Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2013 в 23:05, курсовая работа
Проблема уменьшения количества безработных граждан на сегодняшний день является одной из самых актуальных проблем, как для процветающих государств, так и для развивающихся. Об этом свидетельствуют существующие практически во всех странах учреждения специализирующиеся на помощи безработным, социальные программы и пр. В нашем государстве ликвидация безработицы является одной из приоритетных программ по развитию государства, и региональные управляющие органы постоянно отчитываются о такого рода проделанной работе.
Введение 3
1.Теоретические основы социальной помощи безработным 5
Понятия безработицы, признание граждан безработными 5
Социальная работа среди безработных 6
анализ активности безработных на московском рынке труда 11
2.1 Общая картина активности безработных на московском рынке труда 11
2.2 Поведенческая активность безработных женщин 14
2.3 Факторы, влияющие на активность в поиске работы неработающих пенсионеров и людей пожилого возраста 21
2.4 Меры, предпринимаемые государством в целях повышения активности неработающей молодежи 23
Методы поиска работы 29
Основные методы поиска работы в настоящее время 29
3.2 Источники информации при поиске работы 32
заключение 34
список литературы: 35
Выводы: В этих случаях (портреты № 6, 7) очень высокая активность снижает способность к адаптации. Овладение навыками регуляции эмоционального состояния, совершенствование навыков общения, планирование деятельности с четким определением цели и сосредоточением на результате помогут избежать чрезмерной, но неэффективной деятельности и конфликтов и будут способствовать успешной адаптации.
Портрет № 8. Холерик с высоким уровнем активности:
М.А., 36 лет, разведена, имеет дочь 18
лет. Образование среднее
По темпераменту холерик, уровень активности высокий, депрессивность низкая. Личностная тревожность умеренная, уровень стресса средний. Эмоциональна, энергична, уверена в себе. Самооценка высокая. Основные трудности видит в своей возбудимости, несдержанности, нетерпеливости, хочет научиться лучше управлять своим состоянием. Ориентирована на отношения с людьми, на профессиональный рост. Перспективы адаптации хорошие.
Портрет № 9. Сангвиник с высоким уровнем активности:
Л.О., 24 года, замужем, ребенку 3 года. Образование среднее специальное, экономист. После окончания техникума не работала в связи с рождением ребенка. Имеет статус безработной 3 месяца, учится на новую специальность под конкретное рабочее место, которое нашла, используя рекомендации профконсультанта службы занятости.
По темпераменту сангвиник, высокий уровень активности, эмоциональность средняя. Уровень стресса высокий, 300 баллов, но личностная тревожность низкая. Энергична, уравновешена, уверена в себе. Самооценка высокая. Степень удовлетворенности материальных потребностей низкая, остальных – средняя. Ориентирована на профессиональный рост и материальное благополучие. Перспективы адаптации хорошие.
Портрет № 10. Меланхолик с высоким уровнем активности:
В.В., 40 лет, образование высшее. Разведена, имеет двоих детей 20 и 13 лет. Работу потеряла в связи с переездом на новое место жительства. Безработная 12 месяцев, имеет разовые заработки (сетевой многоуровневый маркетинг). Ищет работу, но при нескольких неудачных попытках вообще отказывается от того или иного способа поиска (например, от звонков по объявлениям): «Я это уже пробовала». Навыками трудоустройства владеет, но испытывает сильнейшее напряжение при собеседовании, как и в любой ситуации оценки.
Высокая эмоциональность, демонстративность, экзальтация. Самооценка неустойчива. Высока противоречивость побуждений. Склонность к самообвинению при неудачах сочетается с высокой степенью самопринятия: «Ничего не поделаешь, я такая есть». Степень удовлетворенности основных жизненных потребностей низкая. Ориентирована на отношения с близкими и материальное благополучие.
Выводы: Можно сказать, люди данного типа темперамента (портрет № 10) платят очень дорогую цену (психологически), поддерживая высокий уровень активности. Перспектива без помощи – сомнительна. Для успешной адаптации особенно важно уменьшение психоэмоциональной напряженности, овладение навыками саморегуляции, позитивного мышления, совершенствование коммуникативных навыков, тщательное планирование деятельности и адекватная оценка своих возможностей.
В условиях сегодняшней социально-
Если раньше, в доперестроечное время, большая часть людей, достигших пенсионного возраста, продолжала трудовую деятельность, то сегодня для многих российских пенсионеров это вряд ли представляется возможным. «Пожилые люди должны оставить работу, освободив место молодым», – такой девиз стал господствующим в кадровой политике подавляющего большинства предприятий и организаций. Сами же пожилые люди, как показывают результаты многочисленных исследований, в основном не разделяют этого мнения. Так, согласно данным, одним из самых распространенных представлений о старости является то, что пожилой человек должен непременно уйти на пенсию, оставив работу. При этом подчеркивается, что именно данный стереотип вызывает наибольшее негодование и несогласие среди представителей старшего поколения8
Лишь 9 % опрошенных пенсионеров с радостью восприняли прекращение работы как избавление от надоевшей, неприятной обязанности. Тогда как 70 % респондентов заявили, что прекращение профессиональной деятельности – вынужденный поступок, так как они получали удовольствие от работы. Кроме того, в рамках этого же исследования, в группе респондентов 60–69 лет 40 % мужчин и 25 % женщин сообщили о своем желании продолжать трудовую деятельность.
Здесь нельзя не отметить тесной связи уровня образования пожилого человека и его стремления к занятости. Так, среди пенсионеров, имеющих высшее образование, продолжают активно искать работу 35 %, среди имеющих среднее профессиональное образование – 24 %, среднее общее и незаконченное среднее образование – 15 % и 11 % соответственно. Такое различие в активности стремления к продолжению трудовой деятельности в подгруппах с различным уровнем образования не случайно. Как правило, человек, всю жизнь проработавший на производстве с тяжелыми, а зачастую и вредными условиями труда, перспективу ухода на пенсию считает для себя благом. К примеру, пожилые женщины, покидая производство, практически не испытывают негативных эмоций.
Совершенно иная ситуация складывается
при приближении пенсионного
возраста у образованных людей, привыкших
к умственному труду. Такие люди
гораздо тяжелее переносят
Здесь также стоит отметить, что в последнее время, несмотря на общий негативный настрой современных руководителей к работе в их организациях пожилых сотрудников, некоторые главы крупных российских предприятий демонстрируют значительно более лояльную позицию по отношению к работникам третьего возраста. Следует отметить, что некоторые руководители всегда заявляли об огромной роли опытных работников для производственного процесса.
Молодежная безработица выделяется при рассмотрении проблем занятости населения в силу особой остроты ее негативных последствий. Молодежь является достаточно специфической группой; именно эта специфичность — источник большинства проблем молодежи в сфере занятости. Если говорить о тех контингентах молодых людей, которые получили профессиональное образование (среднее специальное или высшее) и вышли на рынок труда в поисках первой в жизни работы, то для них характерно сочетание высокого уровня теоретической подготовки и отсутствия практических навыков и производственного опыта. Последнее обстоятельство делает молодежь малопривлекательной для большинства работодателей. В то же время осознание молодым человеком своей хорошей подготовленности, наличие определенных профессиональных амбиций и честолюбия, стремление к успехам в карьере формируют у молодежи завышенные требования к будущему рабочему месту как с точки зрения характера, условий и содержания труда, так и с точки зрения его оплаты.
