Социология военнослужащих

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2012 в 19:36, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы - изучить и систематизировать наиболее важные направления социальной работы с военнослужащими.
Предметом изучения является комплексное регулирование методами социальной работы разнообразных социальных отношений, складывающихся в процессе военной деятельности государства.
Объектом исследования являются технологии социальной работы среди военнослужащих.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С ВОЕННОСЛУЖАЩИМИ. 8
1.1 Анализ правовой базы в отношении военнослужащих 8
1.2 Статус военнослужащих в Российской армии. 13
Глава 2. ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ
ВООРУЖЕННЫХ СИЛ. 21
2.1 Технологии социальной работы с военнослужащими. Ошибка! Закладка не определена.
2.2 Социальная защита военнослужащих. 28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ. 39
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ………………

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 121.34 Кб (Скачать файл)

27

загрязнением окружающей среды, которое могло бы было быть предотвращено или которое может быть устранено. Деятельность по устранению этих негативных факторов, по улучшению условий труда и быта военнослужащих несомненно будет способствовать повышению возможностей их трудоспособности и способностей к социальному функционированию. 
            Развитие социальных коммуникаций, ликвидация напряженности, конфликтов, сплочение воинских коллективов, особенно в закрытых военных городках, гарнизонах, на долгий срок оторванных от широких социальных контактов, на судах Военно-морского флота, совершающих длительные плавания, составляет одну из важных функций социальной работы. Здесь применяются конфликтологические процедуры, технологии посредничества, методы групповой терапии в виде бесед, игр и т.д., тренинги общения и обучение коммуникативным навыкам. Важны также возможности личностной диагностики психологической совместимости или несовместимости индивидов для комплектования наиболее жизнеспособных или стабильных коллективов. 
           Технологии психологического тренинга, психотерапии и психокоррекции вообще относятся к наиболее распространенным в работе с большими группами, к которым, безусловно, относится социальная работа с военнослужащими. Стимуляция положительных психологических реакций и подавление или безопасное отреагирование негативных необходимы в условиях постоянного пребывания в недобровольно избранном коллективе. Здесь нужно учить людей смягчать отрицательные проявления характера, практиковать аттрактивное (привлекающее) общение, которое нейтрализует возможную агрессию со стороны окружающих, разрешать возникающие проблемы на доконфликтной стадии. Большое значение имеют здесь аутотренинговые методики, при помощи которых военнослужащие могут научиться

28

управлять своим  самочувствием, выражением своих эмоций, самовосстанавливаться после сильных нагрузок. Проведение такой работы возможно также в форме групповой терапии, с созданием групп самопомощи и взаимоподдержки. 
Определенный вклад в улучшение положения военнослужащих и их семей может внести социально-экономическая работа, организация самопомощи и взаимопомощи семей военнослужащих, развитие элементов малого производства, кооперативных форм труда. Организаторы социальной работы могут выступить тут в роли консультантов и менеджеров, посредников контактах ассоциаций и объединений жен военнослужащих с органами социальной защиты населения, медицинскими учреждениями, другими органами и учреждениями, предприятиями, которые могут нуждаться в их услугах или результатах труда. 
Для смягчения напряженности в семьях военнослужащих, предотвращения конфликтов или кризисных ситуаций большое значение имеет развитие специальной системы семейного консультирования и семейной терапии. В случаях проживания далеко от больших городов наличие такой службы будет являться единственной возможностью для семей военнослужащих получить профессиональную помощь в стабилизации семьи. Если в городах, где работают центры помощи семье и детям, создание особых учреждений для семей военнослужащих нецелесообразно о экономическим или иным соображениям, необходимо, чтобы специалисты центров получали дополнительную подготовку в области проблем военнослужащих и их семей, без чего оказание им квалифицированной помощи будет невозможно. 

2.2 Социальная защита  военнослужащих.

 

Законодательство  Российской Федерации нацелено, прежде всего, на

29

повышение социальной защищенности военнослужащих, повышение  стабильности их социального положения, сохранение значительной части прав и льгот после увольнения с  военной службы. Функция социальной защиты многообразна по содержанию и  масштабна по объему деятельности. Главное ее назначение — обеспечить общественное благополучие, создать  равные возможности для всех граждан  государства, в том числе и  для военнослужащих, обеспечив им в полной мере социальную защиту. При  этом учитывается, что военнослужащие — это особая категория государственных  служащих, которая нуждается в  особой защите в связи их специфическим  положением в обществе и некоторым  ограничением гражданских прав и  свобод.

Основным  отличием социальной защиты военнослужащих от социальной защиты гражданского населения  является то, что в ней нуждаются, как правило, здоровые, трудоспособные люди, которые ограничены в возможностях вести дополнительную деятельность для повышения своего благосостояния. Анализ документов, посвященных проблемам  социально-правовой защите военнослужащих, даёт основание для вывода о том, что одно из направлений в деятельности органов государственной власти по социально-правовой защите, составляет

разработка  и принятие законов, других нормативных  актов, определявших права, льготы военнослужащих и гарантии их реализации.

Многолетняя практика показывает, что одним лишь изданием закона не достигается цель, которую преследовал законодатель. Закон создает только правовую основу для решения тех или иных вопросов. Для того же, чтобы он «заработал», воплотился в практику, необходим отлаженный механизм право реализации, который представляет собой деятельность различных субъектов (государственных органов, учреждений и должностных лиц) по выработке правовых норм и их выполнению.

В сфере  социальной защиты военнослужащих этот механизм включает

30

в себя соответствующие  правовые нормы и совокупность юридических  средств их осуществления; активную деятельность соответствующих субъектов, наделенных определенными полномочиями по социальной защите военнослужащих; реальную возможность военнослужащих самостоятельно защищать свои права  в случае их нарушения, а также  конкретные социальные условия, в которых  разворачивается правореализующий процесс. Социальная работа в военнослужащими призвана способствовать выполнению норм законодательства о социальной защите военнослужащих и, таким образом, является составной частью механизма правореализации. 26

Социальная  работа с военнослужащими — это  относительно самостоятельное направление  деятельности командиров, других должностных  лиц, органов военного управления. Она  обладает специфическими признаками, имеет свою правовую основу, является важным фактором успешного решения  задач, стоящих перед Вооруженными Силами.

По своему содержанию социальная работа с военнослужащими  включает:

  • изучение и прогнозирование развития социальных процессов в воинских коллективах и районах дислокации воинских частей;
  • выработку, принятие и реализацию исполнения управленческих решений по осуществлению социальной защиты военнослужащих;
  • организацию и проведение правового воспитания различных категорий военнослужащих;
  • обеспечение индивидуальной помощи различным категориям военнослужащих в целях разрешения конкретных социально-правовых проблем;

 

 

31

  • обучение командиров, других должностных лиц правовым основам служебной деятельности по осуществлению социальной защиты подчиненных;
  • рассмотрение и разрешение жалоб и заявлений военнослужащих и членов их семей;
  • взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления, общественными объединениями по вопросам социальной защиты военнослужащих и членов их семей. 27

Исходя из этого, социальную работу с военнослужащими в Вооруженных  Силах Российской Федерации можно  определить как осуществляемую в  тесном взаимодействии с органами государственной  власти, общественными объединениями  правоприменительную и правоисполнительную деятельность органов военного управления, воинских должностных лиц по реализации установленных законодательством прав и льгот военнослужащих и членов их семей, созданию на этой основе социальных условий, необходимых для более эффективного решения задач боевой готовности, укрепления правопорядка и воинской дисциплины, поддержания высокого уровня морально-психологического состояния военнослужащих.

Переход к рынку, реформирование государственных  структур, в том числе и Вооруженных Сил, обусловили необходимость усиления социально-экономической защищенности военнослужащих.

Относясь к специфической сфере  занятости, военнослужащие выполняют социально-ответственные функции, возложенные да них государством и обществом и, как и все люди, нуждаются в предметах потребления, услугах, жилье, необходимых им для качественного

 

 

32

выполнения воинского долга. Невозможность удовлетворить те или иные потребности сказывается на полноте выполняемых обязанностей.28

На практике, особенно в развитых странах, проблемы защищенности военнослужащих решаются путем комплексного взаимодействия всех факторов, обеспечивающих этой категории трудовых ресурсов нормальные условия для повседневной жизнедеятельности и качественного выполнения возложенных на них специфических задач.

До недавнего времени в РФ для военнослужащих права и социально-экономические  гарантии определялись пакетом законов, юридически обеспечивающим средний уровень удовлетворения их потребностей. Сюда следует отнести: обеспеченность жильем, трудоустройство членов семей увольняемых военнослужащих, социально-бытовое обслуживание. Однако согласно Стратегии развития Вооруженных сил до 2020 года ставит задачи по созданию мобильной, компактной и высокопрофессиональной армии Вооруженных Сил нового типа. Армия должна  войти в пятерку лучших армий мира, в том числе по основным социально-экономическим показателям. Исходя из этого, приоритетными в социальной сфере становятся горизонты, очерченные Стратегией развития Вооруженных сил до 2020 года.

22 мая 2008года в Главной военной  прокуратуре прошло заседание  коллегии совместно c представителями Минобороны России, других министерств и ведомств, где предусмотрена военная служба. Основной темой для обсуждения стали вопросы исполнения законодательства по обеспечению социальных прав и гарантий военнослужащих, членов их семей а также лиц, уволенных с военной службы.     

Результаты надзорных мероприятий, осуществляемых в минувшем году, показали малую эффективность реализации социальных гарантий

33

военнослужащих, предусмотренных  законодательством.     Как отметил заместитель Генерального прокурора Российской Федерации - Главный военный прокурор государственный советник юстиции     1-го класса Сергей Фридинский, все это является следствием нарушения законов со стороны должностных лиц всевозможного ранга: «Только в 2007 году военными прокурорами было выявлено порядка 67 тысяч таких нарушений. По результатам надзорных мероприятий к дисциплинарной, материальной и административной ответственности было привлечено около 10 тысяч должностных лиц. Было возбуждено более двух тысяч уголовных дел, а 1.873 командирам и начальникам объявлены предостережения о недопустимости нарушения закона. При этом в суды было заявлено почти 1.600 исков в защиту интересов военнослужащих, членов их семей и других граждан, восстановлены права свыше 300 тысяч военнослужащих и членов их семей. 
Главный военный прокурор обратил внимание еще и на то, что сегодняшнее социальное положение военнослужащих оставляет желать лучшего. Причем это одинаково относится как к солдатам и сержантам, так и к генералам и адмиралам: «Именно этот факт в настоящее время является основополагающим в определении соблюдения законности и правопорядка в российских силовых структурах, именно в силу социальных проблем

испытываем мы сегодня трудности, например, с переходом армии на контрактную основу»29.     

Стратегия социального развития Вооруженных  Сил Российской Федерации на период до 2020 года предусматривает поэтапную  разработку нормативно-правовой базы, направленной на коренное улучшение  социального статуса военнослужащих. Несовершенство этой базы зачастую порождает  ряд проблем в социальной защите и в частности в жилищной сфере, в сфере денежных и иных видов  довольствия и конечно же в вопросах пенсионного обеспечения. При этом многие проблемы правового

34

регулирования могут быть решены уже  сейчас, есть немало резервов и в  правозащитной деятельности органов  военной прокуратуры, и в деятельности военно-следственных органов по защите прав военнослужащих уголовно-правовыми  средствами. Необходимо найти наиболее рациональные и эффективные средства правового, административного и  прокурорского воздействия на ситуацию на местах, которые позволили бы качественно улучшить состояние  законности в сфере социальной защиты военнослужащих.

По итогам коллегии Главной военной  прокуратуры создана межведомственная рабочая группа, которая будет  на постоянной основе не только осуществлять мониторинг исполнения законодательства о социальной защите военнослужащих, но и проводить совместные предупредительно-профилактические мероприятия. Помимо этого данная группа займется проработкой проблемных вопросов реализации гарантированных государством прав и свобод указанной категории граждан, выработает предложения, направленные на обеспечение единых подходов федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, к решению существенных проблем.

Социологическим центром Вооруженных  Сил Российской Федерации 3–4 апреля 2006 г. проведен экспресс-опрос участников второго Всеармейского совещания  офицеров войскового звена  по актуальным проблемам жизнедеятельности армии  и флота.30

В экспресс-опросе приняли участие около 90 процентов участников совещания. Среди респондентов 22% офицеров – участники боевых действий, принимавшие участие в контртеррористической операции на Северном Кавказе и других вооруженных конфликтах на территории бывшего СССР.

35

Абсолютное большинство (61%) участников Совещания принадлежат к командному составу, 5% – к инженерно-техническому, 1% – к службам тыла и тылового обеспечения, остальные 33% – к органам  воспитательной работы.

Социологическая база данных экспресс-опроса репрезентативна, что позволило использовать обобщенное мнение участников Совещания для получения достоверных выводов по обсуждаемым вопросам.

Информация о работе Социология военнослужащих