Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 18:15, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы – изучить технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков.
Задачи:
1. Раскрыть сущность понятия здорового образа жизни.
2. Представить анализ действующей в России нормативно-правовой базы по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения.
3. Изучить основные социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков.
4. Охарактеризовать основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков, реализуемые на базе учреждений и организаций г.Казани.

Содержание

Введение
1. Теоретические аспекты здорового образа жизни
1.1. Сущность понятия здорового образа жизни
1.2. Нормативно-правовая база по охране здоровья и формированию здорового образа жизни населения
2.Организация социальной работы по формированию здорового образа жизни у подростков
2.1. Социальные технологии по формированию здорового образа жизни у подростков
2.2. Основные направления социальной работы по формированию здорового образа жизни, профилактике алкогольной и наркотической зависимости среди подростков г.Казани
Заключение
Литература
Приложение 1

Вложенные файлы: 1 файл

Социальное благополучие. Курсовая..doc

— 138.50 Кб (Скачать файл)

Изъятое из нормативно-правового  документооборота, непосредственно  обеспечивающего деятельность российской системы здравоохранения, врачей, понятие  здорового образа жизни тем не менее присутствует в законодательной  части, регулирующей деятельность в области физкультуры и спорта.

Согласно статье 21 Федерального закона «О физической культуре и спорте в Российской Федерации», федеральные органы исполнительной власти в области физической культуры и спорта, здравоохранения, образования, а также различные физкультурно-спортивные объединения и средства массовой информации «определяют формы и методы пропаганды физической культуры и спорта с учетом возрастных, профессиональных и социальных особенностей различных групп населения, обеспечивают раскрытие социальной значимости физического воспитания, его роль в оздоровлении нации, борьбе с негативными явлениями - курением, употреблением алкоголя, наркотиков, детской преступностью» [11]. Кроме того, СМИ «организуют вещание и публикацию системных материалов образовательно-просветительного характера, формируют у граждан потребность в занятиях физическими упражнениями, повышают интерес граждан к знаниям в области гигиены, медицины, режима питания, организации труда и отдыха, популяризируют комплексы физических упражнений, … привлекают внимание государства и широкой общественности к указанным проблемам, освещают опыт трудовых коллективов, физкультурно-спортивных организаций» [12] и т.д.

В статье 15 данного закона говорится, что в организации физкультурно-оздоровительной работы с детьми и молодежью участвуют федеральные и региональные органы исполнительной власти по делам молодежи. Они способствуют привлечению детей и молодежи к систематическим занятиям физкультурой и спортом, осуществляют мероприятия по профилактике правонарушений, совершаемых детьми и молодежью, совместно с физкультурно-спортивными организациями в целях формирования здорового образа жизни среди молодежи проводят массовые спортивные соревнования и спартакиады; создают с участием молодежных и детских организаций физкультурно-оздоровительные и спортивные клубы, организуют физическую подготовку детей и молодежи и прием у них нормативов всероссийского комплекса «Физкультура и здоровье»; финансируют проведение массовых физкультурных и спортивных мероприятий.

Очевидно, что данная статья не соответствует нынешним реалиям, хотя бы потому, что отдельный федеральный  орган исполнительной власти по делам молодежи уже много лет не существует. Этот и другие законодательные недочеты (распыленность функций между различными ведомствами, отсутствие центра ответственности и четких механизмов реализации конкретных мер и т.д.) свидетельствуют в целом о недостаточном внимании государства к вопросам ЗОЖ.

Вывод о невнимании государства  к вопросам ЗОЖ вытекает и из анализа состояния нормативно-правовой базы, регулирующей социальные условия, тесно увязанные с данной проблемой, включая нормативно-правовой документооборот по борьбе с распространением психоактивных веществ, алкоголизмом и табакокурением.

Во всех этих трех сферах состояние нормативно-правовой базы оставляет желать много лучшего, что зачастую объясняется абсолютно посторонними причинами. Характерным примером, демонстрирующим данную ситуацию, является состояние нормативно-правовой базы по вопросу об ограничении табакокурения.

Основным государственным  инструментом борьбы с курением являются законы, ограничивающие производство, реализацию и потребление табачных изделий. Такие документы существуют во многих странах мира. В России тоже принят Закон «Об ограничении курения табака и потребления табачных изделий». [13]

У данного закона при его  принятии нашлось много противников  даже среди российских депутатов. Одним  из аргументов парламентариев российской Думы, выступавших против этого закона, была якобы защита интересов отечественной табачной промышленности. Однако в действительности российская табачная промышленность уже на самом деле далеко не российская и большая часть ее принадлежат иностранным компаниям. Так, московская «Ява» – это на самом деле «British American Tobacco», фабрикой «Дукат» владеет немецкая «Лиггет», сигареты «Петр I» и другие традиционные русские табачные изделия принадлежат японской фирме «Rj Reynoilds». Хозяином фабрики в г.Санкт-Петербурге является американская табачная компания «Phillip Morris». [14] Так что довод о необходимости протекционизма в пользу отечественной промышленности крайне сомнителен.

С большим трудом законодателям  удалось также добиться снятия рекламы  алкогольных и табачных изделий  с телевизионных экранов. Нормативно-правовая база по противодействию обороту наркотических средств и психотропных веществ, состоящая ныне из десятка федеральных законов, 22 указов Президента РФ и 52 постановлений правительства РФ, тем не менее, также далека от совершенства. [15] Все это в целом подтверждает вывод о том, что в России пока еще отсутствует целостная общенациональная политика по формированию здорового образа жизни нации.

Этот вывод транслируют  и сами законодатели. В официальном  Обращении Совета Федерации ФС РФ к органам государственной власти (2002 г.) особо подчеркивается, что в стране сложилась острая ситуация, связанная с отсутствием действенной системы государственной поддержки физической культуры и спорта, а состояние развития массовой физической культуры и спорта среди детей, подростков и молодежи вызывает серьезную тревогу. Основным препятствием в развитии физкультуры и спорта, формировании ЗОЖ законодатели видят в административных барьерах, сложившихся в системе исполнительной власти. В то же время отмечается, что в ряде российских регионов есть положительный опыт, где «… усилиями энтузиастов возрождаются национальные виды спорта и спортивные игры, поддерживаются олимпийские виды спорта. Благодаря этому дети и подростки учатся дисциплине, обретают здоровье, высокие жизненные цели, избегают социальных рисков, связанных с детской беспризорностью и безнадзорностью, наркоманией, преступностью» [16].

Действительно, российское законодательство позволяет регионам вести самостоятельную политику в области развития физической культуры и спорта, чем успешно пользуются те российские регионы, руководители которых понимает всю важность этого направления. Ярким примером этому служит наша республика.

В Республике Татарстан приняты  собственные законодательные акты, закрепляющие и расширяющие направления по развитию физической культуры и спорта, укреплению здоровья и формированию здорового образа жизни населения: законы «Об охране здоровья граждан» [17], «О физической культуре и спорте» и др.

В Законе Республики Татарстан  «О физической культуре и спорте» впервые закреплена правовая обязанность администраций предприятий, учреждений, организаций создавать работникам условия для реализации их права на занятия физической культурой, включая реабилитационные и профессионально-прикладные занятия в режиме рабочего дня, послетрудовое восстановление, профилактические занятия, спортивно-массовую работу, спортивно-оздоровительный туризм. [18]

В Республике Татарстан также  принята целевая Концепция (основные направления) развития физической культуры и спорта на 2001-2005 годы. Ее основные направления - это совершенствование нормативно-правовой базы и системы управления; повышение квалификации кадров; внедрение новых физкультурно-оздоровительных технологий; развитие физкультурно-спортивной индустрии и сети физкультурно-спортивных сооружений. [19]

С целью реализации данной Концепции Постановлением Кабинета Министров РТ был создан Координационный  совет по физической культуре и спорту, а также были учреждены ежегодные  правительственные премии (для тренеров и учителей) и памятные медали (для меценатов и спонсоров) «За лучшую организацию спортивно-оздоровительной работы среди детей, подростков и молодежи». [20]

Подводя итоги, можно сказать  о том, что для обеспечения  надлежащего здоровья граждан нашей  страны и формирования у них установок на здоровый образ жизни требуется осуществление межсекторальных действий и комплексного, системного, подхода к решению вопросов ЗОЖ. [21] Задачами обеспечения этого подхода должны заниматься все ветви и этажи государственной власти, и это является единственно возможным путем для преодоления нынешней ситуации.  

 

 

 

2.Организация  социальной работы по формированию  здорового образа жизни у подростков  

 

2.1. Социальные  технологии по формированию здорового  образа жизни у подростков

В мире существуют определенные отработанные подходы к проведению профилактического воздействия с целью формирования установок на здоровый образ жизни. Они основаны на классификации профилактики, принятой Всемирной Организацией Здравоохранения, в рамках которой профилактика подразделяется на первичную, вторичную и третичную. Первичная профилактика зависимости от психоактивных веществ имеет целью предупредить начало их употребления лицами, ранее их не употреблявшими. Вторичная профилактика ориентирована на лиц, имеющих признаки формирующейся зависимости в ее начальной стадии. Третичная профилактика является преимущественно медицинской, индивидуальной и ориентирована на контингенты больных, зависимых от психоактивных веществ. [22]

Первичная профилактика стремится  уменьшить число лиц, у которых может возникнуть заболевание, и поэтому ее усилия направлены не столько на предупреждение развития болезни, сколько на формирование способности сохранить либо укрепить здоровье. Она является преимущественно социальной, наиболее массовой и ориентирована прежде всего на детей, подростков, молодежь.

Существует множество  концептуальных моделей профилактических, в том числе антинаркотических  программ. Э.Чарлтон выделяет 5 концептуальных моделей, по которым строятся профилактические программы: медицинскую, образовательную, политическую модели, модель «самоусиления» и модель «действия на благо здоровья».

Медицинская модель построена  на информировании школьников и является чисто когнитивной. Она предполагает, что, если человек знает об опасности для здоровья определенного стиля поведения, он начнет относиться к такому поведению отрицательно и будет от него воздерживаться. Зарубежные специалисты оценивают эффективность такой модели как крайне низкую. В определении поведения человека участвует слишком много факторов, и хотя информация действительно необходима как основа для принятия решения, тем не менее она редко имеет шанс реально изменить поведение индивида.

Зарубежные  исследования показали, что после  первоначального эффекта, произведенного новой информацией, она уже не играет значительной роли. Так, например, программы борьбы с курением, созданные исключительно в когнитивном ключе, почти не оказывают влияния на подростков. Сегодня любой из них запросто может перечислить все пагубные последствия для здоровья, связанные с курением, однако многие из них все же курят. Чисто информационные программы борьбы с курением могут дать эффект только в странах, где детям не известны вредные свойства табачного дыма; к тому же реальная угроза для здоровья из-за курения возникает позднее, а в детском возрасте болезни — еще слишком далекая перспектива, чтобы реально взволновать детей. Э.Чартон считает, что в целом программы, основанные исключительно на информационном подходе, в том числе рассматривающие различные факторы риска для здоровья, «скучны, излишне назидательны и часто лишь провоцируют нежелательное поведение подростков» [23].

Решение принимается  на основании имеющейся информации, но нужно еще и умение принимать  решения. В этом отношении образовательная модель пошла по стопам медицинской: одним из основных стал следующий принцип: решение должно быть принято на основании достоверной информации лично подростком. Поэтому акцент в данной модели акцентируется на обучении навыкам принятия подростками осознанных решений с помощью следующего алгоритма.

1. Оценка проблемы: является ли предлагаемая альтернатива  приемлемым способом разрешения  проблемы? Принял ли я во внимание  все возможные пути ее решения?

2. Взвешивание  альтернатив: которая из существующих  альтернатив является наилучшей? Можно ли с ее помощью достичь поставленных перед собой целей?

3. Обдумывание  решения: следует ли мне начать  применять на практике тот  образ действий, который сочтен  наилучшим, и оповестить об  этом?

4. Твердость  в осуществлении принятого решения, несмотря на отрицательное мнение окружающих: Серьезен ли риск для меня, если я не буду менять свое поведение? Серьезен ли риск для меня, если я изменю поведение?

Образовательная модель, делающая упор на принятие решений, ориентируется на индивида. Однако известно, что решения не всегда принимаются им лично. Часто причинами, заставляющим людей вести нездоровый образ жизни, оказываются социальные обстоятельства, загрязнение окружающей среды, низкий материальный статус. Например, дешевые и легко приобретаемые сигареты, реклама табака могут подтолкнуть молодежь к началу курения. Недостаток денег, отсутствие продуктов питания, традиции и семейные предпочтения и представления могут определять то, что человек ест. Политическая модель делает шаг дальше по сравнению с образовательной и включает в себя содействие становлению здорового образа жизни. Иногда требуется изменить внешние обстоятельства, чтобы помочь принятию правильных с точки зрения здоровья решений. Лоббирование законодательных изменений, субсидии на питание и другие меры могут помочь создать среду обитания, способствующую рациональному образу жизни.

Если объединить достоверную информацию, даваемую медицинской  моделью, навыки принятия решений, развиваемые  в рамках образовательной модели, и поддержку здорового образа жизни окружение, обеспечиваемую политической моделью, возникает модель самоусиления. Другая модель, учитывающая факторы, влияющие на поведение человека в отношении здоровья, - это модель действий на благо здоровья английского ученого К.Тоунса.

В нашей стране существует своя специфика внедрения  профилактических, в том числе  антинаркотических программ для  подростков. На сегодняшний день в  России идет эта работа ведется в  двух наиболее общих направлениях:

-         совершенствование существовавшей ранее антиалкогольной пропаганды и распространение ее принципов на новый предмет - предупреждение наркомании;

-         адаптация к отечественным условиям зарубежных антинаркотических программ.

Информация о работе Технологии социальной работы по формированию здорового образа жизни среди подростков