Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения
Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.
Введение.
Стержневой
проблемой общественного
Социальное
самоопределение человека
Социализация подрастающих поколений есть сложный непрерывный процесс, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным, но эта адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, это активный творческий процесс присвоения общечеловеческих ценностей, когда индивид проявляет всю мощь своих сущностных сил, добровольно выстраивая свою роль в обществе, самоактуализируясь. С другой, общество формирует норму морали и поведения, педагогически целесообразных форм отношений между людьми в семье, в школе, в досуговых учреждениях, в иных окружающих человека социальных средах.
Проблемами и вопросами социализации занимались: Г. Салливан, Дж. Г. Мид, Т. Парсонс, Б. Скиннер, О. Брим, Шомбар де Лов, Б. Берксон, Г. Уолтер, Р. Борис, Л.С. Выготский, П.Л. Гальперин, А.П. Леонтьев, Ж. Пиаже, С.Л. Рубенштейн, И.С. Кон, Б.Д. Парыгин, М. Каплан, Д.Р. Келли, А. С. Макаренко, А.В. Мудрик, Д. Мунди, В.А. Сухомлинский и др.
Вместе с тем, несмотря на столь представительный круг ученых, исследовавших проблему социализации подрастающего поколения, по настоящее время существует и мало исследованные области, одна из таких проблем – непосредственное влияние факторов социализации.
При социализации детей, подростков действуют условия, которые принято называть факторами. Из известных факторов далеко не все изучены, а знания о тех, которые исследовались, весьма скудны и неравномерны. Более или менее изученные условия или факторы социализации объединяют в 4 группы.
Первая – мегафакторы (от англ. «мега» – «очень большой, всеобщий») – космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
Вторая – макрофакторы (от англ. «макро» – «большой»), влияющие на социализацию страны, этнос, общество, государство.
Третья – мезофакторы (от англ. «мезо» – «средний, промежуточный»), которые позволяют выделять группы людей по: местности и типу поселка, в которых они живут (регион, село, город); принадлежности к слушателям тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); принадлежности к определенным субкультурам.
На социализацию влияют мезофакторы как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу – микрофакторы.
К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей – семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Объект исследования: Условия, влияющие на социализацию личности человека.
Предмет исследования: Типы поселений как факторы социализации личности.
Цель: Определить степень влияния среды жизнедеятельности на социализацию человека.
Задачи:
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1 Понятие «Социализация».
«Социализация
личности» - одно из ведущих понятий
социальной педагогики, будучи междисциплинарным,
оно отражает достаточно
- усвоению индивидом на
- усвоению и дальнейшему
- становлению личности, обучению
и усвоению индивидом
- включению человека в
Общим для
всех подходов является
В гуманитарные науки термин «социализация» пришел из политэкономии, где его первоначальным значением было «обобществление» земли, средств производства и т. п. Автором термина «социализация» применительно к человеку является американский социолог Ф. Г. Гиддингс, который в 1887 году в книге «Теория социализации» употребил его в значении близком к современному,- «развитие социальной природы или характера индивида, подготовка человеческого материала к социальной жизни».
К середине
ХХ века социализация превратилась
в самостоятельную меж-
Попутно отметим,
что почти до 60-х годов ХХ
века, говоря о социализации, почти
все ученые имели в виду
развитие человека в детстве,
отрочестве и юности. Лишь в
последние десятилетия детство
перестало быть единственным
фокусом интереса
Многогранный
процесс социализации включает
в себя как биологические
Социализацию
нельзя отождествлять с
Резюмируя
вышесказанное, попытаемся дать
расширенное определение
1.2 Этапы социализации.
В ходе социализации
можно выделить отдельные
Первым этапом
социализации является
Вторым этапом
социализации подростка
Отсюда третий этап – выработка установки на принятие или отторжение полученной информации. В качестве факторов, оказывающих воздействие на данном этапе выступают дела, в которые включен ребенок и которые, так или иначе, поглощают его. В результате, каждому следующему источнику информации все труднее привести ребенка к своим ценностям.
В качестве
четвертого этапа выступает
Основой пятого
этапа служат поступки, логически
выстроенная система поведения.
При этом следует отметить, что
в одних случаях поступки
На шестом этапе формируются нормы и стереотипы поведения. Этот процесс происходит во всех возрастных группах с той лишь разницей, что имеет разное качественное состояние. В шесть лет усваивается норма не драться, а в шестнадцать – отстаивать свои и других честь и достоинство.
Седьмой этап
выражается в осмыслении и
оценке своей социальной
Из данного
пункта можно сделать
Информация о работе Типы поселений, как мезофакторы социализации