Социология ХХ века

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2012 в 09:12, контрольная работа

Краткое описание

Целью данной контрольной работы является изучение социологии ХХ века.
Исходя из поставленной цели следует определить задачи: изучить макро- и микросоциологические теории; определить роль социологии в ХХ веке, а также актуальность изучения социологии.
Предметом изучения является социология ХХ века, а объектом – условия развития социологии ХХ века.

Содержание

1. Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
2. Новые тенденции в развитии социологической мысли. Выделение трех основных разделов социологии: теоретического, прикладного, эмпирического . . . .4
3. Макросоциологические теории
3.1 Структурный функционализм (Т. Парсонс, Р. Мертон) . . . . . . . . . . . . . . 7
3.2 Теории социального конфликта (Ч.Р. Миллс, Р. Дарендорф, Л. Козер). .8
3.3 Теории социальных систем (Т. Адорно, Ж. Гурвич и др.) . . . . . . . . . . . . .9
4. Микросоциологические теории
4.1 Теория социального обмена (Д. Хоманс, П. Блау) . . . . . . . . . . . . . . . . . . 10
4.2 Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер и др.). . . . . . . . . . .11
4.3 Этнометодология (Г. Гарфинкель и др.). . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .13
4.4 Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер) . . . . . . . . . . . . . .14
5. Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
6. Список используемой литературы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 16

Вложенные файлы: 1 файл

КР 2012.docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

    4.2 Символический интеракционизм (Д. Мид, Г. Блумер и др.)  

    Теория  символического интеракционизма - теоретические взгляды на значимость в общении символов, жестов, мимики.

    Представители символического интеракционизма: Дж. Мид, Г. Блумер, Н. Дензин, М. Кун, А. Роуз, А. Роуз, А. Стросс, Т. Шибутани и др. – уделяют  особое внимание проблемам «символической коммуникации» (общению, взаимодействию, осуществляемому при помощи символов).

    Наиболее  значимым трудом в области символического интеракционизма является работа Мида Джорджа Герберта (1863-1931) «Сознание, личность и общество» (1934 г.). Дж. Мид – американский философ, социолог, социальный психолог, выражал идеи прагматизма, полагал, что человеческое «Я» имеет социальную природу и формируется в ходе социального взаимодействия. 
Основные позиции, определяющие теоретическую суть символического интеракционизма, изложенные Дж. Мидом:

    - личность - продукт социального взаимодействия. В процессе взаимодействия выражение лица, отдельные движения, жесты, называемые Мидом «символами», вызывают определенные реакции у собеседника. Следовательно, значение символа или значимого жеста следует искать в реакции того лица, которому этот символ адресован;

    - для ведения успешной коммуникации человек должен обладать способностью принять роль другого (собеседника). Роль связана со способностью видеть себя глазами другого;

    - накопление опыта взаимодействия приводит к формированию у человека образа «обобщенного другого». «Обобщенный другой» – понятие, означающее интеграцию установок у индивида в отношении тех людей, которые видят его (индивида) со стороны;

    - поведение индивида определяется в основном тремя компонентами: структурой личности, ролью и референтной группой.

    Структура личности включает три компонента:

    «I» (Я) – импульсивное, творческое, движущее начало личности, являющееся причиной вариаций в пределах ролевого поведения, отклонений от него;

    «Me» (меня) – нормативное «Я», своего рода внутренний социальный контроль, основанный на учете требований значимых для других людей и прежде всего «обобщенного другого» и направляющий действия личности на достижение успешной социальной интеракции;

    «Self» (самость) – совокупность импульсивного и нормативного «Я», их активное взаимодействие.

    В символическом интеракционизме  выделяются две школы – Чикагская (Г. Блумер) и Айовская (М. Кун).

    Г. Блумер – представитель Чикагской  школы символического интеракционизма. Выступал против эмпирического подтверждения  выводов Д. Мида, утверждая, что для  выявления социально-психологических  феноменов и характеристик личности пригодны лишь описательные методы, так  как выражение личностью своих  отношений и состояний складывается всякий раз различным образом. Считал, что личность находится в непрерывном  процессе изменения, суть которого составляет неповторимое и непрерывное взаимодействие между импульсивным «Я» и нормативным «Я», постоянный диалог личности с собой, а также интерпретация и оценивание обстановки и поведения других людей. Вследствие того, что социальные установки человека постоянно изменяются, то делается вывод, что поведение можно объяснить, но нельзя предсказать. Ролевое поведение – это поисковый, динамичный и творческий процесс (делание роли).

    М. Кун (Айовская школа) – автор «теории самооценки личности». Утверждал, что поведение детерминируется тем, как индивид воспринимает и интерпретирует окружающую действительность, в том числе и себя. То есть, зная самооценку личности, мы можем предсказать поведение этой личности. Ролевое поведение трактуется как “исполнение”, “проигрывание”, “принятие” роли, что исключает его творческий характер.

    М. Кун вводит следующее операциональное  определение личности: «Операционально сущность личности можно определить... как ответы, которые индивид дает на вопрос: «Кто Я такой?», обращенный к самому себе, или на вопрос: «Кто Вы такой?», обращенный к нему другим лицом». Полученные в ходе проведенного исследования ответы испытуемых на этот вопрос были разделены на две категории:

    - характеризующие социальный статус и роль (студент, дочь, гражданин);

    - относящиеся к индивидуальной характеристике (толстый, невезучий, счастливый).

    Из  полученных ответов подавляющая  часть относилась к первой категории, что означает большую значимость ролевых позиций для личности. 

    4.3 Этнометодология (Г. Гарфинкель и др.)  

    Этнометодология - направление в социологии, занимающееся изучением обыденных норм, правил поведения, смыслов языка в рамках повседневного социального взаимодействия. Это направление универсализирует методы этнографии, распространяя их на повседневное поведение людей во всех, а не только архаических культурах.

    Основоположник  и автор термина «этнометодология»  — американский социолог  Гарольд Гарфинкель. В своей работе «Исследования по этнометодологии», (1967 г.) он предложил методику изучения «этнометодов» (обыденных методов), которыми люди пользуются для того, чтобы осмыслить действия и речь других. Каждый человек неосознанно пользуется своими методами осмысления процесса взаимодействия. Верно понять смысл взаимодействия (разговора) можно только в том случае, если известен контекст ситуации, не представленный в самом взаимодействии.

    Спецификой  этнометодологии является особое восприятие объекта и субъекта исследования. С точки зрения Г. Гарфинкеля и его последователей, социальная реальность не обладает объективными характеристиками, а конструируется в ходе речевой коммуникации. Исходя из этого, этнометодологи подчеркивают, что сам исследователь - социолог не может выступать в роли дистанцированного наблюдателя.

    Этнометодология распалась на ряд течений: анализ разговорной речи (Х.Сакс, Дж.Джефферсон), этнометодологическую герменевтику (А. Блюм, П.Мак-Хью), анализ обыденной повседневной жизни (Д.Циммерман, М.Поллнер), этнографич. исследование науки и достижения консенсуса в диалогах ученых (К.Д.Кнорр-Цетина, Б.Латур, С.Вулгар и др.).

    Сторонники  этнометодологии подвергаются критике  за преувеличенное внимание к проявлениям  обыденного сознания и взаимодействия, малозначимым для социологии в целом, но прежде всего - за сведение всех форм социальной коммуникации к речевой  и преуменьшение роли социальных структур, институтов и статусов.

    Этнометодология продолжает линию феноменологической социологии (Альфред Шюц), схожие идеи по исследованию обыденного сознания и повседневного взаимодействия проводятся в теории символического интеракционизма Э.Гоффмана. В философии этнометодологию часто упоминают при обсуждении проблемы рациональности в обыденном сознании. 
 
 
 

    4.4 Феноменологическая социология (А. Шюц, П. Бергер)  

    В 60-х годах XX века среди социологов Запада резко повысился интерес к работам немецкого философа феноменологического направления Э. Гуссерля и соответственно известное развитие получила так называемая феноменологическая социология. Большое влияние на развитие феноменологической социологии оказали труды австрийского философа Альфреда Шюца (1899-1959 гг.).

    Шюц предложил собственную версию социологии понимающей, в которой проследил процессы становления человеческих представлений в социальном мире от единичных субъективных значений, формирующихся в потоке переживаний индивидуального субъекта, до высокогенерализованных конструкций социальных наук, содержащих эти значения в преобразованном «вторичном» виде.

    Обыденный повседневный мир по Шюцу, является и высшей реальностью, наиболее важной для человеческого познания.

    Наиболее  своеобразно положение феноменологической социологии Шюца были восприняты двумя различными школами. Первую школу феноменологической социологии знания – возглавили Питер Бергер и Томас Лукман, а вторую, получившую имя «этнометодологии» – Гарольд Гарфинкель.

    П. Бергера и Т. Лукмана отличает от Шюца стремление обосновать необходимость «узаконивания» символических универсалий общества. Этнометодологи полагают, что вступая во взаимодействие, каждый индивид имеет представление о том, как будет или должно протекать это взаимодействие, причем представления эти организуются в согласии с нормами и требованиями, отличными от норм и требований общепринятого рационального суждения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5. Заключение

    Социология  берет самый сложный объект изучения - человеческое общество, его структуру, законы развития, поведение людей. Цель социологии: научить понимать социальные процессы и явления для того, чтобы  управлять ими, чтобы регулировать изменения общественной жизни, направлять их в нужное русло. Именно в этом нам и помогает социология – научится контролировать процессы, происходящие в обществе, понимать к каким последствиям может привести то или иное действие. Многие думают, что их не касаются эти проблемы. Но ведь мы все живем в обществе, каждый из нас – это маленькая частица, составляющая общество, невозможно отделить одно от другого. Анализ современного общества показывает, что количество проблем, стоящих перед человечеством с каждым годом все более увеличивается, а значит, знание основ социологии необходимых каждому. К тому же рассматриваемая наука помогает человеку найти себя как личность, понять свое место и роль в современном обществе, четко представлять его структуру, что тоже немало важно, ведь социальные структуры состоят из человеческих действий и взаимоотношений. Социология помогает правильно ориентироваться в социальной действительности, в лабиринте проблем, с которыми они сталкиваются в повседневной жизни. Социологическое видение мира - вот тот инструмент, при помощи которого люди добиваются успеха в любой области. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Список используемой  литературы

    1. Зиновьева Т.В. Основные социологические  термины. Учебное пособие. Изд-во  ЮУрГУ, 2006

    2. Социология: учебник\ под ред.  проф. Ю.Г. Волкова. – 3-е изд.  – М.: Гардарики, 2006

    3.  Социология: Учебник для студентов высших учебных заведений. – Алматы: «Нур-пресс», 2005

    4. Кравченко А.И. Социология. Учебник.  – М.:ПБОЮЛ Григорян А.Ф., 2001

    5. Социология. Серия «Учебникик и  учебные пособия». – Ростов н\Д.: Феникс, 2001

    6. Социология. Дайджест/Сост. Н.В. Бибарсова; УрСЭИ АТиСО.- Челябинск, 2009

    7. Энциклопедический социологический словарь. М., 1995 
 
 
 
 
 
 


Информация о работе Социология ХХ века