Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:25, курсовая работа
Цель данной работы изучить технологии социальной работы в реабилитационном центре «Надежда».
Задачи данной работы заключаются в следующем: Найти и изучить литературу по данной теме.
Рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения и изучить проблемы пожилых людей в современном обществе.
Ознакомиться с принципами и механизмами социальной защиты, а так же с современными технологиями социальной работы с лицами пожилого возраста.
Определить роль реабилитационных центров.
Практика показывает, что существуют различные категории пожилых людей:
- не нуждающиеся в помощи;
- частично утратившие трудоспособность;
- нуждающиеся в обслуживании;
- требующие ухода.
В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.23
Для этого используются различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядок в комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим - новый слуховой аппарат, - пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву, вязанию, цветоводству и т.д.)
Интерес к личности пожилого клиента, акцент надо ставить на нужность и полезность его опыта, вызывает подъем энергии у такого человека и могут быть полезными для окружающих, особенно подростков и молодых людей.
В социальной работе с пожилыми следует руководствоваться принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую душу». Пусть висят портреты и старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.
Важной установкой в работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.24
Наблюдения подтверждают, что такой метод служит импульсом для улучшения как физического, так и духовного самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен
Нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.
Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.
Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как и излишняя отдаленность, мешают контакту.
Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в начале беседы. Уместно применять некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).
Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.
Обращаться к клиенту уместно по имени и отчеству, тем самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.25
Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.
Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.
Положительно
действует обращение
В последние годы созданы социальные надомные службы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность.
Занятые здесь социальные работники должны владеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологические особенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следует определить и учитывать этапы личности пожилого человека: семейный, творческая личность, религиозный, больной и увлекающийся своими болезнями и др. при встрече желательно не иметь о клиенте дополнительной, особенно негативной информации, чтобы не создавать предвзятую установку об этом человеке. Но знать имя, отчество и фамилию, наличие родственников и другие объективные характеристики нужно, чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим у клиента.26
Мир пожилых людей своеобразен. К нему придет большинство людей нашего общества. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь пожилому человеку сегодня - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».
Социальная служба принимает все необходимые меры для повышения благосостояния народа и в первую очередь лиц пожилого возраста.
При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству для оказания помощи одиноким.
Помощь одиноким людям иногда должна состоять в том, чтобы изменить ситуацию, а не личность.27
В решении проблемы одиночества важное значение приобретают системы социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.
В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения.
Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.
В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.
Поэтому приоритетные направления государственной политики в отношении граждан старшего поколения на ближайшую перспективу должны быть ориентированы на:
Данные направления государственной политики еще раз доказывают, что государство стремится помочь, стремится повысить уровень и улучшить качество жизни пенсионеров.
В заключении хотелось бы еще раз отметить, что в наше время отмечается рост числа пожилых людей. Это, в первую очередь, связанно, с демографическим кризисом, устойчивым снижением рождаемости и увеличение продолжительности жизни пожилых людей, за счет прогресса в медицине и повышения уровня жизни населения в целом. В связи с этим основной целью социальной защиты пожилых и старых людей является содействие в адаптации к новым условиям жизни, избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях. Сама же социальная помощь заключается в том, чтобы обеспечить в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленными с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.
В практической части курсовой работы проанализирована деятельность реабилитационного центра «Надежда» и на основании полученных данных предложены совершенствования социальной работы с пожилыми людьми в данном центре.
Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми людьми в реабилитационном центре «Надежда»
2.1. Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми
В России около 1,5 млн. граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи и социальных услугах. По данным выборочных обследований, в контингенте маломобильного населения одинокие и супружеские пары, которые нуждаются в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах населенных пунктов. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствуют о том, что более 78% из них требуется медико-социальная помощь, почти 80% нуждаются в услугах социально-бытового характера. (статья)
Пожилые люди и инвалиды в Российской Федерации обладают всей полнотой социально-экономических и личных прав и свобод, закрепленных Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими законодательными актами. Однако изменение социального статуса человека в старости и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и общения; испытанием затруднений в социально-бытовой и психологической адаптации к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.
В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:
- предупреждение причин, порождающих проблемы пожилых людей;
- содействие
практической реализации прав
и законных интересов,
- соблюдение
равенства и возможностей
- дифференциация
подходов к разрешению проблем
различных групп пожилых людей
на основе учета факторов
- выявление
индивидуальных потребностей
- адресность
при предоставлении социальных
услуг с приоритетом
- использование
новых технологий социальной
работы, направленной на
- ориентация на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;
- обеспечение
информированности пожилых
В технологии социального обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:
Помощь государства стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано в федеральных законах; помощь семьи и друзей можно рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям.
В ряде субъектов Российской Федерации успешно ряд программ и проектов, направленных на повышение уровня жизни пожилых людей. Рассмотрим применение современных технологий социальной работы с пожилыми людьми.
С 2006 года на базе
государственного учреждения Тульской
области «Комплексный центр социального
обслуживания населения
Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми