Социология конфликта

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, контрольная работа

Краткое описание

Задачи данной работы:
1) Рассмотреть понятие социального конфликта, раскрыть его сущность;
2) Проанализировать роль конфликтов в жизни общества;
3) Описать основные виды социального конфликта;
4) Рассмотреть некоторые способы разрешения конфликтов;
5) Сделать выводы.
Цель данной работы: рассмотреть понятие социального конфликта, раскрыть его сущность;

Содержание

Введение............................................................................................................................... 3
Понятие конфликта............................................................................................................ 4
Что такое социальный конфликт?................................................................................... 4
Субъекты и участники конфликта.................................................................................. 4
Объект конфликта............................................................................................................... 6
Основные виды социальных конфликтов....................................................................... 7
Конфликт потребностей....................................................................................................... 8
Конфликт интересов............................................................................................................ 9
Ценностный конфликт....................................................................................................... 11
Основные стадии развития конфликта......................................................................... 13
Предконфликтная стадия................................................................................................. 13
Стадия развития конфликта............................................................................................ 16
Стадия разрешения конфликта........................................................................................ 17
Послеконфликтная стадия................................................................................................ 19
Функции социального конфликта.................................................................................. 21
Типы социальных конфликтов..................................................................................... 23
Внутриличностные конфликты......................................................................................... 23
Межличностные конфликты............................................................................................. 29
Конфликты между личностью группой............................................................................. 34
Межгрупповые конфликты............................................................................................... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 41
Сноски.................................................................................................................................. 42
Список использованной литературы:........................................................................ 43

Вложенные файлы: 1 файл

Контрольное задание по социологии.docx

— 40.92 Кб (Скачать файл)

Ресурсы в качестве объекта  конфликтов рассматриваются, пожалуй, наиболее часто, главным образом, в  предметном плане обладания ими  или стремления к их обретению  субъектами в интересах пополнения своего ресурсного потенциала. К ресурсам относят все то, что может быть эффективно использовано, то есть с  пользой употреблено для удовлетворения потребностей субъекта, реализации его  интересов и целей. Отсюда ясно, что  речь идет об определенных средствах  обеспечения потребностей, вытекающих из них интересов и целей.

Ресурсы – материальные (финансы, техника, технологии, земля, ее недра и т.п.) и духовные (культура, наука, образование и т.п.) – составляют типичный объект конфликтов. В особенности  тогда, когда их распределение в  обществе неравномерно, непропорционально, несправедливо, облегчая доступ к ним  одним социальным субъектам и  затрудняя другим или же вообще обеспечивая  одних за счет других. Последние, испытывая  ущемление и трудности в обеспечение  собственного ресурсного потенциала, имеют все основания для противоборства такому положению вещей, оказываясь таким образом в противостоянии с теми, кого оно устраивает.        

  • Конфликт интересов.
  • Общее между потребностями  и интересами состоит в том, что  в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно  воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу. 

    Непосредственный предмет  социального интереса — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.

    Статус, выступая объектом борьбы между определенными социальными  субъектами, выступает для них  главным образом не как средство, а как условие обеспечения  своей нормальной жизнедеятельности, за которое также стоит побороться, если к тому побуждает сложившееся  положение вещей. Ведь от него зависит, каким – равноправным или неравноправным – будет положение субъекта в  обществе, среди других социальных субъектов, насколько свободными или  принужденными будут его взаимоотношения  с ними, в какой мере будет сохранено  или ущемлено его чувство собственного достоинства, и т. п. 

    Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества. 

    Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует интересы социальных групп, направляя  их по некоторым более или  менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения.

  • Ценностный конфликт.
  • Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и  совместного действия людей или  групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.

    Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все  то, что положительно значимо с  точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко  - как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны других субъектов.  Конфликты на почве ценностей, также  в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.    

     

    С учетом мотивации конфликта  и субъективных восприятий конфликтной  ситуации выделяют следующие типы конфликтов:

    1.  ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;

    2.  потенциальный конфликт — существуют реальные основания для возникновения конфликта, но пока одна из сторон или обе стороны в силу тех или иных причин (например, из-за недостатка информации) еще не осознали ситуацию как конфликтную;                     

    3.  истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:

    ·     конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий

    ·     случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;

    ·     смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта

    ·     неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.

    Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.2

  • Основные стадии развития конфликта
  • Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:

  • Предконфликтная стадия
  • Конфликту предшествует предконфликтная  ситуация. Это рост напряженности  в отношении между потенциальными субъектами конфликта, вызванный определенными противоречиями. Лишь те противоречия, которые осознаются потенциальными субъектами конфликта как несовместимые противоположности интересов, целей, ценностей и т. д., ведут к обострению социальной напряженности и конфликтам.

    Социальная напряженность  тоже не всегда является предвестником  конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения  которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:

    а) реальные «ущемления»  интересов, потребностей и ценностей  людей;

    б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных  социальных общностях изменений;    

    в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3

    Социальная напряженность  по сути представляет собой психологическое  состояние людей и до начала конфликта  носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением  социальной напряженности в  этот период являются групповые эмоции.

    Одним из ключевых понятий  в социальном конфликте является также «неудовлетворенность». Накопление неудовлетворенности существующим положением дел и ходом развития событий ведет к росту социальной напряженности.

    Предконфликтную стадию можно  условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении  сторон:

    ·     возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;

    ·     стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;

    ·     разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.

    Таким образом, конфликтная  ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать  в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.

    Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного  столкновения сторон.

    Инцидент может произойти  случайно, а может быть спровоцирован  субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент может также явиться результатом  естественного хода развития событий. Бывает, что инцидент готовит и  провоцирует некая «третья сила», преследующая свои интересы в предполагаемом «чужом» конфликте. 

     Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.

    • стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;

    • одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);

    • инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.

  • Стадия развития конфликта
  • Начало открытого противоборства сторон является результатом конфликтного поведения, под которым понимают действия, направленные на противостоящую сторону с целью захвата, удержания спорного объекта или принуждения оппонента к отказу от своих целей или к их изменению.  Выделяют несколько форм конфликтного поведения:

    а) активно-конфликтное  поведение (вызов);

    б) пассивно-конфликтное  поведение (ответ на вызов);

    в) конфликтно-компромиссное  поведение;

    г) компромиссное поведение.4

    В зависимости от конфликтной  установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает  свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию  создавать дополнительные причины  своего углубления и разрастания.

    Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его  второй стадии.

    1. Переход конфликта  из латентного состояния в  открытое противоборство сторон. Борьба ведется пока ограниченными ресурсами и носит локальный характер. Происходит первая проба сил. На этой фазе еще существуют реальные возможности прекратить открытую борьбу и решить конфликт иными методами.

    2. Дальнейшая эскалация  противоборства. Для достижения  своих целей и блокирования  действий противника вводятся  все новые и новые ресурсы  сторон. Почти все возможности  найти компромисс упущены. Конфликт  становится все более неуправляемым и непредсказуемым.

    3. Конфликт достигает  своего апогея и принимает  форму тотальной войны с применением  всех возможных сил и средств.  На этой фазе конфликтующие  стороны как бы забывают истинные  причины и цели конфликта. Главной  целью противоборства становится  нанесение максимального урона  противнику.

  • Стадия разрешения конфликта
  • Длительность и интенсивность  конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.

    Информация о работе Социология конфликта