Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:30, методичка
Ядром системы социальной работы является социальная работа как отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского
УТВЕРЖДАЮ
Декан ФСН
_____________________В.А.
.
"_____"__________________2012 г.
программа учебной дисциплины
Теория и практика социальной работы
Направление подготовки
040100 – Социология
Профиль подготовки
Социолог-аналитик
Квалификация (степень) выпускника
Бакалавр
Форма обучения
Очная
Нижний Новгород
2012
Целями освоения дисциплины «Теория и практика социальной работы. Система социальной работы» являются пополнение и систематизация имеющихся у студентов знаний о роли, содержании, принципах, методах и практиках социальной работы для повышения уровня их социальной и профессиональной компетентности, содействия мобилизации их профессиональных ресурсов и опыта.
2. Место учебной
дисциплины в структуре ООП бак
Данная учебная дисциплина входит в базовую часть дисциплин профессионального цикла ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100 – «Социология».
Данная учебная дисциплина входит в совокупность дисциплин профессионального цикла, изучающих общество в разных аспектах; в набор дисциплин общепрофессионального цикла, ориентированных на изучение структуры и особенностей современного общества, сущности и форм проявления социальных конфликтов, общенаучных и специальных методов исследования в социальной работе.
Данная дисциплина находится в комплиментарной связи с читаемыми курсами: «Социология образования», «Социология труда», «Государственное и муниципальное управление», «Социальное прогнозирование и управление».
3. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины
В результате освоения дисциплины студент должен:
Знать: социальный контекст осуществления социальной работы, ключевых категорий её научного основания, особенности взаимодействия внутри системы социальной работы
Уметь: применять в исследовательской и практической работе знания о структуре системы социальной работы, используя их в осуществлениии своей организаторской, проектной деятельности, социальном менеджменте и непосредственной социальной терапии на индивидуальном и групповом уровнях
Владеть практико-технологической компетентностью, практическими навыками, в том числе и в решении исследовательских задач.
Данная дисциплина способствует формированию следующих компетенций, предусмотренных ФГОС по направлению подготовки ВПО 040100 – «Социология»:
а) общекультурные (ОК):
б) профессиональные (ПК):
умением использовать социологические методы исследования для изучения актуальных социальных проблем, для идентификации потребностей и интересов социальных групп (ПК-5);
умением обрабатывать и анализировать данные для подготовки аналитических решений, экспертных заключений и рекомендаций (ПК-8);
4. Структура
и содержание учебной
Общая трудоемкость дисциплины составляет 2 зачетные единицы, 72 часов, из них 16 лекционных, 16 практических занятий, 40 – самостоятельная работа студентов.
№ п/п |
Раздел Дисциплины |
Семестр |
Неделя семестра |
Виды учебной работы, включая самостоятельную работу студентов и трудоемкость (в часах) |
Формы текущего контроля успеваемости (по неделям семестра) Форма промежуточной аттестации (по семестрам) | |||
1 |
Структура системы социальной работы |
8 |
1-4 |
Л 4 |
ПР 4 |
СР 8 |
К : еженед |
Участие в практических занятиях –1,2,3,4; |
2 |
Социальная работа как отрасль научного знания – ядро системы социальной работы |
8 |
5-9 |
Л 2 |
ПР 2 |
СР 6 |
К : еженед |
Участие в практических занятиях –5,6,7,9; Реферат – 8. |
3 |
Социальные агентства в системе социальной работы |
8 |
10-12 |
Л 2 |
ПР 2 |
СР 8 |
К : еженед |
Участие в практических занятиях – 10, 11. Реферат – 12. |
4 |
Семья в системе социальной работы |
8 |
13-16 |
Л 2 |
ПР2 |
СР 6 |
К : еженед |
Участие в практических занятиях – 13, 16. Эссе – 15. |
5 |
Клиенты социальной работы |
8 |
17-20 |
Л 4 |
ПР 4 |
СР 6 |
К : еженед |
Участие в практических занятиях – 17, 19, 20. Эссе – 18. |
6 |
Социологические исследования в социальной работе |
8 |
21-24 |
Л 2 |
ПР 2 |
СР 6 |
Участие в практических занятиях – 21, 23, Разработка инструментария – 22, Экзамен – 24. | |
Итого: |
16 |
16 |
40 |
5. Образовательные технологии
Рекомендуемые образовательные технологии: лекции, практические занятия, самостоятельная работа студентов.
При проведении занятий рекомендуется использование активных и интерактивных форм занятий (разбора конкретных ситуаций, групповых дискуссий, защиты рефератов, иных форм) в сочетании с внеаудиторной работой. Удельный вес занятий, проводимых в интерактивных формах, должен составлять не менее 30 % аудиторных занятий.
6. Оценочные
средства для текущего
Эссе – письменная работа, выполняемая студентами в ходе самостоятельной работы, с использованием научных источников объёмом до 5500 знаков, должно содержать изложение конкретной трудной ситауции и варианта применения методики семейной терапии.
Реферат – письменная работа, выполняемая студентами в ходе самостоятельной работы объёмом до 10000 знаков, с использованием не менее двух источников из списков дополнительной литературы. Особую значимость для работы в группе будут иметь реферативные обзоры иностранной литературы по предлагаемой проблеме; вы можете сделать реферат на основе самостоятельно подобранной литературы по изучаемой теме; реферат должен содержать авторский комментарий изученных источников.
Раздел 1.
Структура системы социальной работы.
Системность социальной работы определяется необходимостью преодоления несовпадения/рассогласования целей и интересов основных участников социальных процессов: социума в целом, социальных (территориальных, этнических, профессиональных и др.) общностей, социальных групп и индивидов. Структура системы социальной работы включает следующие основные элементы, находящиеся в нерейтинговом соотношении: социальное право и законодательство; социальную политику (особое внимание демографической и семейной); социальную статистику; социальная работа как отрасль научного знания и предмет вузовской подготовки; клиенты и социальные работники; социальные агентства; трудовые коллективы и работодатели; конфессиональные и благотворительные организации; группы самопомощи и семья.
Принципы действия системы определяют успешность социального взаимодействия – внутреннего с внешней средой.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Раздел 2.
Социальная работа как отрасль научного знания – ядро системы социальной работы.
Ядром системы социальной работы является социальная работа как отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.
Особый смысл приобретают в социальной работе категории ресурсности, капиталов, выбора, социального контроля.
Эффективность системы социальной работы зависит от полноты реализации ее принципов.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Темы рефератов:
Раздел 3.
Социальные агентства в системе социальной работы.
Исследование деятельности социальных агентств в качестве государственных учреждений и организаций в российском обществе в силу специфики зарубежного опыта, где эта структурная часть системы подразделяется на 2 вида – первичные и вторичные агентства, то есть действующие в структуре органов здравоохранения, образования, в пенитенциарных учреждениях, в армии. Наши вторичные агентства, в отличие от зарубежных, не имеют самостоятельности, зависят от руководства учреждений, в которых работают (например, социальные педагоги в школах, социальные учреждения в психиатрических больницах)
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Темы рефератов:
Раздел 4.
Семья в системе социальной работы.
Семья как социальный институт: функции/дисфункции; формы семейной организации, типология современных семейно-брачных отношений. Семья – малая социальная группа: специфика внутрисемейного взаимодействия (дети-родители, супруги, межпоколенное, в рамках расширенной семьи). Семья – объект и субъект социальной работы, взаимодействие с другими структурными элементами системы социальной работы. Принципы социальной работы с семьей. Субъектность семьи. Успешная семья. Ресурсность семьи. Семейный капитал. Семейное насилие (разновекторность). Успешная семья – идеал семейной политики и социальной работы с семьей.
Вопросы для обсуждения на практических занятиях:
Темы эссе:
Раздел 5.
Клиенты социальной работы.
К этой категории относятся люди в сложной жизненной ситуации. Основная сложность взаимодействия с социальным работником на начальной стадии терапии по всем четырем составляющим: предмета (неадекватная оценка клиентом своей ситуации); субъектов (несогласие клиента с составом команды профессионалов, привлекающихся социальным работником); средств действия (клиент нередко возражает против регулярных консультаций, контроля его поведения); результатов (клиент может не согласиться с их оценкой, прекращением взаимодействия с ним или передачей другим специалистам). Добровольные и недобровольные клиенты. Клиентами выступают и индивиды, и семьи, и общины, и территориальные общности. Классификация клиентов по их проблемам и характеру сложной жизненной ситуации (безработица, бездомность, нарикания, жертва семейного насилия, социальный сирота и др.).