Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2014 в 14:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования – выявить эффективные пути формирования здорового образа жизни трудных подростков.
Задачи исследования:
1) Проанализировать проблему здорового образа жизни в подростковом возрасте.
2) Определить психолого-педагогические особенности трудных подростков, влияющие на процесс формирования здорового образа жизни.
3) Разработать рекомендации по совершенствованию форм приобщения трудных подростков к здоровому образу жизни.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Содержание понятия «здоровый образ жизни подростка»………………...5
1.2 Сущность здорового образа жизни трудных подростков. ……………........9
2 СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОРВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ТРУДНЫХ ПОДРОСТКОВ
2.1 Психолого-педагогические особенности трудных подростков…………..20
2.2 Формы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………28
2.3 Принципы социально-педагогической деятельности по формированию здорового образа жизни трудных подростков…………………………………30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….37
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………39
ПРИЛОЖЕНИЕ ТЕСТ.………………………………………………………….41

Вложенные файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Трудные подростки - понятие сложное. У каждого из них что-то свое, особенное, индивидуальное, не похожее на других трудных детей: своя причина, свои особенности отклонения от нормы, свои пути воспитания. Надо помнить, что трудного ребенка, каким бы он ни был, мы должны поставить на дорогу гражданской, трудовой, духовной жизни.

Осуществление перевоспитания немыслимо без глубокого анализа поведения трудных детей (особенностей их психики, обусловивших это поведение). Трудному подростку свойственны в основном те же качества личности и возрастные особенности, которые присущи всем его сверстникам. При этом именно общее, присущее всем преобладает над особенным, специфическим, характерным лишь для трудных подростков.

Это значит, что перевоспитание должно осуществляться на основе общих принципов учебно-воспитательного процесса с учетом специфических особенностей трудновоспитуемых. Это требует всестороннего и объективного анализа особенностей поведения трудных детей. Между тем особенности поведения трудных детей есть, прежде всего, своеобразное отражение неблагоприятных внешних влияний. Поэтому типичные черты трудных подростков свидетельствуют о типичных ошибках в их воспитании. Одной из таких ошибок является недостаточное внимание к мотивам поступков и поведения трудных подростков.

Трудновоспитуемость и сам процесс перевоспитания связаны не только с изменением поведения, но и с преобразованием всей мотивационной сферы трудного подростка. Когда трудновоспитуемость возникает, формируется и особая, ее поддерживающая и оправдывающая система мотивов. Наличие антиобщественных мотивов поведения способствует образованию вредных привычек и отрицательных качеств. Но бывает и наоборот: совершение поступков, неправильное поведение ведут к поиску мотивов, с помощью которых подросток как бы оправдывает себя, утешает, что ничего плохого не произошло, что иначе он не мог поступить.

Мотивационная среда трудных подростков включает:

-           ведущие мотивы, определяющие отрицательную направленность личности;

-           житейские или бытовые мотивы, регулирующие в основном взаимоотношения трудного подростка с окружающими людьми, определяющие его ситуативное поведение.

Определяя мотивы поведения трудных подростков, нельзя по одинаковым причинам или похожим условиям судить о сходстве мотивов. Даже в совершении группового проступка каждый подросток действует по разным мотивам. Именно вследствие различия мотивационной сферы трудный подросток весьма своеобразно реагирует на различные воспитательные влияния. И определить направление перевоспитания можно только в том случае, когда будут ясны мотивы поведения каждого конкретного подростка.

Для всех трудных подростков характерна потребность в ярких впечатлениях, эмоциональных переживаниях.

Следовательно, перевоспитание должно перестроить мотивационную сферу подростка и переключить его чувства, переживания на общественно полезные дела.

Среди отрицательных качеств трудного подростка всегда есть такое, которое является главным, ведущим, определяющим все поведение подростка. Для многих трудных подростков характерен, например, эгоизм. Чаще всего он проявляется в виде потребительских наклонностей и личных установок.

Эгоизмом страдают преимущественно избалованные дети.

Беспринципность – другая распространенная черта трудных детей.  Для таких детей нет твердых норм морали. Чтобы перевоспитать такого подростка, требуется восстановление единых требований в семье и школе, создание твердых правил, четкого режима, традиций.

Поведение некоторых подростков может определяться легкомысленным отношением к жизни. Личность трудного подростка формируется в зависимости от типа нервной системы, от темперамента, всех биологических и психических компонентов. К примеру, сангвиник острее переживает неудачу, более страстно протестует против несправедливости, ошибок педагогов, активнее борется за осуществление своих желаний. Флегматик не реагирует на «мелочи жизни», но тяжело переживает конфликтные длительные состояния с окружающими и т. д.

Как показывают исследования, в характере трудного подростка нередко уживаются крайние противоположности: развитый ум и почти не развитые чувства (или наоборот), ограниченный кругозор и богатый отрицательный опыт в бытовой жизни и т. д. Все это создает внутреннюю напряженность и противоречивость желаний, чувств, что выражается в противоречивых поступках подростка. Это и есть первая особенность поведения трудновоспитуемых, которую обязан учитывать педагог, организуя перевоспитание.

Вторая особенность поведения трудных детей - конфликтные длительные отношения с окружающими. Вначале конфликтные отношения возникают, как правило, помимо воли подростка с одним из родителей или педагогов. Затем конфликтная среда расширяется и завершается окончательно испорченными отношениями с большинством взрослых и сверстников.

Третьей особенностью, характеризующей поведение трудновоспитуемых, является жизненная эгоистическая позиция: они все оценивают с точки зрения того, выгодно им это или нет; что они получат для себя, если выполнит требование родителей или педагогов. Погоня за удовольствиями, часто нездоровыми (вино, табак, карты) на высокой стадии трудновоспитуемости становится основным стимулом поведения. При этом дело доходит до воровства, злостного хулиганства.

Четвертая особенность – крайняя неустойчивость их интересов и стремлений, перемена настроений, желаний (в 2 - 3 раза более высокая интенсивность).

Пятая особенность поведения трудновоспитуемых – это противодействие воспитательным воздействиям.

Особенности развития трудного ребенка:

-           основные отклонения в развитии психики, которые породили неправильное поведение;

-           систему ведущих мотивов и стимулов поведения трудных детей;

-           главные отношения трудного подростка с окружающим миром.

Особенно часто трудные подростки отвергают требования нелюбимых педагогов, т. е. тех, которые случайно или преднамеренно обидели их, унизили их личное достоинство. Если подросток стал на путь продуманного противодействия воспитательным влияниям педагогов – это свидетельствует о сложности трудновоспитуемости и о серьезных ошибках в воспитательном процессе.

Таким образом, прилив физических сил побуждает подростка к деятельности. Не у каждого подростка проявляется весь набор противоречий, но их нельзя игнорировать. Итак, источником нормативной регуляции и нравственной оценки поведения для подростков становятся социализированные нормы. Но это еще не есть полностью социальные, возрастные и безличные нормы – такие, которые принимаются взрослыми людьми. Для подростков это – лидерские или групповые нормы, принятые в референтных группах. Стремление к личному авторитету среди сверстников и физическому самосовершенствованию порождает у них активный поиск образца для подражания, который они находят среди старших по возрасту детей и взрослых людей одного с ними пола. Подростки начинают пробовать себя в различных жизненных ролях в компаниях сверстников и взрослых людей вне ситуаций совместных игр (роль лидера, роль знатока, роль умельца, просто роль взрослого в отличие от роли ребенка). Особенно подросткам нравится играть роль взрослых людей среди старших по возрасту. В работе с подростком следует учитывать главные возрастные и личностные особенности, основные психологические новообразования этого возраста.Автор считает нужным особо выделить три существенных признака. Первый признак: наличие у детей и подростков отклоняющегося от нормы поведения. Второй признак: трудность исправления, корригирования отклоняющегося поведения. Однако отличие трудных школьников от психически больных детей в том, что их отклоняющееся поведение обратимо средствами нелекарственного воздействия, психотерапии. Это не противоречит тому факту, что отклоняющееся поведение может сочетаться с соматическими заболеваниями и патологическими состояниями психики. В таком случае требуется совместная работа врача с психологом, педагогом и социальным работником.

Автор считает нужным особо выделить три существенных признака. Первый признак: наличие у детей и подростков отклоняющегося от нормы поведения. Второй признак: трудность исправления, корригирования отклоняющегося поведения. Однако отличие трудных школьников от психически больных детей в том, что их отклоняющееся поведение обратимо средствами нелекарственного воздействия, психотерапии. Это не противоречит тому факту, что отклоняющееся поведение может сочетаться с соматическими заболеваниями и патологическими состояниями психики. В таком случае требуется совместная работа врача с психологом. Педагогом и социальным работником. Третья особенность трудных детей в том, что они особенно нуждаются в индивидуальном подходе со стороны воспитателей, родителей и внимании коллектива сверстников. Это не плохие, безнадежно испорченные школьники, а  дети, требующие особого внимания и участия окружающих. К ним применимы все законы, методы и формы воспитательной работы с основной массой школьников, но необходим дополнительно тщательный учет всех индивидуально- типологических особенностей их личности. (6, с.94)

Из трудных детей формируются асоциальные подростки, которых профессор психологии М.С. Неймарк характеризует так:

1. циники; вожаки асоциальных  групп со сложившейся аморальной  системой взглядов и потребностей; нарушают порядок и правила  по убеждению и считают себя  правыми; сознательно противопоставляют  себя обществу.

2. неустойчивые, не имеют  твёрдых моральных убеждений  и глубоких нравственных чувств; их поведение, взгляды, оценки целиком  зависят от ситуации; подвержены  дурному влиянию, не способны  ему противостоять.

3. подростки и старшие  школьники, которых толкают на  асоциальные поступки сильные  личные непосредственные потребности  при наличии очень слабых тормозов; непосредственные потребности (в  зрелищах, вкусной еде, нередко –  табаке, вине и т.д.) оказываются  у них сильнее, чем их нравственные чувства и намерения, и удовлетворяются недозволенным образом.

4. аффективные дети, переживающие  постоянное чувство обиды на  основе мнения о том, что их  недооценивают, ущемляют, не признают, что к ним несправедливы.

5. Основными признаками  ненормальности поведения трудных  детей Д.Футер (1929) считает склонность  к праздношатанию – бродяжничество, лживость, образование.

В 9 «А» классе СШ №145 г. Минска было проведено анкетирование для изучения ориентации учащихся на здоровый образ жизни (см. приложение), которое дало следующие результаты:

8% учеников показали  очень высокий уровень ориентации на здоровый образ жизни. Они считают, что им удается всегда поступать честно и не переживать за свои поступки. У них есть духовный идеал и идеал физически совершенного человека, на которого они стремятся походить. Они испытывают чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны. По их мнению, они способны в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься. Подростки данной группы стремятся чередовать учебу и отдых; посещают какую-либо спортивную секцию; делают физическую зарядку. Они считают, что достаточно уделяют внимания водным процедурам (баня, контрастный душ). Не имели в последние 2-3 года травмы. Редко болеют гриппом, ОРЗ. Очень редко болеют инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка. Не имеют хронических заболеваний. Редко пропускают занятия по болезни. Не курят, не пьют, не пробовали наркотики. Вес в норме.

 20% - высокий. Они считают, что им не всегда удается всегда поступать честно и не переживать за свои поступки. У них есть духовный идеал и идеал физически совершенного человека, на которого они стремятся походить. Они испытывают чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны. Они способны в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься. Временами стремятся чередовать учебу и отдых. Посещают, но не регулярно какую-либо спортивную секцию. Делают физическую зарядку. Считают, что достаточно уделяют внимания водным процедурам (баня, контрастный душ). Не имели в последние 2-3 года травмы. Редко болеют гриппом, ОРЗ. Очень редко болеют инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка. Не имеют хронических заболеваний. Редко пропускают занятия по болезни. Не курят, не пьют, не пробовали наркотики. Вес в норме.

28% - выше среднего высокий. Они считают, что им не всегда удается всегда поступать честно и не переживать за свои поступки. У них есть духовный идеал и идеал физически совершенного человека, на которого они стремятся походить. Они испытывают чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны. Они способны в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься. Временами стремятся чередовать учебу и отдых. Посещают, но не регулярно какую-либо спортивную секцию. Делают физическую зарядку. Считают, что достаточно уделяют внимания водным процедурам (баня, контрастный душ). Не имели в последние 2-3 года травмы. Редко болеют гриппом, ОРЗ. Очень редко болеют инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка. Не имеют хронических заболеваний. Редко пропускают занятия по болезни. Не курят, редко пьют, не пробовали наркотики. Вес в норме.

44% - чуть выше среднего. Они считают, что им не всегда удается всегда поступать честно и не переживать за свои поступки. У них есть духовный идеал и идеал физически совершенного человека, на которого они стремятся походить. Они испытывают чувство гармонии, чувство красоты, чувство, что жизнь, природа или что-то еще прекрасны. Они способны в случае конфликта или какой-то неприятности взять себя в руки и самостоятельно успокоиться, отвлечься. Временами стремятся чередовать учебу и отдых. Посещают, но не регулярно какую-либо спортивную секцию. Не делают физическую зарядку. Считают, что достаточно уделяют внимания водным процедурам (баня, контрастный душ). Не имели в последние 2-3 года травмы. Редко болеют гриппом, ОРЗ. Очень редко болеют инфекционными заболеваниями, в том числе расстройством желудка. Не имеют хронических заболеваний. Редко пропускают занятия по болезни. Не курят, редко пьют, не пробовали наркотики. Вес в норме.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни трудных подростков как социально-педагогическая проблема