Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
Круг и содержание стратегий
В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.
В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Содержание

I. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2
1. Стратегия социальной политики для современной России 2
2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3
3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3
II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7
III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13
IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14
V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16
VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)
  1. обеспечение прогресса во всех сферах жизнедеятельности населения;
  1. налаживание эффективного взаимодействия федеральной и местных социальных политик;
  2. обеспечение перспективы развития для каждой социальной группы.

Проблемы  устойчивости существующего в России политического строя и политического  курса, с одной стороны, и безопасности России и ее народа как геополитических реальностей, с другой стороны, все более становятся не просто разны ми, но и противостоящими проблемами. Эта ненормальная ситуация могла бы быть разрешена на основе подчинения деятельности существующих властей интересам обеспечения национальной безопасности. Неотложно должны быть обеспечены два ключевых дела:

  1. сохранение самостоятельности, независимости социального развития России на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;
  2. недопущение дальнейшей массовой социальной деградации населения, осуществление мер, достаточных для социального восстановления образовавшегося «общественного дна», наращивание реального уровня цивилизованности населения, обеспечение социального прогресса.

Эти два дела тесно связаны. Шоковые реформы  создали принципиальные предпосылки  массовой деградации. Длительный шок  перевел ситуацию в состояние  экономического геноцида, сделал предпосылки  массовой деградации ее постоянно действующими факторами. Усиливающаяся несамостоятельность властей России угрожает тем, что до 70% населения нашей страны будут надолго лишены цивилизованных условий существования и вынуждены будут прозябать.

Общество  вправе требовать от государства (от Президента, правительства, Федерального Собрания, от властей субъектов Российской Федерации) следующих гарантий национальной безопасности, напрямую отражающих социальные права и интересы населения:

  • надежно блокируются возможности восстановления тоталитаризма;
  • не используются диктаторские методы в управлении обществом в целом и социальными процессами;
  • снимаются угрожающие социальному развитию России зависимость от иностранных государств и давление посредством иностранной экспансии. Тем самым гарантируется, что социальное развитие России может и будет осуществляться на основе экономической, политической и культурной самостоятельности;
  • допущенная социальная деградация населения блокируется, принимаются меры к социальной реинтеграции «социального дна», целенаправленно и на демократической основе формируются и укрепляются необходимые и достаточные факторы обеспечения социального прогресса.

Названные социальные проблемы, решенность или нерешенность которых служит критерием обеспеченности или необеспеченности национальной безопасности, можно и нужно воспринимать как наивысшие и чрезвычайные приоритеты социальной политики, как стратегические цели ближайшего этапа. Сис тема мер, обеспечивающих решение этих проблем, могла бы составить чрезвычайную государственную социальную программу, программу социального оздоровления России и социальной зашиты ее народа.

 

 

  1. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения

 

Достижение  человеком экономической самостоятельности  и социального благополучия невозможно без адекватного решения проблемы занятости.

Закрытие  многих предприятий в различных  регионах России, или резкое сокрашение на них численности рабочих мест привело к существенным деструктивным процессам на разного уровня рынках труда.

В ряде территорий вопросы занятости преимущественно  решаются за счет ресурсопоглощения кадров рынками труда крупных городов. Все меньшее число жителей малых городов, поселков, иных небольших населенных пунктов, являющихся основными административными единицами страны, может найти работу вблизи места жительства и вынуждено нести существенные физические, материальные, моральные затраты по своему иногороднему трудоустройству. На территории постоянного места жительства их знания, желание работать зачастую не востребуются. Это касается людей разных возрастов и разных профессий. Специфическая система профессионального образования жителей обозначенных поселений, осуществляемая в подавляющем большинстве случаев за счет образовательных учреждений крупных городов не ориентирована на рынок труда их родных мест. Свыше 50% выпускников вузов и средних профобразовательных учреждений не имеют реальной трудовой перспективы по месту жительства, они адекватно своему профессиональному уровню не могут найти место работы и жилье в иных регионах. Все это привело к резкому массовому обнищанию населения.

Ситуация  в сфере занятости, регулирования  доходов и расходов населения  нуждается в коренном изменении. Реальные сдвиги возможны при комплексном решении нижеследующих проблем.

Осуществление структурной  перестройки экономики страны проводимой в интересах России и россиян и ориентированной на социо-экономическое перспективное развитие производственной и непроизводственной сфер. Повышение экономической активности должно быть направлено на созидание и прогресс;

• обеспечение  народу России возможности трудиться  на условиях эффективной, продуктивной, полной занятости подавляющего большинства  трудоспособно го населения страны;

• создание современных производств и рабочих  мест, конкурентоспособных по уровню производительности, условиям труда, а  также культуре организации с  таковыми в развитых зарубежных странах.

Для конкретных территорий потребуется принятие решений  с учетом специфики территориальных  ресурсов.

Развитие  экономически перспективных сфер труда  нуждается в поддержке органов  власти путем реализации целевых  программ, кредитной и налоговой  политики, организационной и моральной  поддержки инициатив, упреждении и  пресечении посягательств на имущественные  и финансовые интересы юридических  и физических лиц. Последнее особо значимо:

без принятия адекватных мер в этой сфере цивилизованное, не криминогенное развитие рынков товаров, услуг, труда будет сдерживаться.

Экономически  оправданная переориентация отечественного потребителя на отечественные товары и услуги в ресурсообеспеченных сферах должна стать шансом по подъему экономики в регионах. В этой связи возможно активизировать малое и среднее предпринимательство путем содействия общественно полезному и эффективному предпринимательству.

Эффективное развитие «малой» экономики должно обеспечить определенные налоговые  поступления в региональные бюджеты, что снизит нагрузку на дотации из центра. Это позволит решить злободневные социальные проблемы.

Проведение кадровой политики с  учетом структурной перестройки  экономики. С этой целью следует создавать региональные разного уровня профессиональные образовательные учреждения.

В практике использования кадровых ресурсов сложилось сателлитное положение малых городов, поселков, иных населенных пунктов по отношению к крупным мегаполисам. Эта ситуация должна претерпеть существенные изменения. У жителей конкретных территорий должно быть право выбора территориального места работы, а у региональных рынков труда — потенциал квалифицированных кадров. В этой связи необходимо решать проблемы трудовой миграции, одновременно с этим решая связанные с ними правовые, экономические, жилищные и иные вопросы

Средства, предназначенные  на поддержание занятости населения, следует использовать преимущество на целевую профессиональную подготовку с ориентацией работников на конкретные рабочие места, как действующие так и перспективные.

Необходимо  создать ориентированную на рынок  труда систему профессиональной ориентации школьников, систему социально-защищенных рабочих мест для групп населения, трудоустраиваемых на условиях квот. Особое значение имеет обеспечение  развития социального партнерства  при решении проблем занятости  лиц, попавших в особые жизненные  ситуации (беженцев, переселенцев и  др.). Без работный, либо человек, стремящийся поменять место работы, должен иметь реальную перспективу решения своих проблем. Минимизация безработицы — экономически состоятельное направление усилий государства и общества.

Одной из перспективных управленческих технологий является формирование межрегиональных  программ занятости, совместно подготовленных граничащими друг с другом регионами.

Жители территорий, не относящихся к депрессивным, должны иметь перспективу трудоустройства и стабильной эффективной занятости. Применительно к депрессивным территориям необходимо разработать специальные целевые программы, которыми следует предусмотреть либо отселение людей, либо меры по выводу территории из статуса экономической депрессии, следовательно, таким путем решать проблемы занятости этой категории населения.

Только эффективная, продуктивная занятость создает  материальную основу для реализации любых социальных программ. В ряду социальных явлений, которые в основной своей массе имеют потребительский  характер, занятости как категории, имеющей производственную сторону, принадлежит базовое место.

Намечая меры социальной политики в сфере  занятости, следует сконцентрировать внимание на вопросах повышения её продуктивности, эффективности. Но как раз с этой стороны проблемы занятости в российской экономике почти не решаются. В России мотивация высокопродуктивного труда не получила должного развития, в том числе, в сфере самозанятости. Ее подавляют отсутствие модернизации оплаты труда, высокое налоговое бремя, распространение технологий «теневой экономики».

Необходимо  найти решение проблемы скрытой  безработицы (во всех секторах экономики), неполной занятости, дотирования убыточных  предприятий и т.п.. без чего будет тормозиться структурная перестройка производства, без которой нет будущего у экономики.

Обеспечение эффективной занятости, непрепятствование высвобождению из лишней численности персонала может порождать тенденцию роста социально обездоленных категорий населения. Это усилит антагонизацию социальной структуры общества, если не будет дополнена мерами перераспределения трудовых ресурсов путем инициирования самозанятости, других путей честного трудового добывания средств существования.

Особое социально-политическое значение имеет защита трудовых прав и интересов граждан, т.е. социальная политика в отношении трудоспособного  населения, работающих граждан. Проблемы не могут быть решены только путем  социальной защиты неработающего населения, включая безработных. За счет этой группы мер могут быть только смягчены беды этой части населения. Игнорирование  социальных бед работающего населения  — путь, не дающий позитивного решения. Защита трудовых прав и интересов  работающего населения должна осуществляться через социальное партнерство при  решении проблем в сфере социально-трудовых отношений.

Таким образом, занятость не является самодостаточным  средством решения социальных проблем, включая безработное население. Как показала действительность, занятость должна быть подкреплена и достаточным материальным факто ром — заработной платой, адекватной трудовому вкладу работника и востребованностью произведенных им товаров и услуг. Особое значение для благосостояния граждан имеет налоговая политика. Общество уже давно находится в ожидании такой экономической политики, которая давала бы простор трудовой активности, деловой инициативе. Целесообразно на разных уровнях четче обозначить позицию в налоговом регулировании по вопросам необоснованной дифференциации размеров оплаты труда.

В социальной политике необходимо использовать механизм стимулирования инвестиционной и филантропической деятельности предпринимателей на благо  творительные цели. Этот опыт накоплен во многих цивилизованных странах и  его следует в разумных пределах перенять. В стране должны быть созданы  условия для развития социального  партнерства в рамках социально-ориентированного использования капитала. Действенный  механизм социального партнерства  даст но вые источники финансирования отраслей социальной сферы. Однако благотворительность не должна стать некой патерналистской основой отношений отдельных социальных групп, а государство в этой связи не должно отстраниться от выполнение своих социальных обязательств.

Актуален  круг вопросов, связанных с формированием  доходов населения, прежде всего, доходов  от трудовой деятельности. В последние  годы отмечается край не неблагоприятная  тенденция в соотношениях доходов  от трудовой деятельности и доходов  от собственности; уровня доходов работников сложного и простого труда. По уровню оплаты труда выделились отрасли  с преобладанием относительно простого труда, тогда как отрасли с  преобладанием высоких технологий, которые должны составить основу структурной перестройки экономики, не получили поддержки. Трансформация  макроэкономических процессов привела  к преобладанию в доходах населения  доходов, не связанных с оплатой  труда. Всё большее значение приобретают  доходы от собственности. В такой  ситуации ощутимое улучшение материального  положения людей, если оно будет  идти так, как шло до сих пор, за средними показателями станет скрывать все более зловещее противоречие между растущим богатством одних  и вопиющей бедностью других. Особую социально негативную значимость несет  процесс дифференциации населения  по группам в зависимости от уровня доходов. Недопустимо игнорировать господствующую в народе философию  социальной справедливости. Для прекращения  процесса раз межевания населения  на бедных (около 50% которых в России являются нищими) и очень богатых  необходимо предпринять активные меры. В настоящее время в стране количество бедных находится выше критической 10% черты, которая считается порогом  люмпенизации населения и является одним из важных индикаторов, свидетельствующих  о накоплении потенциала для социального  взрыва, либо включении механизма  глобальной самоликвидации. Защищать сложившееся положение можно  только силой, которой располагает  власть, поддерживаемая удовлетворенным  этой властью капиталом, пренебрегая  мнением народа. Складывающееся сейчас расслоение общества социально несправедливо  и экономически нецелесообразно. Это  противоречие независимо от того, возникло оно по неведению, либо по умыслу, остается ахиллесовой пятой современной социальной поли тики, и грозит перерасти в социальную катастрофу. Современная цивилизованная экономика должна быть ориентирована на то, чтобы результаты экономической деятельности (прошлой, настоящей и будущей) не расхищались, а направлялись на поддержание созидательных начал, заложенных в производительном капитале. Та кую направленность развития следует не только провозгласить, но разработать и внедрить соответствующие механизмы ее реализации. Здесь находится и социальная основа народной поддержки политических партий, отдельных политиков.

Информация о работе Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе