Социология военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить и систематизировать наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 8
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 8
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 13
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 21
2.1 Технологии социальной работы с военнослужащими. Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Социальная защита военнослужащих. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

18

  • реализацию их прав, льгот, гарантий и компенсаций органами государственной власти, органами военного управления и органами местного самоуправления;
  • совершенствование механизмов и институтов социальной защиты указанных лиц;
  • охрану их жизни и здоровья, а также иные меры, направленные на создание условий жизни и деятельности, соответствующих характеру военной службы и ее роли в обществе.

Реализация мер  правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной  службы, и членов их семей возлагается  на органы государственной власти, органы местного самоуправления, федеральные  суды общей юрисдикции, правоохранительные органы в пределах их полномочий, а  также является обязанностью командиров. Реализации прав военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и  членов их семей в соответствии с  федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  могут также содействовать общественные объединения.22

 Никто не вправе  ограничивать военнослужащих, граждан,  уволенных с военной службы, и  членов их семей в правах  и свободах, гарантированных Конституцией  Российской Федерации и настоящим  Федеральным законом. Должностные  лица органов государственной  власти, органов местного самоуправления  и организаций, а также командиры,  виновные в неисполнении обязанностей  по реализации прав военнослужащих, граждан, 

уволенных с военной  службы, и членов их семей, несут  ответственность в соответствии с федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.

19

При осуществлении  призыва на военную службу, заключении с военнослужащими контракта  о прохождении военной службы, а также при увольнении военнослужащих с военной службы государство  гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных настоящим Федеральным  законом, федеральными законами и иными  нормативными правовыми актами Российской Федерации.23

 Контроль за исполнением настоящего Федерального закона осуществляется органами государственной власти, правоохранительными органами и органами военного управления.

Надзор за исполнением  настоящего Федерального закона осуществляется генеральным прокурором Российской Федерации и подчиненными ему  прокурорами.

Правовые и социальные гарантии военнослужащим, включая меры их правовой защиты, а также материального  и иных видов обеспечения, предусмотренные  настоящим Федеральным законом, не могут быть отменены или снижены  федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации  иначе как путем внесения изменений  и дополнений в  Федеральный закон  «О статусе военнослужащих». ФЗ - «О статусе военнослужащих» содержит статьи о правах и свободах военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы и, и членов их семей. Военнослужащие и члены их семей имеют право на защиту свободы, чести и достоинства, право на свободу передвижения и выбор места жительства, право на свободу слова, право на участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, право на свободу совести и вероисповедания, право на участие в управлении делами

государства и общественными  объединениями, право на труд, право  на служебное время, право на отдых, право на продовольственное и вещевое обеспечение, торгово-бытовое обслуживание, право на жилище, право на

20

охрану здоровья и медицинскую помощь, право собственности, льготы по налогам, право на страховые  гарантии, право на возмещение вреда, право на образование и права  в области культуры и т.д.24

Федеральный закон  «О статусе военнослужащих» устанавливает, что обязанностью военнослужащих является защита государственного суверенитета и территориальной целостности  Российской Федерации, обеспечение  безопасности государства, отражение  вооруженного нападения, а также  выполнение задач в соответствии с международными обязательствами  Российской Федерации составляют существо воинского долга, который обязывает  военнослужащих:

  • быть верными Военной присяге, беззаветно служить своему народу, мужественно и умело защищать свое Отечество;
  • строго соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы Российской Федерации, требования общевоинских уставов, беспрекословно выполнять приказы командиров;
  • дорожить честью и боевой славой защитников своего народа, честью воинского звания и войсковым товариществом;
  • совершенствовать воинское мастерство, содержать в постоянной готовности к применению вооружение и военную технику, беречь военное имущество;
  • быть дисциплинированными, бдительными, хранить государственную и военную тайну;
    • соблюдать общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

21

Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ

2.1 технологии социальной  работы с военнослужащими

Технологии социальной работы с  военнослужащими и их семьями  различается в зависимости от характера и глубины их социальных проблем, что в значительной степени определяется принадлежностью к призывному или контактному контингенту, составу военнослужащих, длительностью пребывания на военной, службе. Так, безусловно, материальные трудности и социальные ограничения, которые имеются у солдат срочной службы и их семей (малое денежное довольствие, жизнь в казарме, вдали от жены и ребенка, если таковой имеется) могут не распространяться на ряд солдат особых специальностей (музыканты, спортсмены), которые порой и живут в семье, и получают определенной вознаграждение за труд в период воинской службы. Военнослужащие нуждаются в защите своих прав и в воспитательно-адаптационных и культурно-рекреационных мероприятиях, чтобы выработать привычку к пребыванию в достаточно монотонных условиях военной службы в постоянном окружении других людей.25  
        Цели социальной работы в самом общем виде заключаются в том, чтобы восстановить физические и психические силы тех, кому оказывается помощь; скорректировать личностные установки клиентов, научив их правильно воспринимать принудительные стороны своей жизни; внести элементы социальной справедливости в рамки субординационных отношений, характерных для военной службы. 
          Социальная работа с военнослужащими осуществляется как непосредственно в условиях Вооруженных Сил, так и в обществе в целом. Неверно было бы думать, что в армии она является обязанностью только заместителей командиров по работе с личным составом. Безусловно, в

22

первую очередь социальная зашита военнослужащих является их функциональной обязанностью, ею занимаются также  военные психологи, юристы, специалисты  военно-медицинских учреждений. Однако строевые командиры, руководители любого ранга также должны держать эти  вопросы в поле своего внимания, обеспечивая в пределах своей  компетенции социальную защищенность подчиненных  им  военнослужащих  и  их    семей. Одна из важнейших  задач – соблюдение всех прав и  льгот, которые положены военнослужащим в соответствии с действующим  законодательством;   контроль   за   обеспечением  таких   социально-бытовых условий,  которые не  разрушают здоровье   и    работоспособность              людей, несущих военную службу. 
      Важную роль играет устранение хотя бы наиболее грубых проявлений того, что диктуется наличием неформальных систем отношений в Вооруженных Силах в рамках «дедовской» и «земляческой» статусных систем. К сожалению, в настоящих условиях не представляется возможным устранить полностью наличие этих уродливых явлений. Это задача, безусловно, выходящая за рамки только армии. Для ее решения требуется изменение морально-психологического климата в обществе, преодоление культа жестокости, столь распространенного в современных условиях, улучшение криминогенной обстановки. Необходимо предотвратить приход в Вооруженные Силы лиц с уголовным прошлым, а также страдающих психологическими или психиатрическими отклонениями. Повышение авторитета воинской службы в целом, офицеров в частности, также могло бы способствовать стабилизации проблемы неуставных взаимоотношений. Однако и в существующих условиях защите военнослужащих срочной службы способствовало бы улучшение социального контроля в воинских коллективах, создание более доверительных взаимоотношений между солдатам, младшими командирами и офицерами, неотвратимость наказания за каждый случай насильственного поведения одного из военнослужащих по

23

отношению к другому. В этой связи безусловно необходимо покончить с практикой замалчивания преступлений против военнослужащих срочной службы; информирование военнослужащих об их правовом статусе, разъяснение механизма пользования этими правами, консультирование по поводу конкретных ситуаций и конфликтов также относится к социальной работе с военнослужащими. 
      Основные социальные проблемы военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, могут быть сходными, вне зависимости от того, к какому составу принадлежит военнослужащий-контрактник: офицерскому, прапорщикам, старшинам или солдатам. 
       Проблемы со здоровьем самого военнослужащего и членов его семьи объясняются напряженностью и интенсивностью физических и психологических нагрузок в процессе несения службы, возможным воздействием радиации, вибрации, вредных излучений, агрессивных химических реагентов, однообразным некачественным питанием, неблагоприятными и экстремальными климатическими условиями в месте проживания. Кроме того, экономические трудности последнего времени сокращают возможности военно-медицинских учреждений по предоставлению квалифицированной специализированной медицинской помощи, обеспечению эффективными видами медикаментов; распад системы курортно-рекреационных учреждений, многие из которых остались за границами России, ухудшает возможности восстановления и поддержания здоровья военнослужащих. 
      Проблемы с жильем вызваны в первую очередь общим дефицитом жилого фонда в стране в целом, а в Вооруженных Силах -в особенности. Неподготовленный вывод частей из государств Европы и Прибалтики вынудил значительное количество семей военнослужащих жить в неприспособленных помещениях, лишенных основных современных удобств. Сокращение жилищного строительства в стране, его резкое

24

удорожание привело к тому, что  бесплатное получение квартиры, гарантированное  законом ряду категорий военнослужащих, фактически откладывается на долгие годы. Ожидая ее, многие уволенные с  военной службы лица не в состоянии  освободить занимаемую ими служебную  жилплощадь, так что вновь прибывшие  военнослужащие и их семьи нередко  годами снимают комнаты и квартиры за свой счет. Предназначенная для  этих целей денежная компенсация  покрывает лишь незначительную часть  этой суммы, кроме того, имеют место  также длительные задержки с ее выплатой. 
Проблемы с работой и социальным положением жены военнослужащего объясняются тем, что рабочие места для женщин с высшим профессиональным образованием в месте службы мужа весьма ограничены, поэтому найти работу по специальности жене военнослужащего трудно. В отдаленных гарнизонах и закрытых военных городках рабочих мест не хватает вообще, что вынуждает жен военнослужащих оставаться без работы.            Статус безработного и пособие по безработице, которое могут получать женщины в этой ситуации, не спасают положение, ибо не могут избавить семью от малообеспеченности. Поступление женщин по контракту на военную службу ограничено целым рядом препятствий, одно из которых – наличие ребенка в возрасте до 8 лет, а также немногочисленность самих вакансий для контрактников. К тому же, задержки выплат денежного довольствия этой категории военнослужащих усугубляют социальные проблемы семей. Поэтому для многих жен военнослужащих типичны утрата социального статуса, деквалификация и синдром «несостоявшейся карьеры , что приводит к психологическим проблемам у самой женщины и напряженности в семье. В крупных населенных пунктах достаточно распространенной является ситуация многолетнего существования семьи военнослужащего в условиях отсутствия «прописки», что затрудняет устройство женщин на работу, обслуживание в учреждениях здравоохранения, занятие научной работой из-за недоступности библиотек и

25

т.п. Напряженность в семье военнослужащего может обусловливаться, помимо общих семейных проблем, целым рядом специфических факторов: разочарование и неуверенность, усталость от материальных лишений и частых переездов на необустроенные места; утомление мужа от трудной и напряженной службы и недовольство жены его слабым участием в семейной жизни и воспитании детей; ощущение нереализованное своих возможностей у жены военнослужащего; тревога за судьбу детей и неуверенность в будущем. 
        Такое состояние может усиливаться от ощущения вынужденности своего пребывания на военной службе, когда нет возможности или желания изменить свою жизнь, когда вероятное в будущем увольнение с военной службы страшит неизвестностью или влечет за собой утрату права на какие-то льготы – не секрет, что для значительной части лиц, несущих по контракту военную службу, это единственная или наиболее подходящая возможность получить жилплощадь для семьи. Проблемный комплекс военнослужащих, находящихся перед увольнением с военной службы и сразу после него, характеризуется серьезным социальным и психологическим кризисом, глубина которого зависит от длительности пребывания индивида на военной службе, его возраста и характерологического склада, вынужденного или добровольного ухода его с военной службы, степени решенности его социальных проблем (наличия квартиры, подходящей гражданской специальности, устроенности детей и т.д.). Непредсказуемость и стохастичность отношений среди гражданских лиц мысленно противопоставляется четкости и определенности военной службы; навыки директивного обращения с людьми не всегда оказываются применимыми в условиях коллектива штатских. Кроме того, военнослужащие, личности которых формировались в рамках планово-распределительной системы, с трудом воспринимают закономерности рыночных отношений, тем более эксцессы дикого рынка. Обычный для мужчин личностный кризис,

26

вызванный выходом на пенсию, нередко переживается увольняемыми с военной службы глубже и болезненнее.

           В задачи социальной работы с военнослужащими, несущими службу по контракту, входит социальное и юридическое консультирование по всем вопросам, связанным с правами и возможностями лиц, несущих военную службу, увольняемых военнослужащих и членов их семей, защита их интересов перед командованием части, вышестоящими инстанциями, органами местной власти. В случае нарушения таких прав офицер, осуществляющий социальную работу, направляет информацию об этом в порядке подчиненности и содействует их восстановлению. В его обязанности входит разъяснение военнослужащим и членам их семей нормативной базы разрешения конфликтных ситуаций, оказание помощи в обращении в инстанции, компетентные в разрешении конфликта. 
            Важную роль играет социально-педагогическая помощь семьям и детям военнослужащих, проведение педагогической коррекции, направленной на ликвидацию трудностей в обучении, устранение воспитательных дефектов, социальную реадаптацию проблемных детей и подростков. Немалый воспитательный потенциал военной педагогики может быть применен для того, чтобы через систему детских военно-спортивных лагерей, клубов и кружков возродить у подростков представление о высоком социальном статусе воинской службы, уважение к труду судьбе родителей. 
         Одна из функций социальной работы в Вооруженных Силах – обеспечение благоприятных социально-бытовых и социально-экологических условий для военнослужащих. Сами по себе факторы военной службы бывают достаточно трудны и неблагоприятны, но нередко они отягощаются плохой организацией быта, невниманием к условиям работы и проживания военнослужащих, антропогенным

Информация о работе Социология военнослужащих