Теория и практика социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:30, методичка

Краткое описание

Ядром системы социальной работы является социальная работа как отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_praktika_sotsialnoy_raboty.doc

— 691.50 Кб (Скачать файл)

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

    1. Сложная жизненная ситуация.
    2. Правовые документы в социальной работе с клиентами.
    3. Инвалиды и пожилые как клиенты социальной работы.
    4. Социальные общности как клиенты социальной работы.
    5. Категория социальной субъектности в системе социальной работы.
    6. Критерии социального благополучия.

 

Темы эссе:

  1. Группы самопомощи.
  2. Конфессиональная социальная работа.
  3. Проблемная ситуация клиента (безработный, бездомный, наркоман и др.).

 

Раздел 6.

 

Социологические исследования в социальной работе.

Социологические категории  в социальной работе. Социология социальной работы (направления, личность клиента и социального работника, технологии, модели, эффективность работы социальных учреждений).

Комплексные социологические  исследования: анкетный опрос; интервью, в том числе экспертное; контент-анализ, циркулярное интервью, семейная биография, неопросные методы исследования, семейные фотоальбомы, экспертиза, аналитические записки.

 

Вопросы для  обсуждения на практических занятиях:

  1. Социология и социальная работа.
  2. Циркулярное интервью в социальной терапии.
  3. Неопросные методы социальной терапии.
  4. Анкетный опрос.
  5. Экспертный опрос в системе социальных учреждений.

 

Разработка  инструментария количественного или качественного исследования по темам:

  1. Социальная проблема.
  2. Клиенты социальной работы.
  3. Проблемы семейных отношений.
  4. Насилие в семье.

 

 

Самостоятельная работа студентов

 

1. Методические  рекомендации по написанию реферата

Реферат – письменная работа объемом 10-18 печатных страниц, выполняемая студентом в течение одной-трех недель.

Реферат (от лат. referrer – докладывать, сообщать) – краткое точное изложение сущности какого-либо вопроса, темы на основе одной или нескольких книг, монографий или других первоисточников. Реферат должен содержать основные фактические сведения и выводы по рассматриваемому вопросу.

Реферат – не механический пересказ работ, а изложение их существа.

Помимо реферирования  прочитанной литературы от студента требуется аргументированное изложение собственных мыслей по рассматриваемому вопросу, развернутые аргументы, рассуждения, сравнения Тему реферата может предложить преподаватель или сам студент, в последнем случае она должна быть согласованна с преподавателем.

Функции реферата:

Информативная (ознакомительная); поисковая; справочная; сигнальная; индикативная; коммуникативная.

Степень выполнения этих функций зависит от содержательных и формальных качеств реферата, а также от того, кто и для каких целей их использует.

Язык реферата должен отличаться точностью, краткостью, ясностью и простотой.

Структура реферата:

  1. Титульный лист
  2. На отдельной странице следует оглавление (план, содержание), в котором указаны названия всех разделов (пунктов плана) реферата и номера страниц, указывающие начало этих разделов в тексте реферата.
  3. Введение объемом 1,5-2 страницы.
  4. Основная часть реферата одна или несколько глав, состоящих из 2-3 параграфов (подпунктов, разделов) предполагает осмысленное и логичное изложение главных положений и идей, содержащихся в изученной литературе. В тексте обязательны ссылки на первоисточники цитирования или пересказа мысли, идеи, выводов, цифрового материала, таблиц.
  5. Заключение содержит главные выводы, отмечается, как выполнены задачи и достигнуты ли цели, сформулированные во введении.
  6. Приложение может включать графики, таблицы, расчеты.
  7. Библиография (список литературы), указывается действительно действительно использованная для написания реферата литература. Список составляется согласно правилам библиографического описания.

Этапы работы над рефератом.

  1. Подготовительный, включающий изучение предмета исследования;
  2. Изложение результатов изучения в виде связного текста;

Подготовительный этап работы

Формулировка темы

Тема в концентрированном  виде выражает содержание будущего текста, фиксируя предмет исследования и  ожидаемый результат. Тема должна заключалать в себе проблему, скрытый вопрос (даже если наука уже давно дала ответ на этот вопрос, студент, только знакомящийся с соответствующей областью знаний, будет вынужден искать ответ заново, что даст толчок к развитию проблемного, исследовательского мышления).

Поиск источников.

На этом этапе необходимо применить навыки работы с энциклопедиями и энциклопедическими словарями (обращать особое внимание на список литературы, приведенный в конце тематической статьи); с систематическими и алфавитными каталогами библиотек.

Работа с источниками.

Работу с источниками  надо начинать с ознакомительного чтения, т.е. просмотреть текст, выделяя его структурные единицы. При ознакомительном чтении отмечаются те страницы, которые требуют более внимательного изучения.

В зависимости от результатов  ознакомительного чтения выбирается дальнейший способ работы с источником. Если для разрешения поставленной задачи требуется изучение некоторых фрагментов текста, то используется метод выборочного чтения. Если в книге нет подробного оглавления, следует обратить внимание на предметные и именные указатели.

Избранные фрагменты  или весь текст (если он целиком имеет отношение к теме) требуют вдумчивого, неторопливого чтения с «мысленной проработкой» материала. Такое чтение предполагает выделение: 1) главного в тексте; 2) основных аргументов; 3) выводов. Особое внимание следует обратить на то, вытекает тезис из аргументов или нет.

Необходимо также проанализировать, какие из утверждений автора носят проблематичный, гипотетический характер, и уловить скрытые вопросы.

Понятно, что умение таким  образом работать с текстом приходит далеко не сразу.

Наилучший способ научиться  выделять главное в тексте, улавливать проблематичный характер утверждений, давать оценку авторской позиции  – это сравнительное чтение, в  ходе которого студент знакомится с  различными мнениями по одному и тому же вопросу, сравнивает весомость и доказательность аргументов сторон и делает вывод о наибольшей убедительности той или иной позиции.

Создание конспектов для написания реферата.

Подготовительный этап работы завершается созданием конспектов, фиксирующих основные тезисы и аргументы. Здесь важно вспомнить, что конспекты пишутся на одной стороне листа, с полями и достаточным для исправления и ремарок межстрочным расстоянием (эти правила соблюдаются для удобства редактирования). Если в конспектах приводятся цитаты, непременно должно быть дано указание на источник (автор, название, выходные данные, номер страницы).

По завершении предварительного этапа можно переходить непосредственно к созданию текста реферата.

Создание текста.

Общие требования к тексту.

Текст реферата должен подчиняться определенным требованиям: должен раскрывать тему, обладать связностью и цельностью.

Раскрытие темы предполагает, что в тексте реферата излагается относящийся к теме материал и предлагаются пути решения содержащейся в теме проблемы; связность текста предполагает смысловую соотнесенность отдельных компонентов, а цельность – смысловую законченность текста.

С точки зрения связности  все тексты делятся на тексты-констатации  и тексты-рассуждения. Тексты-констатации  содержат результаты ознакомления с предметом и фиксируют устойчивые и несомненные суждения. В текстах-рассуждениях одни мысли извлекаются из других, некоторые ставятся под сомнение, дается их оценка, выдвигаются различные предположения.

План реферата.

Изложение материала  в тексте должно подчиняться определенному плану – мыслительной схеме, позволяющей контролировать порядок расположения частей текста. Универсальный план научного текста, помимо формулировки темы, предполагает изложение вводного материала, основного текста и заключения. Все научные работы – от реферата до докторской диссертации – строятся по этому плану, поэтому важно с самого начала научиться придерживаться данной схемы.

Требования  к введению.

Введение – начальная  часть текста. Оно имеет своей  целью сориентировать читателя в дальнейшем изложении.

Во введении аргументируется  актуальность исследования, т.е. выявляется практическое и теоретическое значение данного исследования. Далее констатируется, что сделано в данной области предшественниками, степень научной разработанности проблемы; перечисляются положения, которые должны быть обоснованы. Введение может также содержать обзор источников или экспериментальных данных, уточнение исходных понятий и терминов, сведения о методах исследования. Во введении обязательно формулируются цель и задачи реферата.

Объем введения – в  среднем около 10% от общего объема реферата.

Основная часть  реферата.

Основная часть реферата раскрывает содержание темы. Она наиболее значительна по объему, наиболее значима  и ответственна. В ней обосновываются основные тезисы реферата, приводятся развернутые аргументы, предлагаются гипотезы, касающиеся существа обсуждаемого вопроса.

Важно проследить, чтобы  основная часть не превращалась в  монолог. Аргументируя собственную  позицию, можно и должно анализировать  и оценивать позиции различных исследователей, с чем-то соглашаться, на что-то возражать, кого-то опровергать. Установка на диалог позволит избежать некритического заимствования материала из чужих трудов – компиляции.

Изложение материала  основной части подчиняется собственному плану, что отражается в разделении текста на главы, параграфы, пункты. План основной части может быть составлен с использованием различных методов группировки материала: классификации (эмпирические исследования), типологии (теоретические исследования), периодизации (исторические исследования).

Заключение – завершающая часть научного текста. В ней краткой и сжатой форме излагаются полученные результаты, представляющие собой ответ на главный вопрос исследования. Здесь же могут намечаться и дальнейшие перспективы развития темы. Небольшое по объему сообщение также не может обойтись без заключительной части, хотя бы в двух-трех фразах, но в них должен подводиться итог проделанной работы.

Список использованной литературы.

Реферат любого уровня сложности обязательно сопровождается списком используемой литературы. Названия книг в списке располагают по алфавиту с указанием выходных данных использованных книг.

Требования, предъявляемые к оформлению реферата.

Объемы рефератов колеблются от 10-18 машинописных страниц. Работа выполняется на одной стороне листа стандартного формата. По обеим сторонам листа оставляются поля размером 35 мм. слева и 15 мм. справа, рекомендуется шрифт 14, интервал – 1,5. Все листы реферата должны быть пронумерованы. Каждый вопрос в тексте должен иметь заголовок в точном соответствии с наименованием в плане-оглавлении.

При написании и оформлении реферата следует избегать типичных ошибок, например, таких:

  • поверхностное изложение основных теоретических вопросов выбранной темы, когда автор не понимает, какие проблемы в тексте являются главными, а какие второстепенными,
  • в некоторых случаях проблемы, рассматриваемые в разделах, не раскрывают основных аспектов выбранной для реферата темы,
  • дословное переписывание книг, статей, заимствования рефератов из интернет и т.д.

Об особенностях языкового стиля реферата.

Для написания реферата используется научный стиль речи.

В научном стиле легко  ощутимый интеллектуальный фон речи создают следующие конструкции:

Предметом дальнейшего  рассмотрения является…

Остановимся прежде на анализе  последней.

Эта деятельность может  быть определена как…

С другой стороны, следует  подчеркнуть, что…

Это утверждение одновременно предполагает и то, что…

При этом … должно (может) рассматриваться как …

Рассматриваемая форма…

Ясно, что…

Из вышеприведенного анализа… со всей очевидностью следует…

Довод не снимает его  вопроса, а только переводит его  решение…

Логика рассуждения  приводит к следующему…

Как хорошо известно…

Информация о работе Теория и практика социальной работы