Формирование ответственного родительства у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 3 курс.docx

— 93.33 Кб (Скачать файл)

1. Должны хотеть ребенка. Причем это должно быть на  уровне потребности в заботе, в ухаживании, которая без труда  будет удовлетворяться при появлении  малыша в доме. Материнство (или  отцовство) должно занять в системе ценностей достойное место, ведь родительство всегда требует чем-то поступиться, от чего-то отказаться ради крохи, особенно когда он полностью от вас зависит. Если вы не испытываете радость, оставаясь дома с малышом вместо того, чтобы пойти с друзьями в кино, то рискуете своим позитивным отношением к нему, ведь в ваших глазах он начинает восприниматься как обуза и помеха вашей жизни.

2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.

3. Будущая мама должна  достичь эмоциональной автономии  от своих родителей, иметь собственные  взгляды и ценности. Иначе происходит  подмена: молодая мама при воспитании  ребенка во всем ориентируется  на своих родителей, и как результат - малыш получает "суррогатную" мать в виде бабушки.

4. Значимым критерием  готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает. Следовательно, без профессии - никуда.

5. Последнее, что немаловажно  для родительской готовности, - иметь  позитивный опыт любви, полученный  в своей семье. Если же его  нет, то нужно осознать и переработать  негативный опыт, чтобы в душе  не было обид на своих родителей. Итак, когда стать мамой (папой), решать, конечно же, только самим будущим  родителям. Необходимо понимать, что  с появлением малыша на свет  забот существенно прибавится, придется  полностью поменять ритм жизни (во всяком случае, в первое  время), а также отказаться от  каких-то привычек, поступиться своими  интересами во благо крохи.

 

 

 

§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству

 

 На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже подрос. [16; с.314]

Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка - это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.

Однако К. Флэйк-Хобсон полагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения. 

Большинство ученых, исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров, S. Barth, подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком.

Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.

Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.

Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.

Феномен материнства изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.

В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".

В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.

Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. [24; с.85]

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.

Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.

В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.

Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:

1. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.

2. Материнство как часть личностной сферы женщины. 

Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства

 

Что же такое осознанное родительство? Думаю, это как раз то, с чего начинается по настоящему здоровый образ жизни – и физической и духовной!

Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать, нужно много работать», «У меня будет всё, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д. Для наших родителей очевидного было ещё больше – от необходимости пеленания грудных детей и огромного количества прививок на первом году жизни до школьной программы и аспирина при первых признаках головной боли. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина – «расслабляться» пивом после работы. Конечно же, рожать нужно в роддоме, а отдавать ребёнка в детский сад обязательно, иначе вырастет необщительным.

Всё это перечисляется не для того, чтобы сказать как ужасна стала жизнь – для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни – воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому можно себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть – не принимать что-то не веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как это часто, кажется).

Ещё важный момент: цель осознанного родительства – не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т.п. В общем, результат осознанного родительства – осознанный ребёнок, человек, полноценная и разносторонняя личность. [35; с.267]

Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» – нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни, потраченной полностью на работу, карьеру и редкие развлечения? Да, дети тоже не могут быть единственным смыслом жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых, и счастливых детей – важная задача каждого человека.

Кстати, достойных – кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.

Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребёнка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек должен жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Только связь это не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно и приятно дома. Поэтому они всегда возвращаются.

В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают: 

1. Систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка. 

2. Охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства. 

3. Создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др. 

4. Обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции. 

Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства. 

Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений. 

Вот для чего нужно планирование семьи: 

для рождения желанных здоровых детей, для сохранения здоровья женщины, для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье, для осуществления жизненных планов. 

Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье: 

Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков