Теория и практика социальной работы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2013 в 20:30, методичка

Краткое описание

Ядром системы социальной работы является социальная работа как отрасль научного знания. В основе теории и практики социальной работы лежат категории социологии и социальной психологии. На их фундаменте определяются объект и предмет деятельности, категории собственно социальной работы: социальная защищенность; социальное благополучие/неблагополучие; сложная жизненная ситуация; парадигмы социальной работы (до сих пор проявляются противоречия между двумя подходами: субъект-объектным и субъект-субъектным); интервенция.

Вложенные файлы: 1 файл

Teoria_i_praktika_sotsialnoy_raboty.doc

— 691.50 Кб (Скачать файл)

Структура  доказательств, необходимых для написания эссе

Доказательство –  это совокупность логических приемов  обоснования истинности какого-либо суждения с помощью других истинных и связанных с ним суждений.

Доказательство или  аргументация – это рассуждение, использующее факты, истинные суждения, научные данные и убеждающее нас в истинности того, о чем идет речь.

Структура любого доказательства включает в себя три составляющие: тезис, аргументы и выводы или  оценочные суждения.

Тезис – это положение (суждение), которое требуется доказать. Аргументы – это категории, которыми пользуются при доказательстве истинности тезиса. Вывод – это мнение, основанное на анализе фактов. Оценочные суждения – это мнения, основанные на наших убеждениях, верованиях или взглядах.

Аргументы обычно делятся на следующие группы:

    1. Удостоверенные факты – фактический материал (или статистические данные).
    2. Определения в процессе аргументации используются как описание понятий, связанных с тезисом.
    3. Законы науки и обоснованные концепции теоремы тоже могут использоваться как аргументы доказательства.

Виды связей в доказательстве

Связь предполагает взаимодействие тезиса и аргумента и может  быть прямой, косвенной и разделительной. Прямое доказательство – при котором  истинность тезиса непосредственно обосновывается аргументом. Метод прямого доказательства можно применять, используя технику индукции (движемся в своих рассуждениях от частного к общему, от предположения к утверждению; чем больше фактов, тем убедительнее аргументация), дедукции (рассуждение от общего к частному, в котором вывод обычно строится с опорой на две предпосылки, одна из которых носит более общий характер), аналогии (рассуждения, построенные на сравнении) и причинно-следственных связей (аргументация с помощью объяснения причин тех или иных явлений, часто находящихся во взаимозависимости).

Требования к фактическим данным и другим источникам

Следует избегать чрезмерного обобщения, помнить, что в рамках эссе используемые данные являются иллюстративным материалом, т.е. подтверждают аргументы и рассуждения. Нельзя забывать также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению. От автора не ждут определенного или окончательного ответа. Необходимо понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом, продемонстрировать это в эссе. Нельзя ссылаться на работы, которые автор эссе не читал сам.

Как подготовить и написать эссе?

Качество любого эссе зависит от трех взаимосвязанных составляющих, таких как:

    • исходный материал, который будет использован (конспекты прочитанной литературы, лекций, записи результатов дискуссий, собственные соображения и накопленный опыт по данной проблеме);
    • качество обработки имеющегося исходного материала (его организация, аргументация и доводы);
    • аргументация (насколько точно она соотносится с поднятыми в эссе проблемами).

Процесс написания эссе можно разбить на несколько стадий: обдумывание – планирование – написание – проверка – правка.

Планирование – определение цели, основных идей, источников информации. Цель должна определять действия. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Мысли, чувства, взгляды и представления могут быть выражены в форме аналогий, ассоциации, предположений, рассуждений, суждений, аргументов, доводов и др.

Тема эссе подскажет, где искать нужный материал. Обычно пользуются библиотекой, Интернет-ресурсами, словарями, справочниками.

Качество текста складывается из четырех  основных компонентов: ясности мысли, внятности, грамотности и корректности.

Оценивание эссе

Критерии оценки эссе могут трансформироваться в зависимости  от их конкретной формы, при этом общие  требования к качеству эссе могут  оцениваться по следующим критериям:

Например,

Критерий

Требования  к студенту

Максимальное  количество баллов

Знание и  понимание теоретического материала

- определяет рассматриваемые  понятия четко и полно, приводя соответствующие примеры;

- используемые понятия  строго соответствуют теме;

- самостоятельность выполнения  работы.

2 балла

Анализ и  оценка информации

- грамотно применяет категории анализа;

- умело использует  приемы сравнения и обобщения  для анализа взаимосвязи понятий  и явлений;

- способен объяснить  альтернативные взгляды на рассматриваемую  проблему и прийти к сбалансированному заключению;

- диапазон используемого  информационного пространства (студент использует большое количество различных источников информации);

- обоснованно интерпретирует  текстовую информацию с помощью графиков и диаграмм;

- дает личную оценку  проблеме;

2 балла

Построение  суждений

- ясность и четкость изложения;

- логика структурирования  доказательств

- выдвинутые тезисы  сопровождаются грамотной аргументацией;

- приводятся различные  точки зрения и их личная  оценка.

- общая форма изложения  полученных результатов и их интерпретации соответствует жанру проблемной научной статьи.

2 балла

Оформление  работы

- работа отвечает основным  требованиям к оформлению и использованию цитат;

- соблюдение лексических,  фразеологических, грамматических и стилистических норм русского литературного языка;

- оформление текста с полным соблюдением правил русской орфографии и пунктуации;

- соответствие формальным  требованиям.

1 балл


 

При написании эссе (или  другого типа письменной работы) для  того, чтобы оно было выполнено  на хорошем уровне, чрезвычайно важно  то, как используются эмпирические данные и другие источники (особенно качество чтения).

Все (фактические) данные соотносятся  с конкретным временем и местом, поэтому прежде, чем их использовать, убедитесь в том, что они соответствуют необходимому для ваших исследований времени и месту. Даже если вы используете, скажем, таблицу данных по социальной мобильности в Британии, укажите время проведения этого исследования и т.д.

Соответствующая спецификация данных по времени и месту – один из способов, который может предотвратить  чрезмерное обобщение, результатом  которого может стать предположение  о том, что все страны по некоторым  важным аспектам одинаковы (если вы так полагаете, тогда это должно быть доказано это, а не быть голословным утверждением).

Всегда можно избежать чрезмерного  обобщения, если помнить, что в рамках эссе используемые вами данные являются иллюстративным материалом, а не заключительным актом, т.е. они подтверждают ваши аргументы и рассуждения, и свидетельствуют о том, что вы умеете использовать данные должным образом.

Не забывайте также, что данные, касающиеся спорных вопросов, всегда подвергаются сомнению ("ложь, проклятая ложь, статистика и т.д."). От вас не ждут, что вы дадите определенный или окончательный ответ (никто и никогда не согласится с тем, что это есть единственно правильный ответ!). Но то, что вы можете сделать — это понять сущность фактического материала, связанного с этим вопросом (соответствующие индикаторы? насколько надежны данные для построения таких индикаторов? к какому заключению можно прийти на основании имеющихся данных и индикаторов относительно причин и следствий? и т.д.), и продемонстрировать это в своем эссе.

При написании эссе порой возникают  трудности из-за незнания того, как должным образом использовать литературу, имеющуюся по данной теме. Вы можете избежать этих проблем, помня некоторые правила (отправные пункты): при цитировании (используя чьи-то слова) всегда берите текст в кавычки и давайте точную отсылку к источнику (включая номер страницы). Если вы не будете делать этого, т.е. будете выдавать чужие мысли за свои, то это будет считаться плагиатом (одной из форм обмана); даже в том случае, когда вы передаете текст своими словами (приводите краткое его содержание или перефразируете) не забудьте дать отсылку к источнику. Не ссылайтесь на работы, которые не читали сами; единственным исключением из этого правила может быть случай, если вы ссылаетесь на автора, цитирующего другого автора, тогда вы можете сказать: «Как пишет Сен (1983. С.26, цит. по:Nolan. 1993. С.104}...»

 

Литература

    1. Бахтина, Л.Н. Обучение реферированию научного текста: учебное пособие для иност<span class

Информация о работе Теория и практика социальной работы