Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:15, курсовая работа
Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.
2. Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.
3. Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.
Введение
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
2.Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1. Социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков
2.2. Основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков г.Казани
Заключение
Литература
Приложение 1
Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков
Курсовая работа
Введение
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
2.Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1. Социальные
технологии по формированию
2.2. Основные
направления социальной работы
по формированию здорового
Заключение
Литература
Приложение 1
Введение
Управление состоянием здоровья подрастающего поколения – приоритетное медико-социальная задача любого общества. Поэтому проблема формирования здорового образа жизни детей, подростков и молодежи, является наиболее актуальной на сегодняшний день. Данная тема определяет не только состояние и проблемы здоровья наших детей, но и здоровье, благополучие будущих поколений.
Показатели состояния здоровья детей, подростков и молодежи относятся к числу важнейших характеристик, определяющих их положение в обществе, а негативные тенденции в области здоровья – бесспорное свидетельство социального неблагополучия. В России состояние здоровья детей и подростков на протяжении последних 10 лет значительно ухудшилось. Повсеместно наблюдается рост числа детей-инвалидов. Отмечается четкая тенденция к ухудшению психофизического здоровья детей. Только 9,8% детей считаются условно здоровыми. [1] Основными формами психической патологии у детей и подростков являются неврозы, психопатии, девиантное поведение, включая наркозависимость, ранний детский алкоголизм, никотическую зависимость и др.
В связи с ухудшением состояния здоровья детей обостряется актуальность вопросов разработки, адаптации и внедрения эффективных социальных технологий формирования здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи. Между тем, обучение здоровому образу жизни - относительно новая отрасль социальной работы, нуждающаяся поэтому в подробном теоретическом и практическом осмыслении и проведении специальных исследований.
Объектом данной
курсовой работы является здоровый образ
жизни, рассматриваемый как
Предмет – технологии социальной работы, используемые в деятельности по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.
2. Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.
3. Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.
Изучением здорового образа жизни занимается множество наук о человеке и обществе, в том числе философия, социология, педагогики, психология, медицина и т.д. В последние годы к ним присоединилась такая практикоориентированная отрасль научного знания, как теория социальной работы. Полученные всеми этими науками достижения в познании сущности здоровья и здорового образа жизни ложатся в основу практики социальной работы по формированию здорового образа жизни осуществляемой сегодня различными службами, учреждениями, общественными организациями, работающими с детьми, подростками и молодежью.
Новизна данной работы заключается в попытке провести анализ накопленного опыта социальной работы по формированию здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи на примере деятельности ряда казанских учреждений и организаций. Этот опыт имеет несомненную ценность, заслуживает внимательного рассмотрения и распространения в других городах и районах республики.
Работа состоит из введения, двух глав, в каждой из которых содержится по два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
В первой главе данной работы рассмотрено понятие здорового образа жизни, (параграф 1.1), представлен анализ действующей на сегодняшний день российской нормативно-правовой базы, призванной регулировать социальные, политические, экономические и социокультурные условия, в рамках которых формируется здоровый образ жизни человека и здоровье общества (параграф 1.2).
Во второй главе представлен анализ основных моделей и типов социальных технологий, используемых сегодня при социальной работе по формированию здорового образа жизни среди детей, подростков и молодежи, включая социальные технологии по профилактике наркомании и алкоголизма, и анализ условий, в рамках которых сегодня в России осуществляется профилактическая социальная работа, а также наиболее типичных трудностей, встречающихся на этом пути (параграф 2.1). В последнем параграфе представлен опыт ряда казанских учреждений и общественных организаций по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди детей, подростков и молодежи (параграф 2.2).
В работе были использованы
методы системного анализа и обобщения;
было проведено изучение научной
литературы, анализ действующих нормативно-правовы
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
Социальная работа позволяет решать широкий круг задач социальной защиты населения. Их число и разнообразие очень велико. Однако конечной целью всех усилий является охрана здоровья и жизни обслуживаемых лиц. В основе любой социальной программы должны быть запросы здоровья, т.е. рекомендации гигиены – науки о здоровье, способах его сохранения и улучшения. Отклонения социальных программ от этой конечной цели часто приводят к их ущербности. [2]
Многочисленные теоретические исследования (Рене Дюбо и др.) давно уже доказали, что в состоянии здоровья человека большое роль играют социально-экономические факторы. Другими факторами, обуславливающими состояние здоровья или болезни и называемые «факторы образа жизни», являются питание, курение, потребление алкоголя и наркотиков и наличие физических упражнений. [3]
С точки зрения взаимосвязи между здоровьем и образом жизни наиболее оптимальная модель поведения человека определяется через понятие «здорового образа жизни». По мнению академика Ю.П.Лисицина, образ жизни является главной причиной сохранения человеком своего здоровья. Его вклад достигает 50-55% при значительно меньшем вкладе других факторов: экологических – 20-25%, наследственной предрасположенности – 20%, медицинского обслуживания – 10%. [4]
Здоровый образ жизни (ЗОЖ) – это деятельность людей, которая направлена на укрепление, улучшение и сохранение своего здоровья, предупреждение возникновения и развития заболеваний. [5] При этом ЗОЖ объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и выражает ориентированность личности в направлении формирования, сохранения и укрепления как индивидуального, так и общественного здоровья.
Как целостная система, ЗОЖ складывается из трех основных взаимосвязанных элементов, или трех культур: культуры питания, культуры движения и культуры эмоций. В целом структура ЗОЖ включает в себя следующие компоненты:
- оптимальный двигательный режим,
- рациональное питание,
- рациональный режим дня,
- психофизиологическую регуляцию,
- психосексуальную и половую культуру,
- тренировку иммунитета и закаливание,
- отсутствие вредных привычек,
- валеологическое образование. [6]
Здоровье – важнейший фактор реализации жизненной программы индивидуума. [7] По мнению специалистов, эффективность ЗОЖ для каждого конкретного человека определяется по ряду биосоциальных критериев, в том числе:
- оценка морфофункциональных показателей здоровья: уровень физического развития, уровень физической подготовленности, уровень адаптивных возможностей человека;
- оценка состояния иммунитета: количество простудных и инфекционных заболеваний в течение определенного периода;
- оценка адаптации к социально-экономическим условиям (с учетом эффективности профессиональной деятельности, успешной деятельности и ее физиологической стоимости и психофизиологических особенностей): активности исполнения семейно-бытовых обязанностей, широты и проявления социальных и личностных интересов;
- оценка уровня валеологической грамотности, в том числе: степень сформированности установки на ЗОЖ (психологический аспект); уровень валеологических знаний (педагогический аспект); уровень усвоения практических навыков по поддержанию и укреплению здоровья (медико-физиологический и психолого-педагогический аспекты); умение самостоятельно построить индивидуальную траекторию здоровья и программу ЗОЖ.
Культура здоровья – это компонент социокультуры. У людей, ведущих ЗОЖ, изменяется мировоззрение, приоритетными становятся духовные ценности, обретается смысл жизни; исчезает физиологическая и психологическая зависимость от алкоголя, табака, наркотиков. [8]
Здоровый образ жизни - это интегральный способ бытия индивида во внешнем и внутреннем мире, как и система взаимоотношений человека с самим собой и факторами внешней среды, где система взаимоотношений человека с самим собой рассматривается как сложнейший комплекс действий и переживаний, наличие полезных привычек, укрепляющий природный ресурс здоровья, отсутствие вредных, разрушающих его. [9] В связи с ухудшением состояния окружающей среды современный человек все больше осознает необходимость в здоровом образе жизни, личной активности в повышении уровня здоровья.
Однако за осознанием важности и необходимости здорового образа жизни далеко не всегда следуют какие-либо конкретные действия. К сожалению, принципы ЗОЖ сегодня еще очень редко становятся руководством в поведении большинства людей. Одна из причин этого – широкая распространенность берущей начало еще с советских времен практика неумелой и неумной, навязываемой из вне и не привязанной к личностным установкам человека «лобовой» пропаганды, которая, к сожалению, не редкость еще и сегодня. Другая причина - сложившиеся стереотипы и привычки, выработанные предыдущими поколениями, которые также мешают переходу людей к принципам здорового образа в своей повседневной жизни.
Сохранение здоровья как значимый внутренний мотив возникает чаще всего в период зрелости. В качестве побуждающих факторов выступает болезнь или «букет» болезней, жизненный кризис, другие экстремальные жизненные ситуации.
В действительности, однако, ЗОЖ у человека должен целенаправленно и постоянно формироваться с самого раннего возраста. Только при этом условии он будет реальным рычагом укрепления и формирования здоровья, будет совершенствовать резервные возможности организма, обеспечивать успешное выполнение социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально-психологических ситуаций.
Именно поэтому в нашей стране сейчас очень остро стоит вопрос о необходимости разработки и принятия государственной программы по формированию ранних установок на здоровый образ жизни среди детей и подростков. Страна нуждается в здоровом поколении, а достичь этого можно только с помощью широкого и грамотного распространения принципов ЗОЖ.
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
В Российской Федерации за последнее десятилетие создана определенная нормативно-правовая база в виде федеральных и региональных законов об охране здоровья населения, в числе которых прежде всего следует выделить Конституцию РФ и Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан.
В ст. 1 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, охрана здоровья населения трактуется как «совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья» [10]. В число основных принципов охраны здоровья (ст.2) входят: соблюдение прав человека и гражданина и обеспечение связанных с этими правами государственных гарантий; доступность медико-социальной помощи; социальная защита граждан в случае утраты здоровья; ответственность органов государственной власти и должностных лиц за обеспечение прав граждан; а также приоритет профилактических мер в области охраны здоровья граждан.
Однако, несмотря на то, что профилактика включена в число основных приоритетов, детальное описание ее методов в данном документе отсутствует, а термин «здоровый образ жизни» вообще не встречается ни разу! Это, во-первых, во многом обедняет содержательное значение данного нормативного документа, а во-вторых, свидетельствует, что понятие здорового образа жизни в нашей стране еще не стало предметом системной деятельности в рамках социальной политики.