Глава
2. Технологический аспект деятельности
социально - реабилитационного центра
для несовершеннолетних
2.1. Технологии работы
с девиантными подростками в условиях
социально – реабилитационного центра
для несовершеннолетних
Социально – реабилитационный
центр для несовершеннолетних, использует
различные технологии, которые отличаются
от технологий работы с другими категориями
клиентов социальной работы.
Рассмотрим специфику
технологической деятельности социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних, оказывающих
помощь данной категории клиентов.34
Саратовский социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних в своей
работе использует следующие технологии:
- Качественная диагностика причин возникновения проблем в обучении, общении, поведении, отклонений в развитии ребенка;
- Консультативная помощь с использованием психотерапевтических технологий:
- подросткам: по проблемам возраста, личностного и профессионального самоопределения;
- родителям по вопросам отклоняющегося поведения детей, нарушения развития по проблемам детско-родительских отношений;
- консультативная помощь детям с девиантным поведением;
- педагогам и психологам по вопросам оказания оптимальной помощи детям с трудностями в развитии.
- Коррекционная помощь детям с различными отклонениями в развитии психических функций, с нарушениями слуха, речи, опорно-двигательного аппарата, с трудностями в обучении, общении, поведении (в групповой и индивидуальной форме). Основные виды коррекции: психологическая; специально-педагогическая;
- Взаимодействие специалистов центра с учреждениями для девиантных детей
- Первичная диагностика
детей, поступающих в детские
дома и школы интернаты с
целью определения типа и формы
школьного обучения.
-Рубежная диагностика
с целью коррекции программы
индивидуального сопровождения
ребенка.
-Динамическое наблюдение за
реализацией программ индивидуального
сопровождения ребенка.
-Консультирование детей, педагогов,
специалистов по проблемам психолого-педагогического
сопровождения.
- Реализация программ
профессионального самоопределения
подростков.
- Научно-методическое и просветительское направление:
- Организация и проведение семинаров, практикумов для специалистов по актуальным проблемам психолого – медико - педагогического сопровождения;
- Просвещение родителей, педагогов, общественности по вопросам предупреждения отклоняющегося психологического развития и социально-обусловленных заболеваний;
- Разработка и реализация программ, проектов, методических рекомендаций, содействующих решению социально-психологических проблем ребенка и семьи.35
Ставропольский областной социально
– реабилитационный центр для
несовершеннолетних, использует такие
технологии как:
- Комплексная реабилитация воспитанников Центра проходит по реабилитационным программам, разработанным специалистами Центра:
-«Радуга» (организация детского самоуправления);
-«Жизнь в радости» (комплексная реабилитационная
программа для воспитанников оздоровительно-реабилитационной
группы);
-«Академия права» (граждановедение,
профилактика правового нигилизма у подростков);
- «Мир вокруг» (программа социокультурной
реабилитации).
- профилактика отклоняющегося поведения;
- новой технологией в работе Центра является оздоровительно-реабилитационная группа для детей 5-12 лет из семей «группы риска».
Дети проходят комплексную
реабилитацию, состоящую из медико-социального,
психолого-педагогического и логопедического
сопровождения по программе «Жизнь
в радости».
Специфичным в работе
данного центра является внедрение
новой технологии в практику
оказания помощи данной категории клиентов.36
В Алтайском областном
социально – реабилитационном центре,
используются такие технологии
как:
- коррекция и профилактика различных форм девиантного поведения;
- социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность;
- профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни;
- овладение трудовыми навыками;
- социальная адаптация и реабилитация детей, оставшихся без попечения родителей37.
- Специфичными технологиями данного центра являются социализация несовершеннолетних через трудовую деятельность, профессиональная ориентация и подготовка воспитанников к самостоятельной жизни, овладение трудовыми навыками.
Таким образом, специфичным
является внедрение новых технологий
в работу с девиантными подростками. Наряду
с традиционными технологиями внедряют
новые технологии, специфика этих технологий
заключается в том, что они позволяют
оказывать комплексную помощь. Инновационные
технологии направлены на работу семьёй
и ребёнком, попавшим в трудную жизненную
ситуацию. Центры, внедряя свои технологии,
являются инноваторами, тем самым развивая
систему социальной защиты и работы с
девиантными подростками.
2.2. Специфика работы
социально реабилитационного центра для
несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска)
Стремление подростков к
объединению — это своеобразная
форма самозащиты, возможность самореализовать
себя, утвердиться в социуме, приобрести
значимые для себя социальные черты и
опыт.
В условиях социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних г. Волгодонска,
воспитанниками которого являются в основном
дети из неблагополучных семей, и где отсутствуют
воспитательные усилия со стороны родителей,
воспитательные возможности педагогического
коллектива несколько сужены. Кроме того,
приходится учитывать наличие взаимозависимости
процесса воспитания с влиянием социальной
среды, в которую погружён ребёнок.38
Воспитанники социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних отличаются
педагогической запущенностью (низкий
уровень интеллектуального развития,
бедная эмоциональная сфера и воображение,
неумение управлять своим поведением,
слабо выраженные навыки самоконтроля).
Вступая в самостоятельную жизнь, они
часто оказываются неготовыми к взаимоотношениям,
существующим в современном обществе.
Поэтому им необходимо дать определённый
объём знаний и практических умений, которые
повысили бы их конкурентоспособность,
содействовали бы их занятости на рынке
труда, способствовали развитию предпринимательских
черт характера и успешной социализации.
Основные усилия педагогического
коллектива социально-реабилитационного
центра для несовершеннолетних направлены
на то, чтобы способствовать созданию
наиболее благоприятных условий для развития
и позитивного самоутверждения личности
воспитанников. Для решения стоящих перед
нами задач необходимо, чтобы условия
жизни детей в социально-реабилитационном
центре для несовершеннолетних были приближены
к тем, что существуют в благополучных
семьях, создавали психологический комфорт,
способствовали развитию положительных
эмоций.
В своей деятельности центр преследует
следующую цель: осуществление профилактики
безнадзорности и социальной реабилитации
несовершеннолетних с различными формами
и степенью девиации и их семей.39
Задачами центра являются:
- создание условий для освоения детьми комплекса новых социальных ролей;
- развитие коммуникативных навыков и умений взаимодействовать в детском коллективе;
- формирование лидерских качеств и организаторских способностей у подростков;
- активизация и развитие интеллектуального и творческого потенциала подростков.40
Для достижения целей Центр
осуществляет следующие виды деятельности:
1. Социально – бытовые услуги:
- выявление детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в экстренной социальной помощи;
- обеспечение временного проживания детей в учреждении, с предоставлением полного государственного обеспечения (обеспечение одеждой, обувью, организация питания);
- разработка и реализация индивидуальных программ социальной и комплексной реабилитации;
- выявление причин социальной девиации, их беспризорности и безнадзорности;
- восстановление утраченных контактов и связей с семьей, внутри семьи;
- восстановление социального статуса детей в коллективе сверстников, по месту учебы, работы;
- организация различных форм труда, отдыха и оздоровления детей в каникулярное и учебное время;
- содействие в обучении детей по школьной программе или по программам дошкольного образования;
- формирование у детей навыков общения, здорового образа жизни, общежитейских навыков и умений;
- содействие родителям в оплате жилья и коммунальные услуг (помощь в оформлении субсидии);
- помощь родителям в организации летнего отдыха и оздоровления детей, обучения детей в школе.
- Социально - медицинские услуги:
- медико-социальное обследование безнадзорных и беспризорных детей при поступлении в учреждение, проведение первичного медицинского осмотра и первичной санитарной обработки;
- систематическое наблюдение за состоянием здоровья;
- проведение медицинских процедур в соответствии с назначением лечащих врачей;
- санитарно-просветительская работа;
- социально-медицинский патронаж;
- содействие в предоставлении детям, нуждающихся в оздоровлении, соответствующих услуг и направлении их на санаторно - курортное лечение;
- индивидуальная работа, направленная на предупреждение вредных привычек и избавление от них;
- содействие в прохождении реабилитации.
- Социально-психологические услуги:
- социально-психологическое консультирование родителей;
- диагностическое обследование психофизического, интеллектуального и эмоционального развития детей дошкольного возраста, изучение их склонностей и способностей для определения степени готовности к школе;
- психолого-медико-педагогическое обследование социально девиантных детей, направленное на установление форм и степени девиации, её источников и причин, а также на изучение состояния нервно-психического здоровья, особенностей личностного развития и поведения детей;
- психическая коррекция, направленная на преодоление или ослабление искажений в психическом развитии детей;
- психологические тренинги, направленные на снятие у детей последствий психотравмирующих ситуаций, нервно-психической напряженности, на выработку умений и навыков социальной адаптации к создавшимся условиям проживания, предоставление психической помощи;
- психопрофилактическая и психологическая работа, направленная на своевременное предупреждение возможных нарушений в становлении и развитии детей;
- социально-психологический патронаж.
- Социально-педагогические услуги:
- психолого-педагогическое обследование детей, анализ их поведения, тестирование под различные типы задач педагогической помощи;
- содействие в организации обучения, определение оптимальной формы обучения;
- обучение навыкам самообслуживания;
- формирование здорового образа жизни;
- оказание педагогической помощи для восстановления статуса в коллективе сверстников, по месту учебы;
- коррекция педагогической запущенности;
- подготовка детей к самостоятельной семейной жизни;
- организация досуговых мероприятий.41
В свою очередь социально-реабилитационный
центр для несовершеннолетних г. Волгодонска
ставит перед собой следующую цель: повышение
охвата эффективности профилактических
мероприятий по безнадзорности несовершеннолетних,
профилактики семейного неблагополучия
и уменьшения степени девиации среди несовершеннолетних.42