Технологии социальной работы с девиантными подростками

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39

Вложенные файлы: 1 файл

4_SR_kusovaya_rabota_2.docx

— 113.63 Кб (Скачать файл)

 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО  ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

«ЮЖНЫЙ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ  УНИВЕРСИТЕТ»

ВОЛГОДОНСКИЙ  ИНСТИТУТ (ФИЛИАЛ) ЮФУ

 

Кафедра истории, социологии и социальной работы

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

на тему: «Технологии социальной работы с девиантными подростками»

         по дисциплине:  Технологии социальной  работы

 

 

 

 

 

выполнила:

студентка 4 курса очного отделения

специальности «Социальная  работа»

Коргонь Екатерина

 

проверил:

научный руководитель

К.с.н. доцент. Шляков Д.В.

рекомендована к защите:

оценка_____________

дата_____________

подпись_____________

Волгодонск

2012 г.

 

Содержание

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические аспекты  социальной работы с девиантными  подростками 7

1.1.Определение  и классификация технологий социальной  работы 7

1.2.Общая  характеристика девиантного поведения  подростков. 14

1.3.Формы   работы с подростками девиантного  поведения 21

Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26

2.1.Технологии  работы с девиантными подростками  в условиях социально – реабилитационного  центра для несовершеннолетних 26

2.2.Специфика  работы социально реабилитационного  центра для несовершеннолетних (на  базе г. Волгодонска) 29

Заключение 36

Список используемой литературы 39

 

 

Введение

Проблема воспитания подрастающего  поколения особую актуальность приобретает  на современном этапе развития нашего государства, характеризующемся бурными преобразовательными процессами в различных областях общественной жизни, существенным обновлением всей системы сложившихся отношений в обществе. Важнейшей в этом процессе выступает социокультурная проблема нейтрализации отрицательной и формирование положительной направленности личности.

В этих условиях парадоксален вопрос: почему на фоне растущих статистических показателей об уровне жизни и благосостоянии населения проблема увеличения количества девиантных детей остается одной из насущных и нерешенных задач нашего государства, почему социальная работа с подростками, имеющими отклонения в поведении приобретает особую остроту и актуальность?

Отклонения в поведении  детей, как показывают исследования, возникают в результате политической, социально-экономической нестабильности общества, усиления влияния псевдокультуры, изменения в содержании ценностных ориентаций молодежи, неблагоприятных семейно-бытовых отношений, отсутствия контроля за их поведением, чрезмерной занятости родителей, роста разводов.

Но, к сожалению, часто  и сама семья самоустраняется  от процесса воспитания. Многие родители, будучи заняты проблемами выживания, нередко неспособны помочь своим детям. Перед обществом стоит актуальная задача полноценно включить семью в воспитание детей, повышение ее ответственности за жизнедеятельность ребенка.

Из года в год растет число родителей, уклоняющихся от своих  обязанностей, злоупотребляющих спиртными  напитками, ведущих аморальный образ  жизни, проявляющих по отношению  к детям жестокость и насилие. В связи с дезорганизацией  жизни семьи наблюдается постоянный рост детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В детском  приюте временно находят пристанище самые разные дети. Разные по характеру, уровню знаний, условиям жизни. Жизненные испытания – пьянство родителей, их безответственное отношение к собственным детям – ожесточили души ребят, что ведет к росту числа подростков, склонных к асоциальному поведению. Своевременная встреча девиантного подростка с умным внимательным педагогом может вернуть его на путь позитивного саморазвития. Поэтому так необходима диагностика, профилактика и коррекция асоциального поведения подростков. В данном исследовании мы разработали программу коррекции нравственно – этического воспитания подростков попавших в тяжелую жизненную ситуацию, позволившую определить для каждого адекватные методы, способствующие раскрытию его внутренних резервов и возможностей, ознакомиться с особенностями развития, лучше узнать его личностные качества.

Сложившаяся ситуация требует  переосмысления целей, ценностей, мотивов, эффективности средств и методов  социальной работы с девиантными подростками.

В настоящее время в  стране осуществляются меры, направленные на улучшение положения детей в России. Принят ряд федеральных законов, введена президентская программа "Дети России", в субъектах Российской Федерации разрабатываются законодательные акты и программы, направленные на защиту прав детей, нуждающихся в социальной поддержке и реабилитации. В системе социальной защиты населения создана сеть учреждений для разных категорий детей, нуждающихся в социальной поддержке.

В качестве приоритетной, концептуальной идеи, основного направления в  преодолении безнадзорности, беспризорности, правонарушений, наркомании обозначена задача — создать и совершенствовать комплексную систему профилактической работы, защищать права детей и  подростков. В свою очередь, концептуальным в проблеме профилактики является ее понимание как социально значимого явления, как части социальной политики государства.

Социальная работа, одна из немногих специальностей, аккумулирующих в себе самые разнообразные умения — от информирования, консультирования, обслуживания, стимулирования, обучения искусству взаимодействия и т. д., способна содействовать адаптации детей и подростков в современном обществе.

