Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2014 в 16:14, курсовая работа
Стержневой проблемой общественного развития является гармонизация взаимоотношений общества с каждой отдельно взятой личностью, то есть ее социализация. Особенно актуальной для общества является социализация подрастающего поколения. Именно в период детства, отрочества и юности складываются основные структуры личности, качественные характеристики которой, в существенной степени зависят от степени педагогизации окружающей среды. Личность, с точки зрения психологии,- индивид как субъект социальных отношений и сознательной деятельности. Понятие, определяемое включенностью в общественные отношения
Введение
Глава I - Социализация как социально-педагогическое явление.
1.1. Понятие «социализация».
1.2. Этапы социализации.
1.3. Функции социализации.
1.4. Уровни социализации.
1.5. Стадии и формы социализации.
1.6 Факторы социализации.
Выводы по первой главе
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
1.1 Сельский образ жизни и социализация.
2. Город, как тип поселения.
2.1 Город и социализация.
3. Малый город, как тип поселения.
3.1 Малый город и социализация.
4. Поселок, как вид поселения.
4.1 Поселок и социализация.
Выводы по второй главе
Список литературы.
1.3 Функции социализации.
Социализация осуществляет основополагающие функции развития индивида и общества:
- нормативно-регулятивная
функция, формирующая и регулирующая
жизнедеятельность человека в
обществе посредством
- личностно-преобразовательная
функция, индивидуализирующая человека
посредством формирования
- ценностно-ориентационная
функция, формирующая систему ценностей
определяющих образ жизни
- коммуникативно-информационная,
приводящая человека во
- прокреативная функция, порождающая готовность действовать определенным образом;
- творческая функция, в
процессе реализации которой
рождается стремление творить, отыскивать
выход из нестандартных
- компенсаторная функция,
восполняющая дефицит
Функции
социализации не только
1.4 Уровни социализации.
Процесс социализации индивида протекает на трех уровнях.
1. Биологический уровень.
Это связь организма человека с окружающей его средой. Человек, равно как и любое растение или животное является частью космоса. Человек подвержен влиянию погоды, фазам луны и другим природным явлениям.
2. Психологический уровень.
В процессе социализации выделяется две стороны личности – как субъекта, так и объекта общественных отношений. Под субъектом понимается деятельное начало индивида, процесс активного воздействия на себя (самореализация) и на окружающую среду (преобразующая деятельность). Таким образом, процесс социализации человека в существенной мере выступает как результат двух процессов: первый из них определяется активностью самого человека, а второй – логи-кой развертывания внешних, по отношению к нему, проблемных ситуаций.
3. Социально-педагогический уровень.
Это связь человека с обществом в лице социальных институтов и отдельных групп, когда ребенок ищет новые социальные роли и выбирает стиль социального поведения, а общество дает ему свои социальные предписания.
Уровни социализации
демонстрируют основу
Включенность
в обозначенные выше уровни
обуславливает пространственно - временную
непрерывность процесса
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
1.5. Стадии и формы социализации.
Стадии социализации
можно выделить, проанализировав
возрастную периодизацию. Так как
каждому возрастному этапу
1. Биоэнергетическая (пренатальная). С 3-5 месяцев эмбрионального развития на уровне сенсорной системы (вкуса, кожной чувствительности, слуха) происходит «освоение» ребенком мира.
2. Идентификационная
стадия (до 3-х лет). Этот период
отождествления себя со всем,
что окружает ребенка, от мебели,
игрушек, до мамы, папы, животных, растительного
мира. Это период становления
и функционирования так
3. Корреляционная стадия (3-5 лет). Для данной стадии характерно предпонятийное интуитивное мышление ребенка. Это период зарождения целенаправленной совместной деятельности детей в процессе которой приобретается опыт руководства другими детьми, а также опыт подчинения.
4. Экспансивная стадия (6-10 лет). Характеризуется стремлением ребенка расширить свой социальный кругозор, а узнаваемое срочно распространить во все поры своего существования. Это период конкретных операций. У ребенка формируется самооценка, отношение к себе и, как результат, требования к самому себе.
5. Конвентивная стадия (11-15 лет). Характеризуется «взрывоопасностью». Подросток ищет выход из постоянно возникающих конфликтных ситуаций. В поисках ответа он постоянно обращается к друзьям, родителям, другим взрослым, устанавливается система социальных взаимоотношений с окружающими, среди которых наибольшую ценность представляет мнение товарищей. Потребность в самоутверждении настолько сильна в этом возрасте, что во имя признания товарищей подросток готов на многое: он может поступиться своими взглядами и убеждениями, совершить действия, которые расходятся с его моральными установками. Вместе с тем существенное значение для подростков имеет его положение в семье, которое при благоприятном морально-психологическом климате может активно на него воздействовать.
6. Концептуальная
стадия (16-20 лет). Характеризуется выходом
в самостоятельную жизнь. Перед
юношеством возникает
На каждой
стадии воздействие на
Выделяют две
формы социализации
Направленная
форма социализации – это
Ненаправленная,
или стихийная форма
Резюмируя
вышесказанное можно отметить, что
любой социальный институт, будь
то школа, семья или любительское
объединение могут
1.6 Факторы социализации.
Факторы социализации — это обстоятельства, которые побуждают человека к активному действию. Факторов социализации всего три – это макрофакторы (космос, планета, страна, общество, государство), мезофакторы (этнос, тип поселения, СМИ) и микрофакторы (семья, группы сверстников, организации).
Социализация протекает во взаимодействии детей, подростков, юношей с огромным количеством разнообразных условий, более или менее активно влияющих на их развитие. Эти действующие на человека условия принято называть факторами. Фактически не все они даже выявлены, а из известных далеко не все изучены. О тех факторах, которые исследовались, знания весьма неравномерны: об одних известно довольно много, о других - мало, о третьих -совсем чуть-чуть. Более или менее изученные условия или факторы социализации условно можно объединить в четыре группы.
1. мегафакторы (мега - очень большой, всеобщий) - космос, планета, мир, которые в той или иной мере через другие группы факторов влияют на социализацию всех жителей Земли.
2. макрофакторы (макро - большой) - страна, этнос, общество, государство, которые влияют на социализацию всех живущих в определенных странах (это влияние опосредствованно двумя другими группами факторов).
3. мезофакторы (мезо - средний, промежуточный), условия социализации больших групп людей, выделяемых: по местности и типу поселения, в которых они живут (регион, село, город, поселок); по принадлежности к аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации (радио, телевидения и др.); по принадлежности к тем или иным субкультурам.
4. Мезофакторы влияют на социализацию как прямо, так и опосредствованно через четвертую группу - микрофакторы. К ним относятся факторы, непосредственно влияющие на конкретных людей, которые с ними взаимодействуют, - семья и домашний очаг, соседство, группы сверстников, воспитательные организации, различные общественные, государственные, религиозные, частные и контрсоциальные организации, микросоциум.
Выводы по первой главе.
Резюмируя вышесказанное, социализация – это сложный непрерывный процесс, протекающий на биологическом, психологическом и социальном уровнях, при котором, с одной стороны, потребности отдельно взятой личности адаптируются к потребностям общественным (или отвергаются ею). Причем адаптация носит не пассивный характер, приводящий к конформизму, а активный, при котором индивид добровольно и творчески выстраивает свою роль в обществе, развивая и совершенствуя при этом человеческую природу на уровне генетической памяти. С другой, общество формирует нормы морали и поведения, педагогически целесообразные формы общежития, отношения между людьми в семье, школе, в досуговых учреждениях, в иной окружающей человека социальной среде. Социализация как поэтапный процесс протекает в сознании и поведении детей во множестве параллелей по поводу каждой социальной информации, причем, придя к своему логическому завершению – самооценке, на определенном этапе жизни этот процесс повторяется вновь по тому же поводу, но уже на новом качественном уровне.
Функции социализации
раскрывают, и определяют процесс
развития индивида и общества.
Функции направляют активность
индивида, определяя более или
менее перспективные пути
Включение в уровни (биологический, психологический, социально- педагогический) обуславливает пространственно-временную непрерывность процесса социализации на протяжении всей жизни человека
Поскольку социальная среда есть явление динамическое, результатом социализации являются все новые и новые качества, приобретаемые в процессе социальной жизни, благодаря завязыванию все новых связей, отношений с другими людьми, общностями, системами.
Глава II - Типы поселений, как мезофакторы социализации.
1.Сельское поселение и его особенности.
Сельские поселения — места сосредоточения населения, для которого характерен специфический образ жизни, исторически сложившийся в процессе занятия жителями селъскохозяйственным трудом.
Несмотря на многие
десятилетия миграции сельских жителей
в города, 27 % населения нашей страны живет
в сельской местности (по данным переписи
2002 г. — около 39 млн. Это в основном совпадает
с ситуацией в развитых странах). Весьма
многочисленно оно в южных регионах России.
Наоборот, в Сибири и на Европейском Севере
России — его сравнительно мало.
В общем
виде можно назвать следующие типы сельских
поселений, различающихся по количеству
жителей и некоторым другим признакам:
аул — горное селение в
Северо-Кавказском регионе с различным
количеством жителей обычно моноэтнического
состава;
деревня — небольшое поселение
с малым количеством жителей (исторически
не имевшее храма), типичное для Северо-Западного
и Уральского регионов;
село — крупное поселение
(порой с несколькими тысячами жителей),
нередко хозяйственный и культурный центр
для ближайших деревень и хуторов, а иногда
и административный центр (исторически
имевший храм), в последние десятилетия
не всегда с моноэтническим населением;
типично для Центрального, Поволжского
и Сибирского регионов;
станица — крупное поселение
(исторически казачье) в Северо-Кавказском
регионе, количество жителей может достигать
нескольких десятков тысяч, состав населения
нередко полиэтни-чен; хозяйственный,
культурный, а нередко и административный
центр для близлежащих более мелких поселений;
хутор — поселение вне сел
и станиц в Северо-Кавказском регионе,
обособленный земельный участок с усадьбой
владельца в различных регионах (в Сибири
его могут называть заимкой);
стойбище — становище кочевников
Сибири; оседлое поселение малочисленных
народов Приамурья и Сахалина.
Для сельских
поселений характерны относительно малая
плотность населения и стабильность его
состава; малая степень разнообразия видов
трудовой деятельности; плохо развитое
общественное обслуживание; почти полное
отсутствие учреждений культуры и крайне
ограниченные возможности для проведения
досуга (за исключением станиц и части
крупных сел).
Реально
существующие сегодня сельские поселения
можно рассматривать как мезофактор социализации
большой части населения России, ибо при
всем многообразии (маленькие деревеньки,
большие села, многолюдные станицы) они
обладают рядом т и-пичных характеристик,
которые в целом можно назвать сельским
образом жизни.
Во-первых,
от своеобразия природных факторов зависят
особенности жилья, утвари, особенности
социального взаимодействия, выстраивается
аграрный календарь, на основе которого
формируется праздничный цикл. Семейные
циклы, находящиеся в тесной взаимосвязи
с календарной обрядностью, таким образом,
также оказываются связанными с природными.
Особенности дорог и водных путей, заданные
географическими условиями, организуют
коммуникативное и экономико-хозяйственное
пространство с другими селениями и регионами
(А.С.Обухов).
Во-вторых,
ритм жизни сельских жителей достаточно
размерен, нетороплив (кроме периодов
сева, уборки и т.п.), сохраняет элементы
природосообразности. Время, как правило,
не рассматривается ими как социальная
ценность.
В-третьих,
сельский труд имеет свои особенности:
подчиненность ритму и циклам природы
и неравномерность трудовой занятости
в течение года; более тяжелые, чем в городе,
условия труда; малые возможности для
профессиональной мобильности жителей;
большая слитность труда и быта, непреложность
и трудоемкость труда в домашнем и подсобном
хозяйствах (так, работа на приусадебных
хозяйствах, в саду, огороде занимает у
сельских жителей, по данным последних
исследований, буквально полжизни — в
среднем 181 день в году).
В - ч
е т в е р т ы х, жизнь селян в большой мере
«публична», т. е. доступна для соседей,
а «приватность», т.е. обособленность и
интимность, вызывает осуждение и даже
агрессию окружающих.
В - пятых,
для села характерна «открытость» общения,
здесь отсутствует анонимность. Относительная
близость в отношениях, отсутствие больших
социальных и культурных различий между
жителями, немногочисленность реальных
и потенциально возможных контактов делают
общение селян довольно тесным и охватывающим
все стороны жизни. Дружба и приятельство
дифференцируются слабо, а поэтому эмоциональная
глубина и интенсивность общения с различными
партнерами редко имеют серьезные различия.
Чем меньше деревня, тем всеохватнее общение
ее жителей.
Стабильность
состава жителей сельских поселений, как
правило, этническая однородность, слабая
социально-профессиональная и культурная
дифференциация, типичные тесные родственные
и соседские связи способствуют сохранению
в жизненном укладе селян элементов традиционного
образа жизни соседской общины.
Естественно,
все, о чем шла речь, может иметь более
или менее существенные различия в зависимости
от «индивидуальных» особенностей сельского
поселения.
Информация о работе Типы поселений, как мезофакторы социализации