Технологии социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 15:25, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы изучить технологии социальной работы в реабилитационном центре «Надежда».
Задачи данной работы заключаются в следующем: Найти и изучить литературу по данной теме.
Рассмотреть основные демографические и социально-психологические характеристики различных категорий людей старшего поколения и изучить проблемы пожилых людей в современном обществе.
Ознакомиться с принципами и механизмами социальной защиты, а так же с современными технологиями социальной работы с лицами пожилого возраста.
Определить роль реабилитационных центров.

Вложенные файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 633.00 Кб (Скачать файл)

Оказание помощи на дому кроме материальной и натуральной поддержки дает возможность предоставлять клиента юридические, психологические и доврачебные услуги и консультации.

В 1995 году в системе  социальной защиты нашей страны функционировало 959 стационарных учреждений для лиц пожилого возраста и инвалидов, более 700 центров социального обслуживания, 900  отделений социальной помощи на дому, а также ряд других учреждений социальной помощи (психолого-педагогической, экстренной  психологической помощи и так далее).1

В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания.

Наиболее развитая сеть социального обслуживания в Челябинской, Самарской, Ростовской, Владимирской и ряде других областей.

Для тех, кто испытывает серьезные  трудности в организации своего быта, ведении собственного хозяйства, по тем или иным причинам не желает проживать в домах-интернатах, в ряде регионов на базе центра социального обслуживания населения или учреждений здравоохранения создаются специальные медико-социальные отделения, куда в первую очередь направляются одиноко проживающие пенсионеры, частично или совсем утратившие мобильность и способность к самообслуживанию.

Так, различными услугами служб срочной  социальной помощи ежегодно пользуются от 6 до 7 млн. человек29.

В то же время по данным социологических  исследований, проведенных группой А. И. Тащевой, престарелые люди нуждаются в 31 виде услуг: от доставки продуктов до стрижки и сопровождения в баню.

Фактически же вся помощь ограничивается 2—4 услугами. Но и эти услуги оказываются  далеко не всем желающим и нуждающимся.

Так, в доставке горячей пищи нуждаются 24%, а получают только 1—2%, во влажной уборке помещения — 88%, а пользуются 28%.

В отделении социальной помощи на дому оказывают следующие услуги:

▹ доставка на дом продуктов питания и горячих обедов, товаров первой необходимости;

▹ содействие в оплате жилья, коммунальных и других услуг;

▹ сдача вещей и предметов домашнего обихода в стирку, химчистку, ремонт;

▹ содействие в получении медицинской помощи, в том числе сопровождение в лечебно-профилактические учреждения, посещение в стационарах:

▹ содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;

▹ помощь в получении путевок на санаторно-курортное лечение, в том числе льготных;

▹ оказание помощи в вопросах пенсионного обеспечения и предоставления других социальных выплат;

▹ организация ремонта жилья, обеспечения топливом, обработка приусадебных участков, а также доставка воды;

▹ содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами, в посещении концертов, киносеансов, выставок;

▹ помощь в написании писем, оформлении документов, в том числе при обмене и приватизации жилых помещений и т.д.

Свыше миллиона одиноких пожилых обслуживают  в настоящее время социальные работники на дому. В среднем по России из каждых 10 тысяч пожилых  людей надомным обслуживанием 260 человек30.

Основные услуги на дому предоставляются бесплатно, отдельные оплачиваются пенсионером, но при условии, что он получает надбавку к пенсии по уходу. Размер платы составляет 25% от суммы надбавки.

Средства, поступающие за обслуживание, зачисляются на счета центров  и направляются на их развитие. За счет этих поступлений приобретается спецодежда, обувь для социальных работников, в сельских районах велосипеды, часть средств направляется на премирование работников.

Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи на дому является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Многообразие и сложность социальных проблем, вызываемых старением населения, требуют проведения адекватных мероприятий  не только по обеспечению пожилым гарантированного минимума социальных услуг, но и по созданию условий для реализации личностного потенциала в старости.

 

 

2.3. Совершенствование  технологий социальной работы  с пожилыми людьми в реабилитационном  центре «Надежда»

 

Стоит заострить внимание на работе реабилитационных центров. Предлагаем рассмотреть их деятельность на примере Отделения медико-социальной реабилитации Ильинского района Пермского края.  

Краевой центр реабилитации «Надежда» открылся в марте 2003 года по распоряжению губернатора Пермской области. Основной деятельностью Центра является проведение мероприятий по комплексной реабилитации пожилых людей и инвалидов.  Целью работы отделения является поддержка у клиентов возможностей самореализации жизненно важных потребностей, их здоровья, повышения физической активности, нормализации психического статуса.

В Центре обслуживают  инвалидов и пожилых людей по дневной и стационарной формам. Отделение реабилитации рассчитано на 30 мест и обслуживает клиентов в условиях временного и дневного пребывания. Есть 12 коек для тех, кто проживает далеко. Горячее питание для всех детей и для взрослых, которые обслуживаются в условиях временного пребывания. Комплексный курс реабилитации составляет в 21 день. Комплексные реабилитационные услуги предоставляются клиентам бесплатно в соответствии с гарантированным перечнем реабилитационных услуг.

Медицинская реабилитация в Центре носит поддерживающий характер и является составным звеном комплексной  реабилитации. Помимо традиционных услуг  по восстановительной медицине – физиопроцедур, лечебной физкультуры, лазеротерапии, массажа – применяются современные технологии: транскраниальная стимуляция, функциональное биоуправление с обратной связью – направленные на подключение резервных возможностей организма. Большое значение уделяется восстановлению речевых функций. С этой целью разработана и применяется программа по комплексной логопедической коррекции.

Профессионально-трудовая реабилитация включает в себя восстановительную  трудотерапию, занятия по развитию творческих способностей, профессиональную диагностику и консультирование, обучение первоначальным навыкам работы на ПК и швейных машинах.

Психологическая реабилитация заключается в следующем: консультации, тренинги и диагностика, коррекционная диагностика и психотерапия.

Социокультурная реабилитация предусматривает рекреационную  терапию (досуг, спорт), арт-терапию, деловые  встречи. 

Отделение оказывает следующие  услуги:

  • консультации врачей-специалистов: невролога, ортопеда, логопеда, врача ЛФК.
  • лечебная физкультура и массаж;
  • физиотерапия;
  • гидромассаж;
  • гирудотерапия; 
  • комплексная логопедическая коррекция;
  • адаптивная физкультура;
  • восстановление крупной и мелкой моторики;
  • функциональная диагностика реабилитационного потенциала (ЭЭГ, вызванные потенциалы, вариабельность ритма сердца)
  • занятие в костюме «Атлант» (нейро-ортопедический костюм)
  • занятия по развитию мелкой моторики, изотерапия (лепка, аппликация, рисование)
  • занятие в сенсорной комнате

Так же в Центре уделяется внимание социальной реабилитации. Психологическое сопровождение всего процесса комплексной реабилитации направлено не только на снижение тревоги, депрессии, эмоционального напряжения, но на тренировку уверенности в себе, увеличение мотивации достижения и социальной активности. Специалист по эрготерапии обучит необходимым бытовым навыкам (самообслуживание в быту, покупка продуктов, посещение общественных мест, простейшим трудовым навыкам и т. д.), которые составляют основу физической независимости.

В отделении трудятся высокопрофессиональные специалисты, которые готовы всегда прийти на помощь нуждающимся людям.

В сентябре 2010 года в отделении открыт кабинет электропунктурной  диагностики. Прием осуществляет врач, прошедший соответствующую подготовку в г. Москве.

На данный момент в центре обслуживается 28 человек, причем стационарная форма (12 мест) занята полностью, остальные 16 – дневная форма пребывания.  Со слов заведующей Центра, Зобачевой А.К., одним из ведущих методов реабилитации как инвалидов, так и пожилых людей является трудовая терапия.

С целью выявления качества обслуживания был проведен мини – опрос, состоящий из 4- х вопросов (см. приложение 1).

Среди респондентов преобладают пожилые люди в возрасте от 75 и старше- 10 человек (см. рис.1).

Рис.1. Возрастная характеристика респондентов

 

75 % опрошенных  довольны качеством социального  обслуживания в Центре. Пожилые  люди отмечают высокий уровень  заботливости, приветливости и коммуникабельности  со стороны социальных работников центра (см. рис 2).

 

Рис. 2.  Удовлетворенность  качеством обслуживания

 

Как уже описывалось  выше, в центре применяются 4 вида реабилитации: медицинская, профессионально-трудовая, психологическая, социокультурная. Конечно, все они применяются комплексно, для достижения наилучшего результата. Но мы решили узнать, какой из видом реабилитации, по мнению пожилых людей является наиболее эффективным (см. рис 3).

Рис. 3. Наиболее эффективный вид реабилитации (по мнению респондентов)

Как показал  опрос, медицинская реабилитация признана наиболее эффективной. Это не удивительно, т.к. в центре медицинское обслуживание осуществляется на высоком уровне.

Отвечая на вопрос, «Какими качествами, на ваш взгляд, должен обладать социальный работник?», большинство респондентов выделили такие качества как понимание, доброта и сострадание (см. рис. 4).

Рис. 4. Качества социального работника

Изучив мнения клиентов реабилитационного центра можно сделать выводы, что в  целом качество обслуживания устраивает пожилых людей. Респонденты положительно отзывались не только об обслуживающем персонале, но и о заведующее отделения Зобачевой А.К., отмечая искреннее желание помочь, неподдельную заботу, понимание и сострадание с ее стороны. Из действующих видов реабилитации пожилые люди особенно выделяют медицинскую (за высокий уровень медицинского обслуживания и применения современных и эффективных методов восстановления здоровья) и профессионально- трудовую (данный вид реабилитации позволяет физически трудиться в меру своих возможностей, а труд является неотъемлемой частью жизнедеятельности людей старшего поколения).

Мы живем  в веке современных технологий, в  веке, где наука не стоит на месте  не только в технической,  но и  социальной сферах жизнедеятельности. Рассмотренные в предыдущих параграфах современные технологии социальной работы с пожилыми людьми можно применить и в деятельности данного центра. Для совершенствования и повышения качества обслуживания в центре можно было бы использовать такие современные программы и технологии как «тревожная кнопка» программы «Система обслуживания» (согласно Постановлению Правительства Санкт-Петербурга от 11.02.2011г № 164), чтобы прямо из комнаты вызывать медицинскую сестру или сиделку в экстренных случаях. Так же это подойдет и для пациентов дневного пребывания.

В работу центра можно включить  изучение компьютерных и интернет технологий. Не стоит  оставлять позади пожилых людей, нужно их тоже вводить в мир  современных технологий. Из опыта  других центров, после прохождения курсов интернет технологий у пожилых людей улучшились отношения с внуками, общение с ними.  Самостоятельный выход в Интернет, поиск нужной информации, создание и отправка электронных писем  – всё это не только повышает самооценку человека, но и подталкивает его к дальнейшему развитию. Есть у пенсионеров и возможность реализовать свое желание побывать в самых отдаленных уголках не только нашей страны, но и земного шара. А самое главное это общения с детьми и внуками, которые находятся в разных  уголках нашей страны, а также общение с пожилыми людьми из других домов престарелых или реабилитационных центров по всей стране.

Встречи с детьми-сиротами и трудными подростками как один из видов технологий социальной работы с пожилыми людьми. В рамках программы оказывается поддержка не только гражданам пожилого возраста, проходящим курс реабилитации в полустационаром отделении, но и детям от 3-х до 7-ми лет из неблагополучных семей и семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, проходящим курс реабилитации в стационарном отделении социальной реабилитации несовершеннолетних. 

В наше время пожилые люди не остаются в стороне от всего общества, не являются его изгоями. Существуют огромное количество различных технологий социальной работы с данной категорией населения. И чем дальше движется прогресс, тем совершенней они становятся. Пожилые люди уже осваивают компьютер и интернет, чтобы идти в ногу со временем.

Деятельность социальных служб и реабилитационных центров тоже развивается в геометрической прогрессии. В настоящее время в России работает около 1500 центров социального обслуживания населения. Они создаются в различных городах и поселках и имеют в своей структуре: отделения социальной помощи на дому; отделения дневного пребывания; отделения срочной помощи; временного проживания. Одной из первостепенных задач деятельности отделений социальной помощи является активное выявление нетрудоспособных граждан, нуждающихся в надомном обслуживании.

Информация о работе Технологии социальной работы с пожилыми людьми