Возникает противоречие между оценкой работодателем молодого начинающего работника и самооценкой последнего, а результатом этого противоречия очень часто становится невозможность трудоустройства. Иная ситуация складывается на рынке труда для тех молодых людей, которые получили только общее образование и по тем или иным причинам пытаются устроиться на работу, не имея никакой профессии. Они могут рассчитывать на рабочие места неквалифицированного труда, но уровень их привлекательности для работодателя может быть выше, чем молодого специалиста, так как выполнение большинства видов неквалифицированного труда требует молодости и физической силы. Значительные объемы молодежной безработицы (независимо от того, какие группы молодежи она охватывает) приводят к значительным материальным и социальным потерям общества. Именно неработающая молодежь по сравнению с другими группами безработного населения предрасположена к антиобщественному поведению, вхождению в криминальные структуры. Затруднения с поиском нового места работы у законопослушных молодых людей сопровождаются снижением самооценки, приводят к проблемам трудовой адаптации, когда работа уже найдена, деформируют мотивацию трудовой деятельности. Именно поэтому общество и государство должны уделять больше сил и средств решению проблем молодежной безработицы.
Уровень активности молодежи в поиске работы систематически снижается, и это связано пока с расширением занятости на учебе. В результате за последние три года как бы потеряны для официальной экономики почти 2,3 млн. человек в возрасте от 16 до 29 лет. Они перешли либо в число не обучающихся иждивенцев, либо заняты в неформальной экономике9.
Различные выплаты и пособия по безработице - это не единственно возможная помощь молодежи в этой ситуации. Важна и ориентация их на самостоятельное решение своих проблем.
В число первоочередных
задач для ближайшей
В рамках Федеральной программы занятости намечен комплекс мер, призванных помочь молодым людям, испытывающим сложности с трудоустройством. Среди них - создание условий для повышения конкурентоспособности молодежи на рынке труда за счет внедрения современных обучающих программ, которые позволят им легче адаптироваться к рыночным отношениям.
Основные направления
мер, которые могут быть предусмотрены
на ближайшие годы, должны отвечать
одному общему требованию — максимально
содействовать включению
Учитывая достаточно высокий уровень незанятости среди подростков и низкую активность со стороны последних в процессе поиска работы, территориальные органы службы занятости разрабатывают меры по обеспечению их трудоустройства, к числу которых относятся:
В «Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации» выдвинуто требование обеспечить гарантии в сфере труда и занятости молодежи и содействовать их предпринимательской деятельности. Для этого необходимы меры, которые обеспечат их экономическую самостоятельность, право на труд и занятость при структурном развитии экономики: организация службы занятости, создание системы переподготовки кадров, использование налоговых льгот для предприятий и учреждений, повышающих их заинтересованность в использовании труда молодежи, и т.д10.
Незанятость молодежи приводит не только к потере трудовых ресурсов для общества, нарушению баланса воспроизводства рабочей силы и подрыву нормальной трудовой мотивации, но и чревата расшатыванием морально-нравственных норм, правовых устоев, расширением криминальной и нелегальной деятельности. Особые опасения вызывает незанятость подростков.
Государство из года в год закладывает в бюджет все меньшие суммы на финансирование системы образования, что отнюдь не способствует превращению получения образования в приоритетное направление государственной политики. В силу этого подростки выталкиваются на нелегальный рынок труда. Согласно Закона РФ «Об образовании» учащиеся, достигшие 14 лет, при определенных условиях могут уйти из учебного заведения, однако устроиться на работу им будет практически невозможно.
Не имея возможности обратиться в службу занятости, подростки ради заработка берутся за любую работу, никем не организуемую и никем не контролируемую. Становясь для подростка доминирующим занятием, такая работа наносит ущерб его воспитанию, образованию и развитию. По данным Министерства образования, в России появилась многочисленная категория подростков (приблизительно 2 млн.), которые формально нигде не работают и не учатся. Эти никем не контролируемые подростки пополняют ряды правонарушителей. Престижность труда эти группы подростков связывают с уровнем заработной платы и считают вымогательство и рэкет вполне приемлемыми видами предпринимательской деятельности.
Информация о работе Теоритические основы социальной помощи безработным