Социология военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить и систематизировать наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 8
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 8
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 13
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 21
2.1 Технологии социальной работы с военнослужащими. Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Социальная защита военнослужащих. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

Круг  органов и должностных лиц, занимающихся социальной защитой военнослужащих, определен и статьей 10 Устава внутренней службы Вооруженных Сил РФ, в которой  говорится: «Государство гарантирует  социальную и правовую защищенность военнослужащих, осуществляет меры по созданию им достаточного и достойного жизненного уровня, улучшения условий  службы и быта. Обеспечение и охрана прав военнослужащих возлагаются на органы государственной власти и  местного самоуправления, суды, правоохранительные органы, органы военного управления и  командиров (начальников)». 12

В системе  органов законодательной власти решением проблем социальной защиты военнослужащих занимаются комитеты Государственной  Думы по труду и социальной политике, по обороне, по делам ветеранов, по безопасности.

11

Наиболее  заметную роль в решении этих вопросов играет Комитет 

Государственной Думы по обороне. Ему принадлежит  основная роль в создании законодательной  базы социальной защиты военнослужащих. По инициативе комитета регулярно проводятся парламентские слушания по этим проблемам.

В Совете Федерации вопросами социальной защиты военнослужащих в той или  иной степени занимаются Комитет  по вопросам социальной политики и  Комитет по вопросам безопасности и  обороны.

При Президенте Российской федерации созданы и  действуют Комиссия по правам человека. Временная наблюдательная комиссия по соблюдению конституционных прав и свобод граждан. Совет по социальной политике, другие органы, которые также  вносят свой вклад в решение социальных проблем военнослужащих. 13

В системе  исполнительной власти общее руководство  деятельностью по осуществлению  социальной защиты военнослужащих возложено  на Правительство РФ, которое согласно статье 15 Федерального закона «Об обороне» несет ответственность за состояние  и обеспечение Вооруженных Сил  Российской Федерации, организует обеспечение  Вооруженных Сил материальными  средствами и услугами по их запросам, руководит деятельностью по вопросам обороны подведомственных ему федеральных  органов исполнительной власти, решает другие вопросы на основе и во исполнение принятых Государственной Думой и утвержденных Президентом России законов. 14

Важное  место в системе органов исполнительной власти, занимающихся решением проблем  социальной защиты военнослужащих, принадлежит  Министерству труда и социального  развития, в рамках которого создан и функционирует Департамент  по социальным вопросам граждан, уволенных  с военной службы, и членов их семей.

12

Значительную  роль в обеспечении социальных гарантий военнослужащих занимают органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  и органы местного самоуправления. Согласно статье 7 Федерального закона «Об обороне» в их функции входит обеспечение потребностей Вооруженных Сил в материальных средствах и других ресурсах и услугах, по их заказам; обеспечение исполнения законодательства Российской Федерации о социальных гарантиях для граждан в связи с военной службой, их участием в военных действиях, а также для членов их семей.

Вопросами социальной защиты этих категорий граждан  в Российской Федерации занимаются также многочисленные общественные объединения — советы, фонды, ассоциации и т. п. Сегодня в нашей стране зарегистрировано более сотни общественных организаций, которые приоритетным направлением своей деятельности считают  социальную защиту военнослужащих, ветеранов  и инвалидов военной службы, а  также членов их семей. Налаживание  конструктивного сотрудничества с  этими неправительственными организациями, общественными объединениями, координация  их усилий в деле обеспечения социальной защиты военнослужащих относятся к  числу важнейших задач социальной работы с военнослужащими. 15

Непосредственно в рамках Вооруженных Сил социальная работа с военнослужащими организуется Министерством обороны Российской Федерации. В соответствии со статьей 14 ФЗ «Об обороне» Министерство обороны  заказывает и финансирует производство и закупку продовольствия, вещевого и другого имущества, материальных и иных ресурсов для Вооруженных  Сил, обеспечивает социальную защиту военнослужащих, гражданского персонала армии и  флота, граждан, уволенных с военной

 

13

службы, и  членов их семей. 16

1.2 Статус военнослужащих  в Российской армии

 

Закон «О статусе военнослужащих», принятый в 1998 году определяет, какие граждане имеют статус военнослужащих, правовые основы статуса военнослужащих, права  и свободы военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей, обязанности и ответственность  военнослужащих.

Правовыми основами статуса военнослужащих являются Конституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы, Федеральный закон о Статусе  военнослужащих, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, а также нормы  международного права и международные  договоры Российской Федерации.17

Федеральный закон  определяет статус военнослужащих как  совокупность прав, свобод, гарантированных  государством, а также обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных настоящим Федеральным  законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Военнослужащие обладают правами и свободами  человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим  Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.18

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная  защита Российской Федерации, которые  связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в  любых условиях, в том числе  с риском для жизни. В связи  с особым

14

характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются льготы, гарантии и  компенсации.

   Особенности статуса военнослужащих, проходящих военную службу в военное время, в период мобилизации, во время исполнения обязанностей военной службы в условиях чрезвычайного положения и при вооруженных конфликтах, регулируются федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и организации вправе устанавливать в пределах своих полномочий дополнительные льготы, гарантии и компенсации военнослужащим, гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Федеральный закон  определяет круг граждан, которые имеют  статус военнослужащих:

1. Военнослужащие  проходят военную службу по  контракту или военную службу  по призыву в соответствии  с федеральным законом о воинской  обязанности и военной службе. К военнослужащим относятся:

    • офицеры,
    • прапорщики и мичманы,
    • курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования,
    • сержанты и старшины,
    • солдаты и матросы,
    • проходящие военную службу по контракту (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по контракту);
    • офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации;

 

15

    • сержанты, старшины, солдаты и матросы, проходящие военную службу по призыву, курсанты военных образовательных учреждений профессионального образования до заключения с
    • ними контракта (далее - военнослужащие, проходящие военную службу по призыву).

Особенностью весеннего призыва-2008 является переход к призыву граждан на один год службы. В связи с этим изменились и сроки проведения призывной кампании. Начнется она, как и раньше 1 апреля, а завершится не 30 июня, как это было в прошлые годы, а 15 июля. Это сделано для того, чтобы молодые ребята могли закончить обучение в учебных заведениях. Также с начала 2008 года уменьшено количество оснований для предоставления отсрочек гражданам от прохождения военной службы. Из 25 оснований осталось 21. Это дает возможность призывать дополнительно еще порядка 100 тыс. человек. Начиная с 1 апреля 2008 г. планируется призвать около 133 тыс. человек, это примерно на 1000 человек больше, чем осенью прошлого года. С осени 2008 года количество призывного контингента, который будет поступать в ряды Вооруженных Сил и других войск, будет увеличен. Планируется призывать порядка 200 тысяч человек.19

Офицеры, призванные на военную службу в соответствии с указом Президента Российской Федерации, по своему правовому положению приравниваются к офицерам, проходящим военную службу по контракту, если иное не предусмотрено  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Условия контракта  о прохождении военной службы определяются федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.20

16

2. Граждане приобретают  статус военнослужащих с началом  военной службы и утрачивают  его с окончанием военной службы.

На граждан, призванных на военные сборы, статус военнослужащих распространяется в случаях и  порядке, которые предусмотрены  настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

3. За гражданами, проходившими военную службу в воинских частях Вооруженных Сил Союза ССР, других воинских формированиях Союза ССР и государств - участников Содружества независимых государств до принятия указанных воинских формирований под юрисдикцию Российской Федерации и перешедшими на военную службу в войска или иные воинские формирования, организации других государств, ранее входивших в состав Союза ССР, сохраняются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные настоящим Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, при условии заключения и ратификации в установленном порядке соответствующих международных договоров Российской Федерации.

Федеральный закон  «О статусе военнослужащих» определяет льготы, гарантии и компенсации:

  • военнослужащим и членам их семей;
  • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, Объединенных вооруженных силах государств - участников Содружества независимых государств, и членам их семей;
  • гражданам, уволенным с военной службы в Вооруженных Силах Союза ССР, пограничных, внутренних и железнодорожных войсках, войсках гражданской обороны, органах и войсках государственной безопасности, других воинских формированиях Союза ССР, и членам их семей. К членам

 

17

семей военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, на которых распространяются указанные льготы, гарантии и компенсации, если иное не

предусмотрено настоящим  Федеральным законом, федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации, относятся:

  • супруга (супруг);
  • несовершеннолетние дети;
  • дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет;
  • дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения;
  • лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Военнослужащим  и гражданам, уволенным с военной  службы, ветеранам Великой Отечественной  войны и ветеранам боевых действий на территориях других государств, ветеранам военной службы, а также  ветеранам, исполнявшим обязанности  военной службы в условиях чрезвычайного  положения и при вооруженных  конфликтах, федеральными конституционными законами, федеральными законами и  иными нормативными правовыми актами Российской Федерации устанавливаются  дополнительные льготы, гарантии и  компенсации.21

Правовые и социальные гарантии несовершеннолетним гражданам, обучающимся в образовательных  учреждениях среднего (полного) общего образования, дополнительные образовательные  программы которых имеют целью  военную подготовку, регулируются федеральными законами и иными нормативными правовыми  актами Российской Федерации.

       Социальная защита военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей является функцией государства и предусматривает:

Информация о работе Социология военнослужащих