Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 12:28, курсовая работа
Целью работы является выявление социальных проблем пожилых людей, а также внедрение новых технологий социальной работы с данной категорией граждан.
Задача социальных работников и близких людей сводится к оказанию пожилому человеку по мере возможности, со знанием и пониманием геронтопсихологии материальной и моральной поддержки и уважения.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1.теоретические и правовые основы социальной работы с пожилыми людьми
1.1.теоретические основы социальной работы с пожилыми людьми…………4
1.2.нормативно-правовые основы социальной работы с пожилыми людьми...9
ГЛАВА 2.социальная работа с пожилыми людьми
2.1.формы и методы социальной работы с пожилыми людьми……………...16
2.2.социальные учереждения оказывающие помощь и поддержку пожилым людям…………………………………………………………………………......28
ГЛАВА 3. Необходимость внедрения новых технологий в практику социального обслуживания населения пожилого возраста
3.1. Региональная инновационная модель организации социального обслуживания пожилых людей…………………………………………………38
3.2.Новые технологии социального обслуживания граждан пожилого возраста…………………………………………………………………………43
Заключение………………………………………………………………………47
Список используемой литературы
Изучение мнения директоров домов-интернатов, на базе которых образованы центры социального обслуживания, о целесообразности такого симбиоза показало, что все опрошенные считают это не лучшим вариантом, приводя следующие аргументы:
· за редким исключением дома-интернаты для престарелых и инвалидов расположены в значительном удалении от жилых массивов, имеют плохое транспортное сообщение, что создает серьезные препятствия пожилым людям для ежедневного посещения отделения дневного пребывания;
· нарушаются санитарно-гигиенические
требования, предъявляемые к дому-
· контактируя с последними, пользуясь общей столовой, библиотекой, кинозалом они создают опасность заноса инфекций в дом-интернат;
· ухудшаются жилищные условия постоянно проживающих за счет уплотнения их для выделения площадей под отделение дневного пребывания. Кроме того, не выделяются дополнительные бюджетные средства на содержание отделения, что косвенно отражается на материальном благополучии проживающих в учреждении;
· ухудшается морально-психологический климат среди постоянно проживающих, многие из которых протестуют против того, что посещающие отделение дневного пребывания бесплатно пользуются всеми благами дома-интерната (мебелью, библиотекой, кинозалом, медикаментами, получают медицинское обслуживание, а также бесплатное или льготное питание) и при этом у них пенсия сохраняется в полном объеме, в то время как проживающие в доме-интернате получают на руки лишь 10% от пенсии, остальная часть которой идет в доход государства.
В связи с этим во многих административных территориях центры социального обслуживания стали создаваться как автономные учреждения, ни территориально, ни функционально не связанные с домами-интернатами. Вместе с тем, 56 центров до настоящего времени остаются «привязанными» к домам-интернатам.
При создании первых центров еще не была предусмотрена ротация посетителей отделений дневного пребывания через определенное время. Однако положительный опыт работы этих учреждений сделал их популярными у населения пенсионного возраста, обнаружил большое число желающих пользоваться услугами отделения дневного пребывания. В связи с этим с учетом численности пенсионеров, проживающих в зоне обслуживания Центра и числа подавших заявления на посещение отделения, во многих территориях были просчитаны сроки, на которые должна набираться одна группа, с тем, чтобы в течение года все желающие могли посещать центр два и более раз. Так сделана в городах Челябинске, Шахты Ростовской области, в отдельных Центрах города Москвы /14/. Сроки посещения Центров в разных территориях различны: от 2-3 месяцев до 2 недель (в г. Москве). Вместе с тем, как показали результаты опроса посещающих отделение, 2-недельный срок не удовлетворяет большинство пожилых людей, так как за это время люди не успевают хорошо познакомиться, не успевают сложиться микро коллективы и группы по интересам, которые помогают избавиться от чувства одиночества и сохранить сложившиеся связи и после окончания срока посещения отделения /1/. Культурно-массовые мероприятия при 2-недельной «смене» сводятся, как правило, к проведению одного концерта силами местных артистов, а также одной лекции или беседы, а организация досуговой деятельности (кружковой работы, художественной самодеятельности, вечеров отдыха в дневное время с танцами, хоровым пением и так далее) по сути не имеет места. В результате большинство посетителей приходят в отделение лишь на время обеда для получения бесплатного горячего питания.
В отделение зачисляются пенсионеры и инвалиды независимо от их семейного положения, сохранившие способность к самообслуживанию и активному передвижению, на основании личного заявления и справки из медицинского учреждения об отсутствии противопоказаний к принятию в отделение.
В отделении выделяются помещения для кабинета доврачебной медицинской помощи, клубной работы, библиотеки, мастерских и другие.
Питание может осуществляться как в специально оборудованном помещении отделения, так и в близлежащих предприятиях общественного питания. Для организации отдыха обслуживаемых в отделении оборудуются спальные помещения (из расчета не менее 2 коек на 10 посетителей) с обеспечением индивидуальными постельными принадлежностями.
Согласно штатному расписанию, отделение дневного пребывания возглавляет заведующий отделением. Кроме того, в нем предусмотрены должности медицинской сестры, культорганизатора, сестры-хозяйки, санитарки, гардеробщика, а при организации питания в самом отделении — еще и буфетчицы и официантки. При наличии мастерских или подсобного хозяйства вводится должность инструктора по трудовой терапии.
Изучение контингента лиц, посещавших отделения дневного пребывания в 24 Центрах социального обслуживания (300 человек), показало следующее: 80,7% составили женщины, 19,3% — мужчины. По возрастным градациям преобладали лица пожилого (60 — 74 лет) возраста — 48,6% и старческого (75-89 лет) возраста — 46% /3/.
Анализ семейного положения обследованных показал, что эти отделения посещают преимущественно одинокие и одиноко проживающие граждане — 65,7%; 12% составляют одинокие супружеские пары. 22,3% посещающих отделение проживают с родственниками разной степени родства, однако 15,7% не получают от своих родственников никакой материальной и бытовой помощи и взаимоотношения с ними у пожилых людей преимущественно натянутые или откровенно враждебные /8/.
Большинство посетителей отделения (58%) обслуживают себя полностью, 42% осуществляют самообслуживание с частичной помощью социальных работников, родственников и других лиц. 58,6% из них не пользовались никакими вспомогательными средствами для передвижения, остальные пользовались тростями (большинство в зависимости от времени года) и лишь 2 человека из 300 обследованных передвигались с помощью костылей.
Исследование мотивов посещения отделения дневного пребывания показало, что ведущим для подавляющего большинства лиц является желание общаться (76,3%), вторым по значимости является возможность получения бесплатного или по льготной стоимости обеда (61,3%); третьим в иерархии мотивов является желание содержательно проводить свой досуг (47%). Такие мотивы, как стремление избавить себя от процесса приготовления пищи (29%) и неудовлетворительная материальная обеспеченность (18%) не занимают ведущего положения у основного контингента посещающих отделение. В то же время почти у половины граждан (46,7%) имеются еще и другие мотивы, привлекающие их в отделение дневного пребывания/11/. Так, ежедневное посещение заставляет их «быть в тонусе», «дисциплинирует», «наполняет жизнь новым смыслом», «позволяет расслабиться». У отдельных граждан длительное посещение отделения способствовало существенному улучшению состояния здоровья (урежение приступов бронхиальной астмы, сосудистых кризов и другое). Положительное воздействие на эмоциональную сферу оказывает уютная обстановка, доброжелательность работников отделения, а также возможность в любой момент получить медицинскую помощь, заниматься лечебной физкультурой.
В последние годы в ряде
Центров социального
В соответствии с нормативным документом /5/, Служба срочной социальной помощи должна размещаться в специально отведенном помещении, имеющем все виды коммунального благоустройства, складские помещения для хранения предметов натуральной помощи (одежды, обуви, постельного белья, набора лекарственных препаратов и перевязочных средств для оказания срочной доврачебной помощи и другое), иметь телефонную связь.
Основными направлениями деятельности Службы являются:
· предоставление необходимой информации и консультаций по вопросам социальной помощи;
· обеспечение бесплатным горячим питанием или продуктовыми наборами;
· предоставление одежды, обуви и других предметов первой необходимости;
· оказание материальной помощи;
· содействие в получении временного жилья (в ряде случаев совместно с иммиграционной службой);
· направление граждан в соответствующие органы и службы для квалифицированного и полного разрешения их вопросов;
· оказание экстренной психологической помощи, в том числе, по «телефону доверия»;
· оказание других видов помощи, обусловленных региональными особенностями (в том числе, срочной юридической помощи инвалидам и лицам старших возрастов, не имеющих возможности получить услуги государственной юридической службы).
В связи с тем, что Служба срочной социальной помощи находится на начальном этапе своего развития, она претерпевает изменения, постоянно совершенствуясь, внедряя все новые формы социального обслуживания граждан, а вместе с ней совершенствуется вся служба социальной помощи нетрудоспособным гражданам. Так в ряде административных территорий в рамках Центров социальной помощи стали появляться новые структурные подразделения — отделения временного пребывания (от 4 недель до 3 месяцев) для лиц старших возрастов и инвалидов (например, в Новосибирской и Самарской областях). Размещаются они, как правило, в зданиях бывших профсоюзных здравниц (домов отдыха, пионерских лагерей), а также, сельских участковых больниц, от которых отказались органы здравоохранения, медсанчастей промышленных предприятий на долевой основе и так далее) /15/. Отбор нетрудоспособных граждан в эти отделения проводится с помощью социальных работников, ветеранских организаций, по личному обращению нетрудоспособных граждан. В ряде территорий (например, в Архангельской области) такие отделения функционируют только в осенне-зимний период, когда в них собираются одинокие старушки из близлежащих деревень, чтобы провести зиму в тепле и сытости, а весной вернуться к своим огородам. В таких отделениях может быть предусмотрено оказание доврачебной и врачебной медицинской помощи, организация содержательного досуга, психологическая помощь. Эта форма социального обслуживания еще не получила широкого распространения, однако положительный опыт функционирования таких отделений говорит о том, что они нужны и их дальнейшее развитие имеет перспективу.
Таким образом, рассмотренные вопросы создания и развития в России службы социальной помощи нетрудоспособным гражданам дают основание прогнозировать дальнейшее их совершенствование, в котором действенное участие будут принимать новые кадры специалистов по социальной работе, подготовке которых в настоящее время уделяется самое серьезное внимание.
ГЛАВА 3. НЕОБХОДИМОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ПРАКТИКУ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ НАСЕЛЕНИЯ ПОЖИЛОГО ВОЗРАСТА
3.1. Региональная
инновационная модель
Россия – страна со сложной медико-
Одно из закономерных макроэкономических
последствий старения как социально-демографического
процесса – рост потребности в
социальных услугах, влияющий на развитие
системы социального
В первую очередь граждане пожилого возраста (около 30 миллиона человек) формируют устойчивый спрос на социальные услуги. В обозримом будущем он будет возрастать /17/. Структура спроса на социальные услуги постепенно меняется, необходимыми становятся дорогостоящие услуги по постоянному постороннему уходу на дому, социально-медицинские услуги, услуги сиделок. Заметно растет спрос на места в защищенных жилищах.
Это объясняется наличием групп пожилых людей с особыми потребностями: инвалидов пожилого возраста (5,3 миллиона человек), лиц старше 70 лет (12,5 миллиона человек), долгожителей (около 18 тысяч человек от 100 лет и старше), одиноких длительно болеющих пожилых людей, пожилых жителей отдаленных сельских районов (около 4 миллиона человек) /16/.
Десятилетие реформ принесло
значительные достижения в области
социального обслуживания населения
пожилого возраста: право на социальное
обслуживание в Российской Федерации
установлено законодательно, социальные
службы развиваются ускоренно, имеются
учреждения социального обслуживания
населения различных типов, финансовое,
материально-техническое, кадровое обеспечение
их деятельности постоянно улучшается,
совершенствуются применяемые технологии
социального обслуживания, постепенно
внедряются методы индивидуальной оценки
нуждаемости в помощи и социальных
услугах, расширяется участие
С 1991 года число стационарных учреждений социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов различных типов возросло с 737 до 1207, а количество мест в них – на 12,3 тысячи.
Особенность именно российской ситуации в том, что равно востребованными пожилым населением являются и стационарное, и нестационарное социальное обслуживание, а полустационарные формы социального обслуживания часто оказываются наиболее приемлемыми в социальном плане и экономически эффективными.
В России в стационарных
учреждениях социального
Фиксируется постоянный рост
посещаемости пожилыми людьми нестационарных
учреждений социального обслуживания.
В 2002 году нестационарными формами
социального обслуживания было охвачено
12957,8 тысяч человек. Вместе с тем
из общего числа обслуженных лиц
10865 тысяч человек – это
Численность лиц, обслуженных
на дому специализированными
Предстоит наращивать одновременно количественные и качественные показатели социального обслуживания, полнее учитывать дифференциацию доходов потребителей социальных услуг, принять меры, направленные на реальное создание рынка социальных услуг, когда предложение социальных услуг исходит не только от государственных и муниципальных структур. Это тесно связано с задачей защиты прав пожилых людей как потребителей услуг и введения института независимого контроля.
На первый план выходит
задача повышения качества предоставляемых
социальных услуг, что связывается
с преодолением различий качественных
показателей социального
Одновременно не прекращается поиск новых подходов к обеспечению высокого качества социального обслуживания, новых форм предоставления услуг, организации деятельности учреждений социального обслуживания.
Благодаря активной политике
в области социального
Информация о работе Технология социальной работы с пожилыми людьми