Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.
Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).

Содержание

Введение 4
Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6
§ 1. Клинические особенности ДЦП 6
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом 9
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12
§ 1. Медицинская коррекция 12
§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмо-циональных нарушений 14
§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18
Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра)
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ДЦП 1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 


 


Министерство образования и науки

Российской Федерации

Алтайский Государственный Технический

Университет им. Ползунова

 

 

 

 

Кафедра: Теоретической и прикладной социологии

 

 

 

Реферат

По Технологии социальной работы

На тему:

«Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила:

студентка гр. СР-32

Наумова Д.В.

Проверила:

доцент кафедры ТиПС

Щепочкина Е.М.

 

 

 

 

 

 

 

Барнаул 2005

 

План курсовой работы

 

 

Введение 4

Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6

§ 1.    Клинические особенности ДЦП 6

§ 2.    Психологические особенности детей с церебральным параличом 9

§ 3.    Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10

Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12

§ 1.   Медицинская коррекция 12

§ 2.   Психологическая коррекция познавательных процессов и эмоциональных нарушений 14

§ 3.  Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18

Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра) 

Заключение 20

Список литературы 21

Банк технологий 22

 

План реферата

 

 

Введение 4

Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6

§ 1.    Клинические особенности ДЦП 6

§ 2.    Психологические особенности детей с церебральным параличом 9

§ 3.    Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10

Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12

§ 1.    Медицинская коррекция 12

§ 2.    Психологическая коррекция познавательных процессов и эмоциональных нарушений 14

§ 3.    Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18

Заключение 20

Список литературы 21

Банк технологий 22

 

Введение

 

В настоящее время патология детей с отклонениями в развитии чрезвычайно распространена и имеет тенденцию к росту. Особенно значительно увеличивается число больных детей с детским церебральным параличом (ДЦП).

Так, по данным Госкомитета РФ на начало 2002 г. на учете в России состояли 658,1 тыс. детей-инвалидов в возрасте до 18 лет, что почти на 60 тыс. больше, чем в 1998 г. Каждый десятый ребенок-инвалид является инвалидом по причине заболеваний опорно-двигательного аппарата. В структуре заболеваемости детей до 14 лет болезни опорно-двигательного аппарата составляли в 1990г. 91,7 тыс. случаев (впервые установленный диагноз), в 1995 г. — 547 тыс., а в 2001 г. — 741 тыс. случаев [2; c. 3].

Дети с нарушением функций опорно-двигательного аппарата уже несколько десятилетий являются объектом пристального внимания специальных педагогов, психологов, логопедов, клиницистов. В системе образования создана сеть специальных (коррекционных) дошкольных и школьных учреждений для воспитания, обучения и реабилитации этих детей.

Чрезвычайно актуальной является проблема интеграции детей и подростков с двигательными нарушениями в общество здоровых людей, превращение их в активных членов этого общества.

Успешность социальной интеграции лиц с нарушением опорно-двигательного аппарата зависит от особенности их личности. Отечественный и зарубежный опыт показывает, что дети и подростки с двигательными недостатками имеют ряд неразрешенных психологических проблем, связанных с негативным воздействием их микросоциального окружения и психогенной травматизацией в связи с наличием физического дефекта. Для них характерны дезадаптационные срывы и кризы, проявляющиеся в перенапряжении эмоциональной сферы и поведенческих нарушениях. Решающее значение в социальной адаптации и интеграции имеют индивидуальные особенности развития ребенка, которые представляют собой компенсаторный потенциал личности и позволяют выработать адекватные условиям среды формы поведения и жизнедеятельности. При этом важную роль играет своевременная и эффективная диагностика, профилактика и коррекция поведенческих, нервно-психических, патохарактерологических расстройств.

Решение этих проблем частично осуществляется в организации комплексных психолого-педагогических, медико-социальных и реабилитационных центров для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата.

Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.

Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).

Для написания реферата использовалась в основном учебная литература (различные учебные пособия, хрестоматии), предназначенная для студентов факультетов дефектологии, коррекционной педагогики, специальной педагогики вузов, а также для практических работников учреждений здравоохранения, образования, социальной защиты и родителей, воспитывающих детей с двигательной патологией.

Реферат состоит из двух глав, введения, заключения и банка технологий.

 

Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом.

 

§ 1. Клинические особенности детского церебрального паралича.

Детский церебральный паралич ― это заболевание, возникшее в результате поражения мозга, перенесенного в пренатальном периоде или в периоде незавершенного процесса формирования основных структур и механизмов мозга, что обусловливает сложную сочетанную структуру неврологических и психических расстройств. При этом заболевании наблюдается не только замедленный темп психического развития в целом, но и неравномерный, диспропорциональный характер формирования отдельных психических функций. У ребенка с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система ― двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.

Причины развития ДЦП многообразны. Принято выделять: пренатальные, перинатальные и постнатальные неблагоприятные факторы, имеющие отношение к происхождению ДЦП. На практике чаще всего встречаются комбинации таких факторов, действующих на разных этапах развития.

Среди пренатальных факторов развития ДЦП выделяют 3 группы:

1. Состояние здоровья матери (конституция матери; соматические, эндокринные, инфекционные заболевания матери; вредные привычки; осложнения предыдущей беременности и др.).

2. Отклонения в ходе беременности. К факторам этой группы могут быть отнесены неблагоприятно протекавшие роды, которыми закончилась предыдущая беременность, лечение тереоидными гормонами во время беременности, кровотечение в поздние сроки беременности, потребление матерью эстрогенных гормонов, внутриматочные повреждения.

3. Факторы, нарушающие развитие  плода. К ним относят следующие факторы: вес менее 1500 г, ненормальная позиция плода, малый вес плаценты, беременность сроком менее 37 недель, выраженный дефект родов, аномалия конечностей, генетические факторы.

К перинатальным факторам, являющимися причинами развития ДЦП относятся:

1. Асфиксия в родах. Особенно  детально изучен механизм асфиксии: кислородная недостаточность в родах ведет к расширению сосудов и их тромбозу, возникает ишемия мозга, и в итоге могут развиться тяжелые церебральные нарушения.

Частота случаев ДЦП среди детей, родившихся в асфиксии, колеблется, по данным разных исследователей, от 3 до 20% [10; c.24]. Четкая связь прослеживается между родовой асфиксией и ДЦП у детей, рожденных преждевременно.

2. Родовая травма. Причинами родовых  травм могут быть механические повреждения при рождении, неправильное предлежание плода, скоротечные роды, длительные потуги, искусственные роды, и др.

На натальной стадии могут быть и другие факторы риска развития ДЦП: патология плаценты или пуповины, обвитие пуповины, слабость родовой деятельности, преждевременные роды.

На постнатальной стадии выделяются следующие причины отклонений:

  • травмы: черепа и костей, гематомы и т.д.;
  • инфекции: менингит, энцефалит, абсцесс мозга;
  • интоксикации: лекарственными веществами, антибиотиками, свинцом, мышьяком и др.;
  • кислородная недостаточность: при удушении, утоплении и др.;
  • при новообразованиях и других приобретенных отклонениях в мозге: опухоли мозга, кисты, гидроцефалия и т.д.

Поскольку термин «детский церебральный паралич» не может включить в себя все многообразие патологических сдвигов, возникающих при заболевании, уже много лет ведутся поиски и разработки оптимальной классификации клинических форм этого недуга. Остановимся на их кратком описании.

Двойная гемиплегия. Это самая тяжелая форма ДЦП, возникает при значительном поражении мозга в периоде внутриутробной жизни. При этой форме оказываются тяжело нарушенными все важнейшие человеческие функции: двигательные, психические, речевые.

Двигательные нарушения выявляются уже в периоде новорожденности, как правило, отсутствует защитный рефлекс, не развиваются цепные установочные рефлексы, т.е. ребенок не может научиться самостоятельно сидеть, стоять и ходить.

Функции рук и ног практически отсутствуют. Ребенок в положении на животе или спине имеет резко выраженные сгибательную или разгибательную позы. Тонус мышц в руках и ногах резко нарушен.

Психическое развитие детей находится обычно на уровне умственной отсталости в умеренной или тяжелой степени. Речь отсутствует.

Прогноз дальнейшего развития двигательной, речевой и психических функций крайне неблагоприятен. Диагноз «двойная гемиплегия» указывает на полную инвалидность ребенка.

Спастическая диплегия. Это самая распространенная форма ДЦП. По распространенности двигательных нарушений спастическая диплегия является тетрапарезом (т.е. поражены руки и ноги), но нижние конечности поражаются в значительно большей степени.

У детей со спастической диплегией часто наблюдается вторичная задержка психического развития, которая при рано начатом и правильно проводимом лечении к 6-8 годам может быть устранена.

Тяжесть речевых, психических и двигательных нарушений варьируется в широких пределах. Это связано с временем и силой действия вредных факторов.

Резко повышен тонус языка, так что он оказывается приведенным к корню, а подвижность его резко ограничивается. Глаза ребенка поднимаются вверх. Таким образом, в порочный круг оказываются втянутыми функции зрение и речь.

Дети с тяжелой степенью тяжести двигательных поражений самостоятельно не передвигаются или передвигаются с помощью костылей. Манипулятивная деятельность рук у них значительно снижена. Эти дети себя не обслуживают, или обслуживают частично.

Дети со средней степенью тяжести двигательного поражения передвигаются самостоятельно, хотя с дефектной осанкой. У них неплохо развита манипулятивная деятельность рук.

Дети с легкой степенью тяжести двигательного поражения отмечают неловкость и замедленность темпа движений в руках, относительно легкое ограничение объема активных движений в ногах.

Прогностически спастическая диплегия ― это благоприятная форма заболевания в отношении преодоления психических и речевых расстройств и менее благоприятная в отношении восстановления двигательных функций.

Гемипаретическая форма. Эта форма заболевания характеризуется поражением односторонних руки и ноги. Выделяют 3 степени тяжести гемипаретической формы ДЦП: тяжелую, среднюю и легкую.

При тяжелой степени поражения в верхней и нижней конечности наблюдаются выраженные нарушения тонуса мышц. Объем активных движений, особенно в предплечье, кисти, пальцах и стопе, минимален. Уменьшены кисть, длина всех фалангов пальцев, лопатка, стопа. Дети начинают ходить только с 3-3,5 лет, при этом наблюдается грубое нарушение осанки, формируется сколиоз позвоночного столба и перекос таза. У 25-35% детей выявляется умственная отсталость, у 55-60% ― речевые расстройства, у 40-50% ― судорожный синдром [10; c. 34].

При средней тяжести нарушения тонуса мышц, поражения двигательной функции, ограничение объема активных движений менее выражены.

Дети начинают ходить с 1,5-2,5 лет, прихрамывая на больную ногу. У 15-20% детей наблюдается умственная отсталость, у 40-50% ― речевые расстройства[10; c. 34].

При легкой степени поражения нарушения тонуса мышц и трофики незначительны, не отмечается неловкость движений. Дети начинают ходить с 1 г. 1 мес.-1 г. 3 мес. У 25-30% детей отмечается задержка психического развития, у 5% ― умственная отсталость, у 25-30% ― речевые расстройства [10; c. 34].

Гиперкинетическая форма. В неврологическом статусе у этих больных наблюдаются гиперкинезы (насильственные движения), мышечная регидность шеи, туловища, ног. Несмотря на тяжелый двигательный дефект, ограниченную возможность самообслуживания уровень интеллектуального развития при данной форме ДЦП выше, чем при предыдущих. Гиперкинез возникает с 3-4 месяцев жизни ребенка в мышцах языка и только к 10-18 месяцам появляется в других частях тела, достигая максимального развития к 2-3 годам жизни. Наблюдается снижение мимики, паралич отводящего и лицевого нерва. Нарушения речевой функции встречаются у 90% больных, задержка психического развития ― у 50%, нарушения слуха ― у 25-30%. [10; c. 35].

Информация о работе Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП