Сущность и система социального партнерства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2012 в 11:18, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – охарактеризовать методы взаимодействия субъектов социального партнерства и организационную структура, в границах которой происходит взаимодействие организаций работодателей, наемных работников и государства.Актуальность данной темы обусловлена решительным изменением сложившихся ранее трудовых отношений, более свободным характером договорных отношений, раскрытием прав профсоюзов, особым режимом выполнения взаимных обязательств, широким применением локального регулирования труда путем заключения коллективных договоров. Кроме того, необходимо выявить плюсы и минусы локального нормативного акта - коллективного договора.

Содержание

Введение……………………………………………………………………………….……....3
1. Понятие и суть социального партнерства……………………………………..….....4
1.1. История возникновения социального партнерства…………………………......4
1.2. Понятие социального партнерства…………………………….……….……..…6
2. Принципы, методы и механизм социального партнерства………………….…...….9
2.1. Принципы социального партнерства……………...………………………..……9
2.2. Механизм социального партнерства……………………………………………..12
3. Коллективный договор……………………………………………………………...…14
3.1. Коллективные переговоры……………………………………………...…………14
3.2. Требования и предложения сторон………………………………….……………16
3.3. Примирительные процедуры………………………………………….…………..17
3.4. Оформление договора и контроль за его исполнением………………………….18
4. Социальное партнерство в России……………………………………………………….20
Заключение…………………………………………………………………………………….23
Список литературы…………………………………………………………………………....24

Вложенные файлы: 1 файл

булкин.docx

— 58.58 Кб (Скачать файл)

В системе принципов, на которых  базируется социальное партнерство, особое место принадлежит принципам  экономического партнерства. Достижение справедливости в социальном партнерстве  возможно на основе соблюдения следующих  принципов:

  • каждый человек имеет от рождения право на жизнь, свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этих прав; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципа личной свободы каждого гражданина
  • без права собственности не может быть личной свободы; право собственности — неприкосновенно: законы о собственности не имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие права собственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемой собственности
  • каждый человек имеет от рождения обязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых и правила распределения определяются на основе демократического согласия едиными для всех законами и общественными потребностями
  • преимущественным способом реализации социальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаях может использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом
  • социальная ответственность гражданина, не обладающего собственностью, определяется только полом, возрастом и состоянием здоровья
  • всякий гражданин, обладающий значительной собственностью, имеет дополнительную социальную ответственность
  • полноправным гражданином может считаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности
  • полноправный гражданин гарантированно пользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующих законов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер: гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все, что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не получено законодательного разрешения
  • общество не может существовать, а тем более выполнять обязательство перед гражданами без общественного достояния, созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправный гражданин является, при своей жизни, равноправным и равноответственным совладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличение общенародного достояния и доходы или блага от его использования равно распределяются на всех граждан;
  • никто персонально по собственному желанию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись от российского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долю народу Российской Федерации; решения о перераспределении общенародного достояния могут быть приняты только на основе референдума
  • никто не может стать собственником чего-либо, что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды без неприемлемых последствий; право отделить что-либо от природной среды в личную, частную или коллективную собственность может возникнуть только на основе соглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем
  • справедливы лишь два способа получения права собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение с законным собственником; если собственником является народ какого–нибудь региона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этого региона
  • каждый, кто хочет стать собственником изъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государство не вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образом ресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранению природной среды или безопасности государства
  • каждый человек, выполняющий свои социальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своего труда, если при их создании не была использована чужая собственность; использование чужой собственности возможно только на основе свободного договора в рамках действующих законов
  • наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, — оплата с учетом законных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможно также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством
  • самая справедливая мера труда и мера потребления — свободный договор равноправных партнеров, если ущерб наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия
  • свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону
  • свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;
  • поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства — особый талант

Наряду с экономическими принципами выделяют т.н. частные принципы социального партнерства:

  • трехсторонность на основе трипартизма — представительства правительства, профсоюзов и предпринимателей
  • равенство сторон на переговорах и недопустимость ущемления законных прав трудящихся и предпринимателей
  • приоритетность примирительных методов и процедур в переговорах
  • каждый последующий уровень коллективных соглашений (договор) не может ухудшать условий договора более высокого уровня и должен отличаться от предыдущего большей выгодой для трудящихся
  • обязательность исполнения договоренностей
  • доверие и доверительность в отношениях
  • регулярность проведения консультаций в ходе сотрудничества
  • ответственность за принятые обязательства

С учетом того, что государство  также является участником процессов  социального партнерства следует  рассмотреть основные принципы государственной службы, зафиксированные в Положении «О федеральной государственной службе» в Российской Федерации. Это – законность; обязательность решений вышестоящих государственных органов и должностных лиц для нижестоящих, подконтрольность и подотчетность государственных органов и государственных служащих; внепартийность государственной службы; равный доступ граждан к государственной службе; ответственность государственных служащих за неисполнение своих должностных обязанностей; социальная защищенности государственных служащих; стабильность государственной службы.

В российской научной литературе широко используется термин «система социального партнерства», под которым  понимается:

  • совокупность постоянно и временно действующих двух-, трехсторонних органов, формируемых представителями работников, работодателей, исполнительной власти и осуществляющих взаимодействие между ними на различных уровнях регулирования социально-трудовых и связанных с ними отношений (федерация, регионы, отрасли, территории, предприятия)
  • совокупность различных совместных документов (коллективных договоров, соглашений, решений и др.), принимаемых этими органами на основе взаимных консультаций, переговоров между сторонами и направленных на регулирование социально-трудовых отношений
  • соответствующий порядок, формы взаимодействия, соотношения и последовательность в разработке, сроках принятия, приоритетности вышеуказанных органов и документов
    1. Механизм социального партнерства

Под механизмом социального  партнерства как элемента его  системы в целом мы понимаем совокупность методов и инструментов, с помощью  которых обеспечивается достижение партнерского взаимодействия сторон.

Как всякий механизм, он имеет  ряд составляющих рычагов, взаимодействие которых приводит к достижению целевой  функции.

Важнейшими элементами механизма  социального партнерства являются:

- постоянно действующий  переговорный процесс между представителями  институтов социального партнерства,  т. е. профсоюзов, объединений  работодателей, предпринимателей  и властных структур;

- постоянно работающие  органы (трехсторонние комиссии) по  регулированию социально-трудовых  отношений;

- установление и соблюдение  процедур согласования интересов  и позиций сторон;

- кодификация отношений  партнерства в законах РФ, субъектов  Федерации, в нормативных документах  органов государственного управления;

- системы контроля за  выполнением принятых договоров  и соглашений;

- работа экспертов партнерских  отношений, анализирующих состояние  и перспективы развития системы  социального партнерства;

- доведение идей социального  партнерства до широких слоев  трудящихся.

Механизм социального  партнерства определяет и методы взаимодействия социальных партнеров. Все они очень тесно взаимосвязаны  и являются дополнением о составными частями друг друга.

Их можно представить  виде схемы.

Стрелки на схеме говорят  о одновременном сочетании всех методов.

Таблица 2

Методы взаимодействия социальных партнеров

 

Ответственность за избегание  участия в коллективных переговорах, и предоставления информативных  данных, необходимых для проведения коллективных переговоров, и осуществление  контроля за соблюдением договоров  и соглашений, предусмотрена Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, вступившим в действие с 1 июля 2002 г.

Согласно статье 5.28 КоАП за уклонение сторон переговорного  процесса от участия в переговорах  о подписании, внесении изменений  или дополнений в коллективный договор, или соглашение, нарушение сроков ведения переговоров, закрепленных законодательно, препятствие работе по заключению коллективного договора, соглашения в определенные сторонами  сроки — карается наложением административного  штрафа в размере от 10 до 30 минимальных  размеров оплаты труда.

Невыполнение работодателем  обязательств по соглашению примирительной процедуры, — влечет наложение административного штрафа в размере от 20 до 40 минимальных размеров оплаты труда.

  1. Коллективный  договор

 

              3.1. Коллективные переговоры

Важной частью социального  диалога, как метода взаимодействия социальных субъектов являются коллективные переговоры.

Коллективные переговоры проводятся с целью составления  коллективных договоров и соглашений.

