Формирование ответственного родительства у подростков

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5

§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18

§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27

Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35

ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36

§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43

Заключение………………………………………………………………………..45

Список использованной литературы…………………………………………...47

Вложенные файлы: 1 файл

моя курсовая 3 курс.docx

— 93.33 Кб (Скачать файл)

2. Стремление к самостоятельности, т.е. желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей.

3. Наличие собственных взглядов.

Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье родители давали возможность подростку участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков. Родители также должны контролировать отношения ребенка со сверстниками и подсказывать, чтобы эти отношения были равноправными. Взрослым также следует направлять подростка на формирование интеллектуальной зрелости (стремление к самообразованию).

Этими средствами могут быть созданы благоприятные условия для развития личности подростка.

В процессе интимно-личностного общения у подростков возникают свойственные этому возрасту психологические новообразования:

1 – стремление к взрослости (чувство взрослости);

2 – формирование социального  сознания, которое, переносясь внутрь, становится самосознанием личности[25, с. 656].

Личностное развитие подростков.

В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие, в конечном счете, к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).

Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики человека, а не возрастные закономерности, т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.

На основании имеющихся данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.[25].

Чувство взрослости – это новообразование является центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.

Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.

Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу.

Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.

В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».

На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию.

Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.

В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует свое время, просчитывает способы получения информации).

В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п.

Развитие волевых качеств предопределяется, прежде всего, развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.

У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.

В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:

   В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.

 Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.

 В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.

В эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой силой, трудностью в управлении ими. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.

Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные (порой характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).

Эмоциональные переживания приобретают устойчивость. Подросток редко забывает обиды окружающих.

Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может с жаром защищать друга, зная, что его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних ситуациях и плакать в других.

Следовательно, взрослым важно учитывать и эти особенности в обращении с подростками.

Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. Дефицит общения возникает вследствие разных причин:

 1) неблагополучного окружения;

 2) нездоровых отношений в семье;

3) индивидуально-психологических  особенностей личности.

Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в семье) или войти в религиозные общины, секты.

Для подростков также характерно развитие интересов, круг которых расширяется, интересы стабилизируются. Интересы, как известно, являются одним из проявлений направленности личности. Полностью же направленность развивается в юношеском возрасте[27].

 

 

§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»

 

 Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. [32; с.9]

Мы понимаем родительство как социально-психологический феномен, который представляет собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, а также представлений и убеждений относительно себя как родителя, которая реализуется во всех проявлениях поведенческой составляющей родительства. Оно включает обоих супругов, которые решили дать начало новой жизни.

Родительство как психологическое явление является сложной структурой, которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать с точки зрения системного и феноменологического подходов. 

Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:

1)феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи;

2) феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:

а) как сложную комплексную структуру индивида;

б) как надындивидуальное целое.

Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.

3) феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:

а)план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;

б)план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе.

в)план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями.

г)план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.

4)факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:

а)макроуровень - это уровень общества.

б)мезоуровень - это уровень родительской семьи.

в)микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.

Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:

1. Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.

2. Принцип "эпохе", или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.

3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя.

4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.

На мой взгляд, важно остановиться на понятии "готовность к родительству", под которой мы понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни.

Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать. [9; с.65]

Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству.

Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков