Сущность и система социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.Актуальность данной темы обусловлена решительным изменением сложившихся ранее трудовых отношений, более свободным характером договорных отношений, раскрытием прав профсоюзов, особым режимом выполнения взаимных обязательств, широким применением локального регулирования труда путем заключения коллективных договоров. Кроме того, необходимо выявить плюсы и минусы локального нормативного акта - коллективного договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….……....3
1. Понятие и суть социального партнерства……………………………………..….....4
1.1. История возникновения социального партнерства…………………………......4
1.2. Понятие социального партнерства…………………………….……….……..…6
2. Принципы, методы и механизм социального партнерства………………….…...….9
2.1. Принципы социального партнерства……………...………………………..……9
2.2. Механизм социального партнерства……………………………………………..12
3. Коллективный договор……………………………………………………………...…14
3.1. Коллективные переговоры……………………………………………...…………14
3.2. Требования и предложения сторон………………………………….……………16
3.3. Примирительные процедуры………………………………………….…………..17
3.4. Оформление договора и контроль за его исполнением………………………….18
4. Социальное партнерство в России……………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

булкин.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 
(МИНТРАНС РОССИИ) 
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА 
(РОСАВИАЦИЯ) 
ФБГОУ ВПО «САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ 
УНИВЕРСИТЕТ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ»

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: Управление социальным развитием организации

Тема: Сущность и система социального партнерства

 

 

 

Выполнила: студентка ФАМ 

684 группы

Калиниченко Александра

Проверил: Булкин А.К.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2012

Содержание 

Введение……………………………………………………………………………….……....3

  1. Понятие и суть социального партнерства……………………………………..….....4
    1. История возникновения социального партнерства…………………………......4

1.2. Понятие социального партнерства…………………………….……….……..…6

 

  1. Принципы, методы и механизм социального партнерства………………….…...….9

2.1.  Принципы социального партнерства……………...………………………..……9

2.2. Механизм социального  партнерства……………………………………………..12

 

  1. Коллективный договор……………………………………………………………...…14
    1. Коллективные переговоры……………………………………………...…………14

3.2. Требования и предложения сторон………………………………….……………16

    1. Примирительные процедуры………………………………………….…………..17
    2. Оформление договора и контроль за его исполнением………………………….18

 

  1. Социальное партнерство в России……………………………………………………….20

 

Заключение…………………………………………………………………………………….23

Список литературы…………………………………………………………………………....24

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Государство и рыночные структуры  имеют свои сферы социального  регулирования, тем не менее, существуют области, где их социальная ответственность  пересекается. Государство создает  систему социальных гарантий, поддерживает малый бизнес, обеспечивает правовую базу социальной рыночной экономики  через защиту прав собственности  и предпринимательства, делает авансы конкуренцию в форме защиты прав потребителей.

В настоящее время приобретает  особую актуальность одна из мировых  тенденций взаимодействия государства  с частным бизнесом - взаимодействия, направленной на объединение форм государственного и негосударственного социального  регулирования. Речь идет о развитии механизма социального партнерства.

Социальное партнерство - особый тип социально-трудовых отношений, присущий рыночной экономике. Он направлен  на согласование и практическую интеграцию интересов различных социальных слоев и групп. Это достигается  на основе применения специального процедурного механизма достижения согласия и  взаимопонимания, отказа от конфронтации и насилия.  
Социальное партнерство - это широкий по содержанию и формам проявления общественный феномен, который характеризуется как сложное социальное образование, проявляющее на всех уровнях развития жизнедеятельности людей. Благодаря этому данный феномен становится одним из важнейших универсальных механизмов общества, обеспечивая последовательность эволюционной его трансформации, снижение риска проявления деструктивных тенденций и гармонизацию складывающихся социальных отношений.  
В настоящее время на пути перехода нашей страны к социально ориентированной рыночной экономике еще много незавершенных задач. Это касается и комплекса социально-трудовых отношений. Формирование его новой модели - процесс весьма сложный и носит постепенный характер. 

Цель данной работы –  охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства  и организационную структура, в  границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных  работников и государства.

Объектом исследования является комплексный анализ института трудовых отношений, а именно, коллективного  договора, как основы социального  партнёрства.  
Предметом исследования выступает механизм реализации данного института в Российской Федерации, проблемы его оптимизации и возможные пути усовершенствования.  
Актуальность данной темы обусловлена решительным изменением сложившихся ранее трудовых отношений, более свободным характером договорных отношений, раскрытием прав профсоюзов, особым режимом выполнения взаимных обязательств, широким применением локального регулирования труда путем заключения коллективных договоров. Кроме того, необходимо выявить плюсы и минусы локального нормативного акта - коллективного договора. 

Актуальность социального  партнёрства для России очевидна: отказ социальных партнеров от конфронтации в пользу взаимного согласия, сотрудничества на паритетных началах существенно  способствовал бы внутренней стабилизации и социальному миру.

  1. Понятие и  суть социального партнерства

    1. История возникновения социального партнерства

Идею и историю социального  партнёрства необходимо в тесной связи с цивилизационными процессами, развитием технико-экономической базы и ростом социально-культурного уровня народа. В системе трудовых отношений в индустриальных странах Европы в конце XIX - начале XX века созрели условия для воплощения идеи социального консенсуса. К этому времени легализовали свою деятельность профсоюзы, начало формироваться трудовое законодательство, нарастала необходимость переговорных процессов в сфере социально-трудовых отношений. В последнем были заинтересованы обе стороны: не только рабочие, но и предприниматели отреагировали на революцию 1917 года в России, на глубочайший экономический кризис 1929 года в странах Запада. Однако наиболее благоприятные экономические, политические, социальные, социально-психологические условия для эффективного функционирования социального партнерства сложились после второй мировой войны.

Развернутую концепцию социального  партнерства создала Международная  организация труда (МОТ). Она же стала  высшим звеном регуляции трудовых отношений  на мировом рынке труда, узаконив сам термин «социальное партнерство», получивший затем широкое научное  и практическое признание.

МОТ – старейшая международная  организация возникла в 1919 году. Важнейшей  ее функцией является нормотворческая  деятельность в области трудовых отношений. Принятые ею нормативные документы в сумме составляют нечто вроде Международного кодекса труда: это свод 181 Конвенции и 188 Рекомендаций МОТ.

В Конвенциях и Рекомендациях  МОТ изложены основные правовые нормы, определяющие правовой статус всех субъектов  социального партнерства и составляющие его правовую идеологию. Вкратце  их можно свести к следующим моментам:

  • признание права профсоюзов на законодательную инициативу и равноправие социальных партнеров
  • существование в государствах-членах МОТ арбитражных органов по разрешению социально-трудовых конфликтов
  • создание в государствах-членах МОТ условий для обеспечения независимости социальных партнеров друг от друга, автономности их функций
  • в действиях социальных партнеров отсутствует императив политических амбиций и идеологических установок

В Конвенциях МОТ нашли  отражение такие важнейшие проблемы, как свобода объединений, право  на коллективные переговоры, содействие коллективным переговорам, коллективные переговоры и соглашения, примирение и арбитраж, консультации и сотрудничество между органами государственной власти и организациями трудящихся и предпринимателей на отраслевом и региональном уровнях.

Конвенции:

  • «О свободе ассоциации и защите права на организацию» (1948 г.)
  • «О применении принципов права на организацию и на ведение коллективных переговоров» (1949 г.)
  • «О трехсторонних консультациях для содействия применению международных трудовых норм» (1976 г.)
  • «О содействии коллективным переговорам» (1981 г.)

Нормы Конвенций МОТ имеют  обязательную юридическую силу только в случае их ратификации на государственном  уровне в странах—членах МОТ. По объему ратифицированных Конвенций судят  о степени прогрессивности трудового  законодательства и регулировании  социально—трудовых отношений в  стране.

В Советском Союзе было ратифицировано 50 Конвенций МОТ, в  Болгарии – 80, Бельгии – 82, Уругвае  – 83, Норвегии – 92, Италии – 101, Франции  – 110, Испании –116. Россия как правопреемник  СССР приняла к исполнению 43 Конвенции.

Важную роль в системе  социального партнерства, особенно при разработке национального законодательства, играют Рекомендации МОТ, хотя они не подлежат ратификации. Они затрагивают  весьма существенные стороны жизнедеятельности  трудовых коллективов:

  • Рекомендация №91 о коллективных договорах (1951 г.)
  • Рекомендация №94, касающаяся сотрудничества на уровне предприятия (1952 г.)

Рекомендация №113 о сотрудничестве в отраслевом и национальном масштабе (1960 г.)

  • Рекомендация №29 о связях на предприятии (1967 г.)
  • Рекомендация №163 о содействии переговорам (1981 г.)

 

    1. Понятие социального партнерства
  • Социальное партнерство выступает как отдельный правовой институт.
  • Система социального партнерства состоит из трех основных частей:
  • - совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (Федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия);
  • - совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами, направленных на регулирование социально-трудовых отношений;
  • - соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности указанных органов и документов.
  • И включает в себя следующие элементы: принципы, субъекты, уровни, функции, формы и механизм реализации. Остановимся последовательно на каждом из них.
  • Остановимся последовательно на каждом из них.
  • Основные принципы социального партнерства: следование нормам законодательства; полномочность и равноправие представителей сторон в свободе выбора и обсуждения вопросов, входящих в состав содержания коллективных договоров и соглашений; добровольность сторон в принятии и несении обязательств и ответственности; регулярность контроля и ответственность за выполнение обязательств.
  • Субъекты (стороны) социального партнерства – государство, работники и работодатели.
  • Представительными органами, выражающими интересы сторон в переговорном процессе, могут быть следующие:
  • - со стороны государства - органы исполнительной власти на трех уровнях (федерального, субъекта Российской Федерации),
  • - со стороны работников - профессиональные объединения (профсоюзы) и иные уполномоченные представительные органы работников;
  • - от имени работодателя на уровне организации - руководитель организации; владелец имущества, на которого положено выполнение функций работодателя или уполномоченные им лица; на федеральном, отраслевом и территориальном уровнях - представительные органы соответствующего уровня объединений работодателей, обладающие определенными полномочиями.
  • Государство, будучи субъектом социального партнерства, выступает и как владелец имущества, и как работодатель (если это касается государственных предприятий).[[2]]
  • С развитием рыночных структур часть функций государства в области трудовых отношений резко меняется: в условиях переходного периода государство в системе социального партнерства выступает в качестве координатора и организатора регулирования трудовых отношений, контролера, посредника или арбитра.
  • Одной из самых главных функций государства есть разработка правовой базы и механизма развития форм организации социального партнерства, правил и механизма взаимодействия субъектов социального партнерства, выведение рассчитанных размеров и последовательности установления минимальных социально-трудовых показателей (минимальной оплаты труда, социальных пособий, льгот, компенсаций и гарантий и др.), укрепляющих диалог между сторонами.
  • Объект социального партнерства образуют основные мероприятия по осуществлению общественно-трудовой политики в государстве, исходя из оценок уровня жизни и показателей, характеризующих этот уровень в целом по Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, а также в районах, городах и в организациях.
  • Функции социального партнерства определяются интересами трех социальных партнеров. Это представительство и защита общегосударственных интересов в сфере труда, интересов отечественного бизнеса и интересов наемных работников. Это прямые, основные функции, реализация которых направлена на обеспечение социального мира в обществе. Имеются и косвенные (сопутствующие) функции, а именно: воздействие социального партнерства на формирование гражданского общества и на развитие экономической демократии, обеспечение социальной стабильности, социально-экономической безопасности и социальной справедливости.
  • Социальное партнерство способно разрешить многие противоречия, возникающие в социально-трудовой сфере (в частности, между государством и бизнесом, государством и работниками и др.). Однако оно не в состоянии снять главное противоречие в условиях господства частной собственности - между трудом и капиталом.[[3]]
  • Уровни социального партнерства закреплены редакцией закона Российской Федерации от 30 июня 2006 года N 90-ФЗ.
  • Социальное партнерство осуществляется на:
  • - федеральном уровне, на нем устанавливаются обоснования регулирования отношений трудовой сферы в Российской Федерации;
  • - межрегиональном уровне, трудовые права нескольких субъектов;
  • - региональном уровне, когда обосновываются правила регулирования трудовых отношений в субъекте Российской Федерации;
  • - отраслевом уровне, на котором характеризуются основы регулировки сторон трудовых отношений в отрасли (отраслях);
  • - территориальном уровне, на котором закладываются принципы регулирования трудовых отношений в муниципалитетах;
  • - местном, на котором устанавливаются обязанности работников и работодателя в трудовых отношениях.
  • Социальное партнерство проходит в различных формах: коллективных переговорах по разработке проектов коллективных договоров, соглашений и их подписанию; двухсторонних консультаций по разрешению вопросов, связанных с регулировкой трудовых прав и обязанностей и других, тесно прилегающих к ним проблем по обеспечению гарантий прав работников, совершенствованию законодательной базы, участия рабочих в досудебных рассмотрениях споров трудовой сферы.

 

Таблица 1

Система социального партнерства  Российской Федерации

Уровни

коллективно-договорного

регулирования

Виды соглашений

Участники соглашений

Федеральный

Генеральное

Общероссийские объединения работодателей;

Общероссийские объединения профсоюзов;

Правительство РФ

 

Отраслевое (тарифное);

Профессиональное (тарифное)

Министерства, комитеты,

объединения работодателей;

Отраслевые объединения профсоюзов;

Минтруд РФ

Субъект РФ

(республика, край, область, автономная  область, города федерального  значения, автономный округ)

Специальное;

Региональные;

Отраслевые;

межотраслевые

Объединения работодателей

субъектов РФ;

Объединения профсоюзов

субъекта РФ;

Орган исполнительной власти РФ

Территориальный (район, город)

Профессиональные (тарифные);

Территориальные

Территориальные объединения (организации) работодателей;

Территориальные объединения (организации) профсоюзов;

Органы исполнительной власти (местного самоуправления)

Предприятия

Коллективный договор

Представительные органы работников (профсоюз, совет трудового коллектива и др.); руководитель предприятия  или иное уполномоченное лицо


 

  1.   Принципы, методы и механизм социального партнерства

    1. Принципы социального партнерства

Социальное партнерство (в теории и на практике) рассматривается  как специфический тип социальных отношений, направленных на достижение баланса в реализации основных социальных интересов важнейших социальных групп общества. Исторический опыт показывает, что интересы этих групп  не могут совпадать, в своей основе они несовместимы (интересы предпринимателей-собственников и интересы наемных работников). Цель партнёрства – достижение оптимального равновесия в реализации этих интересов. Это по своей сути – необходимое и выгодное для обеих сторон взаимодействие, исторически обусловленный компромисс интересов главных субъектов современных социально-экономических и нравственно-политических процессов, одно из основных условий социальной стабильности общества, в уровне которой определяющую роль играет степень обострения и характер противоречий межу работодателями и наемными работниками.

Информация о работе Сущность и система социального партнерства