Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 02:28, курсовая работа
Целью исследования является анализ технологий работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних.
Для реализации данной цели были разрешены следующие задачи:
Раскрыть понятие технологии социальной работы и их классификацию.
Рассмотреть общие характеристики девиантного поведения подростков.
Изучить формы работы с девиантными подростками.
Рассмотреть технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – р
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты социальной работы с девиантными подростками 7
1.1.Определение и классификация технологий социальной работы 7
1.2.Общая характеристика девиантного поведения подростков. 14
1.3.Формы работы с подростками девиантного поведения 21
Глава 2. Технологический аспект деятельности социально - реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.1.Технологии работы с девиантными подростками в условиях социально – реабилитационного центра для несовершеннолетних 26
2.2.Специфика работы социально реабилитационного центра для несовершеннолетних (на базе г. Волгодонска) 29
Заключение 36
Список используемой литературы 39
Расстройство поведения, ограничивающееся семьей. Оно включает антисоциальное или агрессивное поведение (протестующее, грубое), проявляющееся только дома во взаимоотношениях с родителями и родственниками. Может иметь место воровство из дома, разрушение вещей, жестокость по отношению к ним, поджоги дома.
Несоциализированное расстройство поведения. Характеризуется сочетанием упорного антисоциального или агрессивного поведения с нарушением социальных норм и со значительными нарушениями взаимоотношений с другими детьми. Оно отличается отсутствием продуктивного общения со сверстниками и проявляется в изоляции от них, отвержении ими или непопулярности, а также в отсутствии друзей или эмпатических взаимных связей с ровесниками. По отношению к взрослым проявляют несогласие, жестокость и негодование, реже взаимоотношения хорошие, но без должной доверительности. Могут быть сопутствующие эмоциональные расстройства.
Социализированное расстройство поведения. Оно отличается тем, что стойкое асоциальное (воровство, лживость, прогулы школы, уходы из дома, вымогательство, грубость) или агрессивное поведение возникает у общительных детей и подростков. Часто они входят в группу асоциальных сверстников, но могут быть и в составе неделинквентной компании.
Делинквентное поведение. Подразумеваются проступки, мелкие провинности, не достигающие степени криминала, наказуемого в судебном порядке. Оно проявляется в форме прогулов классных занятий, общения с антисоциальными компаниями, хулиганства, издевательство над маленькими и слабыми, вымогания денег, угона с велосипедов и мотоциклов. Нередко встречаются мошенничество, спекуляция, домашние кражи. Причины социальные - недостатки воспитания.
Ранняя алкоголизация и наркотизация (аддиктивное поведение). Это подростковый эквивалент бытового пьянства взрослых и начала наркомании. В половине случаев алкоголизация и наркотизация начинаются в подростковом возрасте. Среди делинквентных подростков более трети злоупотребляют алкоголем и знакомы с наркотиками. Мотивы употребления - быть своим в компании, любопытство, желание стать взрослым или изменить свое психическое состояние. В дальнейшем выпивают, принимают наркотики для веселого настроения, для большей раскованности, самоуверенности и т.п.
Девиации сексуального поведения.
У подростков недостаточно осознанное
и повышенное половое влечение. Еще
не завершена половая
В основе девиантного поведения лежит, прежде всего, социальное неравенство. Это находит выражение:
Морально-этический фактор
девиантного поведения
Окружающая среда, которая нейтрально или благосклонно относится к девиантному поведению. Молодые девианты — алкоголики, наркоманы, проститутки — в большинстве выходцы из неблагополучных семей, в которых один или оба родителя пьют. Как правило, возглавляет группу девиантов «авторитет», который недавно вернулся из «зоны». В такой среде имеется свое представление о нормах поведения.
Воспитательный фактор в подростковом возрасте — это школа, которая может способствовать проявлению и развитию асоциального поведения подростков. Существенную роль в этой связи играют ориентиры школы и стиль осуществляемой в ней воспитательной работы.
Малая или дружеская группа может также являться фактором отклоняющегося поведения у подростков, если присутствуют асоциальные элементы в системе норм, ценностей, которыми руководствуются члены этой группы в своем поведении.27
Особо следует отметить влияние средств массовой информации на формирование личности подростков. Телевизионные передачи, видеозаписи, насилие, разврат, различные способы противоправного обращения толкают подростков в круговорот преступного бизнеса.
Таким образом, неблагоприятные условия жизни, воспитание в семье и школе, проблемы овладения знаниями и связанные с этим неудачи в учебе, неумение строить взаимоотношения с окружением возникающие на этой основе конфликтные ситуации, различные психофизические отклонения в состоянии здоровья, как правило, ведут к кризису духа, потере смысла существования, к негативной девиации и преступности, как самой острой формы девиантного поведения подростков.
По роду своей деятельности социальный работник имеет дело преимущественно с людьми, испытывающими различные жизненные затруднения. Спектр этих затруднений достаточно широк. И очень весомая их доля приходится на те, которые невозможно решить без привлечения усилий специалистов в других областях – психологии, педагогике, юриспруденции, медицине. Эффективные технологии социальной работы основаны на тесном взаимодействии и интеграции межведомственных усилий всех специалистов, учреждений и служб. Все это справедливо и в отношении социальной работы с детьми и подростками с различными формами и видами девиации.28
Современная система профилактики
девиантного поведения
В основе деятельности всех
этих разнопрофильных служб, учреждений
и организаций лежат общие направления
и принципы социально-воспитательной,
профилактической работы с подростками.
Вместе с тем профиль и специализация
каждого из этих учреждений накладывает
свой отпечаток на формы и методы их непосредственной
работы по предотвращению возникновения девиантного
С другой стороны, какова бы
ни была специфика деятельности служб
и учреждений, их формы и методы
работы с девиантными детьми и подростками
объединяет то, что все они без исключения
опираются на общее русло богатой отечественной
традиции превентивной теории и практики.
Прежде всего здесь идет речь о социально-педагогической
совокупности форм и методов социальной
и корекционной работы, основы которых
были заложены еще в 1930-е годы российскими
педагогами В.Н.Сорокой-
Вопрос о возможностях
исправления несовершеннолетних в
условиях специальных учреждений закрытого
типа вообще является очень сложным.
Еще и сегодня в нашем обществе
широко распространены представления
об этих учреждениях, вызванные ассоциациями
с понятиями «зоны», «зэков», непременной
колючей проволокой и т.д. Соответственно,
и основная функция этих учреждений
воспринимается не как перевоспитание,
а изоляция несовершеннолетних правонарушителей
для предотвращения распространения девиантного
Сегодня такое представление постепенно начинает меняться, уступая место пониманию важности функции ресоциализации, или исправления несовершеннолетних правонарушителей и девиантов. Основой деятельности всех учреждений для девиантных подростков (как открытого, так и закрытого типа) сегодня является коррекционно-воспитательная составляющая.
Коррекционно-воспитательная
составляющая деятельности всех учреждений
для детей с девиантным
При этом в процессе коррекции реализуются следующие функции:
1. Воспитательная – восстановление положительных качеств, которые преобладали у подростка до появления девиантности, через обращение к памяти подростка о его добрых делах.
2. Компенсаторная – формирование
у подростков стремления
3. Стимулирующая – активизация
положительной социально
4. Корректирующая – исправление отрицательных качеств личности подростка и применение разнообразных методов и методик, направленных на корректировку мотивации, ценностных ориентаций, установок, поведения.
Приемы коррекционно-
- снижение требований
к участнику взаимодействия до
достижения социальной и
- вовлечение в коллективные
виды деятельности, стимулирование
развития творческого
- организация ситуаций, в
которых ребенок может достичь
успехов, разработка мер
- демонстрация и разъяснение позитивных образов поведения (личный пример, художественная литература, периодика, биография и др.).
Следует, однако, отметить, что при проведении коррекционно-воспитательной работы в условиях специальных учреждений закрытого типа, безусловно, существует своя специфика. Она заключается в следующем:
- она осуществляется в
закрытых и изолированных
- ее объектом являются
подростки с повышенным
- часто она подспудно
ассоциируется как суррогат
- иногда она проводится
в обстановке антагонизма
- в идеале она никогда
не прекращается с окончанием
срока пребывания, так как бывший
воспитанник нуждается в
- специалист, проводящий
воспитательно-коррекционную
Таким образом, коррекция девиантного
поведения является социально-педагогическим
и психологическим комплексом взаимосвязанных
и взаимообусловленных операций и процедур,
направленных на регуляцию мотиваций,
ценностных ориентации, установок и поведения
личности, а через нее — на систему различных
внутренних побуждений, регулирующих
и корректирующих личностные качества,
характеризующие отношение к социальным
действиям и поступкам. При работе с девиантными
подростками основной упор делается на
коррекционные формы работы с данной категорией
населения.
Информация о работе Технологии социальной работы с девиантными подростками