По результатам коллективных переговоров составляются: на федеральном  уровне – федеральные соглашения; на региональном уровне – региональные соглашения; на локальном уровне - коллективные договора.

Коллективные договора и  соглашения после их подписания являются обязательными для исполнения субъектами всех сторон социального партнерства.

Нормы федеральных соглашений действуют непосредственно и  являются обязательными для применения во время составления коллективных договоров на всех предприятиях, учреждениях, организация, которые находятся  в сфере действия сторон.

В федеральных и региональных соглашениях по договоренности сторон устанавливаются сроки и очередность  составления коллективных договоров  на предприятиях, которые находятся  в сфере действия этих договоров.

Право на коллективные переговоры должно признаваться повсюду - в частном  и государственном секторах, и  только вооруженные силы, полиция  и работники на государственной службе, занятые в органах государственного управления, могут быть исключены из этого списка.

Заинтересованные работники  и их представители могут участвовать  в коллективных переговорах только в случае отсутствия их организаций.

Важно подчеркнуть, что организации  трудящихся могут выполнять свои задачи «обеспечения и защиты интересов  работников» посредством переговоров, если они независимы и, что особенно важно, «не находятся под контролем  работодателей и организаций  работодателей».

Основное содержание коллективных переговоров сводится к срокам и  условиям труда и занятости и  к регулированию отношений между  работодателями и работниками, а  также между организациями работодателей  и трудящихся.

Однако определить вопросы, которые следует рассматривать  в ходе коллективных переговоров, не просто, поскольку все зависит  от того, что подразумевается под  упоминаемыми выше условиями и отношениями.

Принципами проведения коллективных переговоров являются принципы добровольности и добросовестности.

Добровольный характер коллективных переговоров является основополагающим элементом принципов свободы  объединения.

Свободный и добровольный характер переговоров подразумевает, что организации трудящихся должны иметь возможность сами выбирать делегатов, представляющих их на коллективных переговорах, без какого бы то ни было вмешательства властей.

В процессе проведения коллективных переговоров допускаются согласительные процедуры и посредничество добровольного  характера или же устанавливаемые  законом, если это происходит в разумных временных пределах.

Однако при добровольном характере переговоров в некоторых  случаях арбитраж может быть принудительным.

В отдельных экстренных случаях  возможно и вмешательство властей  в процесс проведения коллективных переговоров.

 

 

3.2. Требования и предложения сторон

Регламентация порядка выдвижения требований осуществляется, основываясь  на статье 399 Трудового кодекса Российской Федерации.

Требования, предъявленные  работниками и (или) представляющим их органом, организации (филиала, представительства  или другого обособленного структурного подразделения), частного предпринимателя, утверждаются на коллективном собрании (конференции) работников, закрепляются в письменной форме и направляются работодателю.

Дата получения требований работодателем (представителем работодателей) обязательно фиксируется в журнале  или других регистрационных документах учета входящей корреспонденции  либо в форме подписи непосредственно  самого работодателя или его уполномоченного  представителя на втором экземпляре требований, который сохраняется  у работников или их представителей.

Работодатель должен обязательно  ознакомится с предоставленными ему требованиями работников и сообщить о принятии решения объединению, представляющему интересы работников организации (филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения) в письменной форме  на протяжении трех календарных дней с момента вручения требования работников.

Требования, виде копии также  могут быть отправлены соответствующему государственному органу по регулированию  коллективных трудовых споров. В подобном случае государственный орган, отвечающий за урегулирование коллективных трудовых споров должен проверить факт получения  требований другой стороной коллективного  трудового диалога.

Органы и объединения, представляющие работодателей должны взять на рассмотрение поученные  ими требования от профессиональных союзов (их объединений) и ответить в письменной форме профессиональным союзам (их объединениям) о принятом решении в течение одного месяца со момента получения указанных  требований.

3.3. Примирительные процедуры

Каждая сторона коллективных трудовых переговоров не правомочна уклониться от участия в процессе примирительных процедур.

В организации и проведении примирительных процедур принимают  участие примирительная комиссия, представители  сторон, посредник, трудовой арбитраж и государственный орган, отвечающий за урегулированию коллективных споров в сфере труда.

Информация о работе Сущность и система социального партнерства