Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы
Таким образом, наличие различных вариантов социальной интерпретации феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.
1.2 Нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми (ООН, РФ, РБ)
Нормативно-правовая база, закрепляющая
права, статус и положение пожилых
россиян, выглядит достаточно ёмко. Условно
в систему социальных прав пожилых
людей можно включить два вида
норм:- нормы, закрепляющие права всех
граждан независимо от возраста, в
том числе особо значимые для
пожилых людей;- нормы, непосредственно
касающиеся прав пожилых людей и
их особых групп.В целом, российское законодательство,
регулирующее обеспечение прав граждан
не содержит дискриминационных норм, затрагивающих
права пожилых людей. В то же время отсутствие
преференционных норм и механизмов, учитывающих
особый статус пожилых людей, не обеспечивает
необходимый уровень поддержки этих категорий
населения в сферах социальной и трудовой
активности.
Источником процессов
институционализации
В 1991 году, девять лет спустя
после одобрения Плана, Генеральная
Ассамблея Организации
Независимость: обеспечение
доступа пожилых людей к
Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.
Уход: обеспечение пожилых людей уходом и защитой со стороны семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход.
Реализация внутреннего потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области образования, культуры, духовной жизни и отдыха.
Достоинство: возможность
вести достойный и безопасный
образ жизни, не подвергаться эксплуатации
и физическому или
Данные принципы достаточно четко определили общую направленность политики в отношении пожилых как активизацию и поддержку активности пожилых в общественной жизни.
В 2002 году принимается Международный план действий по проблемам старения, определяющий политику и практику государств в отношении пожилых людей. Данный документ в еще большей степени утвердил необходимость перехода при формировании социальной политики в отношении пожилых к защите их прав на достойную и активную старость.
Международный план действий
по проблемам старения определяет такие
центральные направления
полное осуществление всех прав человека и основных свобод всех пожилых людей;
обеспечение безопасных условий жизни пожилых людей, что предполагает подтверждение цели ликвидации нищеты среди пожилых людей;
создание условий для
того, чтобы пожилые люди могли
принимать полноправное и эффективное
участие в экономической, политической
и социальной жизни общества, в
частности посредством
создание возможностей для развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала и обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни, в том числе в старости, например, посредством обеспечения обучения на протяжении всей жизни и участия в жизни общины, при одновременном признании того, что пожилые люди не составляют единую однородную группу;
обеспечение полного соблюдения экономических, социальных и культурных прав пожилых людей, а также их гражданских и политических прав и ликвидация всех форм насилия в отношении пожилых людей и возрастной дискриминации;
принятие обязательств в
отношении обеспечения
признание ключевого значения семей и взаимосвязи, солидарности и взаимовыручки поколений с точки зрения социального развития;
оказание пожилым людям медицинской помощи, поддержки и социальной защиты, включая медицинскую профилактику и реабилитацию;
налаживание партнерских
отношений между
проведение научных
признание особого положения пожилых людей, принадлежащих к коренному населению, их уникальных условий жизни и необходимости изыскивать средства для того, чтобы они могли эффективно участвовать в принятии непосредственно касающихся их решений.На уровне общей идеологии социальной политики в Российской Федерации реализуется концепция участия пожилых людей в жизни гражданского общества в силу их возможностей и желаний.
Одним из базовых нормативно-правовых актов, в котором закреплены вопросы охраны здоровья и защиты прав граждан в области здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан. Данный законодательный акт регулирует отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.
В соответствии со ст. 17 Основ государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Государство гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого положения, несут установленную законом ответственность.
Согласно ст. 20, граждане
имеют право на бесплатную медицинскую
помощь в государственной и
До 2005 года в Основах существовала
отдельная статья, касающаяся пожилых
(ст. 26 «Права граждан пожилого возраста»):
«Граждане пожилого возраста (достигшие
возраста, установленного законодательством
Российской Федерации для назначения
пенсии по старости) имеют право
на медико-социальную помощь на дому, в
учреждениях государственной
Согласно ст. 37 Основ, первичная
медико-санитарная помощь является основным,
доступным и бесплатным для каждого
гражданина видом медицинской помощи
и включает: лечение наиболее распространенных
болезней, а также травм, отравлений
и других неотложных состояний; медицинскую
профилактику важнейших заболеваний;
санитарно-гигиеническое
Лекарственное обеспечение населения представляет сегодня наиболее важный момент совершенствования системы здравоохранения. Для пожилых граждан вопрос лекарственного обеспечения представляется наиболее существенным в силу возрастающей потребности в длительном применении лекарственных средств и ограниченности финансовых возможностей. Правовую основу отношений в сфере лекарственного обеспечения составляют федеральное, региональное законодательство и общее законодательство в сфере здравоохранения.
В соответствии с приказом
«Об утверждении Порядка
В соответствии со ст. 1 Федерального
закона «Об основах социального
обслуживания населения в РФ»
социальное обслуживание представляет
собой деятельность социальных служб
по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых,
социально-медицинских, психолого-педагогических,
социально-правовых услуг и материальной
помощи, проведению социальной адаптации
и реабилитации граждан, находящихся
в трудной жизненной ситуации.
Трудная жизненная ситуация определена
в ст. 3 Закона как ситуация, объективно
нарушающая жизнедеятельность гражданина
(инвалидность, неспособность к
Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми