Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:36, курсовая работа
Цель курсовой работы - изучить и систематизировать наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 8
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 8
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 13
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 21
2.1 Технологии социальной работы с военнослужащими. Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Социальная защита военнослужащих. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………
18
Реализация мер
правовой и социальной защиты военнослужащих,
граждан, уволенных с военной
службы, и членов их семей возлагается
на органы государственной власти,
органы местного самоуправления, федеральные
суды общей юрисдикции, правоохранительные
органы в пределах их полномочий, а
также является обязанностью командиров.
Реализации прав военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и
членов их семей в соответствии с
федеральными конституционными законами,
федеральными законами и иными нормативными
правовыми актами Российской Федерации
могут также содействовать
Никто не вправе
ограничивать военнослужащих, граждан,
уволенных с военной службы, и
членов их семей в правах
и свободах, гарантированных Конституцией
Российской Федерации и
уволенных с военной службы, и членов их семей, несут ответственность в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
19
При осуществлении
призыва на военную службу, заключении
с военнослужащими контракта
о прохождении военной службы,
а также при увольнении военнослужащих
с военной службы государство
гарантирует исполнение обязательств,
предусмотренных настоящим
Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления.
Надзор за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему прокурорами.
Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального и иных видов обеспечения, предусмотренные настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации иначе как путем внесения изменений и дополнений в Федеральный закон «О статусе военнослужащих». ФЗ - «О статусе военнослужащих» содержит статьи о правах и свободах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и, и членов их семей. Военнослужащие и члены их семей имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на свободу слова, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на свободу совести и вероисповедания, право на участие в управлении делами
государства и общественными объединениями, право на труд, право на служебное время, право на отдых, право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание, право на жилище, право на
20
охрану здоровья и медицинскую помощь, право собственности, льготы по налогам, право на страховые гарантии, право на возмещение вреда, право на образование и права в области культуры и т.д.24
Федеральный закон
«О статусе военнослужащих»
2.1 технологии социальной работы с военнослужащими
Технологии социальной работы с
военнослужащими и их семьями
различается в зависимости от характера
и глубины их социальных проблем, что в
значительной степени определяется принадлежностью
к призывному или контактному контингенту,
составу военнослужащих, длительностью
пребывания на военной, службе. Так, безусловно,
материальные трудности и социальные
ограничения, которые имеются у солдат
срочной службы и их семей (малое денежное
довольствие, жизнь в казарме, вдали от
жены и ребенка, если таковой имеется)
могут не распространяться на ряд солдат
особых специальностей (музыканты, спортсмены),
которые порой и живут в семье, и получают
определенной вознаграждение за труд
в период воинской службы. Военнослужащие
нуждаются в защите своих прав и в воспитательно-адаптационных
и культурно-рекреационных мероприятиях,
чтобы выработать привычку к пребыванию
в достаточно монотонных условиях военной
службы в постоянном окружении других
людей.25
Цели социальной
работы в самом общем виде заключаются
в том, чтобы восстановить физические
и психические силы тех, кому оказывается
помощь; скорректировать личностные установки
клиентов, научив их правильно воспринимать
принудительные стороны своей жизни; внести
элементы социальной справедливости в
рамки субординационных отношений, характерных
для военной службы.
Социальная
работа с военнослужащими осуществляется
как непосредственно в условиях Вооруженных
Сил, так и в обществе в целом. Неверно
было бы думать, что в армии она является
обязанностью только заместителей командиров
по работе с личным составом. Безусловно,
в
22
первую очередь социальная зашита
военнослужащих является их функциональной
обязанностью, ею занимаются также
военные психологи, юристы, специалисты
военно-медицинских учреждений. Однако
строевые командиры, руководители любого
ранга также должны держать эти
вопросы в поле своего внимания,
обеспечивая в пределах своей
компетенции социальную защищенность
подчиненных им военнослужащих
и их семей. Одна из важнейших
задач – соблюдение всех прав и
льгот, которые положены военнослужащим
в соответствии с действующим
законодательством; контроль
за обеспечением таких социально-бытовых
условий, которые не разрушают
здоровье и работоспособность
людей, несущих военную службу.
Важную роль играет устранение
хотя бы наиболее грубых проявлений того,
что диктуется наличием неформальных
систем отношений в Вооруженных Силах
в рамках «дедовской» и «земляческой»
статусных систем. К сожалению, в настоящих
условиях не представляется возможным
устранить полностью наличие этих уродливых
явлений. Это задача, безусловно, выходящая
за рамки только армии. Для ее решения
требуется изменение морально-психологического
климата в обществе, преодоление культа
жестокости, столь распространенного
в современных условиях, улучшение криминогенной
обстановки. Необходимо предотвратить
приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным
прошлым, а также страдающих психологическими
или психиатрическими отклонениями. Повышение
авторитета воинской службы в целом, офицеров
в частности, также могло бы способствовать
стабилизации проблемы неуставных взаимоотношений.
Однако и в существующих условиях защите
военнослужащих срочной службы способствовало
бы улучшение социального контроля в воинских
коллективах, создание более доверительных
взаимоотношений между солдатам, младшими
командирами и офицерами, неотвратимость
наказания за каждый случай насильственного
поведения одного из военнослужащих по
23
отношению к другому. В этой связи безусловно
необходимо покончить с практикой замалчивания
преступлений против военнослужащих срочной
службы; информирование военнослужащих
об их правовом статусе, разъяснение механизма
пользования этими правами, консультирование
по поводу конкретных ситуаций и конфликтов
также относится к социальной работе с
военнослужащими.
Основные социальные
проблемы военнослужащих, проходящих
военную службу по контракту, могут быть
сходными, вне зависимости от того, к какому
составу принадлежит военнослужащий-контрактник:
офицерскому, прапорщикам, старшинам или
солдатам.
Проблемы со здоровьем
самого военнослужащего и членов его семьи
объясняются напряженностью и интенсивностью
физических и психологических нагрузок
в процессе несения службы, возможным
воздействием радиации, вибрации, вредных
излучений, агрессивных химических реагентов,
однообразным некачественным питанием,
неблагоприятными и экстремальными климатическими
условиями в месте проживания. Кроме того,
экономические трудности последнего времени
сокращают возможности военно-медицинских
учреждений по предоставлению квалифицированной
специализированной медицинской помощи,
обеспечению эффективными видами медикаментов;
распад системы курортно-рекреационных
учреждений, многие из которых остались
за границами России, ухудшает возможности
восстановления и поддержания здоровья
военнослужащих.
Проблемы с жильем вызваны
в первую очередь общим дефицитом жилого
фонда в стране в целом, а в Вооруженных
Силах -в особенности. Неподготовленный
вывод частей из государств Европы и Прибалтики
вынудил значительное количество семей
военнослужащих жить в неприспособленных
помещениях, лишенных основных современных
удобств. Сокращение жилищного строительства
в стране, его резкое
24
удорожание привело к тому, что
бесплатное получение квартиры, гарантированное
законом ряду категорий военнослужащих,
фактически откладывается на долгие
годы. Ожидая ее, многие уволенные с
военной службы лица не в состоянии
освободить занимаемую ими служебную
жилплощадь, так что вновь прибывшие
военнослужащие и их семьи нередко
годами снимают комнаты и квартиры
за свой счет. Предназначенная для
этих целей денежная компенсация
покрывает лишь незначительную часть
этой суммы, кроме того, имеют место
также длительные задержки с ее выплатой.
Проблемы с работой и социальным положением
жены военнослужащего объясняются тем,
что рабочие места для женщин с высшим
профессиональным образованием в месте
службы мужа весьма ограничены, поэтому
найти работу по специальности жене военнослужащего
трудно. В отдаленных гарнизонах и закрытых
военных городках рабочих мест не хватает
вообще, что вынуждает жен военнослужащих
оставаться без работы.
Статус безработного и пособие по безработице,
которое могут получать женщины в этой
ситуации, не спасают положение, ибо не
могут избавить семью от малообеспеченности.
Поступление женщин по контракту на военную
службу ограничено целым рядом препятствий,
одно из которых – наличие ребенка в возрасте
до 8 лет, а также немногочисленность самих
вакансий для контрактников. К тому же,
задержки выплат денежного довольствия
этой категории военнослужащих усугубляют
социальные проблемы семей. Поэтому для
многих жен военнослужащих типичны утрата
социального статуса, деквалификация
и синдром «несостоявшейся карьеры , что
приводит к психологическим проблемам
у самой женщины и напряженности в семье.
В крупных населенных пунктах достаточно
распространенной является ситуация многолетнего
существования семьи военнослужащего
в условиях отсутствия «прописки», что
затрудняет устройство женщин на работу,
обслуживание в учреждениях здравоохранения,
занятие научной работой из-за недоступности
библиотек и
25
т.п. Напряженность в семье военнослужащего
может обусловливаться, помимо общих семейных
проблем, целым рядом специфических факторов:
разочарование и неуверенность, усталость
от материальных лишений и частых переездов
на необустроенные места; утомление мужа
от трудной и напряженной службы и недовольство
жены его слабым участием в семейной жизни
и воспитании детей; ощущение нереализованное
своих возможностей у жены военнослужащего;
тревога за судьбу детей и неуверенность
в будущем.
Такое состояние
может усиливаться от ощущения вынужденности
своего пребывания на военной службе,
когда нет возможности или желания изменить
свою жизнь, когда вероятное в будущем
увольнение с военной службы страшит неизвестностью
или влечет за собой утрату права на какие-то
льготы – не секрет, что для значительной
части лиц, несущих по контракту военную
службу, это единственная или наиболее
подходящая возможность получить жилплощадь
для семьи. Проблемный комплекс военнослужащих,
находящихся перед увольнением с военной
службы и сразу после него, характеризуется
серьезным социальным и психологическим
кризисом, глубина которого зависит от
длительности пребывания индивида на
военной службе, его возраста и характерологического
склада, вынужденного или добровольного
ухода его с военной службы, степени решенности
его социальных проблем (наличия квартиры,
подходящей гражданской специальности,
устроенности детей и т.д.). Непредсказуемость
и стохастичность отношений среди гражданских
лиц мысленно противопоставляется четкости
и определенности военной службы; навыки
директивного обращения с людьми не всегда
оказываются применимыми в условиях коллектива
штатских. Кроме того, военнослужащие,
личности которых формировались в рамках
планово-распределительной системы, с
трудом воспринимают закономерности рыночных
отношений, тем более эксцессы дикого
рынка. Обычный для мужчин личностный
кризис,
26
вызванный выходом на пенсию, нередко переживается увольняемыми с военной службы глубже и болезненнее.
В задачи социальной работы с военнослужащими,
несущими службу по контракту, входит
социальное и юридическое консультирование
по всем вопросам, связанным с правами
и возможностями лиц, несущих военную
службу, увольняемых военнослужащих и
членов их семей, защита их интересов перед
командованием части, вышестоящими инстанциями,
органами местной власти. В случае нарушения
таких прав офицер, осуществляющий социальную
работу, направляет информацию об этом
в порядке подчиненности и содействует
их восстановлению. В его обязанности
входит разъяснение военнослужащим и
членам их семей нормативной базы разрешения
конфликтных ситуаций, оказание помощи
в обращении в инстанции, компетентные
в разрешении конфликта.
Важную
роль играет социально-педагогическая
помощь семьям и детям военнослужащих,
проведение педагогической коррекции,
направленной на ликвидацию трудностей
в обучении, устранение воспитательных
дефектов, социальную реадаптацию проблемных
детей и подростков. Немалый воспитательный
потенциал военной педагогики может быть
применен для того, чтобы через систему
детских военно-спортивных лагерей, клубов
и кружков возродить у подростков представление
о высоком социальном статусе воинской
службы, уважение к труду судьбе родителей.
Одна из функций
социальной работы в Вооруженных Силах
– обеспечение благоприятных социально-бытовых
и социально-экологических условий для
военнослужащих. Сами по себе факторы
военной службы бывают достаточно трудны
и неблагоприятны, но нередко они отягощаются
плохой организацией быта, невниманием
к условиям работы и проживания военнослужащих,
антропогенным