Социологическое изучение

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2013 в 19:33, реферат

Краткое описание

Изучение социальной структуры общества в обществоведении в социологии, в частности, всегда занимало одно из главных направлений исследований. Это и понятно. Социальная структура общества — важнейший показатель состояния, степени зрелости общественных отношений. С одной стороны, она как бы выступает (является) итогом экономического, политического и духовного развития общества. А с другой стороны, она есть не только пассивное отражение всех сторон жизни общества. Социальная структура сама активно воздействует на экономическое, политическое и духовное развитие общества.

Вложенные файлы: 1 файл

Социологическое изучение....docx

— 49.75 Кб (Скачать файл)

На современном этапе особенно актуальны социологические исследования проблем, связанных с переходом  к новому механизму хозяйствования, процессами демократизации и гласности, решением социальных проблем, вопросами  воспитания и другими сторонами  жизни коллективов.

Важнейшим элементом социальной структуры  общества являются социально-этнические общности людей. Они включали в себя (с учетом эволюции человеческого  общества) род, племя, народность, нации. Родовым понятием здесь выступает  этнос, означающий исторически сложившуюся  на определенной территории устойчивую совокупность людей, обладающих общими чертами, стабильными особенностями  культуры (включая язык) и психологического склада, сознающих свое единство и  отличие от подобных образований (т. е. обладающих самосознанием). Признаки этноса: язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, т. е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения  в поколение, образуют так называемую этническую культуру.

Этносы, сохраняя этнические черты, в  то же время, по  
мере развития общества, претерпевали изменения, особенно в социальной сфере, образуя определенные устойчивые социально-этнические общности. Первой такой общностью был род, представляющий собой группу кровных родственников, ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии. Он пришел на смену первобытному человеческому стаду. В связи с экзогамностью (запрещением браков внутри рода) он объединялся 
в племена. Характерными чертами рода являлись первобытный 
коллективизм, отсутствие частной собственности, классового деления, моногамной семьи. Он распался с возникновением классового общества. Но пережитки родоплеменного деления сохранились до наших дней у многих народов. И это надо учитывать при регулировании отношений между социально-этническими группами.

Главный отличительный признак  рода племенных объединений —  кровнородственные связи его  членов.

Народность - это форма социально-этнической общности людей, исторически следующая  за родоплеменной общностью. Начало ее возникновения относится к  периоду разложения первобытно - общинных отношений. Если для родоплеменных  объединений характерны кровно - родственные связи, то для народности — территориальные.

Народность характерна прежде всего для рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, она превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, 
при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т. д.) не сложились в нацию.

Нация же представляет собой исторически  складывающийся тип этноса, историческую общность людей, характеризующуюся  устойчивой целостностью (общностью) экономической  жизни (главный признак), языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и  этнического (национального) самосознания. Нация приходит на смену народности. Это более широкая, чем народность форма общности, складывающаяся с  возникновением и становлением буржуазной формации. Возникающие в процессе социалистических преобразований социалистические нации отличаются от буржуазных наций  своей экономической и политической основой, социально-классовой структурой и духовным обликом. Выделяют также  нации переходного типа.

Наряду с рассмотренными социально-этническими  общностями в науке используется и понятие народ как интегративное  понятие, возникающее в ходе развития и сближения социально-классовых  и социально-этнических групп. В  данном случае понятие народ используется только в отмеченном контексте. Наряду с рассмотренными основаниями (формы  собственности, общественный труд, территориально-поселенческое, демографическое, семейное, этническое основания) в литературе предлагается также учитывать еще так называемое нормативное основание. Здесь имеется  в виду распределение членов общества по поводу принятия и осуществления  норм и принципов существующего  общественного строя. Это связано  не столько с социальным положением личности, социального слоя, группы, сколько с их позицией. Как показывает жизнь, социальное положение и социальная позиции не всегда прямо связаны между собой.

Помимо рассмотренных социальных (классы, интеллигенция, служащие, люди умственного и физического труда, население города и деревни) и  социально-демографических групп (молодежь, женщины, пенсионеры и т. д.) в социологических  и особенно в социолого-психологических  исследованиях используются и другие квалификации групп людей, как пересекающиеся, так и не пересекающиеся с указанными выше основаниями. Ниже приводятся названия этих групп и дается краткая их характеристика.

Это прежде всего большая группа, под которой понимается группа с  большим числом членов, в отличие  от малой группы характеризуется  разными типами связей и не предполагает обязательных личных контактов. Ее основными  типами являются:

а) условные, статистические;

б) образуемые некоторыми поведенческими признаками (аудитория, публика) ;

в) классовые, национальные и др. группы;

г) территориальные (город, государство).К малой группе (контактной) относят группы людей, имеющих непосредственные контакты.

Группа номинальная - это разновидность большой группы; совокупность людей, выделяемая по некоторому признаку, важному для целей исследования (по возрасту, образу мыслей, месту жительства и т. д.).

Первичной группой называют разновидность  малой группы (семья, группа сверстников, друзей, соседская группа, бригада; и т. д.), которая характеризуется  высокой степенью эмоциональности  отношений и идентификации членов с группой. Она обеспечивает главным  образом процесс первичной социализации и опосредствующего вхождения в  другие группы, называемые, в отличие  от первичных, вторичными (большими и  формальными группами).

Под группой референтной понимается реальная или воображаемая социальная (социально-психологическая) группа, общность, с ценностями, нормами и установками  которой индивид соотносит свое поведение с целью их принятия или сравнивания.

Группа формальная (официальная, целевая) представляет собой такую социальную (общественную) группу, которая обладает юридическим статусом, является частью социального института, организации, имеет целью достижение какого-то определенного результата на основе разделения труда и специализации функций, делегирования власти, установления постоянных линий коммуникаций, системы координации действий в рамках того или иного социального института, организации. Функции, цели, правила поведения, как и само членство в формальных группах, формализованы, т. н. фиксированы в положениях, уставах, инструкциях и др. Нормативных документах. Формальные группы включают в себя также группы неформальные, члены которых находятся между собой в особых социально-психологических, неофициальных отношениях (дружеских, товарищеских, отношений лидерства, престижности, симпатий и т. д.).

Этническая группа — это часть  этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т. д.). Этнические группы могут быть как  в компактном, так и дисперсном (рассеянном) состоянии.

Укажем на деклассированные элементы, под которыми понимаются лица, утратившие устойчивые связи с социальными  группами, опустившиеся на "дно" общественной жизни. Их обычные занятия — воровство, мелкая спекуляция, мошенничество, проституция, кратковременная работа по найму. Причинами  появления и роста деклассированных элементов являются экономические  и социально-политические кризисы, массовая безработица, обнищание низших слоев населения.

Сложность действительно научного исследования проблем социальной структуры  состоит в том, что нельзя ограничиваться каким-то одним основанием при изучении того или иного объекта, а учитывать  и другие основания, другие признаки.

Люмпены и маргиналы

Эти две группы населения, причем каждая по-своему, как бы выпадают из устойчивой социальной структуры общества, Слово  «Люмпен» происходит от немецкого Lumpen — лохмотья. К люмпенам относят людей, опустившихся на «дно» общественной жизни — бродяг, нищих, бомжей. Как правило, это выходцы из различных социальных слоев и классов. Удлинение численности этой группы (люмпенизация населения) опасно для общества, так как она служит питательной средой для разного рода экстремистских организаций. Иное положение и другая социальная роль у маргинальных слоев (лат. marginalis — находящийся на краю). К ним относят группы, занимающие промежуточное положение между устойчивыми общностями. Один из основных каналов маргинализации — массовая миграция из села в город. Такой процесс происходил, например, в конце 20-х — 30-е гг. в нашей стране. Развернувшаяся индустриализация требовала все новых и новых рабочих рук. Бывшие сельские жители, потеряв связь с деревенским укладом жизни, с трудом вживались в городскую среду. На долгое время они стали людьми с оборванными социальными связями, разрушенными духовными ценностями. Такие слои населения, «неукорененные», с неустойчивым общественным положением, стремились к твердому, установленному государством порядку, к «сильной руке». Это создавало социальную базу для антидемократического режима. Приведенный пример показывает одно из отрицательных последствий увеличения маргинальных групп. В то же время нельзя не признать, что нередко именно чти слои населения, не связанные традициями и предрассудками, особенно активно поддерживают передовое, часто выступают его инициаторами.

Социальная мобильность

Итак, каждый из нас может быть отнесен  к той или иной социальной группе, каждый занимает определенное место в социальной структуре. А возможно ли изменение этого места и как оно происходит?

Ответ на эти вопросы дает теория социальной мобильности. Под социальной мобильностью понимается переход людей  из одних общественных групп в другие. При этом различает горизонтальную и вертикальную мобильность. Горизонтальная мобильность подразумевает переход человека в группу, расположенную на том же уровне, что и прежняя. Например, переход из одного гражданства в другое, из одной семьи в другую при повторном браке, с одной фабрики на другую. Вертикальная же мобильность предполагает перемещение с одной ступени социальной иерархии (лестницы) на другую. При этом человек может совершать как социальный подъем (от мелкого служащего до управляющего крупной компанией), так и социальный спуск (от среднего предпринимателя до неквалифицированного рабочего).

Примером «закрытого» общества с малой социальной мобильностью может служить кастовый строй  в Индии. Человеку, принадлежавшему к низшей касте, почти невозможно было занять более высокое социальное положение. Напротив, индустриальные, «открытые» общества характеризуются высокой социальной мобильностью.

Социальная мобильность может  быть разной в рамках одного и того же общества на отдельных этапах его  развития. Из истории известно, к  каким крупным социальным перемещениям ведут революции, войны, завоевания. Так, революционные потрясения в России в 1917 г. привели к ликвидации самых богатых слоев общества; почти вся политическая аристократия была отброшена на низшую ступень; утратила свое социальное положение большая часть предпринимателей и высших специалистов-профессионалов. С другой стороны, в течение нескольких лет на вершину политической, экономической, идеологической жизни выдвинулись представители низших слоев населения. Похожую картину дает революция во Франции 1789 г., английская революция XVII в.

«Социальные лифты»

Какими путями происходит перемещение  людей из одной групп в другую?

По мнению социолога П. Сорокина, этому способствуют несколько социальных институтов: в первую очередь армия, церковь, школа.

Начнем с армии. Служба в ней  во все времена давала возможность двигаться вверх по социальной лестнице. Потери во время войн среди командного состава вели к заполнению вакансий людьми более низких чинов. Из 92 римских императоров 36 достигли этого высокого социального положения благодаря ратным подвигам.

В средние века множество простолюдинов  таким же образом становились  генералами, графами, герцогами. В новое  время примером такого восхождения  может стать жизненный путь Наполеона и многих из его окружения. К числу подобных выдвиженцев относятся Кромвель и Вашингтон.

Значительное влияние на перемещение  людей по ступеням социальной лестницы оказывала церковь. Обратимся к  периоду раннего христианства. Напомним, что последователями этого вероучения на начальных этапах были в основном представители низших социальных слоев: рабы, ремесленники, зависимое крестьянство. После государственного признания христианства в Древнем Риме многие из них, благодаря церкви, получали свободу и достигали высокого положения в обществе. Вместе с тем церковь сурово карала вероотступников. Среди «разжалованных» еретиков немало королей, князей, лордов.

Еще одним «социальным лифтом»  выступает школа. Образование в  ряде случаев открывает доступ к  престижным должностям и званиям. В  современном западном обществе, не окончим университета или колледжа, фактически нельзя достичь высокого положения на государственной службе и во многих других областях.

Информация о работе Социологическое изучение