Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 22:29, контрольная работа
Задачи данной работы:
1) Рассмотреть понятие социального конфликта, раскрыть его сущность;
2) Проанализировать роль конфликтов в жизни общества;
3) Описать основные виды социального конфликта;
4) Рассмотреть некоторые способы разрешения конфликтов;
5) Сделать выводы.
Цель данной работы: рассмотреть понятие социального конфликта, раскрыть его сущность;
Введение............................................................................................................................... 3
Понятие конфликта............................................................................................................ 4
Что такое социальный конфликт?................................................................................... 4
Субъекты и участники конфликта.................................................................................. 4
Объект конфликта............................................................................................................... 6
Основные виды социальных конфликтов....................................................................... 7
Конфликт потребностей....................................................................................................... 8
Конфликт интересов............................................................................................................ 9
Ценностный конфликт....................................................................................................... 11
Основные стадии развития конфликта......................................................................... 13
Предконфликтная стадия................................................................................................. 13
Стадия развития конфликта............................................................................................ 16
Стадия разрешения конфликта........................................................................................ 17
Послеконфликтная стадия................................................................................................ 19
Функции социального конфликта.................................................................................. 21
Типы социальных конфликтов..................................................................................... 23
Внутриличностные конфликты......................................................................................... 23
Межличностные конфликты............................................................................................. 29
Конфликты между личностью группой............................................................................. 34
Межгрупповые конфликты............................................................................................... 39
ЗАКЛЮЧЕНИЕ......................................................................................................................... 41
Сноски.................................................................................................................................. 42
Список использованной литературы:........................................................................ 43
Ресурсы в качестве объекта
конфликтов рассматриваются, пожалуй,
наиболее часто, главным образом, в
предметном плане обладания ими
или стремления к их обретению
субъектами в интересах пополнения
своего ресурсного потенциала. К ресурсам
относят все то, что может быть
эффективно использовано, то есть с
пользой употреблено для
Ресурсы – материальные
(финансы, техника, технологии, земля, ее
недра и т.п.) и духовные (культура,
наука, образование и т.п.) – составляют
типичный объект конфликтов. В особенности
тогда, когда их распределение в
обществе неравномерно, непропорционально,
несправедливо, облегчая доступ к ним
одним социальным субъектам и
затрудняя другим или же вообще обеспечивая
одних за счет других. Последние, испытывая
ущемление и трудности в
Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей на обладание теми благами, которые оказываются жизненно необходимыми или стимулируют жизненно значимые способы деятельности человека, то интересы — это те стимулы действия, которые проистекают из взаимного отношения людей друг к другу.
Непосредственный предмет социального интереса — это не само благо как таковое, а те позиции индивида или социального слоя, которые обеспечивают возможность получения этого блага. Как в повседневной речи, так и в теоретическом анализе интересы гораздо чаще соединяются с социальным положением, которое фиксирует на определенное время совокупность возможностей, предоставляемых действующему лицу обществом. Именно социальное положение очерчивает границы доступного и возможного для индивида и социальной группы.
Статус, выступая объектом
борьбы между определенными
Со стороны общества на формирование интересов оказывают наибольшее воздействие институты и системы распределения жизненных благ, сложившиеся в нем. Так или иначе через системы распределения решается наиболее существенная задача организации любой социальной общности: соотнесения результата деятельности и признания этого результата через вознаграждение. При этом не следует иметь в виду лишь материальное или финансовое вознаграждение. В качестве вознаграждения может использоваться весьма широкий спектр не только имущественных, но и духовных благ, предоставление которых означает повышение престижа вознаграждаемого лица или социальной группы за то, что считается или признается полезным для общества.
Через определенные виды соединения пользы и награды общество организует интересы социальных групп, направляя их по некоторым более или менее стабильным каналам. Интересы поэтому направлены не на абстрактное общество вообще, а на систему социальных институтов и прежде всего на институты распределения, которые оказываются главными инструментами регулирования социального положения.
Современная культура предполагает достаточно широкие рамки терпимости, то есть возможности общения и совместного действия людей или групп, приверженных разным системам мировоззрения и различным ценностным ориентациям. Однако терпимость и взаимное признание пока еще не являются доминирующими способами взаимоотношений между ценностными установками. Достаточно часто системы ценностей выступают в качестве самодостаточных источников мотивации, действующих на основе деления человеческих сообществ на «своих и чужих». Именно в этом случае мы наблюдаем ценностный конфликт. Различия между «своими и чужими», между «нами и ими» приобретают определяющее значение и становятся доминирующим фактором индивидуальной и групповой мотивации. Ценностные противостояния и приоритеты — и в этом их особенность — основаны на вере. В соответствии с верой выстраивается и знание, т.е. система рациональных аргументов, объясняющих и оправдывающих исходные символы веры — постулаты, на основе которых строится данная система ценностей.
Ценности, понятые, разумеется, не в широком смысле – как все то, что положительно значимо с точки зрения удовлетворения человеческих потребностей, а более узко - как нечто принципиально важное для определенного социального субъекта и его жизнедеятельности, весьма часто выступают в качестве объекта социальных конфликтов, за которые он готов решительно бороться. Они вообще не могут выступать средством для обеспечения тех или иных его потребностей, интересов, устремлений, как это имеет место с ресурсами, а служат для него только самоцелью, выражением его понимания самого себя, своей собственной сути, с потерей которой исчезает и он сам как нечто самостоятельное, самоопределяющееся, достойное признания и уважения со стороны других субъектов. Конфликты на почве ценностей, также в отличие от конфликтов на почве ресурсов, как правило, возникают из-за навязывания их одним социальным субъектом другому, принудительного к ним приобщения, либо – из-за пренебрежительного к ним отношения со стороны других субъектов.
С учетом мотивации конфликта и субъективных восприятий конфликтной ситуации выделяют следующие типы конфликтов:
1. ложный конфликт — субъект воспринимает ситуацию как конфликтную, хотя реальных причин для конфликта нет;
2. потенциальный конфликт
— существуют реальные основания для
возникновения конфликта, но пока одна
из сторон или обе стороны в силу тех или
иных причин (например, из-за недостатка
информации) еще не осознали ситуацию
как конфликтную;
3. истинный конфликт — реально возникшее столкновение между сторонами. В свою очередь истинный конфликт можно разделить на следующие подвиды:
· конструктивный конфликт, возникший на основе реально существующих между субъектами противоречий
· случайный конфликт — конфликт, возникший по недоразумению или случайному стечению обстоятельств;
· смещенный конфликт — конфликт, возникший на ложном основании, когда истинная причина конфликта скрыта
· неверно приписанный конфликт — это конфликт, в котором истинный виновник, субъект конфликта находится за «кулисами» противоборства, а в конфликте задействованы участники, не имеющие отношения к конфликту.
Если за основание классификации берется психическое состояние сторон и соответствующее этому состоянию поведение людей в конфликтных ситуациях, то конфликты делят на рациональные и эмоциональные. В зависимости от целей конфликта и его последствий конфликты подразделяют на позитивные и негативные, конструктивные и деструктивные.2
Обычно в социальном конфликте выделяют четыре стадии развития: предконфликтную, собственно конфликт (стадию развития конфликта), стадию разрешения конфликта, послеконфликтную стадию:
Конфликту предшествует предконфликтная
ситуация. Это рост напряженности
в отношении между
Социальная напряженность тоже не всегда является предвестником конфликта. Это сложный социальный феномен, причины возникновения которого могут быть самые различные. Вот некоторые наиболее характерные из причин, вызывающих рост социальной напряженности:
а) реальные «ущемления» интересов, потребностей и ценностей людей;
б) неадекватное восприятие происходящих в обществе или отдельных социальных общностях изменений;
в) неверная или искаженная информация о тех или иных (реальных или мнимых) фактах, событиях и т. д.3
Социальная напряженность по сути представляет собой психологическое состояние людей и до начала конфликта носит латентный (скрытый) характер. Наиболее характерным проявлением социальной напряженности в этот период являются групповые эмоции.
Одним из ключевых понятий
в социальном конфликте является
также «неудовлетворенность». Накопление
неудовлетворенности
Предконфликтную стадию можно условно разделить на три фазы развития, для которых характерны следующие особенности во взаимоотношении сторон:
· возникновение противоречий по поводу определенного спорного объекта; рост недоверия и социальной напряженности; предъявление односторонних или взаимных претензий, уменьшение контактов и накопление обид;
· стремление доказать правомерность своих притязании и обвинение противника в нежелании решать спорные вопросы «справедливыми» методами; замыкание на своих собственных стереотипах; появление предубежденности и неприязни в эмоциональной сфере;
· разрушение структур взаимодействия; переход от взаимных обвинений к угрозам; рост агрессивности; формирование образа «врага» и установка на борьбу.
Таким образом, конфликтная ситуация постепенно трансформируется в открытый конфликт. Но сама по себе конфликтная ситуация может существовать длительный период времени и не перерастать в конфликт. Для того, чтобы конфликт стал реальным, необходим инцидент.
Инцидент — это формальный повод для начала непосредственного столкновения сторон.
Инцидент может произойти
случайно, а может быть спровоцирован
субъектом (субъектами) конфликта. Инцидент
может также явиться
Инцидент знаменует собой переход конфликта в новое качество. В сложившейся ситуации возможны три основных варианта поведения конфликтующих сторон.
• стороны (сторона) стремятся уладить возникшие противоречия и найти компромисс;
• одна из сторон делает вид, что «ничего особенной не произошло» (уход от конфликта);
• инцидент становится сигналом к началу открытой противостояния. Выбор того или иного варианта во многом зависит от конфликтной установки (целей, ожиданий) сторон.
Начало открытого
а) активно-конфликтное поведение (вызов);
б) пассивно-конфликтное поведение (ответ на вызов);
в) конфликтно-компромиссное поведение;
г) компромиссное поведение.4
В зависимости от конфликтной установки и формы конфликтного поведения сторон конфликт приобретает свою собственную логику развития. Развивающийся конфликт имеет тенденцию создавать дополнительные причины своего углубления и разрастания.
Можно выделить три основные фазы в развитии конфликта на его второй стадии.
1. Переход конфликта
из латентного состояния в
открытое противоборство
2. Дальнейшая эскалация
противоборства. Для достижения
своих целей и блокирования
действий противника вводятся
все новые и новые ресурсы
сторон. Почти все возможности
найти компромисс упущены.
3. Конфликт достигает
своего апогея и принимает
форму тотальной войны с
Длительность и интенсивность конфликта зависят от многих факторов: от целей и установок сторон, от имеющихся в их распоряжении ресурсов, от средств и методов ведения борьбы, от реакции на конфликт окружающей среды, от символов победы и поражения, от имеющихся и возможных способов (механизмов) нахождения консенсуса и т. д.