Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2013 в 14:08, реферат
Теории социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, однако это не вполне корректно. Представители теорий обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Эта теория часто рассматривается как альтернатива «большой» теории
Введение……………………………………………………………………3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА……………………….………………………………………..….4
1.1. Биографический очерк основоположников теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау…………………………………………..
1.2. Теория социального обмена Дж.Хоманса………………………….
1.3. Теория социального обмена П.Блау………………………………
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………………………………………
2.1. Нормы и ценности, как связующие звеня в социальных взаимодействиях…………………………………………………………
Заключение………………………………………………………….....14
Список литературы……………………………………...…………….15
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
Югорский государственный университет
Гуманитарный институт
Кафедра педагогики и психологии
Тема: «ТЕОРИЯ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА»
(Реферативная работа по дисциплине «Социальная психология»)
Ханты-Мансийск, 2013
Оглавление
Введение…………………………………………………………
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО
ОБМЕНА……………………….……………………………………
1.1. Биографический очерк основоположников теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау…………………………………………..
1.2. Теория социального обмена Дж.Хоманса………………………….
1.3. Теория социального обмена П.Блау………………………………
ГЛАВА 2. МЕХАНИЗМЫ СОЦИАЛЬНОГО
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ…………………………………………
2.1. Нормы и ценности,
как связующие звеня в
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Теории социального обмена представляют собой довольно известное течение в истории социологической, а также психологической мысли. Традиционно их относят к области микросоциологического анализа, однако это не вполне корректно. Представители теорий обмена стремились создать теорию поведения человека и анализировали институциональное поведение. Эта теория часто рассматривается как альтернатива «большой» теории
Т. Парсонса: не только потому, что авторы начинают с микроанализа, а потому, что они попытались создать качественно иное объяснение социального поведения. Дж. Хоманс намеревался построить общую социологическую теорию, объяснить человеческое поведение, добраться до его корней. При этом его не интересовала субъективная мотивация поведения, он был нацелен на объективистскую социологию.
П. Блау продолжил дело Дж.Хоманса, попытавшись проанализировать взаимодействие между макросистемами. Кроме того, П.Блау обогатил теорию социального обмена, включив перспективы разных социологических теорий: структурного функционализма, символического интеракционизма, конфликтологических концепций. Таким образом, теория обмена не противопоставляет себя парсоновской теории, а использует ее достижения в объяснении институционального поведения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ТЕОРИИ СОЦИАЛЬНОГО ОБМЕНА
1.1. Биографический очерк основоположников теории социального обмена Дж. Хоманса и П. Блау
Хоманс Джордж Каспар (1910–1989) – американский социолог. В 1932 году получил степень бакалавра в Гарвардском университете. Занятия социологией начались в 1933 г. с сотрудничества с профессорами
Л.Дж. Хендерсоном и Э. Мэйо в Гарвардской школе бизнеса. Он участвовал в знаменитых исследованиях Э. Мэйо на предприятии «Хоуторн» компании «Вестерн Электрик» в Чикаго. В это же время Дж.Хоманс познакомился с известными теоретическими и полевыми антропологическими исследованиями, с изучением сообществ и групп (как современных, так и дописьменных).
После войны Дж.Хоманс получил штатную должность преподавателя в Гарвардском университете на отделении социальных отношений, которым руководил Т. Парсонс. Вскоре появилась первая работа Дж.Хоманса «Человеческая группа» (1950). В ней он применил свою концептуальную схему к антропологическим исследованиям. В Гарварде Дж.Хоманс был коллегой Б.Ф. Скиннера, одного из самых известных разработчиков теории бихевиоризма («оперантный бихевиоризм»). Это сотрудничество позволило Дж. Хомансу использовать основные положения бихевиористской концепции Скиннера для построения своей теории социального обмена.
Основные работы: «Введение в
Парето» (в соавторстве с Ч.
Кертисом); «Человеческая группа»;
«Социальное поведение как
В своих ранних работах
испытал влияние идей Парето, выступая
сторонником структурно-
В работе «Человеческая группа» выдвинул задачу создания функционалистской теории общества, сформулировал ряд принципов системного анализа социальной группы.
Дж.Xоманс ввел
понятия «внешняя система», под которой
подразумеваются внешние
Анализируя с этих позиций эмпирический материал пяти различных исследований, Дж.Xоманс сформулировал ряд законов (индуктивных обобщений) поведения людей, призванных раскрыть внутреннюю структуру, процессы интеграции и дифференциации в группе.
Концепция социального обмена создается Дж.Xомансом в начале 60-х гг. в противовес структурному функционализму. В это время он пришел к выводу, что функционалистская концепция предала забвению человека, игнорировала элементарные процессы социального взаимодействия, образующие реальный фундамент обществ, жизни, гипертрофировала роль макросоциальных структур и институтов.
Именно изучение субинституционального уровня, считает Дж.Xоманс, позволяет раскрыть механизмы формирования нормативно-ценностной структуры общества. Такие понятия социологии, как «роль», «статус», «конформизм», «власть» и др. необходимо объяснять не действием макросоциальных структур, как это принято в функционализме, а с точки зрения порождающих их социальных отношений, суть которых Дж.Xоманс видит в стремлении людей к получению наград и выгод и взаимному обмену ими.
Второй принципиальный
пункт социологической концепци
Отталкиваясь от принятых в ней критериев, он отвергает как ненаучные существующие социологические теории (структурный функционализм, марксистскую теорию), поскольку их понятия не имеют строгих операциональных определений, эмпирически не обоснованы.
Выход из создавшейся ситуации он видит в том, чтобы заимствовать из психологии универсальные объяснительные принципы, так как основные принципы социальных наук могут быть редуцированы к психологическому уровню, их фундаментом должна быть бихевиористская психология.
Дж. Xоманс тем самым отрицает значимость выдвинутого еще Дюркгеймом тезиса о несводимости социологии к психологии, который многие годы составлял краеугольный камень западной социологии.
Реноменализм Дж.Xоманса выступает в качестве эвристического приема, т. к. он не отрицает качественного своеобразия социальных структур и институтов, но, в отличие от других социологов, стремится раскрыть их эмерджентный характер.
Опираясь на принципы бихевиористской психологии и некоторые положения микроэкономики, Дж.Xоманс формулирует шесть универсальных закономерностей поведения человека в зависимости от ценностей, «вознаграждений» и «наказаний», из которых, по его мнению, можно дедуктивно вывести и объяснить различные типы социальной организации и социального поведения человека.
Социологическая концепция Дж.Xоманса - типичный образец академической социологии, считающей своей главной задачей чисто познавательную: поиск истины и открытие универсальных социальных закономерностей.
С точки зрения Дж.Xоманса, социология как наука едина, не может существовать ни буржуазной, ни коммунистической социологии. Политические симпатии Дж.Xоманса, по его собственному признанию, близки к консерватизму, хотя сам он отрицает связь между идеологией консерватизма и созданной им социологической концепцией.
Теория обмена сегодня не представляет собой единой теоретической школы. Строго говоря, существует несколько теорий, разделяющих общее положение о том, что взаимодействие людей есть процесс обмена. При этом каждая из них имеет собственные взгляды на природу человека, общества и социальной науки.
Питер Блау родился 7 февраля 1918 г. в столице Австрии Вене. В 1939 г. эмигрировал в Соединенные Штаты, став в 1943 г. гражданином США. Годом ранее он получил степень бакалавра в не очень известном Элмхурстском колледже в Элмхурсте (штат Иллинойс). Поскольку шла Вторая мировая война, обучение ему пришлось прервать.П. Блау служил в армии Соединенных Штатов и был награжден Бронзовой Звездой. После войны ему удалось закончить обучение в Колумбийском университете, где он получил в 1952 г. степень доктора философии.[1]
Сначала широкое признание П.Блау принесли исследования формальных организаций. Их практическое изучение, а также учебные пособия, посвященные этому вопросу, и поныне не устарели, кроме того, Блау по-прежнему вносит свой вклад в рассмотрение этой области. Известность ему принесла также книга «Американская структура занятости», написанная в соавторстве с Отисом Дадли Дунканом. Американская социологическая ассоциация присвоила этой работе в 1968 г. престижную награду имени П. Сорокина. Книга стала важным вкладом в изучение социальной стратификации. П.Блау принадлежит множество работ. Однако в данном контексте нас интересует его роль в развитии социологической теории.
Ученый разрабатывал два отдельных теоретических направления. Опубликованная им в 1964 г. книга «Обмен и власть в социальной жизни» является одной из показательных для современной теории обмена. Заслуга его состояла в том, что он взял изначально не претендовавшую на изучение масштабных явлений теорию обмена и распространил ее на масштабные объекты.
Несмотря на то, что совершенно очевидны определенные недостатки его подхода, это явилось важнейшей попыткой теоретической интеграции социологических вопросов макро- и микроуровня. Кроме того, П.Блау оказался в авангарде ученых, разрабатывавших структурную теорию. Будучи президентом Американской социологической ассоциации (1973-1974 гг.), он сделал этот вопрос темой ежегодного заседания Ассоциации. С тех пор он опубликовал ряд книг и статей, в которых изъяснялась структурная теория. Его последние работы в этой области являются книга «Структурные контексты возможностей» и второе издание книги «Пересечение социальных кругов».[2].
Цель, которую преследовал П.Блау, - «понять социальную структуру путем анализа социальных процессов, управляющих отношениями между индивидами и группами. Основной вопрос... в том, каким образом социальная жизнь оказывается организованной в более сложные структуры человеческих ассоциаций» . Ученый стремился преодолеть исключительное внимание Дж.Хоманса к элементарным формам социальной жизни и проанализировать сложные структуры.[3]
П.Блау сосредоточился на процессе обмена, который, по его мнению, управляет значительной частью человеческого поведения и лежит в основе как межличностных, так и межгрупповых отношений. Ученый исследовал четырехступенчатую последовательность, направленную от межличностного обмена к социальной структуре и — далее — к социальному изменению:
-1-я ступень – межличностный обмен. Он ведет к следующей ступени, поскольку индивиды не всегда обеспечивают вознаграждение друг друга в равной степени. При этом они постоянно оценивают друг друга с точки зрения обладания ресурсами;
-2-я ступень – дифференциация статуса и власти. Здесь возможны разные варианты взаимного удовлетворения потребностей и переход к организации, признанной всеми участниками обмена;
-3-я ступень – легитимация и организация. Социальная структура рождается из взаимодействия отдельных индивидов и сама начинает влиять на это взаимодействие, предполагая два типа организации: первый порождается процессами обмена и конкуренции (он носит случайный характер), при втором организации создаются специально для достижения определенных целей;