молодежь, дети, мужчины и женщины, престарелые  и т.д.). Отсюда подразделение социальной структуры на виды: классовую, национальную, демографическую, социально-профессиональную и др. В социальную структуру в  узком смысле включают общественные классы, социальные группы и слои, т. е. группы людей, имеющих собственное  социальное положение в обществе, занимающих особое место в системе  общественного производства, играющих определенную, только им присущую роль в общественной организации труда. Другие группы (демографические, социально-этнические и др.), входящие в социальную структуру  в широком смысле, различаются  между собой не местом в системе  общественного производства, а признаками расового, национального, половозрастного  характера. Социальную структуру в  широком смысле, поскольку она  охватывает все группы и общности людей, часто отождествляют с  понятием социальной структуры населения.

В социальной структуре общества в  узком или собственном смысле слова можно выделить несколько  уровней. Первый уровень включает в  себя классы — это классовая структура. Второй уровень включает не только классы, но и основные социальные группы, примыкающие к классам, но не обладающие всеми их признаками (интеллигенция, служащие-неспециалисты), а также социальные слои, на которые делятся эти общественные классы и социальные группы. Этот уровень или срез социальной структуры можно назвать социально-классовой структурой. Третий уровень социальной структуры общества включает в себя не только элементы социально-классовой структуры, но и такие социальные группы, как население города и деревни, людей умственного и физического труда.

Социальную структуру условно  можно разделить на две подсистемы: 1) социальный состав общества; 2) институциональная  структуру общества.

Социальный  состав общества – это совокупность взаимодействующих социальных общностей, социальных групп и индивидов, образующих конкретное общество. Каждая социальная общность занимает конкретное место, определенную позицию в социальной структуре. Одни социальные общности занимают более  выгодную позицию, другие – менее  выгодную. Кроме того, в самой  социальной общности отдельные социальные группы (отдельные индивиды) также  занимают разные социальные позиции  и имеют разные социальные статусы.

Институциональная структуру общества - это совокупность взаимодействующих  социальных институтов, обеспечивающих устойчивые формы организации и  управления общества. Каждый институт (группа институтов) регулирует отношение  в определенной сфере общества, например, политические институты (государство, партия и др.) регулируют отношения  в политической сфере, экономические – в экономической.

Институциональная структуру общества можно представить в виде матрицы, ячейки (институты, статусы) которые  заполняются конкретными людьми из определенных социальных групп и  общностей. Таким образом, происходит «наложение» социального состава  общества на институциональную структуру. При этом конкретные люди могут занимать и освобождать те или иные ячейки (статусы), а сама матрица (структура) обладает относительной устойчивостью. Например, Президент России в соответствии с Конституцией Р.Ф. переизбирается каждые четыре года, а статус президента и институт президентства остаются неизменными в течении многих лет; родители стареют и умирают, а их статусы занимают новые поколения.

В демократическом обществе все  социальные институты формально (по закону) равны между собой. Однако в реальной жизни одни институты  могут доминировать над другими. Например, политические институты могут  навязывать свою волю экономическим  и наоборот. В каждом социальном институте имеется свои социальные статусы которые также не равнозначны. Например, статус президента в политических институтах является главным, статус депутата парламента более значимым, чем статус рядового избирателя; статус владельца  фирмы или менеджера в экономических  институтах более предпочтителен, нежели статус рядового работника и т.д.

 

 

Классы или страты?

В своей совокупности социальные общности образуют социальную структуру общества. Социологи давно пытались определить основной элемент этой структуры. Многие из них таким элементом считали классы. Само понятие «социальный класс» появилось давно. Первоначально выделили два класса — бедных и богатых, т. е. учитывали лишь экономическую дифференциацию. Позднее возникло деление на классы угнетенных и угнетателей. Появление классов связывалось с политическим насилием. В XVIII в. появилась распределительная теория (экономист А. Смит, историк Ф. Гизо), согласно которой выделялись три основных класса: 1) собственники земли (феодалы), получающие ренту; 2) владельцы капитала (буржуазия), получающие прибыль; 3) рабочие, располагающие своим трудом, получающие заработную плату. В марксистско-ленинской теории главным признаком деления общества на классы служат отношения собственности.

В современной западной социологии понятие «класс» также используется (например, выделяют средний класс, класс управляющих).

Но более  универсальным является понятие  «страты» (лат. stratum — слой). В основу деления общества на страты положены многие критерии: доход, профессия, образование и др.

Социальная структура общества

Социальная структура общества сквозь призму классов и стратов  выглядит различно. Обратимся к примерам. Два основных класса — рабочие и крестьянство и социальная группа — интеллигенция. Такой представлялась структура советского общества с позиций марксистского классового подхода. А вот один из вариантов социальной стратификации советского же общества 80-х гг. (группы выделялись с учетом следующих признаков: власть, уровень доходов, престиж, образование, образ жизни, стандарты потребления): правящий класс (0,7% в составе занятого населения); управляющие специалисты (около 3,5%); творческая интеллигенция (1,8%); специалисты квалифицированные умственного труда (18,8%); служащие неспециалисты (около 5%); промышленный рабочий класс (22,3%); рабочие разных отраслей непроизводственной и социальной сферы (19%); обслуживающий персонал (около 13%); сельскохозяйственные рабочие и крестьяне (15%) и другие группы.

Выбор методов социологического исследования, отработка процедур, объем и расчет выборки в значительной степени  зависят от теоретических представлений  о природе элементов социальной структуры, их основания. Попытаемся выделить основные характеристики главных элементов  социальной структуры.

Общественные классы — это большие  группы людей, различающиеся по их месту  в исторически определенной системе  общественного производства, по их отношению (большей частью закрепленному  и оформленному в законах) к средствам  производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно, по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают. В условиях антагонистических формаций один класс  может присваивать себе труд класса эксплуатируемого, подчиненного. Кроме  этих основных, социально-экономических  признаков, для классов характерны также вторичные, производные: условия, быт и образ жизни; интересы; их социально-политическая роль в обществе, общественное поведение, активность; степень  социально-политической организованности, образования, культуры, профессионально-производственной подготовки; сознание, идеология, воззрение, их духовный облик, общественная психология. Эти показатели используются при  изучении и других элементов социальной структуры. При характеристике рабочего класса и крестьянства как класса необходимо иметь в виду, что это  труженики, в отличие интеллигенции, прямо или косвенно (через систему  машин и механизмов) воздействующие на орудия и предметы труда. Актуальным является изучение процесса преодоления  отчуждения рабочих и крестьян от собственности, их реального доступа  к управлению на всех уровнях.

В современных условиях нашей страны важное значение имеет социологическое  изучение природы, основных черт и характеристик  вновь народившегося класса предпринимателей, нового слоя кооператоров, сельских арендаторов  и фермеров, работников совместных предприятий, других групп и слоев, вызванных к жизни происшедшими и происходящими социально-экономическими и политическими преобразованиями. Социальные группы - это объективно существующие устойчивые категории  людей, занимающие определенное место  и играющие определенную, присущую им, роль в общественном производстве. В отличие от общественных классов  они не имеют специфического отношения  к средствам производства. Социальными  можно считать такие группы, как  интеллигенция, служащие, люди умственного  и физического труда, население  города и деревни.

Интеллигенция представляет собой  социальную группу людей, профессионально  занимающихся квалифицированным умственным трудом, требующим высокого профессионального  образования (высшего или среднего специального). В литературе имеет  место также широкое толкование интеллигенции, включающее всех работников умственного труда, как интеллигентов  специалистов, так и служащих-неспециалистов, занимающихся неквалифицированным, несложным  умственным трудом не требующим высокого образования (учетчики, счетоводы, кассиры, секретари-машинистки, контролеры сберкасс и т. д.).

Роль, место  и структура интеллигенции в  обществе определяется выполнением  ею следующих основных функций: научно- технического и экономического обеспечения  материального производства; профессионального  управления производством, обществом  в целом и отдельными его подструктурами; развития духовной культуры; воспитания людей; обеспечения умственного  и физического здоровья страны. Выделяют интеллигенцию научную, производственную, педагогическую, культурно-художественную, медицинскую, управленческую и военную. Интеллигенцию делят также на слои по квалификации, месту жительства, отношению к средствам производства, а также по социально-демографическим  признакам.

Для социологической практики важно  отметить, что люди умственного и  физического труда как социальные группы отличаются между собой: 1) по различному содержанию выполняемого ими  труда, соотношению затрат физических и интеллектуальных сил, по степени  сложности труда, по условиям, которых  протекает их труд; 2) по культурно-техническому уровню работников физического и  умственного труда (образованию  квалификации, профессиональному составу); 3) по уровню культурного и материального  благосостояния, культурно-бытовым  условиям жизни. В качестве различия между ними выступает: отношение (нередко  пренебрежительное) к тому или иному  виду труда. Эти социальные различия в социологических исследованиях  могут использоваться как социальные показатели.

Информация о работе Социологическое изучение