Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
Круг и содержание стратегий
В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.
В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Содержание

I. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2
1. Стратегия социальной политики для современной России 2
2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3
3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3
II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7
III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13
IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14
V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16
VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)

Целенаправленное  проведение политики доходов предполагает: создание эффективной системы оплаты труда, обеспечивающей в полной мере воспроизводство рабочей силы адекватно  ее затратам в процессе той или  иной профессиональной деятельности; установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума; нормализацию налоговой политики и  налоговой системы.

Повышение цены труда потянет за собой цепочку  зависимых от этих категорий мероприятий, которые потребуют адекватного  механизма их реализации. Решения  следует искать в модернизации организационных  технологий, кадровых ресурсах, повышении  квалификации всех звеньев работников и, что особенно существенно, сопричастности работников к управлению производством. Необходимо определить меры по недопущению  вопиющего наступления на права  трудящихся, которые сегодня лишены возможности участвовать в таком  управлении, наметить этапы их осуществления, подсчитать возможности экономики  и выработать технологии социальных реформ в области доходов работающего  населения.

Следует дать научное и на его основе правовое обоснование экономическим и  моральным категориям оценки труда.

Каждый  здоровый, дееспособный человек должен иметь возможность найти или  создать рабочее место, обеспечивающее ему и его семье достойную  жизнь. Он должен иметь реальную возможность  получить необходимое для этого  образование и переподготовку. Ни выход на рынок товаров и рабочей силы, ни подъем экономики невозможны без формирования конкурентоспособного работника, имеющего достойную оплату своего труда.

Использование потенциала «наукоградов» и наукоемких производств. Уникальные кадры специалистов, разработки сверхсовременных технологий, ценное оборудование, производственные площади должны быть востребованы в интересах конкретных регионов и в целом России. Изменить ситуацию может активное экономически состоятельное сотрудничество различных заинтересованных структур, целенаправленные маркетинг и менеджмент, высокая активность в получении, в том числе государственных и межгосударственных заказов, на разработку и реализацию высоких технологий. Все это должно позитивно повлиять на ситуацию в сфере занятости элиты российского производства.

На  базе «наукоградов» рационально создавать региональные и межрегиональные учреждения профессионального образования высшего и среднего звена. Такая постановка вопроса предусматривает решение нескольких проблем: занятости высококвалифицированных специалистов, создание целевой профессиональной образовательной инфраструктуры, повышение возможностей молодежи соответствующих регионов в получении достойного современного образования, целевое использование материально-технических, кадровых и иных ресурсов «наукоградов».

Конверсия «военных»  и иных поселений, содержащих в своей  структуре градообразующие центры, в гражданские соиио-куьтурные поселения. Необходимость такого решения обусловлена тем, что в последние годы острой социальной проблемой стало резкое ухудшение условий проживания людей в поселениях, в структуре которых есть градообразующие центры. В этих поселениях нарушились сложившиеся системы занятости, медицинского, социального, коммуникационного, транспортного, а также коммунального, бытового, торгового, культурного обслуживания, оказания ритуальных услуг.

Остро проблематичными  являются водоснабжение, доставка топлива, противопожарная безопасность. В  ряде мест осложнилась криминогенная ситуация, что обусловлено снятием режима и ослаблением охраны многих поселений. Должным образом не легализована система преемственности по жизнеобеспечению их населения между местными органами власти и ведомственными органами управления. В результате нередки случаи своеобразного безвластия в таких поселениях.

Градообразующими  центрами рассматриваемых поселений  изначально были воинские части (учреждения), институты, предприятия и т.п. Специфика  этой ситуации предопределила демографический  и профессиональный состав населения  таких поселений, характер их социальной инфраструктуры. Следствием расформирования  и реорганизации указанных центров, осуществлявших финансирование и управление социумом городков, при отсутствии преемственности между военными, иными ведомственными и гражданскими ответственными структурами стала  вышеуказанная ситуация.

Местные муниципалитеты оказались не платёжеспособными  для сохранения и поддержания  должного жизнеобеспечения поселений. Средства, выделяемые для модернизации этих поселений (по сложившейся схеме) не покрывают необходимых расходов и не обеспечивают сколько-нибудь существенно  меры по социальной реабилитации, в  том числе профессиональной, их населения.

Всё это вызвало  у людей негативное отношение  к проживанию в этих поселениях. При этом у людей нет каких-либо реальных перспектив благополучно решить вопросы своего переезда, на новом месте получить жильё и работу в короткие сроки. Решение этой сложной социальной проблемы требует принятия целевых мер по упорядочению функционирования поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, полноценного использования их жилищного фонда, а также различного имущества, которое осталось в них после расформирования центров, и, к сожалению, по большей части к настоящему времени разграблено.

В результате осуществления мер по конверсии  следует предусмотреть:

  1. В социальном плане — создание системы социальной адаптации людей, связанных в прошлом со службой либо работой в градообразующих центрах и обслуживанием соответствующих поселений, а также членов их семей и вынужденных переселенцев. Целью предусматриваемых мер станет снижение социальной напряженности в местах компактного проживания вышеуказанных категорий населения и создание условий для наиболее полного использования интеллектуального и профессионального потенциала специалистов, высвобожденных в результате расформирования градообразующих центров. Решение актуальных социальных вопросов возможно путем:
    • обеспечения граждан жилой площадью за счет строительства жилья разных форм собственности в местах компактного проживания и в зонах влияния поселений;
    • профориентации, переподготовки и трудоустройства населения (в том числе для работ на строительных объектах), создания новых рабочих мест за счет интеграции военной, иной специфической и гражданской инфра структур, развития и укрепления предпринимательства, способного без больших государственных затрат в значительной степени решить проблему занятости, расширить предложения товаров и услуг, и, на этой основе, обеспечить социально-экономическую стабильность;
  1. В экономическом плане — осуществление перевода непроизводственной части ведомственной собственности в сферу производственно-гражданскую, по строенную в соответствии с требованиями рыночной экономики, в первую очередь, производящую продукцию и оказывающую услуги, заведомо востребованные обществом. Эффективное использование существующих производственных площадей (мощностей) и инженерного обеспечения поселений при решении поставленных задач позволит сократить сроки и стоимость организации производств, постоянно расширяя сферу деятельности, создавая зоны опережающего социально-экономического развития и способствуя интеграции различных инфраструктур в отрасли экономики и науки. Создаваемые зоны опережающего социально-экономического развития на базе кон версии военных и иных поселений, имеющих в своей структуре градообразующие центры, будут стимулировать экономическое развитие территорий;
  1. в экологическом плане — прекращение деградации и экосистем, возникшей в результате воздействия войсковых и иных объектов и являющейся препятствием для устойчивого социально-экономического развития территории. В рамках проводимых мероприятий следует предусмотреть отработку технологий реабилитации земель, подверженных техногенному воздействию от армейских и иных объектов. Это позволит разработать единые подходы, методики, научно-обоснованные требования и технологии по повышению качества окружающей среды и возвращение в хозяйственный оборот земель, ранее использовавшихся в военных и иных специальных целях.

 

 

  1. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения

 

Социальная  защита населения предполагает дифференцированное решение различных проблем, которые  являются следствием свершения разных социальных рисков Исторически в России сложились определенные институты, в рамках которых происходило социальное обеспечение населения и его отдельных групп. Приоритетами социального обеспечения всегда были пенсионирование, социальные выплаты отдельным категориям населения и социальная помощь, размеры и виды которой жестко детерминировались установленными нормативами. В этой помощи личности, ее потенциальным возможностям никогда не отводилось места. В этой связи до 90-х годов прошлого века в стране практически не получил развития институт социальной поддержки. Практическое становление, институционное построение системы социальной защиты населения началось в 1993 году. Положи тельную роль в этом сыграло организованное в тот период Министерство социальной защиты населения Российской Федерации.

Выбор приоритетов  социальной защиты населения должен быть основан на глубоком анализе  социальной структуры общества, изучении причинно-следственных взаимосвязей социальных рисков и социальных проблем.

Основная  цель социальной защиты населения на современном этапе не допустить  сужения круга исторически сложившихся  в стране социальных гарантий.

 

 

 

  1. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения

 

Состояние здоровья населения точно отражает тенденции  экономического развития и благосостояния страны. В России прогрессирующие  рост заболеваемости, инвалидизации, смертности среди различных возрастных групп населения, в том числе участившиеся случаи самоубийств, падение рождаемости при вели к неблагоприятным демографическим сдвигам. В полной мере все эти процессы затронули большинство российских регионов. Особое значение приобретает демографическая политика, концепции которой необходимо разрабатывать как на федеральном, так и на региональных уровнях, и на этой основе принимать целевые социальные программы.

Охрана здоровья населения охватывает большой спектр следующих проблем, требующих кардинальных решений:

  • подъем материального благосостояния людей;
  • обеспечение граждан жильём в соответствии с санитарно-гигиеническими нормативами;
  • улучшение структуры питания различных возрастных групп населения,
  • достижение экологического благополучия в различных административно-территориальных поселениях любого масштаба;
  • коренное изменение в сфере охраны труда;
  • модернизация производства, производимая с учетом санитарно-гигиенических нормативов организации труда и современных производственных технологий;
  • выведение из жилых зон вредных предприятий, минимизация негативного воздействия этих предприятий на окружающую среду;
  • снижение безработицы (устранение скрытой безработицы);
  • смягчение политических и экономических катаклизмов, ставших чуть ли не обыденным, а потому столь устрашающим, явлением.

Однако помимо столь глобальных проблем, есть первоочередные вопросы, требующие внимания и решения:

  • усиление профилактики заболеваемости и укрепления здоровья различных слоев населения, особенно женщин и детей;
  • усиление противоэпидемических мероприятий, контроль за состоянием рабочих мест, населенных пунктов, социальных объектов;
  • повышение ответственности предприятий всех форм собственности, а также физических лиц за загрязнение окружающей среды, за нарушение экологического баланса, за прямой ущерб здоровью людей;
  • повышение уровня подготовки и использования медицинских кадров. Активизация роли профессиональных медицинских обществ в определении условий медицинского страхования и контроля за качеством подготовки и повышения квалификации медицинских кадров, а также медицинской помощи;
  • приоритетное развитие отечественной медицинской и фармацевтической промышленности, достойно представленной в ряде регионов и хорошо себя зарекомендовавшей на рынке медицинских товаров и услуг;
  • обеспечение постоянной витаминизации всех детей и беременных женщин, а также обязательное проведение массовой профилактики среди населения, проживающего в районах с дефицитом особо значимых микроэлементов в биосфере;
  • восстановление системы этапного оздоровления и реабилитации детей всех возрастных групп, включая систему школьной медицины и летнего оздорови тельного отдыха, сделав их доступными для всех слоев населения;
  • обеспечение горячего питания школьников;
  • реализация программ борьбы с различными формами токсикомании и иными вредными привычками;
  • разработка региональных базовых программ медицинской помощи;
  • упорядочение финансирования учреждений здравоохранения на основе уточнения и разграничения функций бюджетного и страхового финансирования, а также контроля финансовых ресурсов;
  • создание должных региональных запасов необходимых медикаментов и медицинской техники;
  • модернизация всех типов медицинских и фармацевтических учреждений;
  • демонополизация лечебно-профилактической сети, поощрение открытия боль ниц, поликлиник, аптек, реабилитационно-оздоровительных центров, санаториев, пансионатов, домов и баз отдыха предприятиями и организациями раз личных форм собственности, а также физическими лицами на основе федеральной и региональной законодательной базы;
  • пропаганда всеми легальными методами ответственного отношения граждан к своему здоровью и здоровью окружающих людей.

Информация о работе Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе