Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.
2. Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.
3. Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
2.Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1. Социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков
2.2. Основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков г.Казани
Заключение
Литература
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное благополучие. Курсовая..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков

Курсовая работа

Введение

1. Теоретические  аспекты здорового образа жизни

1.1. Сущность  понятия здорового образа жизни

1.2. Нормативно-правовая  база по охране здоровья и  формированию здорового образа  жизни населения

2.Организация  социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков

2.1. Социальные  технологии по формированию здорового  образа жизни у подростков

2.2. Основные  направления социальной работы  по формированию здорового образа  жизни, профилактике алкогольной  и наркотической зависимости  среди подростков г.Казани

Заключение

Литература

Приложение 1 

 

Введение

Управление  состоянием здоровья подрастающего  поколения – приоритетное медико-социальная задача любого общества. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни  детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.

Показатели  состояния здоровья детей, подростков и молодежи относятся к числу  важнейших характеристик, определяющих их положение в обществе, а негативные тенденции в области здоровья – бесспорное свидетельство социального неблагополучия. В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми. [1] Основными формами психической патологии у детей и подростков являются неврозы, психопатии, девиантное поведение, включая наркозависимость, ранний детский алкоголизм, никотическую зависимость и др.

В связи с  ухудшением состояния здоровья детей  обостряется актуальность вопросов разработки, адаптации и внедрения  эффективных социальных технологий формирования здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. Между тем, обучение здоровому образу жизни - относительно новая отрасль социальной работы, нуждающаяся поэтому в подробном теоретическом и практическом осмыслении и проведении специальных исследований.

Объектом данной курсовой работы является здоровый образ  жизни, рассматриваемый как специфический  вид деятельности людей, направленный на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения  и развития заболеваний.

Предмет – технологии социальной работы, используемые в деятельности по формированию здорового образа жизни среди подростков.

Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.

Задачи:

1.     Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.

2.     Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.

3.     Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.

4.     Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.

Изучением здорового образа жизни занимается множество наук о человеке и обществе, в том числе философия, социология, педагогики, психология, медицина и т.д. В последние годы к ним присоединилась такая практикоориентированная отрасль научного знания, как теория социальной работы. Полученные всеми этими науками достижения в познании сущности здоровья и здорового образа жизни ложатся в основу практики социальной работы по формированию здорового образа жизни осуществляемой сегодня различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми, подростками и молодежью.

Новизна данной работы заключается в попытке  провести анализ накопленного опыта  социальной работы по формированию здорового  образа жизни среди детей, подростков и молодежи на примере деятельности ряда казанских учреждений и организаций. Этот опыт имеет несомненную ценность, заслуживает внимательного рассмотрения и распространения в других городах и районах республики.

Работа состоит  из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.

В первой главе  данной работы рассмотрено понятие  здорового образа жизни, (параграф 1.1), представлен анализ действующей  на сегодняшний день российской нормативно-правовой базы, призванной регулировать социальные, политические, экономические и социокультурные условия, в рамках которых формируется здоровый образ жизни человека и здоровье общества (параграф 1.2).

Во второй главе  представлен анализ основных моделей  и типов социальных технологий, используемых сегодня при социальной работе по формированию здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, включая социальные технологии по профилактике наркомании и алкоголизма, и анализ условий, в рамках которых сегодня в России осуществляется профилактическая социальная работа, а также наиболее типичных трудностей, встречающихся на этом пути (параграф 2.1). В последнем параграфе представлен опыт ряда казанских учреждений и общественных организаций по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди детей, подростков и молодежи (параграф 2.2).

В работе были использованы методы системного анализа и обобщения; было проведено изучение научной  литературы, анализ действующих нормативно-правовых документов в сфере охраны здоровья, развития физкультуры и спорта, противодействия распространению наркомании, никотиновой зависимости и др.  

 

 

 

1. Теоретические  аспекты здорового образа жизни  

 

1.1. Сущность  понятия здорового образа жизни

Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие очень велико. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. В основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения. Отклонения социальных программ от этой конечной цели часто приводят к их ущербности. [2]

Многочисленные  теоретические исследования (Рене Дюбо и др.) давно уже доказали, что в состоянии здоровья человека большое роль играют социально-экономические факторы. Другими факторами, обуславливающими состояние здоровья или болезни и называемые «факторы образа жизни», являются питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие физических упражнений. [3]

С точки зрения взаимосвязи между здоровьем  и образом жизни наиболее оптимальная  модель поведения человека определяется через понятие «здорового образа жизни». По мнению академика Ю.П.Лисицина, образ жизни является главной причиной сохранения человеком своего здоровья. Его вклад достигает 50-55% при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических – 20-25%, наследственной предрасположенности – 20%, медицинского обслуживания – 10%. [4]

Здоровый образ  жизни (ЗОЖ) – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. [5] При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.

Как целостная  система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:

-         оптимальный двигательный режим,

-         рациональное питание,

-         рациональный режим дня,

-         психофизиологическую регуляцию,

-         психосексуальную и половую культуру,

-         тренировку иммунитета и закаливание,

-         отсутствие вредных привычек,

-         валеологическое образование. [6]

Здоровье –  важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. [7] По мнению специалистов, эффективность ЗОЖ для каждого конкретного человека определяется по ряду биосоциальных критериев, в том числе:

-         оценка морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;

-         оценка состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;

-         оценка адаптации к социально-экономическим условиям (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее физиологической стоимости и психофизиологических особенностей): активности исполнения семейно-бытовых обязанностей, широты и проявления социальных и личностных интересов;

-         оценка уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на ЗОЖ (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических навыков по поддержанию и укреплению здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.

Культура здоровья – это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков. [8]

Здоровый образ  жизни - это интегральный способ бытия  индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. [9] В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.

Однако за осознанием важности и необходимости здорового образа жизни далеко не всегда следуют какие-либо конкретные действия. К сожалению, принципы ЗОЖ сегодня еще очень редко становятся руководством в поведении большинства людей. Одна из причин этого – широкая распространенность берущей начало еще с советских времен практика неумелой и неумной, навязываемой из вне и не привязанной к личностным установкам человека «лобовой» пропаганды, которая, к сожалению, не редкость еще и сегодня. Другая причина - сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные предыдущими поколениями, которые также мешают переходу людей к принципам здорового образа в своей повседневной жизни.

Сохранение  здоровья как значимый внутренний мотив  возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих  факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации.

В действительности, однако, ЗОЖ у человека должен целенаправленно  и постоянно формироваться с  самого раннего возраста. Только при  этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.

Именно поэтому  в нашей стране сейчас очень остро  стоит вопрос о необходимости  разработки и принятия государственной  программы по формированию ранних установок  на здоровый образ жизни среди  детей и подростков. Страна нуждается  в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов ЗОЖ.  

 

1.2. Нормативно-правовая  база по охране здоровья и  формированию здорового образа  жизни населения

В Российской Федерации  за последнее десятилетие создана  определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, в числе которых прежде всего следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.

В ст. 1 Основ  законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [10]. В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.

Однако, несмотря на то, что профилактика включена в  число основных приоритетов, детальное  описание ее методов в данном документе  отсутствует, а термин «здоровый образ жизни» вообще не встречается ни разу! Это, во-первых, во многом обедняет содержательное значение данного нормативного документа, а во-вторых, свидетельствует, что понятие здорового образа жизни в нашей стране еще не стало предметом системной деятельности в рамках социальной политики.

Информация о работе Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков