Теоритические основы социальной помощи безработным

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о такого рода проделанной работе.

Содержание

Введение 3
1.Теоретические основы социальной помощи безработным 5
Понятия безработицы, признание граждан безработными 5
Социальная работа среди безработных 6
анализ активности безработных на московском рынке труда 11
2.1 Общая картина активности безработных на московском рынке труда 11
2.2 Поведенческая активность безработных женщин 14
2.3 Факторы, влияющие на активность в поиске работы неработающих пенсионеров и людей пожилого возраста 21
2.4 Меры, предпринимаемые государством в целях повышения активности неработающей молодежи 23
Методы поиска работы 29
Основные методы поиска работы в настоящее время 29
3.2 Источники информации при поиске работы 32
заключение 34
список литературы: 35

Вложенные файлы: 1 файл

е3028.doc

— 181.00 Кб (Скачать файл)

Интересно проследить, как  влияет материальное положение на оценку респондентами перспектив трудоустройства. Среди лиц с достаточно высоким  уровнем благосостояния очень высока доля как тех, кто предвидит трудности различного характера при поиске новой работы, хотя и выражает уверенность в том, что сможет их преодолеть, так и тех, кто надеется без проблем получить достойную работу (16,7%). По мере снижения уровня материального благосостояния постепенно увеличивается доля тех, кто почти не рассчитывает получить подходящую работу: с 5,5% - для среднего уровня до 14,6% - с низким уровнем материального достатка и 24,5% - находящихся в бедственном материальном положении (12,2% из них рассчитывают лишь на временные заработки).

Среди факторов, мешающих получить хорошую работу, - возраст (26,6%), отсутствие личных связей и контактов (25,3%), недостаток квалификации и профессиональных навыков (18,8%). Многим респондентам, как  правило, свойственно завышать свой профессионально-квалификационный уровень и, соответственно, сетовать на возраст и отсутствие личных связей.

Показательно, что слабое здоровье практически не рассматривается  респондентами как препятствие  для устройства на хорошую работу (лишь 2,3% опрошенных). Не мешает в поиске работы отсутствие информации по имеющимся вакансиям - только 5,7% отметили это как отрицательный фактор (здесь сказывается влияние возраста, данный показатель почти в два раза выше для опрошенных в возрастных группах 20-29 и 30-39 лет).

Характерно, что женщины  больше внимания уделили субъективным факторам, связанным с личностным развитием. Они несколько больше, чем мужчины, озабочены проблемой  возраста (39% и 34,8% соответственно), недостатком квалификации и профессиональных навыков (29,1% и 21,9%) и незнанием иностранного языка (15,9% и 8%).

Большинство (около 67%) согласны обучиться новой профессии, если это повысит шансы получить хорошую  работу. Около 16% не готовы к таким  действиям. Приблизительно столько  же респондентов не смогли сформулировать свое отношение.

Наиболее активны в  отношении переобучения респонденты  в возрасте 30-39 и 40-49 лет: готовность освоить новую профессию выразили соответственно 75,4% и 68,8%. Для более  старших возрастных групп характерна другая картина: не хотят переучиваться 31,2% опрошенных в возрасте 50-54 лет и старше. Вместе с тем 51,9% респондентов в возрасте 50-54 лет и 36,8% в возрасте 55 лет и более готовы обучиться новой профессии. Что касается молодежи до 20 лет, то здесь самая высокая доля тех, кто еще не определился в своих действиях (24,2%).

Мужчины в этом вопросе  оказались более консервативны, чем женщины, - почти 21% мужчин не готовы к переобучению, женщин - 13%. Выразили желание обучаться новой профессии  только 59,2% мужчин, в то время как доля решительных женщин составила 70%.

Что касается социально-профессиональных предпочтений, данные линейного распределения  показали явный приоритет выбора работы служащего - 65,2% опрошенных. Значительно  меньшее число респондентов предпочло бы рабочие профессии (22,3%). Далее в порядке убывания следуют такие виды деятельности, как предпринимательство (7,2%) и индивидуальная трудовая деятельность (4,9%).

Рабочие профессии выбрали  бы для себя 25,9% мужчин и только 12,2% женщин. Зато гораздо больше женщин хотели бы работать служащими - 76,9% против 56,7% мужчин. В то же время предпринимательство явно привлекает мужчин больше, чем женщин: им готовы заняться 12,9% мужчин и 3,7% женщин. Примечательно, что в предпринимательстве заинтересованы прежде всего опрошенные с высоким уровнем материального положения.

Отмеченные профессиональные предпочтения в пользу должностей служащих среди  всех ищущих работу и желающих поменять ее подтверждают дисбаланс спроса и  предложения рабочей силы в городском  хозяйстве, где в заявленных вакансиях доминируют рабочие профессии (71,4%), а в качестве безработных зарегистрировано 57,3% служащих, 34% рабочих и 8,7% впервые ищущих работу.

Для более подробного выявления  поведенческой активности безработных по полу и возрасту автором были исследованы безработные женщины, безработные пожилого возраста и молодежь.

2.2 Поведенческая активность безработных женщин

 

Среди исследуемых – женщины, разное время не имеющие работы, разного  возраста, профессий и образования, с различным жизненным опытом, разными характерами, разными причинами потери работы. Даже с учетом того, что все эти женщины уже сделали активный шаг, чтобы изменить свое положение – пошли учиться, их ожидания и поведение в связи с учебой и перспективой трудоустройства, дальнейшей работы отличаются. Наряду с присущими женщинам эмоциональностью, чувствительностью и демонстративностью определяются два стратегических подхода к решению жизненных проблем: активный и пассивный.

По признаку активности среди обследованных безработных женщин можно выделить несколько групп. По типу темперамента в группе с низким уровнем активности большинство составляют меланхолики и флегматики. Холериков в этой группе не выявлено. У флегматиков этот показатель незначительный за счет очень низкой гипертимности при среднем уровне депрессивности, а у меланхоликов – за счет высокого уровня депрессивности. В группе с высоким уровнем активности преобладают холерики и сангвиники.

Таким образом, были выведены наиболее яркие портреты современной  безработной женщины, на особенности которых и хотелось бы деле обратить внимание.

Портрет № 1. Меланхолик с низким уровнем активности:

О.Н., 28 лет, образование  среднее специальное, замужем, ребенок 6 лет. Без работы после рождения ребенка. В службе занятости состоит на учете 9 месяцев, обратилась, «чтобы получить работу», переобучение предложили специалисты службы занятости. Самостоятельным трудоустройством практически не занималась, «потому что все равно нигде работы нет, неудобно беспокоить людей». Очень обеспокоена, найдет ли работу, так как рассчитывает на трудоустройство по окончании курсов, но поисками работы в настоящий момент не занимается.

По темпераменту меланхолик, очень эмоциональна, легко  увлекается, но активность зависит  от эмоционального состояния, легко отказывается от деятельности, если нет немедленного результата: «все равно ничего не получится: я невезучая». Одновременно проявляется склонность к амнистированию своих недостатков и высоким требованиям к окружающим, а при любой неудаче – к самообвинению. Трудности объясняет обстоятельствами и своей «невезучестью». В ходе беседы с большим трудом признает свои сильные стороны, фиксируясь на недостатках: «Все равно это никому не нужно». Степень удовлетворенности всех основных жизненных потребностей оценивает очень низко. Ориентирована на семью и отношения с близкими.

Портрет № 2. Меланхолик с низким уровнем активности:

Т.В., 43 года, замужем, имеет взрослого сына. Образование  высшее (инженер). Безработная 10 месяцев, уволена по сокращению, перед сокращением несколько месяцев работала в режиме неполной рабочей недели. На переобучение пошла после безуспешных попыток трудоустройства по специальности. Настроена пессимистично, поисками работы в настоящее время не занимается, мотивируя тем, что целый день на занятиях. Самооценка очень низкая, признает свои сильные стороны, но «эти качества сейчас не нужны». Самое большое затруднение в поиске работы – необходимость самой говорить о себе хорошее: «Неприлично хвалить себя, пусть люди оценят». Склонна к оценочным суждениям, жесткие внутренние установки. Чувствует себя дискомфортно, если приходится поступать «как не принято». По темпераменту меланхолик, тревожно-мнительная. Эмоциональность, демонстративность снижены.

Уровень активности низкий за счет высокой  депрессивности, очень низка уверенность в собственных силах в сочетании с повышенным чувством ответственности. Ориентирована на семью, на социально одобряемое поведение. Степень удовлетворенности материальных потребностей низкая, остальных – средняя.

Портрет № 3. Меланхолик с низким уровнем активности:

В.Т., 39 лет, незамужем, детей нет. Образование  среднее специальное, работу потеряла в связи с закрытием предприятия (работала не по специальности), безработная 1 месяц. Надеется на трудоустройство  с помощью службы занятости после окончания учебы. Технологию трудоустройства теоретически знает, завидует тем, «кто так может», но самой применить эти знания «как-то неудобно», «я не такая».

По типу темперамента меланхолик, активность отрицательная за счет высокой  депрессивности. Эмоциональность высокая, но настроение неустойчиво, резко колеблется. Самооценка низкая. Причину своих трудностей видит в неблагоприятном стечении обстоятельств, которые мешают реализовать свои способности. Очень нуждается в одобрении, ориентирована на отношения, социально одобряемое поведение: воспитанность, сдержанность, образованность. Заинтересована в профессиональной реализации, но достаточной активности не проявляет.

Выводы: Во всех трех случаях (портреты № 1–3) для представительниц этой наиболее проблемной группы характерна пассивная форма адаптации. Перспектива успешной адаптации без помощи – сомнительна. Они больше, чем остальные группы, нуждаются в помощи и в большем ее объеме. Кроме навыков трудоустройства, самопрезентации и общения необходимо снижение уровня психоэмоциональной напряженности, формирование позитивного мышления и адекватной оценки своих возможностей, планирование деятельности с обязательной фиксацией на положительных результатах, развитие навыков саморегуляции и управления своим эмоциональным состоянием.

Портрет № 4. Флегматик с низким уровнем активности:

О.Л., 43 года, замужем, двое детей, образование среднее  специальное, работала мастером на заводе, потеряла работу в связи с переездом, стаж безработицы 9 месяцев. По темпераменту флегматик. Пассивна, склонна скорее подождать подходящих обстоятельств, чем проявить активность. Свое положение воспринимает достаточно спокойно, надеясь на трудоустройство по окончании учебы. Отмечается стремление скрыть свои недостатки, сохранить сформированный привычный образ, жесткие внутренние установки, нетерпимость к недостаткам других людей. По ценностям ориентирована на семью, отношения с близкими людьми и материальное благополучие, на социально одобряемые формы поведения: воспитанность, самоконтроль. Трудности объясняет сложившимися обстоятельствами и недостатками окружающих.

Портрет № 5. Флегматик с низким уровнем активности:

К.О., 29 лет, образование  среднее, замужем, двое детей дошкольного  возраста. Не работала несколько лет, занимаясь уходом за детьми и имея случайные заработки. В службу занятости обратилась с целью получить специальность, статус безработной имеет 2 месяца.

Типичный флегматик, уравновешена, спокойна, медлительна, обстоятельна, аккуратна. Не напряжена, уровень тревожности низкий. Также не склонна проявлять активность, полагаясь на стечение обстоятельств. Трудности объясняет прежде всего материальными затруднениями: «Были бы деньги, все будет хорошо». Ориентирована на семью и детей, на материальное благополучие.

Выводы: В данном случае, как и в предыдущем (портреты № 4, 5), низкая активность снижает способность к адаптации. Для успешной адаптации необходима реальная оценка ситуации и своих возможностей, активизация, планирование своей деятельности и выполнение этих планов, развитие навыков трудоустройства и самопрезентации, коммуникативных навыков.

Портрет № 6. Холерик с высоким уровнем активности:

Л.К., 42 года, образование  высшее (технолог), замужем, ребенок 8 лет, уволилась с работы из-за длительных задержек зарплаты 12 месяцев назад. Занималась воспитанием ребенка и имела случайные заработки. Работу ищет постоянно по различным каналам. На переобучение пошла, чтобы получить современную специальность и овладеть навыками трудоустройства. В то же время надеется, что дадут готовый «рецепт успеха», недовольна, что нет единой «правильной» схемы поведения для всех случаев. В трудоустройстве рассчитывает на себя и счастливый случай.

По темпераменту холерик, с очень высокой эмоциональностью и активностью. Подвижная, возбудимая, увлекающаяся. Наибольшая трудность в трудоустройстве и в общении с людьми – нетерпеливость, неумение подождать результата, чрезмерная активность, стремление делать все самой, обесценивая роль окружающих. Самооценка высокая, есть склонность к амнистированию своих недостатков. Проблемы видит в окружающих людях и обстоятельствах. Ориентирована на семью и материальное благополучие, предпочитает активные способы поведения.

Портрет № 7. Холерик с высоким уровнем активности:

А.К., 32 года, замужем, мать троих детей 12, 10 и 4 лет. Образование высшее (инженер). Не работала после рождения младшего ребенка. На учете в службе занятости состоит 6 месяцев, на учебу пошла «попробовать свои силы в новой специальности», так как ее прежняя специальность на рынке труда не востребована. Во время учебы активно занимается поисками работы, используя навыки, полученные в Клубе ищущих работу.

По темпераменту ярко выраженный холерик, очень энергична и активна, «все схватывает на лету», речь быстрая. Высокая  эмоциональность и экзальтация. Быстро переключается с одного вида деятельности на другой и легко возвращается к прерванной работе. Вообще все делает очень быстро, сохраняя при этом высокую работоспособность. Ее очень раздражает, что большинство окружающих не могут общаться и работать в таком темпе. Считает, что люди «не хотят или не умеют делать правильно». Активные попытки переделать их по-своему приводят к конфликтам, причины которых А.К. непонятны. Раздражительность и нетерпеливость считает основными своими проблемами, хотела бы усовершенствовать навыки общения и взаимодействия с людьми. Самооценка высокая. Есть тенденция «слишком много брать на себя», чрезмерная ответственность. Ориентирована на профессиональный и личностный рост, считает, что для того, чтобы по-настоящему воспитывать детей, «надо самой быть личностью». Степень удовлетворенности жизненных потребностей – средняя.

Информация о работе Теоритические основы социальной помощи безработным