Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 14:52, курсовая работа
Цель исследования – выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков.
Задачи исследования:
1) Проанализировать проблему здорового образа жизни в подростковом возрасте.
2) Определить психолого-педагогические особенности трудных подростков, влияющие на процесс формирования здорового образа жизни.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка»………………...5
1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. ……………........9
2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОРВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков…………..20
2.2 Формы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………28
2.3 Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ.………………………………………………………….41
Здоровый образ жизни является предпосылкой для развития разных сторон жизнедеятельности человека, достижения им активного долголетия и полноценного выполнения социальных функций, для активного участия в трудовой, общественной, семейно-бытовой, досуговой формах жизнедеятельности.(10, с. 93)
Элементы здорового образа жизни.
В узко биологическом смысле речь идет о физиологических адаптационных возможностях человека к воздействиям внешней среды и изменениям состояний внутренней среды. Авторы, пишущие на эту тему, включают в «здоровый образ жизни» разные составляющие, но большинство из них считают базовыми следующие:
-воспитание с раннего детства здоровых привычек и навыков;
-окружающая среда: безопасная и благоприятная для обитания, знания о влиянии окружающих предметов на здоровье;
-отказ от курения, употребления наркотиков, употребления алкоголя;
-питание: умеренное, соответствующее физиологическим особенностям конкретного человека, информированность о качестве употребляемых продуктов;
-движения: физически активная жизнь, вклющая специальные физические упражнения (например, фитнес), с учётом возрастных и физиологических особенностей;
-гигиена организма: соблюдение правил личной и общественной гигиены, владение навыками оказания первой помощи;
-закаливание.(10, с. 97)
На физиологическое состояние человека большое влияние оказывает его психоэмоциональное состояние, которое зависит, в свою очередь, от его ментальных установок. Поэтому некоторые авторы (11, с. 32) также выделяют дополнительно следующие аспекты здорового образа жизни:
-эмоциональное самочувствие: психогигиена, умение справляться с собственными эмоциями, проблемами;
-интеллектуальное самочувствие: способность человека узнавать и использовать новую информацию для оптимальных действий в новых обстоятельствах. Позитивное мышление.
-духовное самочувствие: способность устанавливать действительно значимые, конструктивные жизненные цели, стремиться к ним и достигать их. Оптимизм.
Некоторые исследователи (12, с. 49) выделяют также «социальное самочувствие» - способность взаимодействовать с другими людьми.
Изучением здорового образа жизни занимается валеология.
Валеология (от одного из значений лат. valeo - «быть здоровым») - общая теория здоровья, претендующая на интегральный подход к физическому, нравственному и духовному здоровью человека со стороны естественных, общественных и гуманитарных наук - медицины, гигиены, биологии, сексологии, психологии, социологии, философии, культурологии, педагогики и других (9, с.4). Термин «валеология» введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук, профессором, членом Академии технологических наук России Израилем Брехманом.
Следует различать валеологию медицинскую, педагогическую и разнообразные псевдо и околонаучные учения, использующие этот термин в собственных целях.
Педагогическая валеология изучает вопросы воспитательной и образовательной работы по сохранению и укреплению здоровья детей, а также знакомит детей с азами анатомии и строения тела человека (12, с. 49).
Мотивация интереса к здоровому образу жизни трудных подростков может стать эффективным способом коррекции девиантного поведения.
Формирующим и направляющим началом любой активности выступает ее мотив, являющийся побудителем к действию, поступку. От человека со слабой мотивацией нельзя ожидать большой отдачи в любом деле. Еще в конце 20 в. исследователями было замечено, что успешность деятельности во многом определяется характером побуждения к ней – мотивом, т. е. тем, что толкает человека к совершению того или иного действия. Нежелание заняться физической культурой может быть обусловлено утомлением во время учебного процесса, плохим состоянием здоровья, наличием более интересного занятия и др. Говоря иначе, побуждает человека одно, а за мотив принимается совсем другое, то, что по существу является следствием, а не причиной.
Если рассматривать мотивы занятий физическими упражнениями как мотивы специфического труда человека, то тогда их можно будет разделить на следующие группы: 1) мотивы общественного долга; 2) мотивы, основанные на субъективной оценке состояния своего здоровья; 3) мотивы, основанные на интересе к здоровому образу жизни. Нам представляется более плодотворным подход, при котором мотив соотносится с потребностью, осознаваемой человеком.
Общественный мотив – это осознание потребности в общественно значимой деятельности. Сущность этого мотива заключается в осознании необходимости занятий физическими упражнениями для достижения оздоровительного эффекта. Физическая культура – одно из основных средств профилактики заболеваний и поддержания здоровья. Она выступает не только как личная, а как государственная, общественная деятельность. Появление этого мотива находит свое выражение в активном, осознанном отношении к физической культуре.
Мотив достижения – проявление интереса к физической культуре (осознание потребности в самоутверждении). Он выражается в потребности развивать в процессе занятий физическими упражнениями свои умственные, интеллектуальные и физические способности, применять знания и навыки в жизнедеятельности для самоутверждения.
Человеку присущи потребности, но они являются лишь предпосылкой к его деятельности. Мотив же формируется на основе соотнесения человеком своих потребностей со своими возможностями в конкретной деятельности. Таким образом, в результате этого соотнесения и формируется та или иная мотивационная установка. (2, с.100-101)
В первом случае учитель, опираясь на сформированные у школьника потребности, так включает его в определенную деятельность, чтобы она давала ему положительные эмоции. Если предоставить ученику возможность достаточно длительно переживать радость от успешной деятельности, то у него возникает потребность в этой деятельности, устойчивый мотив к занятию ею.
Имеется и другой, более известный и традиционный путь формирования нужной мотивации у школьников. Это формирование «сверху вниз». Учащемуся в готовом виде сообщается о побуждениях, целях, идеалах, которые у него хотят сформировать. Задача заключается в том, чтобы перейти от понимания внешних мотивов к их внутреннему усвоению и принятию к действию. В этом случае применяются методы убеждения, разъяснения, внушения. Важную роль играют убеждения и традиции коллектива, взгляды, распространенные в окружающей социальной среде. (6, с.170).