Технология социальной работы с пожилыми людьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

переделанный.docx

— 98.89 Кб (Скачать файл)

Таким образом, наличие различных  вариантов социальной интерпретации  феномена старения связано со сложными переплетениями различных свойств  этого явления, разнообразием их проявлений, неоднозначностью взаимных модификаций. Тем не менее было бы неправомерно противопоставлять названные подходы, поскольку они сосуществуют на принципах своеобразной дополнительности. Это означает, что ни одна из рассмотренных теорий не стремится занять доминирующую позицию и выступить в качестве истины в последней инстанции. Общность рассмотренных теорий состоит в том, что они содержат стремление придать феномену старости статус, который имел бы значение цельного и осмысленного этапа человеческой жизни, более универсального и одновременно более личностного.

1.2 Нормативно-правовые  основы социальной работы с  пожилыми людьми (ООН, РФ, РБ)

 
Нормативно-правовая база, закрепляющая права, статус и положение пожилых  россиян, выглядит достаточно ёмко. Условно  в систему социальных прав пожилых  людей можно включить два вида норм:- нормы, закрепляющие права всех граждан независимо от возраста, в  том числе особо значимые для  пожилых людей;- нормы, непосредственно  касающиеся прав пожилых людей и  их особых групп.В целом, российское законодательство, регулирующее обеспечение прав граждан не содержит дискриминационных норм, затрагивающих права пожилых людей. В то же время отсутствие преференционных норм и механизмов, учитывающих особый статус пожилых людей, не обеспечивает необходимый уровень поддержки этих категорий населения в сферах социальной и трудовой активности.

Источником процессов  институционализации социального  обслуживания стало появление общественной потребности в особом виде социальной деятельности по оказанию помощи, которая  возникла в соответствующих социально-исторических условиях. Данный вид деятельности привел к развитию необходимых организационных  структур и связанных с ними социальных норм и регуляторов поведения, т.е. принятию ряда законов и подзаконных  актов, закрепивших данные нормы. Институционализация  социального обслуживания сформировала новую подсистему общества, состоящую  из определенных социально-возрастных и социально-профессиональных групп (субъектов и объектов социального  обслуживания как вида профессиональной деятельности), организаций и учреждений, выполняющих функции социального  обслуживания и удовлетворяющих  конкретные общественные потребности. Как отмечают социологи, в основе развития социального обслуживания в современной России лежит социальное неравенство, воспроизводящее соответствующую  ему систему социальной стратификации. Данная система детерминирует систему  социального обслуживания, обусловливает  ее основные принципы, функции и  направления.

В 1991 году, девять лет спустя после одобрения Плана, Генеральная  Ассамблея Организации Объединенных Наций приняла Принципы Организации  Объединенных Наций в отношении  пожилых людей (резолюция 46/91). Эти 18 принципов объединены в пять групп, касающихся положения пожилых людей:

Независимость: обеспечение  доступа пожилых людей к продовольствию, воде, жилью, одежде и медицинскому обслуживанию посредством обеспечения  их дохода, поддержки со стороны  семьи, общины и самопомощи; наличие  возможности у пожилых людей  работать или заниматься другими  видами деятельности, приносящей доход, участвовать в определении сроков и форм прекращения трудовой деятельности; участвовать в программах образования  и профессиональной подготовки; жить в безопасных условиях; жить дома до тех пор, пока это возможно.

Участие: пожилые люди должны быть активно вовлечены в жизнь  общества, участвовать в принятии политических решений, делиться своим  опытом и знаниями с молодым поколением; пожилые люди могут выполнять  работу, в том числе на добровольной основе, в интересах того сообщества (общины), членами которого они являются; пожилые люди вправе создавать движения и ассоциации лиц пожилого возраста.

Уход: обеспечение пожилых  людей уходом и защитой со стороны  семьи и сообщества, членами которого они являются; доступ к медицинскому обслуживанию, позволяющему поддержать или восстановить оптимальный уровень  физического, психического и эмоционального благополучия; доступ к социальным и правовым услугам; возможность  пользоваться услугами попечительских учреждений, обеспечивающих защиту и  реабилитацию в гуманных и безопасных условиях; возможность пользоваться правами человека и основными свободами, включая полное уважение достоинства, убеждений, нужд и личной жизни, право принимать решение в отношении ухода за ними и качества их жизни, находясь в любом учреждении обеспечивающем кров, лечение или уход.

Реализация внутреннего  потенциала: возможность для всесторонней реализации своего потенциала; доступ к возможностям общества в области  образования, культуры, духовной жизни  и отдыха.

Достоинство: возможность  вести достойный и безопасный образ жизни, не подвергаться эксплуатации и физическому или психологическому насилию; право на справедливое обращение  независимо от возраста, пола, расовой  или этнической принадлежности, инвалидности или иного статуса, их экономического вклада.

Данные принципы достаточно четко определили общую направленность политики в отношении пожилых как активизацию и поддержку активности пожилых в общественной жизни.

В 2002 году принимается Международный  план действий по проблемам старения, определяющий политику и практику государств в отношении пожилых людей. Данный документ в еще большей степени  утвердил необходимость перехода при формировании социальной политики в отношении пожилых к защите их прав на достойную и активную старость.

Международный план действий по проблемам старения определяет такие  центральные направления политики как:

полное осуществление  всех прав человека и основных свобод всех пожилых людей;

обеспечение безопасных условий  жизни пожилых людей, что предполагает подтверждение цели ликвидации нищеты среди пожилых людей;

создание условий для  того, чтобы пожилые люди могли  принимать полноправное и эффективное  участие в экономической, политической и социальной жизни общества, в  частности посредством приносящего  доход и добровольного труда;

создание возможностей для  развития индивидуальных способностей, реализации творческого потенциала и обеспечения благосостояния на протяжении всей жизни, в том числе  в старости, например, посредством  обеспечения обучения на протяжении всей жизни и участия в жизни  общины, при одновременном признании  того, что пожилые люди не составляют единую однородную группу;

обеспечение полного соблюдения экономических, социальных и культурных прав пожилых людей, а также их гражданских и политических прав и ликвидация всех форм насилия в  отношении пожилых людей и  возрастной дискриминации;

принятие обязательств в  отношении обеспечения равноправия  пожилых женщин, в частности, путем  ликвидации дискриминации по признаку пола;

признание ключевого значения семей и взаимосвязи, солидарности и взаимовыручки поколений с  точки зрения социального развития;

оказание пожилым людям  медицинской помощи, поддержки и  социальной защиты, включая медицинскую  профилактику и реабилитацию;

налаживание партнерских  отношений между государственными учреждениями всех уровней, гражданским  обществом, частным сектором и непосредственно  пожилыми людьми в целях перевода Международного плана действий в  плоскость практических мер;

проведение научных исследований, изучение опыта и задействование возможностей техники в целях анализа, в частности, индивидуальных, социальных и медицинских последствий старения, особенно в развивающихся странах;

признание особого положения  пожилых людей, принадлежащих к  коренному населению, их уникальных условий жизни и необходимости  изыскивать средства для того, чтобы они могли эффективно участвовать в принятии непосредственно касающихся их решений.На уровне общей идеологии социальной политики в Российской Федерации реализуется концепция участия пожилых людей в жизни гражданского общества в силу их возможностей и желаний.

Одним из базовых нормативно-правовых актов, в котором закреплены вопросы  охраны здоровья и защиты прав граждан  в области здравоохранения, являются Основы законодательства Российской Федерации  об охране здоровья граждан. Данный законодательный акт регулирует отношения граждан, органов государственной власти и органов местного самоуправления, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан.

В соответствии со ст. 17 Основ  государство обеспечивает гражданам  охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального  происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к  религии, убеждений, принадлежности к  общественным объединениям, а также  других обстоятельств. Государство  гарантирует гражданам защиту от любых форм дискриминации, обусловленной  наличием у них каких-либо заболеваний. Лица, виновные в нарушении этого  положения, несут установленную  законом ответственность.

Согласно ст. 20, граждане имеют право на бесплатную медицинскую  помощь в государственной и муниципальной  системах здравоохранения в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи предоставляется гражданам в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством Российской Федерации. Согласно той же статье, пенсионеры имеют право на бесплатный медицинский контроль.

До 2005 года в Основах существовала отдельная статья, касающаяся пожилых (ст. 26 «Права граждан пожилого возраста»): «Граждане пожилого возраста (достигшие  возраста, установленного законодательством  Российской Федерации для назначения пенсии по старости) имеют право  на медико-социальную помощь на дому, в  учреждениях государственной или  муниципальной системы здравоохранения, а также в учреждениях системы  социальной защиты населения и на лекарственное обеспечение, в том  числе на льготных условиях. Медико-социальная помощь гражданам пожилого возраста, включая одиноких граждан пожилого возраста и членов семей, состоящих из одних пенсионеров, направлена на лечение имеющихся у них заболеваний и уход, поддержание их активного образа жизни и социальную защиту в случае болезни и неспособности удовлетворять свои основные жизненные потребности. Граждане пожилого возраста на основании медицинского заключения имеют право на санаторно-курортное лечение и реабилитацию бесплатно или на льготных условиях за счет средств социального страхования, органов социальной защиты населения и за счет средств предприятий, учреждений и организаций при их согласии». В 2005 году данная статья утратила силу в связи с принятием нового Федерального закона о монетизации льгот.

Согласно ст. 37 Основ, первичная  медико-санитарная помощь является основным, доступным и бесплатным для каждого  гражданина видом медицинской помощи и включает: лечение наиболее распространенных болезней, а также травм, отравлений и других неотложных состояний; медицинскую  профилактику важнейших заболеваний; санитарно-гигиеническое просвещение  населения; проведение других мероприятий, связанных с оказанием медико-санитарной помощи гражданам по месту жительства. Скорая медицинская помощь оказывается гражданам при состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства (при несчастных случаях, травмах, отравлениях, других состояниях и заболеваниях). Специализированная, в том числе высокотехнологичная медицинская помощь оказывается гражданам при заболеваниях, требующих специальных методов диагностики, лечения и использования сложных, уникальных или ресурсоемких медицинских технологий. Стандарты и порядок оказания медицинской помощи устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

Лекарственное обеспечение  населения представляет сегодня  наиболее важный момент совершенствования  системы здравоохранения. Для пожилых  граждан вопрос лекарственного обеспечения  представляется наиболее существенным в силу возрастающей потребности  в длительном применении лекарственных  средств и ограниченности финансовых возможностей. Правовую основу отношений  в сфере лекарственного обеспечения  составляют федеральное, региональное законодательство и общее законодательство в сфере здравоохранения.

В соответствии с приказом «Об утверждении Порядка предоставления набора социальных услуг отдельным  категориям граждан» пожилые, проживающие  в интернатах полностью обеспечены необходимыми лекарственными препаратами.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона «Об основах социального  обслуживания населения в РФ»  социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб  по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации  и реабилитации граждан, находящихся  в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация определена в ст. 3 Закона как ситуация, объективно нарушающая жизнедеятельность гражданина (инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнь, сиротство, безнадзорность, малообеспеченность, безработица, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую он не может преодолеть самостоятельно.

Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми