Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:12, контрольная работа
Целью данной контрольной работы является изучение социологии ХХ века.
Исходя из поставленной цели следует определить задачи: изучить макро- и микросоциологические теории; определить роль социологии в ХХ веке, а также актуальность изучения социологии.
Предметом изучения является социология ХХ века, а объектом – условия развития социологии ХХ века.
1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Новые тенденции в развитии социологической мысли. Выделение трех основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического . . . .4
3. Макросоциологические теории
3.1 Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) . . . . . . . . . . . . . . 7
3.2 Теории социального конфликта (Ч.Р. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер). .8
3.3 Теории социальных систем (Т. Адорно, Ж. Гурвич и др.) . . . . . . . . . . . . .9
4. Микросоциологические теории
4.1 Теория социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4.2 Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер и др.). . . . . . . . . . .11
4.3 Этнометодология (Г. Гарфинкель и др.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4.4 Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер) . . . . . . . . . . . . . .14
5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16
4.2
Символический интеракционизм (Д.
Мид, Г. Блумер и др.)
Теория символического интеракционизма - теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.
Представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. – уделяют особое внимание проблемам «символической коммуникации» (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).
Наиболее
значимым трудом в области символического
интеракционизма является работа Мида
Джорджа Герберта (1863-1931) «Сознание, личность
и общество» (1934 г.). Дж. Мид – американский
философ, социолог, социальный психолог,
выражал идеи прагматизма, полагал, что
человеческое «Я» имеет социальную природу
и формируется в ходе социального взаимодействия.
Основные позиции, определяющие теоретическую
суть символического интеракционизма,
изложенные Дж. Мидом:
- личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом «символами», вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован;
- для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого;
- накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа «обобщенного другого». «Обобщенный другой» – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны;
- поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.
Структура личности включает три компонента:
«I» (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;
«Me» (меня) – нормативное «Я», своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего «обобщенного другого» и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции;
«Self» (самость) – совокупность импульсивного и нормативного «Я», их активное взаимодействие.
В символическом интеракционизме выделяются две школы – Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).
Г.
Блумер – представитель Чикагской
школы символического интеракционизма.
Выступал против эмпирического подтверждения
выводов Д. Мида, утверждая, что для
выявления социально-
М. Кун (Айовская школа) – автор «теории самооценки личности». Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности. Ролевое поведение трактуется как “исполнение”, “проигрывание”, “принятие” роли, что исключает его творческий характер.
М. Кун вводит следующее операциональное определение личности: «Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: «Кто Я такой?», обращенный к самому себе, или на вопрос: «Кто Вы такой?», обращенный к нему другим лицом». Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:
- характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);
- относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).
Из
полученных ответов подавляющая
часть относилась к первой категории,
что означает большую значимость
ролевых позиций для личности.
4.3
Этнометодология (Г.
Гарфинкель и др.)
Этнометодология - направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаических культурах.
Основоположник
и автор термина «
Спецификой этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г. Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь - социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя.
Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).
Сторонники этнометодологии подвергаются критике за преувеличенное внимание к проявлениям обыденного сознания и взаимодействия, малозначимым для социологии в целом, но прежде всего - за сведение всех форм социальной коммуникации к речевой и преуменьшение роли социальных структур, институтов и статусов.
Этнометодология
продолжает линию феноменологической
социологии
(Альфред
Шюц), схожие
идеи по исследованию обыденного сознания
и повседневного взаимодействия проводятся
в теории символического интеракционизма Э.Гоффмана. В философии этнометодологию
часто упоминают при обсуждении проблемы
рациональности в обыденном сознании.
4.4
Феноменологическая
социология (А. Шюц, П.
Бергер)
В 60-х годах XX века среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. Большое влияние на развитие феноменологической социологии оказали труды австрийского философа Альфреда Шюца (1899-1959 гг.).
Шюц предложил собственную версию социологии понимающей, в которой проследил процессы становления человеческих представлений в социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном «вторичном» виде.
Обыденный повседневный мир по Шюцу, является и высшей реальностью, наиболее важной для человеческого познания.
Наиболее своеобразно положение феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различными школами. Первую школу феноменологической социологии знания – возглавили Питер Бергер и Томас Лукман, а вторую, получившую имя «этнометодологии» – Гарольд Гарфинкель.
П.
Бергера и Т. Лукмана отличает
от Шюца стремление обосновать необходимость
«узаконивания» символических универсалий
общества. Этнометодологи полагают, что
вступая во взаимодействие, каждый индивид
имеет представление о том, как будет или
должно протекать это взаимодействие,
причем представления эти организуются
в согласии с нормами и требованиями, отличными
от норм и требований общепринятого рационального
суждения.
5. Заключение
Социология
берет самый сложный объект изучения
- человеческое общество, его структуру,
законы развития, поведение людей. Цель
социологии: научить понимать социальные
процессы и явления для того, чтобы
управлять ими, чтобы регулировать
изменения общественной жизни, направлять
их в нужное русло. Именно в этом нам
и помогает социология – научится контролировать
процессы, происходящие в обществе, понимать
к каким последствиям может привести то
или иное действие. Многие думают, что
их не касаются эти проблемы. Но ведь мы
все живем в обществе, каждый из нас –
это маленькая частица, составляющая общество,
невозможно отделить одно от другого.
Анализ современного общества показывает,
что количество проблем, стоящих перед
человечеством с каждым годом все более
увеличивается, а значит, знание основ
социологии необходимых каждому. К тому
же рассматриваемая наука помогает человеку
найти себя как личность, понять свое место
и роль в современном обществе, четко представлять
его структуру, что тоже немало важно,
ведь социальные структуры состоят из
человеческих действий и взаимоотношений.
Социология помогает правильно ориентироваться
в социальной действительности, в лабиринте
проблем, с которыми они сталкиваются
в повседневной жизни. Социологическое
видение мира - вот тот инструмент, при
помощи которого люди добиваются успеха
в любой области.
6. Список используемой литературы
1.
Зиновьева Т.В. Основные
2. Социология: учебник\ под ред. проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд. – М.: Гардарики, 2006
3. Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нур-пресс», 2005
4. Кравченко А.И. Социология. Учебник. – М.:ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001
5. Социология. Серия «Учебникик и учебные пособия». – Ростов н\Д.: Феникс, 2001
6. Социология. Дайджест/Сост. Н.В. Бибарсова; УрСЭИ АТиСО.- Челябинск, 2009
7. Энциклопедический
социологический словарь. М., 1995