Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Применительно к коммуникации это понятие позволяет сказать, что язык, благодаря своему очевидному своеобразию, служит структурному соединению языка и сознания. Язык обеспечивает отдельное существование коммуникации и сознания, а также общества и индивидуума. Мысль никогда не может быть коммуникацией, но и коммуникация — мыслью. В рекурсивной сети своих собственных операций коммуникация всегда имеет другие предшествующие и другие последующие события, протекающие в поле зрения индивидуального сознания. На оперативном уровне какие-либо пересечения отсутствуют, речь идет о двух оперативно закрытых системах. Решающее значение имеет то, что языку удастся соединять системы несмотря на это и при их различных способах оперирования. Язык достигает этого за счет своей искусственной необычности в акустической среде звуков и, затем, в оптической среде письменности. Он может очаровывать сознание, центрировать его и одновременно воспроизводить коммуникацию. Таким образом, его функция состоит не в опосредовании референции и в отношении внешней среды, а исключительно в структурном соединении. Однако, это все-таки одна сторона его вклада. Как и все структурные соединения, язык обладает эффектом включения и исключения. Он повышает возбудимость сознания посредством коммуникации и возбудимость общества посредством сознания, так что собственные состояния превращаются в язык и в понимание или, соответственно, в непонимание. Но одновременно для общественной системы исключаются другие источники возбуждения. Это значит: язык изолирует общество почти от всех событий окружающей среды физического, химического рода или событий, формирующих образ жизни, за исключением единственного возбуждения импульсами сознания. Подобно мозгу, который за счет исключительно малой способности глаз и ушей к резонансу почти полностью изолирован по отношению ко всему, что происходит в окружающей среде, общественная система почти полностью изолирована от всего, что происходит в мире, с помощью узких путей для раздражения, которые канализируются сознанием. Также, как в случае мозга, эта почти полная изоляция общества является условием оперативной закрытости и возможностью построения высокой собственной сложности.»

*Текст представлен по  источнику: Проблемы теоретической  социологии / Под. ред. А.О. Бороноева. Перевод, адаптация Н.А. Головина. – СПб., 1994 – С. 25 — 42. / Материалы Интернета, см.:http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm

Вопросы:

1. Каким понятием  предлагает заменить понятие  «системы» в отношение общества  Н. Луман?

2. Какую функцию выполняет  язык как структурное соединение, по мнению Н. Лумана? Что он  соединяет?

3. Что Н. Луман  подразумевает под термином «оперативная  закрытость»? Что такое «оперативно  закрытая система»?

4. Какое место  отводят языку как элементу  культуры социологи.

 

Творческое задание:

Самостоятельно ознакомьтесь с литературой по социологии и культурологии и заполните схему «Структурная архитектоника культуры»*:

* При составлении данного задания  использован источник [7, с. 187].

 

Темы для сообщений и докладов:

1.Глобализация социальных  и культурных процессов в современном  мире.

2. Циклические и волновые  теории развития общества (О. Шпенглер, Н.Я. Данилевский, К. Ясперс, А. Тойнби, Н.Д. Конратьев, А. Янов, А. Шлезингер, П. Сорокин, Н. Макклоски, Д. Залер, Р. Ингельхарт).

3. Национальный характер  и менталитет белорусов.

Рекомендуемая при подготовке докладов литература:

1. Смелзер, Н. Культура  как социальная система / Н. Смелзер // Социологические исследования. – 1991. – № 7.

2. Чучин-Руссов, А. Е. Культурно- исторический процесс: форма и содержание / А.Е. Чучин-Руссов // Вопросы философии. – 1996. – № 4.

3. Жвитиашвили, А.Ш. Концептуальные  истоки глобализации / А.Ш. Жвитиашвили // Социологические исследования. – 2003. – № 6. – С. 3 – 13.

4. Сорокин, П. Человек, цивилизация, личность / П. Сорокин. – М., 1992.

5. Тойнби, А. Постижение  истории / А. Тойнби. – Москва, 1995.

6. Шпенглер, О. Закат Европы / О. Шпенглер. – Москва, 1993.

7. Ясперс, К. Смысл и назначение  истории. – Москва, 1994.

8. Моисеева, Н.А., Сороковикова, В.И. Менталитет и национальный характер / Н.А. Моисеева, В.И. Сороковикова // Социологические исследования. – 2003. – № 2. – С. 45 – 55.

9. Бабосов, Е.М. Глобализация  как предмет социологического  анализа / Е.М. Бабосов // Социология. – 2000. – №4. – С. 3 – 15.

10. Нечипоренко, О.В. Глобализация и будущее социального государства / О. В. Нечипоренко // Социология. - 2007. - N 1. - С. 21-27.

11. Водопьянов, П. А. Факторы социальной эволюции: субординация или координация / П. А. Водопьянов, Ч. С. Кирвель // Социология. – 2004. – N 4. – С. 22 – 35.

 

МОДУЛЬ 5.

ЛИЧНОСТЬ КАК СИСТЕМА. ПРОЦЕСС СОЦИАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ.

 

Вопросы:

  1. Человек как биосоциальная система.
  2. Структура личности в социологии.
  3. Социальные статусы и роли личности.
  4. Социализация личности.

 

 

Конспект учебного материала

1.Человек как биосоциальная  система.

Человек появился в результате биологической и социальной эволюции. Он приходит в мир как индивид, представитель вида Homo sapiens. Это понятие скорее биологическое, чем социальное. В тоже время, понятие индивид включает задатки психологических качеств, которые передаются каждому из нас на генном уровне [1, с. 54]. Индивид воспитывается в обществе, без которого невозможно существование человека. В истории известны примеры того, как маленькие дети были выращены животными, но эти индивиды по своему поведению больше походили на животных, чем на людей. Человек является носителем социальных качеств и свойств, определённое сочетание которых и определяет его как личность. Эти качества у индивида возникают только в процессе проживания в обществе.

Личность – интегральное социальное качество, которое формируется у индивида в процессе включения его в систему общественных отношений, освоения им материальных и духовных продуктов человеческой культуры [2, с. 259].

Личность – активный элемент социальной системы. Личность осуществляет свободу выбора из имеющихся возможностей, создаёт проекты, ставит перед собой цели и мобилизуется для их достижения. Каждая личность уникальна, непохожа на другие, поэтому говорят об индивидуальности каждого человека. Индивидуальность – это характеристика уникальности, неповторимости, оригинальности человвека. Это набор черт, присущих только данной личности [1, с. 54].

Личность изучается рядом наук: психологией, философией, физиологией, социологией и др. Социологический подход заключается в определении социальных свойств и качеств личности, т.е. тех. Которые формируются под воздействием непосредственного окружения и общества в целом. Именно эти качества определяют в большей степени поведение человека. Существенный вклад в исследование личности внесли: Ч. Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон и др.

Ч. Кули считал что личность – продукт социальных взаимодействий (интеракций) и представлений человека о себе. Это и есть структура личности («теория зеркального Я»).

По мнению социологов в формировании личности существуют определёные этапы. Дж. Мид считал, что с момента рождения человек проходит 3 стадии формирования личности:

  • Стадия имитации (подражания) – ребёнок бессознательно подражает поведению взрослых;
  • Стадия ролевых игр – ребёнок «примеряет» определённые роли (роль папы, космонавта и т.д.),
  • Стадия коллективных игр – ребёнок учится распознавать ожидания окружающих; способен участвовать в коллективных играх [1, с. 57].

По мнению Мида, человеческое "Я" состоит из двух частей: "Я - сам" и "Я - меня". "Я - сам" - это реакция личности на воздействие других людей и общества в целом. "Я - меня" - это осознание человеком себя с точки зрения других значимых для него людей (родственников, друзей). "Я -сам" реагирует на воздействие "Я - меня" так же, как и на воздействие других людей [3].

По мнению З.Фрейда, структура личности состоит из трёх элементов:

1. Ид «Оно»  – бессознательный компонент  личности,

2. Эго «Я» –  сознательный компонент личности, контролирует поступки человека,

3. Суперэго «сверх-Я»  – оценочный компонент личности, сложился благодаря социальному  контролю [1, с. 58].

Согласно теории Фрейда, процесс формирования личности проходит четыре стадии. Каждая из этих стадий связана с определенным участком тела - эрогенной зоной. На каждой стадии возникает конфликт между стремлением к удовольствию и ограничениями, установленными сначала родителями, а в дальнейшем и Супер-эго. [3].

Таблица. Теории развития личности*

Теория

Теоретик

Основная идея

Теория развития личности

Чарлз Кули (теория «зеркального я»)

Эффект зеркального отражения у людей представлений о том, как их оценивают другие

Джордж Герберт Мид

Развитие личности включает несколько стадий, связанных с принятием на сея роли других людей и формированием «Я»  «Меня»

Психоаналитические теории

Зигмунд Фрейд

В своём развитии личность проходит ряд последовательных стадий, заканчивающихся половой зрелостью; на каждой стаи возникает напряжённость межу «Оно» и «Сверх Я»

Эрик Эриксон

На своём жизненном пути личность проходит стадии развития, связанные с преодолением кризисов.

Теория нравственного развития

Лоренс Колберг

Нравственное развитие личности включает несколько последовательных стадий, предполагающих развитие познавательной способности и понимания чувств других людей.


*Таблица из источника: Н. Смелзер Социализация: основные проблемы и направления исследований // Социальная психология: Хрестоматия / Материалы Интернета; см.: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Psihol/belin/29.php

С каких бы позиций не анализировали личность, её структуру авторы указанных теорий, общим для них остаётся один момент – общество и личность тесно взаимосвязаны.

Таким образом, личность – это целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и включения индивида в систему социальных отношений посредством активной предметной деятельности и общения.

 

2. Структура личности.

В структуре личности можно выделить два компонента: совокупность отношений с внешним миром, центром которого является индивид и внутренние, идеальные отношения, в значительной степени определяющие характер взаимодействия с социальными реальностями. В зависимости от своеобразия проявления социальных качеств индивида социологи различают два типа личности – модальный и базисный [2, с. 270].

Типы личности:

Базисная личность – это личность, обладающая нормативными чертами в данном обществе, в данном типе культуры. В социологии также употребим близкий по значению термин модальная личность – наиболее часто встречающейся тип личности, воплощающий в себе средние общепринятые черты, свойственные определённой культуре, доминирующей в данном обществе. Модальную личность имеют ввиду тогда, когда говорят о типичном американце или белорусе [2, с. 270].

Идеальная личность – это личность которую общество провозглашает определённым эталоном.

Эти понятия являются собирательными и отражают идеальные представления о личности в обществе.

Анализируя личность, социологи часто используют понятие базис личности – это совокупность отношений и разнонаправленных связей с внешним миром, центром которого является индивид. Базис отражается в сознании личности. Он детерминирует формирование и развитие внутреннего мира личности. Информация о социальной действительности является структурообразующим элементом мировоззрения личности. Взгляды, мнения относятся к чертам личности. Знания и убеждения участвуют в определении стратегии поведения личности. Знания и убеждения относятся к качествам личности. Взгляды и мнения личности участвуют в регулировании поведения в конкретных ситуациях.

Структура личности по-разному описывается социологами и психологами. Наиболее полно отражает структуру личности, по нашему мнению, следующая конструкция:

Таблица. Структура личности*.

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов