Факторы сплоченности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 09:34, курсовая работа

Краткое описание

Труд — основное условие самой жизни человека и общества. Труд есть, прежде всего, процесс, совершающийся между человеком и природой, процесс, в котором человек своей собственной деятельностью опосредствует, регулирует и контролирует обмен веществ между собой и природой. Веществу природы он сам противостоит как сила природы. Благодаря труду человек напал на след своего естественного развития, выделился из мира животных и стал действительно человеком. Труд создал и человеческое общество — также одно из первых условий жизни и развития человека потому, что сам труд как специфический процесс возможен лишь в совместной деятельности, в общении людей друг с другом.
Цель изучения отношения к труду - выявление механизма его формирования и управления им. Наиболее значимыми моментами при этом являются изучение факторов, формирующих отношение к труду, и выявление степени его воздействия на производственные показатели работника.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Трудовой коллектив и его роль в современных условиях 5
1.1 Понятие трудового коллектива, его сущность 5
1.2 Функции трудового коллектива 9
Глава 2. Исследование сплоченности трудового коллектива 11
2.1 Стадии сплоченности трудового коллектива 11
2.2 Факторы сплоченности трудового коллектива 14
2.3 Анализ методик исследования сплоченности трудового коллектива 16
Заключение 21
Библиографический список 22

Вложенные файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ.docx

— 64.22 Кб (Скачать файл)

Каждый имеет свое личное представление о товарищах по работе, о том, каким ему хотелось бы видеть свой коллектив. Поэтому целенаправленная ориентация всегда дополняется самоориентацией.

Если в коллективе преобладает целенаправленная ориентация, то общая цель у большинства членов коллектива преобразовывается в их внутреннюю потребность и ориентационная стадия сравнительно быстро сменяется следующей. 9

Вторая стадия - взаимоадаптационная, которая представляет собой формирование единых установок поведения членов коллектива. Эти установки могут формироваться двумя способами: под целенаправленным воспитательным воздействием руководителя и путем самоадаптации, в результате подражания и идентификации.

Подражание заключается в том, что человек неосознанно перенимает способы поведения других, их взгляды и реакции на определенные ситуации. Это наименее управляемый способ формирования установок, который не всегда приводит к положительным результатам. 10

Идентификация - сознательное следование человека каким-либо образцам, нормам и стандартам поведения, отождествление (идентифицирование) с ними правил своего собственного поведения. В этом случае человек уже размышляет над поведением той или иной личности и сознательно определяет, следует ему так же поступать в аналогичной ситуации или иным образом. 11

Взаимоадаптационный стадии соответствует средний уровень развития коллектива, характеризующийся созданием его актива (активно действующей группы).

Третья стадия - сплоченная, или стадия консолидации, коллектива, этап его зрелости. Руководитель выступает здесь не внешней силой, а как человек, который наиболее полно воплощает цели коллектива. В таком коллективе преобладают отношения взаимопомощи и сотрудничества.12

Кроме этого существует четвертая стадия - перспективное развитие. Отличается максимальным уровнем требовательности каждого члена коллектива к себе. Внешние требования становятся внутренними, личностными. Инициатива членов трудового коллектива соединяется с их активностью. Сплоченность коллектива достигает апогея. Создается здоровый морально-психологический климат.

2.2 Факторы сплоченности трудового коллектива

Регулировать уровень сплочения трудового коллектива возможно на основе воздействия на факторы сплоченности, которые подразделяются на общие и локальные.

К общим факторам относятся форма собственности на средства производства, характер труда, особенности хозяйственного механизма, социокультурные атрибуты (ценности, нормы, традиции).

Локальные факторы могут быть объединены в 4 группы: организационно-технические; экономические; социально-психологические; психологические.

Организационно-технические факторы связаны с техническими составляющими предприятия и характеризуются:

    • уровнем организации производства (создание условий для ритмичной работы, обеспечение рабочих мест вещественными элементами труда, системой обслуживания и т.д.)
    • труда (выбор той или иной формы организации трудового процесса: индивидуальная или коллективная),
    • пространственным расположением рабочих мест (зависит частота контактов между работниками, определяют способы общения в процессе труда),
    • организационным порядком (характеризуют существующие в коллективе функциональные отношения и связи).

Экономические факторы характеризуются применяемыми на предприятии формами и системами оплаты труда, особенностями премирования. Здесь важно, чтобы работники воспринимали действующие распределительные отношения в коллективе как справедливые и участвовали в этом процессе.

Социально-психологические факторы включают в свой состав социально-производственное информирование членов коллектива (заключается в доведении до каждого работника общих целей, заданий, норм, способов определения и т.д.). Эти факторы обуславливают психологический климат коллектива (эмоциональный настрой коллектива, социально-психологическая атмосфера в коллективе, которая может быть благоприятной и неблагоприятной, оптимальной и неоптимальной). Эти факторы определяются так же стилем руководства, то есть особенностью поведения руководителя, его организаторскими способностями, умением работать с людьми. 13

Психологические факторы проявляются в психологической совместимости его членов, благоприятном сочетании свойств работников, способствующих эффективности совместной деятельности.

Управление процессом сплочения трудового коллектива осуществляется с помощью воздействия на факторы, обусловливающие сплоченность.

К общим (внешним) факторам относятся характер общественных отношений, уровень развития научно-технического прогресса, особенности механизма хозяйственной деятельности, а к специфическим (внутренним) - уровень организации и управления производства в самом коллективе его социально-психологический климат, личностный состав.

Большую роль в формировании и сплочении коллектива играет стиль руководства. Руководитель в своей повседневной деятельности должен учитывать, что его работники обладают различными характерами, социально-психологическими качествами, различной общеобразовательной и специальной подготовкой. Это требует от него изучения их характера, умения выбрать способы воздействия на человека в зависимости от черт характера, специфики деятельности, социальных характеристик. С одной стороны, работая по усилению сплоченности трудового коллектива руководитель добивается однозначного толкования задач организации, а с другой стороны, санкционирует проведение неформальных мероприятий, направленных на развитие личностных контактов между сотрудниками. Все это происходит на фоне оптимизации социально-психологического климата в коллективе.

2.3. Анализ методик исследования  сплоченности трудового коллектива

Эффективный метод сплочения коллектива – широкое привлечение сотрудников к техническому творчеству, изобретательству и к управлению делами производства. Очень сближают людей также занятия спортом, отдых, культурные развлечения и общее хобби. Как бы там ни было, формирование, и правильное сплочение коллектива ведёт к повышению работоспособности и только положительно влияет на членов коллектива.

Разработан ряд методик изучения деловых и личностных качеств работников:

- определение психологического  климата в трудовом коллективе (по А.Ф. Фидлеру)

- определение индекса  групповой сплоченности Сишора

-социометрическая методика  Дж. Морено

1. Определение психологического климата в трудовом коллективе ( по А.Ф. Фидлеру)

         Назначение теста: методика используется для оценки психологической атмосферы в коллективе. В основе лежит метод семантического дифференциала. Методика интересна тем, что допускает анонимное обследование, а это повышает ее надежность. Надежность увеличивается в сочетании с другими методиками (например, социометрией).

        Инструкция к тесту: в предложенной таблице (Приложение 1) приведены противоположные по смыслу пары слов, с помощью которых можно описать атмосферу в вашей группе, коллективе. Чем ближе к правому или левому слову в каждой паре вы поставите знак «+», тем более выражен этот признак в вашем коллективе.

Обработка и анализ результатов теста: ответ по каждому из 10 пунктов оценивается слева направо от 1 до 8 баллов. Чем левее расположен знак *, тем ниже балл, тем благоприятнее психологическая атмосфера в коллективе, по мнению отвечающего. Итоговый показатель колеблется от 10 (наиболее положительная оценка) до 80 (наиболее отрицательная).

       На основании индивидуальных профилей создается средний профиль, который и характеризует психологическую атмосферу в коллективе.

  1. Определение индекса групповой сплоченности Сишора

В начале прошлого века в психологии начали активно разрабатываться методы позволяющие выявлять внутриколлективный климат, скрытые разногласия и т.д. Было выявлено, что на способность каждого человека вливаться в коллектив влияют несколько групп факторов:

  • факторы среды;
  • личностные факторы;
  • факторы команды;
  • факторы руководства.

           Определение групповой сплоченности Сишора играет огромную роль в уже сформировавшихся коллективах, которые на протяжении длительного времени не могут наладить межличностные отношения.

           Данная методика не только позволяет в ещё большей степени сплотить коллектив с помощью выявления в нем «не прижившихся» его членов, но и как результат повысить эффективности его роботы и общий уровень прибыльности предприятия.

           Диагностика групповой сплоченности (Приложение 2): перед вами 5 вопросов, на каждый из которых есть несколько вариантов ответа. Выберете для вас наиболее подходящий. Не стоит забывать, что в ходе опроса балы ставить не нужно.

Данный тест будет для вас очень информативным, если вы руководитель какого-либо коллектива. Вы узнаете, кто привык действовать лишь себе во благо, а кто прилагает максимум усилий для успешной деятельности всей группы в целом.

 

  1. Социометрическая методика Дж. Морено

          Социометрический тест используется в изучении межгрупповых и межличностных отношений с целью улучшения и оптимизации взаимодействия группы лиц или участников коллектива.

Области применения социометрического теста:

  • изучение сплоченности или разобщенности коллектива;
  • по принципу симпатии или антипатии определение лиц, имеющих формальное и неформальное лидерское влияние на членов коллектива;
  • определение внутри основной группы обособленных подгрупп, выявление их лидеров.

           Полученные при помощи социометрического теста результаты могут использоваться для оптимизации работы коллектива, реструктуризации группы с целью увеличения ее производительности и эффективной работы как группы в целом, так и отдельных ее сотрудников.

Исследование проводится на любых группах лиц, это могут быть даже дошкольники, главное условие при этом - наличие некоторого опыта общения и взаимодействия между собой.

         Перед началом эксперимента исследователями формируются критерии социометрического выбора. Критерии - это определенная деятельность, для выполнения которой испытуемому предлагается отвергать или выбирать одного или нескольких участников группы. Критерий формируется в виде вопросов к тесту. Все критерии по содержанию можно разделить на формальные и неформальные.

  • Формальные - измеряют отношения в совместной работе, для выполнения которой и существует исследуемая группа.
  • Неформальные - исследуют эмоционально-личностную связь участников группы, выявляют предпочтения в неформальном взаимодействии.

        По ориентации критерии разделяют на позитивные («С кем вам больше нравится работать?») и негативные («С кем не хотелось бы пересекаться на работе?»).

Социометрия может проводиться в двух вариантах:

 

1) непараметрическая  процедура

       При использовании непараметрической процедуры проведения испытуемым предлагается ответить на вопросы без ограничения количества выборов, т.е. всех, кроме самого себя. Таким образом, по любому из предложенных критериев может быть выбрано человек — основная константа социометрии, где N — количество человек в группе.

       Для непараметрической процедуры константа одинакова, как для человека, делающего выбор, так и для человека, выбор получающего.

      Достоинства непараметрической процедуры:

  • позволяет выявить эмоциональную экспансивность каждого члена группы;
  • при использовании данного типа процедуры проведения делается срез всего многообразия связей в групповой структуре.

      Недостатки непараметрической процедуры:

  • при ручной обработке результатов социометрии измерения возможны только в небольших группах (до 12 человек);
  • существует большая вероятность получения случайного выбора из-за аморфной системы отношений выбирающего человека с окружающими или же из-за ложных ответов, с целью продемонстрировать нормальную лояльность к окружающим и к экспериментатору.

2) параметрическая  процедура

       Данная процедура была разработана для снижения вероятности случайного выбора. Суть процедуры состоит в ограничении количества выборов каждого их участников (обычно, для групп в 22-25 участников минимальная величина «социометрического ограничения» должна выбираться в пределах 4-5 выборов). Величина ограничения - d - называется социометрическое ограничение или лимит выборов. Введением этой величины можно стандартизировать внешние условия выборов в группах разной численности. Для этого необходимо определять величину d по одинаковой для всех групп вероятности случайного выбора. Формулу определения такой вероятности предложили в свое время Дж. Морено и Е. Дженнингс: d= P(A) х (N-1), где Р(А) — вероятность случайного события социометрического выбора, обычно выбирается в пределах [0,2-0,3]; N — число членов группы.

      Достоинства параметрической процедуры:

  • повышает надёжность полученных данных;
  • облегчает статистическую обработку;
  • позволяет стандартизировать условия выбора в группах различной численности;
  • как следствие, появляется возможность сравнивать взаимоотношения в разных группах.

Информация о работе Факторы сплоченности