Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить технологии социальной работы в реабилитационном центре «Надежда».
Задачи данной работы заключаются в следующем: Найти и изучить литературу по данной теме.
Рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения и изучить проблемы пожилых людей в современном обществе.
Ознакомиться с принципами и механизмами социальной защиты, а так же с современными технологиями социальной работы с лицами пожилого возраста.
Определить роль реабилитационных центров.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Практика показывает, что существуют различные категории  пожилых людей:

- не нуждающиеся в помощи;

- частично утратившие  трудоспособность;

- нуждающиеся в обслуживании;

- требующие ухода.

В зависимости от принадлежности к той или иной категории разрабатываются  программы социальной помощи, выбираются методы и приемы работы с пожилыми людьми. Одним из основных принципов работы с пожилыми людьми является уважение к личности. Необходимо принимать клиента таким каков он есть со всеми достоинствами и недостатками. Профессиональная компетентность социального работника заключается в знаниях геронтологических и психологических особенностей возраста, учете, принадлежности клиентов к определенной социальной и профессиональной группе. Потребности, интересы, увлечения, мировоззрение, ближайшее окружение, жилищно-бытовые, материальные условия, уклад жизни клиентов дают возможность выбрать оптимальную технологию социальной помощи, грамотно определить проблему и путь ее решения. У пожилых людей должна быть сформирована надежда быть нужным людям, социуму, быть им уважаемым.23

Для этого используются различные приемы: выяснив проблему, помочь установить контакт с родственниками, оформить необходимые запросы, принять меры к конкретной помощи действием: навести порядок в комнате немощной старушки, доставить медикаменты, слабослышащим - новый слуховой аппарат, - пригласить к участию в конкурсах творческих работ (по пошиву, вязанию, цветоводству и т.д.)

Интерес к личности пожилого клиента, акцент надо ставить на нужность и полезность его опыта, вызывает подъем энергии у такого человека и могут быть полезными для окружающих, особенно подростков и молодых людей.

В социальной работе с  пожилыми следует руководствоваться  принципами корректности и тактичности. «Не навреди!», «Не лезь в чужую  душу». Пусть висят портреты и  старые картины в комнатах пожилых, пусть их окружают любимые вещи до тех пор, пока они сами с ним не расстанутся.

Важной установкой в  работе с пожилыми людьми является принятие их не только в качестве ее объекта, но и как субъекта. Это  помогает определить и подключить их внутренние резервы, способствующие самореализации, самоподдержке, самозащите.24

Наблюдения  подтверждают, что такой метод  служит импульсом для улучшения  как физического, так и духовного  самочувствия людей «третьего возраста». Особое внимание следует уделить  приему пожилых клиентов. При первой встрече предпочтителен

Нейтральный стиль общения, пока не найден подход, не сделаны необходимые  наблюдения о чертах характера клиента. Сдержанность в интонации, аккуратность в одежде, внимание, чуткость, отсутствие резкости, суетливости в движениях, многословности, дефектов речи импонируют пожилому клиенту, помогают расслабиться, доверительно вести беседу.

Каждая встреча - беседа с пожилым человеком индивидуальна, но можно дать некоторые наиболее общие рекомендации, которые целесообразно учитывать в практической деятельности, определить выбор места для приема пожилого человека.

Идеальный вариант - клиент садится спиной к двери, напротив или чуть наискосок к сотруднику, ведущего прием, чтобы видеть лицо собеседника. Слишком близкая посадка, как  и излишняя отдаленность, мешают контакту.

Необходимо проявить доброжелательность и заинтересованность с первых минут встречи избегая  при этом суетливости и заигрывания, нежелательна и «бурная атака» в  начале беседы. Уместно применять  некоторые приемы аттракции (расположения клиента к себе).

Контакт становится оптимальным, если социальный работник при общении  использует улыбку, заинтересованное выражение лица, спокойные жесты, ободряющую мимику.

Обращаться к клиенту  уместно по имени и отчеству, тем  самым поддерживая его достоинства, и подчеркивая свое уважение. Иногда можно начать беседу с комплимента, который также позволит расположить пожилого человека к беседе, диалогу, выяснению проблемы и поиску путей его решения.25

Существенной стороной общения социального работника с клиентом выступает перцепция, т.е. восприятия друг друга в качестве партнера по отношениям и установление на этой основе более глубокого взаимоотношения.

Часто пожилой клиент излишне застенчив в своих  просьбах, затрудняется их высказать. Важно помочь ему в общении: стимулировать, поддержать, предоставлять ему инициативу и возможность выразить себя, изложить свои просьбы.

Положительно  действует обращение социального  работника к клиенту: «Давайте познакомимся, как мне Вас называть?», но если клиент растерян, его можно подбодрить репликами: «Слушаю Вас, Иван Дмитриевич», «какие у Вас проблемы?» и т.д. Социальный работник должен обладать такими коммуникативными качествами как наблюдательность, эмпатия, умение слушать и «строить» диалог. Не следует советовать, указывать, делать назидания. Эти меры не располагают к откровенности и доверительности.

В последние годы созданы  социальные надомные службы, помогающие пожилым и престарелым (одиноким людям) организовывать свою жизнедеятельность.

Занятые здесь социальные работники должны владеть умениями и навыками срочной доврачебной медицинской помощи, хорошо психологические особенности своего клиента, его проблемы, интересы, увлечения. При контакте следует определить и учитывать этапы личности пожилого человека: семейный, творческая личность, религиозный, больной и увлекающийся своими болезнями и др. при встрече желательно не иметь о клиенте дополнительной, особенно негативной информации, чтобы не создавать предвзятую установку об этом человеке. Но знать имя, отчество и фамилию, наличие родственников и другие объективные характеристики нужно, чтобы проявить определенную заинтересованность к проблемам, возникшим у клиента.26

Мир пожилых людей  своеобразен. К нему придет большинство  людей нашего общества. Здесь существуют свои критерии, свои оценки, свои законы. Помочь пожилому человеку сегодня - это прежде всего воспринять и понять его мир, мир человека «третьего возраста».

Социальная служба принимает  все необходимые меры для повышения  благосостояния народа и в первую очередь лиц пожилого возраста.

При оказании помощи одиноким необходимо учитывать многообразие факторов, приводящих к одиночеству. Дружеские связи, социальное окружение  и индивидуальная деятельность представляют собой альтернативу медицинскому вмешательству  для оказания помощи одиноким.

Помощь одиноким людям  иногда должна состоять в том, чтобы  изменить ситуацию, а не личность.27

В решении проблемы одиночества  важное значение приобретают системы  социальной реабилитации и социальной помощи престарелым. Социальная реабилитация представляет собой комплекс социально экономических, медицинских, юридических, профессиональных и других мер, направленных на обеспечение необходимых условий и возвращение этой группы населения к достойной жизни в обществе.

В целом по России около полутора миллионов граждан старших возрастов нуждаются в постоянной посторонней помощи. По данным выборочных обследований, одинокие граждане и одинокие супружеские пары, в которых оба являются престарелыми и могут нуждаться в социальном обслуживании составляют до 69%. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствует о том, что более 78% из них нуждаются в медико-социальной помощи, около 80% - в услугах социально-бытового назначения.

Тенденции к прогрессирующему нарастанию одиночества в пожилом и старческом возрасте в настоящее время и в будущем обостряют эту проблему, делают важным углубленное ее исследование силами не только медиков, но и социологов, демографов, экономистов, психологов.

В настоящее время положение граждан старшего поколения характеризуется такими факторами как малообеспеченность, неудовлетворительное состояние здоровья, одиночество, которые в совокупности приводят к состоянию материальной и физической зависимости, увеличению потребности лиц пожилого возраста в социальной помощи и поддержке.

Поэтому приоритетные направления  государственной политики в отношении  граждан старшего поколения на ближайшую  перспективу должны быть ориентированы  на:

  • обеспечение установленных законодательством Российской Федерации, социальных и правовых гарантий с целью создания условий для достойной жизни граждан старшего поколения;
  • недопущения дальнейшего снижения уровня доходов лиц пожилого возраста;
  • стимулирование социально-экономической активности граждан пожилого возраста, поощрение занятости, включая организацию профессиональной подготовки и переподготовки, создание условий для осуществления ими приносящей доход деятельности, всесторонней реализации внутреннего потенциала;
  • развитие системы социального обслуживания населения;
  • организации и внедрение новых форм и видов помощи социально незащищенным категориям населения;
  • обеспечение большей доступности и улучшения качества медицинской помощи лицам пожилого возраста, организацию и развитие гериатрической помощи, расширение профилактического и реабилитационного направлений в медицинском обслуживании пожилых граждан;
  • привлечение общественного внимания и формированию благоприятной социо-культурной среды для пожилых членов общества.28

Данные направления  государственной политики еще раз доказывают, что государство стремится помочь, стремится повысить уровень и улучшить качество жизни пенсионеров.

В заключении хотелось бы еще раз отметить, что в наше время отмечается рост числа пожилых  людей. Это, в первую очередь, связанно, с демографическим кризисом, устойчивым снижением рождаемости и увеличение продолжительности жизни пожилых людей, за счет прогресса в медицине и повышения уровня жизни населения в целом. В связи с этим основной целью социальной защиты пожилых и старых людей является содействие в адаптации к новым условиям жизни, избавление их от абсолютной нищеты, оказание материальной помощи в экстремальных условиях. Сама же социальная помощь заключается в том, чтобы обеспечить в денежной или натуральной форме, в виде услуг или льгот, предоставленными с учетом законодательно установленных государством социальных гарантий по социальному обеспечению.

В практической части курсовой работы проанализирована деятельность реабилитационного центра «Надежда» и на основании полученных данных предложены совершенствования социальной работы с пожилыми людьми в данном центре.

 

Глава 2. Особенности социальной работы с пожилыми людьми в реабилитационном центре «Надежда»

2.1. Общая характеристика современных технологий социальной работы с пожилыми людьми

В России около 1,5 млн. граждан старших возрастов  нуждаются в постоянной посторонней  помощи и социальных услугах. По данным выборочных обследований, в контингенте  маломобильного населения одинокие и супружеские пары, которые нуждаются  в социальном обслуживании, составляют от 62 до 69% в разных типах населенных пунктов. Изучение нуждаемости обследованных нетрудоспособных граждан в различных видах помощи свидетельствуют о том, что более 78% из них требуется медико-социальная помощь, почти 80% нуждаются в услугах социально-бытового характера. (статья)

Пожилые люди и  инвалиды в Российской Федерации  обладают всей  полнотой социально-экономических  и личных прав и  свобод,  закрепленных  Конституцией РФ, конституциями республик, входящих в ее состав, другими  законодательными актами.  Однако  изменение  социального  статуса  человека  в   старости   и инвалида, связанное с прекращением или ограничением трудовой и  общественной деятельности; трансформацией ценностных ориентиров, образа жизни и  общения; испытанием затруднений в социально-бытовой  и  психологической  адаптации  к новым условиям, порождает серьезные социальные проблемы.

В основу технологии социальной работы с пожилыми должны быть положены следующие требования:

- предупреждение  причин, порождающих проблемы пожилых людей;

- содействие  практической реализации прав  и законных интересов, обеспечению  возможности самовыражения пожилых  граждан и предупреждение устранения  их, от активной жизни;

- соблюдение  равенства и возможностей пожилых  граждан при получении социальной помощи и услуг;

- дифференциация  подходов к разрешению проблем  различных групп пожилых людей  на основе учета факторов социального  риска, влияющих на их положение;

- выявление  индивидуальных потребностей пожилых граждан в социальной помощи и обслуживании;

- адресность  при предоставлении социальных  услуг с приоритетом содействия  пожилым гражданам в ситуациях,  угрожающих их здоровью и жизни;

- использование  новых технологий социальной  работы, направленной на удовлетворение  потребностей и нужд пожилых людей;

- ориентация  на развитие самопомощи и взаимоподдержки пожилых людей;

- обеспечение  информированности пожилых граждан,  как и всего населения, о  возможностях социальной помощи  и услуг. (статья)

В технологии социального  обслуживания населения Российской Федерации выделяются три основных направления социальной защиты пожилых людей:

  1. пенсионное обеспечение
  2. система льгот и преимуществ пожилым людям
  3. социальное обслуживание пожилых людей в стандартных и нестандартных условиях

Помощь государства стареющим гражданам можно назвать официальной, формальной помощью, содержание которой описано в федеральных законах; помощь семьи и друзей можно рассматривать как неофициальную, частную социальную помощь стареющим людям.

В ряде субъектов  Российской Федерации успешно ряд программ и проектов, направленных на повышение уровня жизни пожилых людей. Рассмотрим применение  современных технологий социальной работы с пожилыми людьми.

С 2006 года на базе государственного учреждения Тульской области «Комплексный центр социального обслуживания  населения  Зареченского района  города Тулы»  реализуется программа «Бабушки и внуки». В рамках программы оказывается поддержка не только гражданам пожилого возраста, проходящим курс реабилитации в полустационаром отделении, но и детям от 3-х до 7-ми лет из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проходящим курс реабилитации в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних. 

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми