Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Марта 2014 в 11:06, реферат
Целью данного реферата является: рассмотрение теоретических основ осуществления коррекционной работы при ДЦП.
Задачами реферата являются: ознакомиться с клиническими, психологическими и личностными особенностями детей с церебральным параличом, рассмотреть различные виды коррекционной работы при ДЦП (медицинская, психологическая, коррекция нарушений речи, чтения и письма).
Введение 4
Глава 1. Клинические, психологические и личностные особенности детей с церебральным параличом 6
§ 1. Клинические особенности ДЦП 6
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом 9
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП 10
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП 12
§ 1. Медицинская коррекция 12
§ 2. Психологическая коррекция познавательных процессов и эмо-циональных нарушений 14
§ 3. Коррекция нарушений речи, чтения и письма 18
Глава 3. Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом в специальных (коррекционных) учреждениях (на примере работы краевого реабилитационного центра)
Заключение 20
Список литературы 21
Интеллект в большинстве случаев развивается вполне удовлетворительно, а трудности в обучении могут быть связаны с тяжелыми расстройствами речи и произвольной моторики из-за гиперкинезов. Прогностически это вполне благоприятная форма в отношении обучения и социальной адаптации.
Атонически-астатическая форма. Эта форма ДЦП встречается значительно реже других форм, характеризуется парезами (поражение конечностей), низким тонусом мышц, нарушением координации движений, равновесия. Больные дети начинают самостоятельно сидеть к 1-2 годам, ходить ― к 6 годам. К 3-5 годам при систематическом, направленном лечении дети, как правило, овладевают возможностью произвольных движений. Речевые расстройства наблюдаются у 60-75% детей, имеет место задержка психического развития [10; c. 35]. Как правило, при этой форме ДЦП поражается лобно-мосто-мозжечковый путь, лобные доли и мозжечок. В тех случаях, когда имеет место выраженная незрелость мозга в целом, обнаруживается умственная отсталость чаще в легкой, реже ― в умеренной степени выраженности, наблюдаются эйфория, суетливость, расторможенность. Эта форма прогностически тяжелая.
Смешанная форма. Наиболее часто встречающаяся форма ДЦП. При ней имеются сочетания всех перечисленных выше форм. Нарушения речи и интеллекта встречаются с той же частотой.
По двигательному дефекту различаются три степени тяжести ДЦП при всех перечисленных формах заболевания:
§ 2. Психологические особенности детей с церебральным параличом.
Психологические особенности детей с церебральным параличом заключаются в нарушениях сенсорных функций, зрительно-моторной координации, пространственного анализа и синтеза, предметно-практической деятельности. Рассмотрим особенности протекания каждого из процессов у детей с диагнозом ДЦП.
Сенсорные расстройства включают нарушение зрительного, слухового, тактильного и кинестического восприятия (восприятия движений).
Зрительное восприятие у ребенка с ДЦП может быть нарушено за счет ограниченного движения глаз, нарушений фиксации взора, снижения поля зрения, снижения остроты зрения и т.п., поэтому ему трудно отыскать взглядом предмет, рассматривать его и прослеживать его перемещение.
У детей с ДЦП отмечаются косоглазие, двоение в глазах, нарушение согласованности движений глаз, опущенное верхнее веко, непроизвольные движения глазных яблок. Такие особенности зрительного анализатора приводят к дефектному, а в отдельных случаях к искаженному восприятию предметов и явлений окружающей действительности.
При ДЦП из-за недоразвития или снижения моторных функций имеется нарушение деятельности слухового анализатора. Так, может отличаться снижение слуха, особенно на высокочастотные тона. При этом наблюдаются характерные нарушения звукопроизношения. Любое нарушение слухового восприятия приводит к задержке речевого, а в тяжелых случаях ― к недоразвитию речи.
У многих детей с церебральным параличом может быть нарушена тактильная чувствительность. Особенностью двигательных нарушений при ДЦП является не только трудность или невозможность выполнения тех или иных движений, но и слабость ощущений этих движений, из-за чего у ребенка не формируются правильные представления о движении. Слабое ощущение своих движений и затруднения действий с предметами являются причиной недостаточности активного осязания, в том числе узнавания предметов на ощупь, что отрицательно сказывается на общем уровне психического развития детей с ДЦП.
Нарушения зрительно-моторной координации у детей с ДЦП проявляются в том, что дети оказываются не в состоянии следить глазами за своими движениями, что препятствует развитию манипулятивной деятельности, конструирования и рисования, а в дальнейшем тормозит формирование учебных навыков (чтения, письма), познавательной деятельности, навыков самообслуживания и другими трудовыми и учебными умениями.
Нарушения пространственного анализа и синтеза у детей с церебральным параличом проявляются в том, что у них могут наблюдаться нарушения внимания и трудности сосредоточения на выполнении задания, а также выраженные пространственные нарушения. У детей отличаются нарушения схемы тела, ребенок с трудом воспринимает, запоминает части своего тела, долго путается в определении направления.
Несформированность пространственного анализа и синтеза особенно проявляется при овладении детьми навыками самообслуживания, а также при чтении, письме и на уроках физкультуры. Степень этих затруднений значительно усиливается при сочетании несформированности пространственного анализа и синтеза с недостаточностью зрительно-моторной координации.
Нарушения предметно-практической деятельности у детей с ДЦП проявляются в том, что для этих детей уже с первого года жизни характерно нарушение процесса активного восприятия окружающего мира. Ребенок не может произвольно повернуть голову, перевести взор на тот или иной предмет, захватить его.
§ 3. Особенности личности детей с диагнозом ДЦП.
Формирование «Я-концепции» у детей-инвалидов может происходить по-разному. Одни дети осознают, что у них тяжелое заболевание, не позволяющее им двигаться, бегать, овладевать речевыми и двигательными навыками в той мере, в какой это делают их здоровые сверстники. Такие дети отчетливо понимают, что их успешное развитие, преодоление речевых и двигательных затруднений находятся в прямой зависимости от их настойчивости. Вторая группа детей также ясно осознает тяжесть своего заболевания, однако проявляет крайний негативизм и не стремится преодолеть недуг. Такие дети рассматривают себя как инвалида, не имеющего шансов занять активное место в жизни; у них формируется «дефективная» «Я-концепция», препятствующая личностному развитию, фиксирующей приемлемость для ребенка его «инвалидного» самоопределения.
Также у детей с церебральным параличом наблюдаются нарушения эмоционально-волевой сферы. Они проявляются в повышенной возбудимости ребенка, чрезмерной чувствительности ко всем внешним раздражителям и пугливости. У одних детей отмечаются беспокойство, суетливость, расторможенность, у других, напротив, ― вялость, пассивность, безынициативность и двигательная заторможенность.
Многие дети отличаются повышенной впечатлительностью, обидчивостью, болезненно реагируют на тон голоса, на малейшие замечания, чутко подличают изменения в настроении окружающих. У них легко возникают реакции недовольства, упрямства и негативизма.
Для большинства детей с ДЦП характерно наличие страхов, возникающих при простых тактильных раздражениях (например, в ходе массажа), при изменении положения тела и окружающей обстановки. У некоторых детей отмечается боязнь высоты, закрытых дверей, темноты, новых предметов. Страх вызывает резкие изменения в общем состоянии ребенка.
Дети с церебральным параличом растут пугливыми, нерешительными и неуверенными в себе, они теряются в новых условиях. В школе такие дети тревожны, испытывают страх перед устным ответом, нередко у них возникает заикание или появляются насильственные движения. Они ничем не увлекаются, все свободное время тратят на приготовление уроков, стремятся заучить заданное наизусть. Все это препятствует развитию интеллекта.
Глава 2. Коррекционная работа при ДЦП.
Комплексная реабилитация детей с церебральным параличом включает оказание медицинской, психологической, педагогической, социальной и логопедической помощи, обеспечение наиболее полной социальной интеграции, общего и профессионального обучения. Важным условием комплексного воздействия является взаимодействие специалистов разного профиля в процессах диагностики, лечения, коррекции, сопровождения ребенка с ДЦП и его семьи.
§ 1. Медицинская коррекция.
В медицинскую коррекцию ДЦП включается широкий спектр методов лечения: медикаментозная терапия, физиотерапия, использование различных устройств и приспособлений, лечебная физкультура (ЛФК), массаж, орто- и нейрохирургическое лечение и другие методы.
Рассмотрим методы коррекции, применяемые не только в клиниках, но и в специальных образовательных учреждениях.
1. Лечебная физкультура и массаж.
Возможности лечебной физкультуры при лечении детей с ДЦП широко используются в восстановительном лечении ДЦП. Применяется 2 вида массажа при ДЦП: вибрационный и склеромерный.
Вибрационный массаж обеспечивает избирательное воздействие на мышцы, оказывая рефлекторное влияние на функциональное состояние нервной системы и тем самым способствуя восстановлению нарушенных реципрокных взаимоотношений мышц антагонистов путем снижения тонуса спастических мышц. Воздействие осуществляется с помощью точечного вибратора, нагретого предварительно до 40° С, амплитуда колебаний 0,5-1 мм в режиме. После воздействия вибрационного массажа рекомендуется проведение лечебной гимнастики направленной на разработку суставов. Вибрационный массаж показан при всех спастических формах ДЦП со средне-тяжелым и тяжелым типом лечения.
Склеромерный массаж основан на том, что сегмент спинного мозга является относительно самостоятельным и автономным отделом нервной системы, который обеспечивает двигательную и чувствительную иннервацию определенной части тела: конкретного участка кожи, мышц, надкостницы, кровеносных сосудов и внутренних органов. Спастичность мышц при ДЦП обусловлена патологическим повышением активности в сегменте спинного мозга так называемых тонических двигательных нейронов, от которых к мышцам поступает избыточная импульсация, повышающая мышечный тонус. В свою очередь от мышц к спинному мозгу поступает обратная информация, которая при ДЦП еще более усиливает перевозбуждение тонических нейронов.
Но одновременно информация от спастических мышц отраженно влияет на те зоны тела, которые также иннервируются тем же сегментом, главным образом ― на сегментарную область надкостницы. Врач или массажист, воздействуя на зоны надкостницы, может снижать патологическую функциональную активность тонических нейронов, а затем и мышечную спастичность.
2. Мануальная терапия.
Патогенетической основой нейромоторной коррекции с помощью мануальной терапии является применение корригирующих методик, воздействующих на афферентацию, и создание на этой основе физиологической статокинетической системы, функционирование которой направлено на оптимальный результат. В процессе лечения афферентный поток становится более целенаправленным. Метод мануальной терапии предложен для комплексного лечения ДЦП. Этот метод обладает выраженным миорелаксирующим эффектом.
3. Метод функционального
Суть метода заключается в перестройке механизмов движений под воздействием восходящих потоков двигательной афферентации, возникающей при направленной целевой тренировке активности активных мышц или группы мышц, сигнализирующих об успешности и правильности выполнения движений в заданном объеме.
4. Метод комплексной стимуляции.
Метод акцентирован на топологическом принципе воздействия на пораженные структуры головного и спинного мозга. Создана эффективная система комплексной стимуляции развития статико-моторных, перцептивных и интеллектуально-речевых функций в соответствии с нормативным возрастным профилем развития ребенка.
5. Метод кондуктивной педагогики.
Разработан профессором Пето в 1945-1967 гг. Кондуктивная педагогика представляет собой метод воздействия на больного, осуществляемого специально обученным кондуктором. Основное внимание в методе уделено медико-педагогической коррекции, которая направлена на выработку самостоятельной активности и независимости ребенка. Метод базируется на концепции, согласно которой мозг развивается в конкретных условиях. В связи с этим, кондуктор стремится, обучая ребенка, руководить удовлетворением биологических и социальных потребностей организма, т.е. руководить адаптацией к окружающей среде.
В процессе осуществления кондуктивной педагогики проводятся групповые занятия, в группу входят 6-7 человек. Занятия всегда проводит один человек-кондуктор, владеющий основными знаниями по широкому кругу проблем, таких, как медицина, педагогика, психологические методы воздействия, лечебная гимнастика, речевая терапия и др.
Обучение пациента кондуктором ведется в процессе повседневной жизни. Обучаются дети в том же помещении, в котором живут. В итоге обучение фактически оказывается частью жизни ребенка. Очень важно, чтобы в ходе проведения занятий господствовала атмосфера теплого общения, чтобы спокойный тон кондуктора располагал ребенка к занятиям. Во время занятия кондуктор никогда не делает замечаний конкретному ребенку, обращаясь только к группе. В ходе занятия осваиваются различные виды деятельности: вставание, умывание, одевание, еда и пр., а также рисование, письмо, счет. Действие при его выполнении сопровождается словами «я иду», «я сажусь» с певучим приговариванием. Движение подкрепляют словом, музыкальным сопровождением, что способствует эффективному закреплению движения.
По данным авторов методики и их последователей в институте Пето, эффективность метода высока. Положительный эффект колеблется от 90% до 100%. Наименьший эффект наблюдается при спастической диплегии.
6. Использование технических
Социальная интеграция предполагает участие лиц с ограниченными возможностями жизнедеятельности в повседневной жизни общества. Для лиц с нарушением опорно-двигательных функций важное значение для участия в различных аспектах жизни представляет применение разных вспомогательных средств и новых технологий.
В мире насчитывается более 5000 вспомогательных средств для больных церебральным параличом, которые можно классифицировать следующим образом:
Информация о работе Технологии реабилитационной работы с детьми с диагнозом ДЦП