Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:06, реферат

Краткое описание

Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.
Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).

Содержание

Введение 4
Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6
§ 1. Клинические особенности ДЦП 6
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом 9
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12
§ 1. Медицинская коррекция 12
§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмо-циональных нарушений 14
§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18
Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра)
Заключение 20
Список литературы 21

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат ДЦП 1.doc

— 194.50 Кб (Скачать файл)

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Детский церебральный паралич ― сложное заболевание, связанное с патологией движений. У ребенка с ДЦП в той или иной степени выключена из деятельности важнейшая функциональная система ― двигательная. Выраженная двигательная патология, нередко в сочетании с сенсорной недостаточностью, может быть одной из причин недоразвития познавательной деятельности и интеллекта.

В данном реферате были рассмотрены клинические симптомы ДЦП при разных формах заболевания. Особое внимание было уделено особенностям психического состояния, в том числе высшим психическим функциям, таким, как сенсорные функции, зрительно-моторная координация, пространственный анализ и синтез, предметно-практическая деятельность, в зависимости от формы и тяжести этого заболевания.

Основной акцент был сделан на особенностях коррекционной работы при ДЦП, которая включает медицинскую коррекцию, психологическую коррекцию, познавательных процессов и эмоциональных нарушений, и коррекцию нарушений речи, чтения и письма.

 

Список литературы:

 

1. Вестник психосоциальной и  коррекционно-реабилитационной работы / Под ред. С.А. Беличевой. ― М., 2003. ― № 4.

2. Детский Церебральный паралич. Хрестоматия. / составители― Л.М. Шипицына и И.И. Мамайчук. ― СПб., «Дидактика Плюс», 2003. ― 520 с.

3. Игнатьева С.А. Логопедическая реабилитация детей с отклонениями в развитии. ― М.: «ВЛАДОС», 2004. ― 304 с.

4. Лебединский В.В. Нарушения психического  развития в детском возрасте. ― М.: «Академия», 2004. ― 144 с.

5. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой. ― М.: «ВЛАДОС», 2003. ― 408 с.

6. Мастюкова Е.М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии / Под ред. Л.С. Волковой. ― М.: «Владос», 2003. ― 304 с.

7. Основы специальной психологии / Л.В. Кузнецова, Л.И. Переслени, Л.И. Солнцева и др. ― М.: «Академия», 2002. ― 480 с.

8. Острова милосердия. Информационно-библиографическое пособие. ― Барнаул, 2003. ― 74 с.

9. Специальная педагогика / Л. И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др. ―  М.: «Академия», 200. ― 400 с.

10. Шипицына Л.М., Мамайчук И.И. Психология детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. ― М.: «ВЛАДОС», 2004. ― 368 с.

 

Банк технологий

 

Технология комплексной медико-социально-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов ДЦП.

 

I. Общая характеристика технологии.

 

Известно, что на основе формирования физического дефекта (первичного) ― нарушения функционирования какого-либо органа, происходит формирование социального дефекта (вторичного) ― ребенок мало общается со сверстниками, мало двигается. На основе этих процессов формируется третичный дефект ― формирование «дефективного» «Я-образа», «Я-концепции», препятствующей личностному развитию, фиксирующей приемлемость для ребенка его «инвалидного» самоопределения. В свою очередь, психологическая инвалидизация оказывает давление на физическое развитие ребенка, усиливая его физические недостатки. Создается замкнутый круг.

Поэтому для работы с детьми с диагнозом ДЦП нужна не только медицинская помощь для устранения также вторичного и третичного дефекта.

1. Объект данной технологии: дети с диагнозом ДЦП.

2. Субъекты технологии: врачи различного профиля (невропатолог, логопед-дефектолог, инструктор ЛФК и др.); специалисты по социальной работе, психологи, социальные педагоги.

3. Цель: технологии: оказание медицинской и психосоциальной реабилитационной помощи детям с диагнозом ДЦП.

Задачи:

1) улучшить физическое состояние  ребенка;

2) избавить ребенка от «дефективного»  «Я-образа»;

3) развить социальные навыки  у ребенка;

4) развить навыки самообслуживания  у ребенка;

5) развить творческие и интеллектуальные  способности ребенка;

4. Принципы технологии:

1) принцип комплексности при  оказании различных видов помощи  ребенку;

2) индивидуальный подход к работе  с каждым ребенком;

3) создание психо-экологической  атмосферы и гуманных отношений  «ребенок-ребенок» и «взрослый-ребенок».

5. Условия внедрения:

Технология проводится в рамках специализированного санатория для детей-инвалидов с ДЦП.

6. Апробация технологии:

Данная технология применяется с 1995 года муниципальным учреждением г. Красноярска «Центр социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями и их семей», который работает на базе специализированного санатория «Ласточка» для детей-инвалидов с ДЦП.

 

II. Внедрение технологии.

 

1 этап. Инвентаризация.

На этом этапе врачи изучают медицинскую карту ребенка, поступившего в санаторий, проводят всестороннее медицинское обследование ребенка, разрабатывают для него индивидуальную программу медицинской реабилитации.

Психологи и специалисты по социальной работе изучают социально-психологическую ситуацию развития, в которой ребенок находится дома. Для этого проводятся беседы с родителями и ребенком, выясняются состав и материальное положение семьи, возможность посещения ребенком детских учреждений, школы, наличие друзей или каких-то иных связей с внешним миром.

Эта информация дополняется беседами с детьми с применением различных психодиагностических методик ― «Дом, дерево, человек», «Автопортрет» и других.

2 этап. Конструирование  запроектированных ситуаций.

На этом этапе оказывается медицинская помощь, в соответствии с разработанной индивидуальной программой медицинской реабилитации. Дети получают электролечение, теплолечение, водолечение, климатолечение, лечебную физкультуру, массаж, занятия с логопедом-дефектологом и другие виды лечения и медицинской помощи.

Психологи и социальные педагоги организовывают продуктивное общение детей, создают различные клубы и творческие объединения, развивают те способности у ребенка, к которым у них существуют задатки (вышивка. изобразительная деятельность, лепка, хор, кукольный театр, развитие навыков рукоделия.

3 этап. Достижение фиксируемых  результатов.

В результате реализации программы медицинской реабилитации улучшается физическое здоровье детей. Работа с психологами и педагогами снимает некоторые тревоги и страхи, помогает ребенку поверить в свои силы, приобрести способности, с помощью которых он может строить продуктивные отношения со сверстниками.

4 этап. Тренинговый.

На этом этапе с детьми проводятся различные тренинги, игровая терапия, целью которых является закрепление запрограммированного «Я-образа», исключающего «инвалидное» представление о себе и своих возможностях, и, как результат этого ― улучшение состояния здоровья ребенка.

5 этап. Этап ситуации  самоконтрольного плана.

На этом этапе, дети, после 10 недель пребывания в санатории могут продемонстрировать свои достижения в физическом и социально-психологическом плане. У ребенка улучшается состояние здоровья, появляются социальные и житейские навыки: рукоделие, игра на музыкальном инструменте, способность строить отношения со сверстниками, общаться с людьми.

6 этап. Итоговый.

На этом этапе происходит анализ всех результатов применения технологии комплексной медико-социально-психолого-педагогической реабилитации детей-инвалидов ДЦП, подетальный разбор всего технологического процесса. Для всех детей, закончивших лечение в санатории, разрабатываются программы продолжения реабилитационной работы вне санатория и рекомендации для родителей.


Информация о работе Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП