Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 10:25, лекция

Краткое описание

Социальный конфликт – это борьба за ценности и права на обладание статусом, мощью и ресурсами, в которой цели противников состоят в нейтрализации, нанесении ущерба или устранении друг друга.
Конфликт имеет свой объект. Объект конфликта – это истинная причина по которой происходит столкновение, мотивация и силы участников. Предмет конфликта – это те противоречия между сторонами, которые они пытаются разрешить. В предмете конфликта выражается его сущность. Объект конфликта может быть явным или скрытым, а предмет всегда проявляется отчётливо.
Структура конфликта:
1.наличие противоборствующих сторон (субъекты конфликта);
2.наличие проблемы, вызвавшей конфликт (объект конфликта);
3.характер разрешения спора (мирный либо насильственный).
Субъект конфликта – это его активная сторона, способная по своей воле создавать конфликтную ситуацию и влиять на неё.
Причины конфликтов делятся на:
1. психологические (несовместимость, антипатия, стремление личностей к власти, лидерству);
2. социальные (столкновение статусов, борьба за смену ценностей, идей, противоречия между материальными интересами).
3. экономические (борьба за перераспределение доходов).
Конфликты подразделяют на различные виды.
По месту и охвату социальной пирамиды конфликты делят на горизонтальные и вертикальные;
По характеру все конфликты делят на: конфликты, имеющие контактный, открытый характер (война, революция); конфликты. Имеющие скрытый, бесконтрольный для противоборствующих сторон характер.
По длительности конфликты делят на: долговременные, краткосрочные.
По сферам социальной деятельности конфликты делят на: экономические, административно-управленческие, политические. национальные, религиозные, военные и т.д.
По количеству и составу участников конфликты дифференцируют на: личностные, групповые, классовые, этнические, межгосударственные, межконфессиональные, идеологические.
По способам разрешения конфликты бывают: мирными и вооружёнными.
По уровню, на котором возникают и протекают конфликты классифицируют как межличностные, межгрупповые, социетальные (на уровне одной нации), международные, всемирные (глобальные) [3, с. 240].
Стадии социального конфликта:
1. Предконфликтная ситуация неявного накопления противоречий;
2. Стадия активного протекания конфликта с использованием различных методов и способов борьбы вплоть до применения силы;
3. Стадия разрешения конфликта, имеющая свои фазы и формы до полного или частичного разрешения [4, с. 237].
Важным аспектом теории конфликта является изучение его динамики и способов разрешения. Р. Дарендорф в своей теории сформулировал условия протекания конфликта с учётом остроты и способов разрешения. Таковыми являются:
- образование конфликтных групп, которое зависит от технических, социальных и политических условий;
- чем больше власть связана с перераспределением ресурсов, тем острее конфликт;
- увеличение числа бедных в обществе ведёт к возможности насильственного разрешения конфликта;
- замедление вертикальной мобильности ведёт к обострению конфликта между высшими и низшими слоями общества;
- возможность согласия между конфликтующими сторонами смягчает остроту конфликта, его насильственное разрешение;
- чем острее конфликт, тем больше изменений происходит в социальной структуре;
- чем больше насилия в конфликте, тем выше темпы структурных изменений в обществе [3, с. 240].
Функции социального конфликта делятся на негативные и позитивные.

Содержание

Введение
3
Рабочая программа
6
Модуль 1. Введение в дисциплину «Социология»
13
Конспект учебного материала
13
Практические задания
25
Модуль 2. История становления и развития социологии.
32
Конспект учебного материала
32
Практические задания
61
Модуль 3. Общество как социально-экономическая и социокультурная система.
66
Конспект учебного материала
66
Практические задания
73
Модуль 4. Культура как система ценностей и норм.
79
Конспект учебного материала
79
Практические задания:
91
Модуль 5. Личность как система. Процесс социализации личности.
97
Конспект учебного материала
97
Практические задания
108
Модуль 6. Социальная структура и стратификация.
115
Конспект учебного материала
115
Практические задания
121
Модуль 7. Социальные общности и социальные группы.
128
Конспект учебного материала
128
Практические задания
136
Модуль 8. Социальные институты и социальные организации.
142
Конспект учебного материала
142
Практические задания
149
Модуль 9. Социальные конфликты.
154
Конспект учебного материала
154
Практические задания
161
Модуль 10. Социальный контроль и социальное управление.
166
Конспект учебного материала
166
Практические задания
174
Модуль 11. Специфические и отраслевые теории.
179
Конспект учебного материала
179
Практические задания
186
Модуль 12. Виды и типы социологических исследований.
190
Конспект учебного материала
190
Практические задания
196
Контрольный модуль
198
Тестовые задания
200
Тематика рефератов
220
Контрольные вопросы
221
Краткий словарь
226
Учебная литература

Вложенные файлы: 1 файл

=.doc

— 1.26 Мб (Скачать файл)

Важнейшими факторами, определяющими национальное своеобразие культуры, являются: элементы исторического наследия (личностные образцы, закреплённые в национальной культуре, исторический опыт прошлого, закреплённый в памяти живущих поколений, в исторических документах и памятниках культуры); структурные факторы (экономическая модель, политическая система общества); воспитательные факторы (воспитательная деятельность государства, негосударственных и общественных сил, семьи и др.). Передача историко-культурного наследия осуществляется в процессе образования и воспитания [2, с. 65]. Таким образом, каждый этнос обладает своей неповторимой культурой.

Этнос – это природно-социальная и антропологическая общность людей, возникшая и развивающаяся на основе единства природно-ланшафтных условий, кровного родства, языка, особенностей внешнего облика, общей культуры и религии [4, с. 216].

Белорусский этнос также обладает культурой с рядом специфических черт, которые отличают её от соседних культур. Они сформировались в ходе исторического развития.

Особенности формирования белорусской культуры:

  • Прерывистость культурной традиции;
  • Восприятие достижений восточной и западной культур;
  • Затруднённые процессы идентификации белорусской культуры;
  • Существование в рамках различных государственных объединений.

Условия развития белорусской культуры на современном этапе определят следующие факторы:

1. Диффузия культурных форм, их размытость, обусловленная как историческими, так и географическими факторами (влияние на Беларусь культур востока и запада).

2. Особое соотношение локальной и национальной идентичности (по данным ЮНЕСКО только 24,8% белорусов в 2000 г. отождествляли себя со своей страной, 67,2% - с городом или районом проживания).

3. Различия между культурой центра и глубинки, между культурой восточной и западной частей страны (различия между насыщенностью культурной жизни регионов и административных центров; в западных областях – большая ориентация на индивидуализм, в восточных – на коллективизм) [2, с. 67].

Характерные ценности белорусской культуры:

а) общие ценности с соседними культурами: коллективизм, стремление к справедливости, ориентация на евразийские ценности;

б) особенные ценности белорусской культуры: толерантность, законопослушание, трудолюбие, бережное отношение к земле, дому, малой родине, неприятие конфликтов, стремление к стабильности в обществе.

В современной культурной жизни Беларуси исследователи отмечают следующие тенденции:

1. сильная связь  с традициями прошлого;

2. незавершённость  перемен (экономических, политических);

3. неприятие большинством  общества политизации общественной  жизни;

4. рост интереса  к религии;

5. упрочнение  ценности семьи как наиболее  важного института общества;

6. ценность труда  и справедливой оценки [2, с. 68].

 

5.Культурное развитие.

Культура не является неизменной, в ней постоянно происходят изменения, связанные с изменениями в обществе.

Изменения в культуре бывают двух видов:

1. Изменения в развитии  материальной культуры;

2. Изменения в развитии духовной культуры (социальных норм, ценностей, традиций, которыми люди руководствуются в своей жизни).

Считается, что изменения в культуре ведут либо к прогрессу либо регрессу. Прогресс – переход от более простых форм к более сложным формам в культуре; переход на новую, более качественную ступень развития [4, с. 265].

Прогресс в культуре - это позитивно направленная динамика социокультурных процессов. Идея о прогрессе пронизывала труды всех учёных мыслителей до Э.Дюркгейма, т.е. оно считали, что человечество движется к лучшему будущему. Учёные ХХ ст. усомнились в том, что человеческое общество движется к прогрессу, возникли теории, рассматривающие развитие общества как спиралевидный, циклический процесс. Исследователи пришли к выводу, что в развитии общества бывает и регресс [4, с. 262].

Регресс - упадок, гибель, разложение, попятное движение от высшего к низшему, деградация и т.д. Учёные считают, что регресс не может быть распространён на всё общество в целом, т.к. это означало бы конец развития, однако, регресс присутствует в отдельных явления или социокультурных процессах [4, с. 266 – 267].

Между прогрессом и регрессом существует сложная многосторонняя связь. С одной стороны, в обществе могут происходить отдельные регрессивные изменения в рамках общего прогрессивного развития социальной системы, а с другой стороны, могут нарастать прогрессивные изменения при общей регрессивной направленности изменений всей системы. Ещё Ж.-Ж. Руссо отмечал, что научно-технический прогресс имеет, несомненно, прогрессивное значение для развития общества, его материального благосостояния, однако, приводит к упадку, регрессу в области нравственности.

В социологии существует достаточно разветвлённая классификация социокультурных процессов. Различные подходы позволяют выделить следующие процессы: глобализация, трансформация, борьба, модернизация, революция, эволюция и др.

Наиболее общими процессами, затрагивающими все стороны культурного развития, являются эволюция и революция [8, с. 139].

Культурная революция – совокупность культурных преобразований в процессе перехода от одного общественного устройства к другому. Эволюция – постепенное, поступательное развитие.

Таблица. Эволюция и революция: сущностные черты*:

Типы социальных изменений

Эволюционные

Революционные

Отличительные особенности:

Представляют собой постепенные количественные перемены;

Изменения представляют собой кумулятивный (постепенного накопления) процесс;

Изменения обычно социально организуемы и регулируемы, протекают в виде социальных реформ, однако, могут быть и неорганизованными.

Представляют собой качественные изменения, направленные на радикальное преобразование социальной системы;

Изменения связаны с социальным кризисом в системе;

Изменения захватывают не второстепенные, периферийные структуры, а основные;

Опираются на насилие и сопровождаются применением насилия;

Приводят к возникновению качественно новой социальной системы.


*Использован учебник [8, с. 140].

Социокультурный процесс сочетает революционные и эволюционные изменения.

 

Конспект учебного материала составлен на основе литературы:

1.Общая социология: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. А.Г. Эфендиева – Москва: ИНФРА-М, 2007. – 654 с.

2.Добреньков, В.И. Социология: Учебник: В 3-х т. / В.И. Добреньков, А.И. Кравченко. – М. : ИНФРА-М, 2000.

3. Социология: Учеб. пособие для студентов вузов / Е.М. Бабосов, А.Н. Данилов и др.; По общ. ред. А.Н. Елсукова. – 5-е изд. – Минск: ТетраСистемс, 2004. – 544 с.

4. Бабосов, Е.М. Общая  социология: учеб. пособие для студентов  вузов / Е.М. Бабосов. – 3-е изд. – Минск: «ТетраСистемс», 2006. – 640 с.

5. Социология: Энциклопедия / Сост. А.А. Грицанов, В.А. Абушенко, Г.М. Евелькин, Г.Н. Соколова, О.В. Терещенко. – Минск: Книжный Дом, 2003. – 1312 с.

6. Философия: учеб. пособие / Под ред. Н.И. Жукова. – 4-е  изд., испр. И доп. – Минск: НТЦ «АПИ», 1999. – 367 с.

7. Бабосов, Е.М. Практикум  по социологии: Учебное пособие  для студентов вузов. / Е.М. Бабосов  – Минск: «ТетраСистемс», 2003. – 416 с.

8. Социология / [Частное  учреждение образования «Минский  институт управления»]. – 2-е изд., переработанное. – Минск: Издательство МИУ, 2006 – 239 с.

9. Материалы Интернета, см. сайт: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Zaver/03.php

 

Практические задания:

1. Кто из социологов изучал  культуру?

2. Дайте определение термина  «культура».

3. Что такое «культурные универсалии»? Кто из учёных разработал это  понятие?

4. Назовите причины существования  культурных универсалий и причины различий между культурами.

5. Дайте определение понятия  «цивилизация». Какие трактовки  этого понятия предлагают различные  учёные.

6. Перечислите функции культуры. Разъясните их.

7. Какие две противоположные  тенденции отмечают социологи в социокультурном процессе?

8. Что такое этноцентризм и  культурный релятивизм? Приведите  исторические примеры этих явлений.

9. Вспомните понятие «парадигма» (см. модуль 1). Какие культурные парадигмы  Вы знаете. Расскажите о каждой.

10. Назовите основные структурные элементы культуры. Расскажите о языке как элементе культуры.

11. Что Вы знаете о традиционно-шаблонной  регуляции общества?

12. Расскажите о механизмах ценностно-нормативной  регуляции в обществе.

13. Чем определяется специфика  отдельных культур? Что такое менталитет? Что такое национальный характер?

14. В каких культурно-исторических  условиях происходило формирование  белорусского этноса. Как он повлияли  на национальный характер белорусов?

15. Какие факторы определяют  развитие белорусского этноса на современном этапе?

16. Назовите те черты, которые  на Ваш взгляд отличат белорусский  этнос от других.

17. Дайте определение терминов  «культурный прогресс» и «культурный  регресс».

18. Что такое «культурная эволюция»  и «культурная революция»?

19. Назовите конкретные примеры культурной деградации и отставания.

 

Работа с текстом:

1. Прочитайте и проанализируйте  отрывок произведения Ч. Миллса «Социологическое воображение»:

«Идея рассматривать социальную структуру как ключевую единицу исследований исторически теснейшим образом связана с социологией, классическими ее выразителями были именно социологи. Традиционным объектом и социологии, и антропологии является все общество в целом, или, как его называют антропологи, "культура". Специфически "социологическим" элементом изучения любой отдельной черты общества было постоянное стремление соотнести эту черту с другими с тем, чтобы достичь понимания целого. Как я уже отмечал, социологическое воображение в значительной своей части является результатом усилий осуществить эту цель. Но в настоящее время подобный взгляд и соответствующая практика ни в коем случае не свойственны только социологам и антропологам. То, что являло собой перспективное направление в этих дисциплинах, превратилось в непоследовательные попытки осуществить это намерение в общественных науках в целом.

Мне не кажется, что культурная антропология, в своей классической традиции и в развитии современных направлений, чем-то принципиально отличается от социологического исследования. В те времена, когда современные общества практически не обследовались, антропологам приходилось собирать материалы о дописьменных народах в труднодоступных местностях. Другие общественные науки, особенно история, демография и политическая наука, с самого своего зарождения основывались на документальных материалах, накопленных в письменную эпоху. Это обстоятельство и привело к разделению дисциплин. Но сейчас всякого рода "эмпирические обследования" проводятся во всех общественных науках; фактически, их техника наиболее полно разрабатывалась психологами и социологами в связи с историей обществ. В последние годы антропологи также включились в изучение развитых сообществ и даже национальных государств; в свою очередь социологи и экономисты взялись за изучение "неразвитых народов". В настоящее время ни особенности метода, ни границы объекта исследования по существу не отделяют антропологию от экономики и социологии.»

Миллс Чарльз Райт Социологическое воображение// Пер. с англ. О. А. Оберемко. Под общей редакцией и с предисловием Г. С. Батыгина. - М.: Издательский Дом NOTA BENE, 2001. - 264 с. / Материалы интернета, см.: http://janex.narod.ru/Shade/socio.htm

Вопросы:

1. Какие различия видит  Ч. Миллс между культурной антропологией  и социологией? Какие общества  изучает антропология, а какие социология?

2. Какие ещё науки (кроме  социологии), по мнению Ч. Миллса, изучают общество и культуру?

3. Что, с точки зрения  Ч. Миллса, является традиционным  предметом изучения для социологии?

4. Какие общие тенденции  намечаются, по мнению Ч. Миллса, во  всех общественных науках?

 

2. Прочитайте и проанализируйте  отрывок из произведения Никласа  Лумана «Понятие общества»*. Ответьте  на вопросы в конце текста.

«Если понятие системы не следует более применять к языку, то это, само собой разумеется, не означает, что феномен языка теряет значение. Имеет место как раз обратное. Освободившееся место в теории можно заполнить иначе, а именно: с помощью понятия структурного соединения <...>. Проблема, которую решает это понятие, состоит в том, что система может определить себя лишь через собственные структуры, а именно: через структуры, которые можно построить и изменить посредством собственных операций; но, конечно, не может быть оспорено то, что такой вид оперативной автономии предполагает содействие окружающей среды, ее пригодность для этого. <...>.

Информация о работе Сущность, причины, характеристики и виды конфликтов