Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.
Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5
§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18
§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36
§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………...47
1. Должны хотеть ребенка.
Причем это должно быть на
уровне потребности в заботе,
в ухаживании, которая без труда
будет удовлетворяться при
2. Должны не только хотеть, но и уметь заботиться о ребенке. Готовиться к родительству (не путать с подготовкой к родам) нужно заранее, после рождения будет уже не до этого.
3. Будущая мама должна
достичь эмоциональной
4. Значимым критерием готовности к родительству является способность самим обеспечить ребенка. В жизни может произойти всякое, поэтому полагаться лишь на своего партнера - неоправданная стратегия. Конечно, во Дворце бракосочетания все выходят замуж "навсегда", но ведь в жизни всякое бывает. Следовательно, без профессии - никуда.
5. Последнее, что немаловажно
для родительской готовности, - иметь
позитивный опыт любви, полученный
в своей семье. Если же его
нет, то нужно осознать и
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству
На фоне относительной изученности материнства в литературе отцу отводится второстепенная роль, идущая после матери. В частности, А.С. Спиваковская (2000), говорит о том, что если говорить о воспитательной позиции отца, то следует отметить, что в своем формировании она немного отстает от позиции матери, поскольку наибольшую привязанность к своему ребенку отцы начинают чувствовать тогда, когда он уже подрос. [16; с.314]
Довольно часто утверждается то, что лучшее, что может сделать мужчина для своего будущего, либо рожденного ребенка - это, прежде всего, очень любить свою жену (Т.М. Афанасьева, В.И. Кочетков, А.С. Спиваковская). К. Витакер, отводит отцу роль лишь стороннего наблюдателя как во время беременности жены, так и во время ухода за младенцем. Эта его “невключенность" у мужчины вызывает ощущение одиночества, а также причиняет ему боль.
Однако К. Флэйк-Хобсон полагает, что непосредственное участие отца в таких процессах, как рождение и воспитание ребенка может оказать положительное воздействие и на супругов, и на их малыша, привнося что-то необычное в их взаимоотношения.
Большинство ученых, исследующих родительство с точки зрения семейной психологии, таких как: И.С. Кон, В.В. Бочаров, S. Barth, подчеркивают, что, именно рождение ребенка и взаимоотношения с ним дают мужчине шанс саморазвития, социализации. Недаром, в древних культурах мужчина до рождения своего первого ребенка считался отроком.
Отцовство как совокупность социальных и индивидуальных характеристик личности, включающих все уровни жизнедеятельности человека, связано и с объективными характеристиками личности, такими как: потребности, влечения, желания, установки, и с субъективными характеристиками личности - ценностными ориентациями, мировоззрением, а также с образом Я (реальным, идеальным, социальным), Я-концепцией личности и самооценкой. Для мужчины - это проблема личностного развития, проблема принятия своих чувств и их самоконтроля. Осознание себя отцом приводит к осознанию необходимости жить "правильно", то есть выполнять определенные социальные нормы, предписываемые взрослому человеку. Подрастающий ребенок становится продолжением мужчины, удовлетворяет потребность в ученике, в собственной значимости и нужности.
Многое зависит от того, насколько данная роль принята мужчиной. В исследовании П. Поповой, были выделены некоторые аспекты принятия роли отца мужчиной: уважение и привязанность к отцу со стороны матери; особенности родительской семьи мужчины и его отношений с отцом; немаловажным фактором является возраст мужчины; участие отца в общении с ребенком до рождения и в период младенчества; участие отца в родах.
Таким образом, принятие роли отца играет важнейшую роль в выполнении отцовских функций, однако, несмотря на то, что осознание себя отцом происходит преимущественно после рождения ребенка, различные аспекты принятия ребенка и себя как отца начинают складываться еще задолго до непосредственного взаимодействия с ребенком.
Феномен материнства изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия "материнство" нет.
В словаре русского языка С.И. Ожегова "материнство" трактуется как "состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми".
В сексологическом словаре материнство определяется как функция женского организма, направленная на продолжение человеческого рода и включающая биологические (вынашивание, рождение и вскармливание ребёнка) и социальные (воспитание ребёнка) аспекты.
Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.
Представители феминистского подхода (Е.А. Каплан, Э. Оаклей) объявляют материнство существенной, хотя и необязательной, частью жизни женщины.
Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. [24; с.85]
Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.
Таким образом, нет единого, однозначного понятия "материнство". Однако, важность материнского поведения для развития ребенка, его сложная структура и путь развития, множественность культурных и индивидуальных вариантов, а также огромное количество современных исследований в этой области позволяют говорить о материнстве как самостоятельной реальности, требующей разработки целостного научного подхода для его исследования.
В психологической литературе (преимущественно зарубежной) много внимания уделяется биологическим основам материнства, а также условиям и факторам индивидуального развития его у человека. В отечественной психологии в последнее время также появился ряд работ, связанных с феноменологией, психофизиологией, психологией материнства, психотерапевтическими и психолого-педагогическими аспектами беременности и ранних этапов материнства, девиантным материнством.
Если обобщать все основные направления исследований, то можно обнаружить, что материнство как психосоциальный феномен рассматривается с двух основных позиций:
1. Материнство как обеспечение условий для развития ребенка.
2. Материнство как часть личностной сферы женщины.
Материнство - это одна из социальных женских ролей, поэтому даже если потребность быть матерью и заложена в женской природе, общественные нормы и ценности оказывают определяющее влияние на проявления материнского отношения. Понятие "нормы материнского отношения" не является постоянным, так как содержание материнских установок меняется от эпохи к эпохе. Той или иной социальной установке соответствует определенный образ ребенка. Отклоняющиеся проявления материнского отношения существовали всегда, но они могли носить более скрытые или открытые формы и сопровождаться большим или меньшим чувством вины в зависимости от общественного отношения к этим актам.
§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства
Что же такое осознанное родительство? Думаю, это как раз то, с чего начинается по настоящему здоровый образ жизни – и физической и духовной!
Ещё с детства многое кажется нам очевидным. «Сначала детский сад, потом школа», «От нас ничего не зависит», «Чтобы много зарабатывать, нужно много работать», «У меня будет всё, что я захочу», «Мир такой, каким мы его делаем» и т.д. Для наших родителей очевидного было ещё больше – от необходимости пеленания грудных детей и огромного количества прививок на первом году жизни до школьной программы и аспирина при первых признаках головной боли. Сейчас «очевидности» сместились ещё дальше: женщина должна зарабатывать, делать карьеру, а мужчина – «расслабляться» пивом после работы. Конечно же, рожать нужно в роддоме, а отдавать ребёнка в детский сад обязательно, иначе вырастет необщительным.
Всё это перечисляется не для того, чтобы сказать как ужасна стала жизнь – для осознания огромного количества программ и стереотипов в одной из самых важных сфер жизни – воспитании детей. Осознанное родительство пока не самый распространённый термин, поэтому можно себе позволить попробовать найти собственное определение ему. Впрочем, это и есть его суть – не принимать что-то не веру, а понимать своим разумом, сердцем, анализировать и действовать в соответствии с полученными выводами. Осознанное родительство начинается с осознанной личности, осознанной семьи, осознанной женственности и мужественности. И при этом оно позволяет развиваться дальше, становиться ещё полноценнее (а не наоборот, как это часто, кажется).
Ещё важный момент: цель осознанного родительства – не создание тепличных условий и постоянное оберегание детей от реалий жизни. А именно гармоничное развитие, предоставление всей информации и т.п. В общем, результат осознанного родительства – осознанный ребёнок, человек, полноценная и разносторонняя личность. [35; с.267]
Такой подход к воспитанию сначала кажется «нереальным» – нужно же работать, как-то уживаться в обществе, системе. Но если вдуматься, какой вообще смысл в жизни, потраченной полностью на работу, карьеру и редкие развлечения? Да, дети тоже не могут быть единственным смыслом жизни (иначе получается жизнь ради жизни), но мне кажется, воспитание достойных, здоровых, и счастливых детей – важная задача каждого человека.
Кстати, достойных – кого, чего? Конечно же, своих гармоничных и реализованных родителей, семьи.
Чем заканчивается осознанное родительство? Тем, что родители отпускают ребёнка в его собственную жизнь. Отпускают легко и радостно, ведь они выполнили свою миссию, дальше человек должен жить сам, а родители возвращаются к своим собственным смыслам и целям. По иронии судьбы, дети в таких семьях бывают тесно связаны с родителями. Только связь это не формальная и юридическая, а духовная. Детям искренне интересно и приятно дома. Поэтому они всегда возвращаются.
В рождении детей заинтересованы не только семья, но и государство, и общество в целом. Только для простого воспроизводства населения в стране в каждой семье должно быть 2—3 ребенка. Кроме того, когда подавляющее число семей имеет только одного ребенка, население «стареет» (в его структуре увеличивается удельный вес пожилых и старых людей). Это значит, что сокращается возможность использования умственного потенциала молодых и квалифицированных специалистов. Естественно, от этого страдает экономика государства и личное благосостояние каждого. Поэтому основной задачей государства является создание благоприятных для рождения желанных и здоровых детей социально-экономических условий, которые в себя включают:
1. Систему мер и законодательных актов по поддержке молодой семьи, особенно при рождении ребенка.
2. Охрану здоровья беременной женщины как в медицинском, так и в социальном плане, а также создание условий для безопасного материнства.
3. Создание условий, позволяющих гражданам реализовывать свои репродуктивные права: организацию медицинских служб, таких, как центры планирования семьи и репродукции, молодежные центры, генетические консультации, клиники лечения бесплодия и др.
4. Обеспечение населения доступной и достоверной информацией в области охраны репродуктивного здоровья и планирования семьи, а также доступ к современным средствам контрацепции.
Во всем мире в последнее время все большее внимание уделяется проблеме здоровья, здорового образа жизни и ответственного родительства.
Планирование семьи — понятие, которое активно входит в нашу жизнь. Что это такое и почему планирование семьи так важно для каждого из нас, для каждой семьи? Многие годы планирование семьи ошибочно понималось как ограничение рождаемости. Но планирование семьи — это обеспечение здоровья женщины для рождения желанных и здоровых детей. Другими словами, планирование семьи — это дети по желанию, а не по случаю. Право на планирование семьи, на свободное и ответственное родительство является международно признанным правом каждого человека. Планирование семьи помогает людям сознательно выбирать количество детей в семье и сроки их рождения, планировать свою жизнь, избежать ненужных тревог и волнений.
Вот для чего нужно планирование семьи:
для рождения желанных здоровых детей, для сохранения здоровья женщины, для достижения гармонии в психосексуальных отношениях в семье, для осуществления жизненных планов.
Для того чтобы родительство было ответственным, чтобы на свет появлялись желанные и здоровые дети, каждый современный человек должен знать, как сохранить свое репродуктивное здоровье:
Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков