Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 18:41, реферат

Краткое описание

Стратегия социальной политики — это генеральное решение системы социальных проблем страны на данном конкретно-историческом этапе ее развития.
Круг и содержание стратегий
В тоталитарном обществе стратегия социальной политики сознательно формируется руководящим и направляющим Центром — монополистом власти, но такая стратегия может и отсутствовать, если социальные проблемы исключены из числа приоритетных.
В демократическом (гражданском) обществе множественность идеологий и субъектов порождает разнообразие целей и множественность стратегий социальной политики. Каждая из стратегий входит составной частью в ту или иную идеологию и программу общественного развития. В современной российской социально-политической жизни отчетливо представлены три стратегии.

Содержание

I. Стратегия социальной политики — социальный прогресс. Приоритеты социальной политики: сущность, основные направления 2
1. Стратегия социальной политики для современной России 2
2. Приоритеты: сущность, содержание и система 3
3. Общероссийские приоритетные проблемы социальной политики 3
II. Приоритеты социальной политики в сфере занятости и регулирования доходов населения 7
III. Приоритеты социальной политики в сфере социальной защиты населения 13
IV. Приоритеты социальной политики в сфере охраны здоровья населения 14
V. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды 16
VI. Приоритеты социальной политики в иных сферах жизнедеятельности государства и общества 21
Список используемой литературы 22

Вложенные файлы: 1 файл

Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе.docx

— 77.34 Кб (Скачать файл)

В сфере охраны окружающей среды необходимо заняться активным формированием менталитета  ценности природы у широких слоев  населения. Для создания условий  рационального природопользования с минимизацией ущерба среде жизнеобитания человека, а также условий для проведения экологической реабилитации человека и среды его обитания необходимо формирование правового поля, экономических рычагов воздействия.

Охрана  здоровья населения и окружающей среды — это неотъемлемая часть  социальной политики, заинтересовано участвовать в которой должны все граждане России. Формы и методы такого участия могут быть как  на условиях государственного регулирования, так и в системе самоорганизации  людей.

 

 

  1. Приоритеты социальной политики в сфере формирования социо-культурной среды

 

Для многих территориальных образований России это чрезвычайно сложная проблема для практического решения. Сложившийся  стереотип социального обустройства регионов с учетом приоритетов крупных  городов, административных центров  привел к практическому отсутствию сколько-нибудь значимой социально-культурной инфраструктуры в малых и большинстве  средних по масштабам поселениях. В значительной части малых городов  и сельских поселков нет учреждений профессионального образования, культуры, досуга, для занятий спортом и  физической культурой, изучения языков, и т.п. Крайне скудно развита сеть общеобразовательных и медицинских  учреждений. Ряд здравниц, принадлежащих  юридическим либо физическим лицам  из крупных мегаполисов, расположенных  на региональных территориях, не доступны для участия в их функционировании и сопричастности к собственности  местным жителям. Многие регионы  России богаты природ но-климатическими санитарно-курортными условиями. Но лучшие санатории, оздоровительные комплексы, дачные поселки не только не доступны местным жителям, но нередко существенно ущемляют их деловые, экологические и иные интересы, востребование которых могло бы значительно улучшить положение на рынке труда, собственности, товаров и услуг в соответствующей территории.

Большие проблемы существуют в поддержании культурно-архитектурных  комплексов различной ведомственной  принадлежности. Многие из уникальных исторических комплексов разрушены  либо находятся в бедственном  положении. Статус этих комплексов требует  уточнения, они остро нуждаются  в финансовой поддержке, решении  накопившихся материально-технических  и иных проблем.

В России для  значительной части ее городов, иных населенных пунктов низкой остается культура градостроения, в них утрачена самобытность национального колорита. Уровень цивилизации в сфере  коммунального обеспечения различных  администативно-территориальных образований резко отличается друг от друга. Особенно он контрастирует с таковым в крупных мегаполисах.

В подавляющем  большинстве регионов необходимо решить проблемы досуга и творчества по месту  жительства детей, молодежи, иных групп  населения Положи тельную роль могла бы сыграть активизация некоммерческой спортивной и оздоровительной работы среди людей различного возраста

Снижение  отрицательного воздействия социальных негативов могут в определенной мере обеспечить проведение фестивалей, соревнований, различных культурно-массовых мероприятий, несущих людям радость  и оптимизм. Делать это следует  изыскивая внебюджетные ресурсы, на основе инициатив самих людей Практически повсеместно не задействован потенциал самоорганизации людей Однако наивно считать, что самоорганизация некий спонтанный процесс. Безусловно, что он требует определенных усилий со стороны органов местного управления, общественных, благотворительных и иных незапрещенных законом организаций.

Для многих регионов давно требующей решения  является проблема модернизации учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты. Должного внимания заслуживают  специализированные образовательные  учреждения, в том числе коррекционные  классы в общеобразовательных школах. Следует учитывать, что социальные службы специализированной системы  имеют сегрегационные особенности, определяющие высокую затратность и морально-этическую ущербность. Поэтому следует решать проблемы, ориентируясь на использование интеграционных технологий.

Во многих регионах России актуальными являются вопросы социальной по мощи людям, оказавшимся  в сложных жизненных условиях (бездомные, беженцы, вынужденные мигранты и переселенцы). Межрегиональной проблемой становится организация домов ночного пребывания, социальных приютов и гостиниц, что следует делать совместными усилиями территориальных органов социальной за щиты с другими заинтересованными службами. Не должно быть случаев отказа в помощи людям, попавшим в экстремальные ситуации. И эта проблема должна найти место в работе государственных и общественных структур.

В различных  территориях России отмечаются разительные  отличия в материальном положении  работников, так называемой непроизводственной сферы. Эта ситуация требует самого пристального изучения и поиска адекватного  решения (исключая запретительные меры).

Проблема  формирования социо-культурной среды не нуждается в скоропалительных действиях. Необходимо проведение ее серьезного социологического и экономического изучения, поиска различных решений, в том числе и компромиссных, совместно выработанных с граничащими друг с другом территориями. Активное участие в этом могли бы принять общественные движения, различного уровня средства массовой информации, в том числе местные телеканалы.

Очевидно, что  главным на пути создания должного уровня социо-культурной среды должно стать повышение уровня образованности населения во всех сферах жизнедеятельности и как стержень этого — достижение высот профессиональных знаний и умений. Особое значение следует придать развитию всех форм общего и профессионального образования, повышению качества обучения детей в школах, независимо от места жительства, качество получения профессионального образования. Выбор профессионального обучения должен зависеть от желания и уровня знаний человека, а не от каких-либо иных обстоятельств. Государство в лице своих институтов должно гарантировать действенность доступности получения профессионального образования. Социальные реформы, происходящие в России, предусматривают существенные изменения идеологии и инфраструктуры института профессионального образования.

Приоритетами  образования, в свете этих реформ, обозначены: « облегчение социализации в рыночной среде;

  • противодействие негативным социальным процессам и обеспечение социальной мобильности в обществе;
  • поддержка интеграции новых поколений в глобализированный мир, в открытое информационное пространство;
  • реализация ресурса свободы, формирование выбора общественно полезной деятельности для каждого человека, получившего образование.

Одними из главных базовых условий модернизации образования признаются:

  • информатизация образования, обеспечивающая модернизацию его методов и технологий, переход к открытому образованию;
  • формирование новых институтов системы образования, обеспечивающих максимально полную мобильность средств населения и предприятий;
  • высокое качество и возможности широкого выбора образовательных программ и услуг;
  • эффективное использование ресурсов кадров.

Среди экономических и финансовых механизмов реализации реформ в образовании признаны:

  • мобилизация частных средств в систему образования;
  • налоговые льготы;
  • рыночные формы отношений, в том числе с непосредственными получателями образовательных услуг;
  • адресная социальная поддержка учащихся из низко доходных домохозяйств. Реформы в сфере образования ориентированы на модернизацию в сферах тру да и занятости.

Не вызывает сомнения, что все указанные аспекты  реформ значимы и актуаль ны. Однако многие положения вызывают как вопросы о технологии их реализации, так и о социально-нравственной стороне модернизации профессионального образования. В провозглашенных реформах отдан приоритет экономической стороне отношений учащегося и образовательных учреждений.

Очевидно, что  среди социально-нравственных аспектов реформ профессионального образования  острое звучание получают следующие  проблемы:

1) доступность  профессионального образования,  начиная с получения качественного  допрофессионального образования для детей из различных по достатку семей. Сегодня в России более половины семей с детьми относятся к бедным слоям населения. В школах нового типа, программы которых наиболее соответствуют требованиям к знаниям абитуриентов профессиональных образова тельных учреждений, широко распространена практика оплаты родителями многих школьных дел (приобретение учебников; занятий по авторским про граммам, а также изучения ряда предметов; посещение театров; экскурсий и др.), что не могут позволить себе родители большей части российских детей. Следовательно, дети из этих семей не могут учиться в школах нового типа, не потому, что не способны усвоить более сложные программы обучения, а по тому, что их родителям это не по карману. В этой связи провозглашение равенства возможностей в получении образования в концептуальных реформаторских декларациях выглядит утопичным. Утверждение о компенсационных выплатах — лукавым, поскольку в этом случае затраты будут весьма существенны и явно обременительны для бюджета;

2) мотивации  выбора профессии и сферы приложения  труда Согласно специальным исследованиям  выбор той или иной профессии  определяется современным российским  школьником, а при специализации  на старших курсах — студентом,  во многом возможностью последующего  трудоустройства Это трудоустройство рассматривается через протекционизм. В расчет, как правило, не идут профессиональные знания, равные конкурентные начала на рынке труда и прочие условия профессионального и карьерного роста, зависящие от профессиональной состоятельности специалиста;

3) ценностная  ориентация личности на профессиональные  знания и навыки, как следствие  обозначенной установочной мотивации  на трудовую деятельность. Студенты, молодые специалисты на практике  познают, что добиться успеха  можно иными способами, чем  добросовестным профессиональным  исполнением своих трудовых обязанностей  в конкретной сфере труда. Среди  этих способов весь арсенал  теневой экономики, «связи и  еще раз связи», «нужные люди»,  игнорирование норм права и  морали;

4) ориентация  личности на профессиональную  деятельность, для которой характерны  нарушения права, отсутствие уважения  к конкурентам на свободном  рынке труда;

5) нравственные  аспекты развития коммерческой  образовательной и необразовательной деятельности в профессиональных образовательных учреждениях обусловлены нецелевым использованием учебных площадей в ущерб условиям учебы студентов и труда профессорско-преподавательского состава этих учреждений, а также значимой дифференциацией учащихся на богатых и бедных.

К сожалению  ни эти, ни многие другие аспекты реформ профессионального образования  не подкреплены механизмами противодействия  вероятным нравственным издержкам. В этой связи очевидно обозначение  такого приоритета социальной политики, как недопущение социально-нравственных издержек реформ в сфере образования. Страна слишком дорого заплатит за недопущение в университеты «Ломоносовых», за обеспечение карьерного роста амбициозным личностям, не владеющим должным профессионализмом и преданностью избранной профессии.

Представляется  важным затронуть еще одну проблему. В России на современном этапе одним из приоритетных путей развития профессионального образования признается многоуровневое, вариативное непрерывное интегрированное образование Его цель — создать необходимые условия получения профессионального образования, а также социализации и интеграции, позволяющих специалистам достигать должной конкурентоспособности на общем рынке труда, равные стартовые возможности карьерного и профессионального роста с учетом происходящих в стране реформ в различных сферах жизни государства и общества.

Ожидаемыми  результатами этого образования  должны стать:

  • качественное усвоение учащимися на допрофессиональном этапе обучения общеобразовательной программы с углубленным изучением профильных для последующего профессионального образования предметов;
  • высокий уровень социализации учащихся, в том числе с ограниченными по со стоянию здоровья возможностями;
  • выработанная мотивация к продолжению обучения в системе профессиональ ного, в том числе высшего, образования;
  • осознанный выбор будущей профессии и ориентация в специфике избранной профессиональной деятельности;
  • готовность к обучению в интегрированной открытой профессиональной образовательной среде;
  • сокращение до минимума процесса социально-средовой и психологической адаптации учащегося в профессиональном образовательном учреждении и по следующей трудовой среде;
  • достаточные навыки коммуникабельности для обучения в профессиональном образовательном учреждении в системе интегрированного открытого образовательного пространства;
  • устойчивые навыки целенаправленной самостоятельной работы в процессе обучения;
  • знание прав и обязанностей учащегося профессионального образовательного учреждения;
  • достаточный уровень профессиональной и социально-психологической подготовки выпускников профессиональных образовательных учреждений для адекватного поведения на общем рынке труда и в трудовых коллективах различного типа предприятий и организаций.

Информация о работе Стратегии и приоритеты социальной политики в Российской Федерации на современном этапе