Степень научной  разработанности темы достаточно велика. Аспекты организации практической основы социальной работы с девиантными подростками, а также их социально-правовая защита заложены в работах следующих авторов: Варывдина В.А., Клемантовича И.П.,. Павленка П.. Д., Зубковой Т.С., Климановой Г.И., (исследование системы социальной защиты детства), Савина А.Н., Зарембо Т.Ф. (организация профилактической и реабилитационной работы) и др.1 Особую роль для исследования имели нормативно-правовые документы: Конвенция ООН о правах ребенка, ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» от 24 июня 1999 года № 120 – ФЗ, Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями).

Объект исследования:  девиантные подростки.

Предмет исследования: технологии работы в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.

Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.

 Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:

  1. Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
  2. Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
  3. Изучить формы работы с девиантными подростками.
  4. Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
  5. Раскрыть специфику работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних. (на базе г. Волгодонска)

В работе были использованы следующие методы: анализ и синтез различных подходов к исследованию и решению проблем девиантного поведения подростков. Анализ документов.

Теоретическая и  практическая значимость исследования.

Теоретическая значимость исследования состоит в определении сущности девиантного поведения подростков, его видов, форм, в анализе современных правовых аспектов проблемы.

Практическая значимость исследования заключается в выявлении  особенностей работы социально – реабилитационного центра г. Волгодонска.

Теоретическая и  эмпирическая база исследования.

Теоретическая база исследования: методы использованные при подготовке данной работы: обобщение теоретических источников и журналов, анализ, синтез, сравнение.

Эмпирическая база исследования: государственное бюджетное учреждение социального обслуживания населения Ростовской области «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних г. Волгодонска».

Настоящая курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

 

Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками

    1. Определение и классификация технологий социальной работы

Возникновение ряда глобальных проблем современного общества требует разработки новых технологий их решения с привлечением все более многочисленных групп специалистов. Сегодня мировой опыт свидетельствует о том, что при помощи социальных технологий (информационных, обучающих, внедренческих, политических, управленческих и др.) можно своевременно разрешать социальные конфликты, снимать социальное напряжение, предотвращать катастрофы, блокировать рискованные ситуации, принимать и выполнять оптимальные управленческие решения и др. Формирование социальной политики, определяемой современным обществом и проводимой современным государством, возможно только на основе технологизации  ее максимально эффективным и целесообразным использованием ресурсов и средств.2

При определении технологий в социальной работе необходимо учитывать, во-первых, общую трактовку социальных технологий, во- вторых, особенности  социальной работы как одного из видов  человеческой деятельности и, в-третьих, в связи с этим, особенности  объектов, субъектов, содержания, средств  и других компонентов (элементов) социальной работы как определенной целостности (системы). Представляется вполне приемлемым определение социальных технологий применительно к социальной работе, которое дается в отечественной  литературе. Они трактуются как совокупность приемов, методов и воздействий, применяемых социальными службами, отдельными учреждениями социального  обслуживания и социальными работниками  для достижения поставленных целей  в процессе осуществления социальной работы, решения разного рода социальных проблем, обеспечения эффективности реализации задач социальной защиты населения.3

Социальные технологии в  этой области общественной жизни  базируются на реальном опыте социальной работы, принципах и теоретико-методологических закономерностях, открытых социальными  науками: социологией, теорией социальной работы, теорией управления, правом, социальной педагогикой, валеологией и др.

Технология может быть определена как совокупность основных характеристик и элементов (ингредиентов) процесса производства того или иного продукта.4

В словаре русского языка СИ. Ожегова технология определяется как оптимальная последовательность использования средств воздействия на предмет труда с целью достижения результатов в определенный срок. В то же время К. Маркс и Ф. Энгельс определяли технологию как совокупность процессов обработки или переработки материалов в определенной отрасли производства, а также научное описание способов производства.

Другое значение технологий — это определенный документ, проект, описывающий и регламентирующий порядок действий, задающий нормативы, стандарты инфраструктуры. Можно говорить о совпадении реально действующей технологии и технологии как модели.5

В последнее время понятие (термин) технология широко используется во всех сферах жизнедеятельности человека и прочно утверждается в социальной и духовной сфере. В настоящее время все активнее используется понятие технологии социальной работы.

Выделяя технологии в социальной работе как науке, необходимо учитывать, что она представляет собой такую  сферу человеческой деятельности, функция  которой состоит в выработке  и теоретической систематизации объективных знаний об определенной действительности - социальной работе (а при понимании социальной работы в широком смысле - социальных отношениях, социальной сфере). Одной из ее важнейших  задач как науки является анализ существующих форм и методов социальной работы, разработка оптимальных методов  и технологий разрешения различных  социальных и других проблем применительно  к разным индивидам, слоям и группам  населения.6

Характеризуя технологии социальной работы как науку, следует  исходить из того, что ее неотъемлемыми  компонентами являются соответствующие  закономерности (например, существенные связи между субъектом и объектом социальной деятельности), принципы и  методы (экономические, правовые, социально-педагогические и т.д.).

В этом случае социальные технологии выступают как способы применения теоретических выводов в решении  практических задач социальной работы. Важно в этой связи подчеркнуть  такую особенность социальной работы как науки, которая состоит в  органическом единстве знаний и умений. 
Когда речь идет о социальной работе как учебной дисциплине (цикле учебных дисциплин), то сущностью социальных технологий выступает целостное представление о содержании социальной работы, ее основных направлениях, инструментарии, ее методах и организации. То есть эти технологии носят в основном обучающий, информационный характер.7

Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками