Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.
Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5
§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18
§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36
§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………...47
2. Стремление к самостоятельности, т.е. желание оградить некоторые сферы своей жизни от родителей.
3. Наличие собственных взглядов.
Чтобы после формирования чувства взрослости не возникли большие трудности в отношениях с подростком, необходимо, чтобы в его семье родители давали возможность подростку участвовать в семейной жизни (делах). Подростки должны систематически помогать взрослым, поддерживать их. Родители должны учитывать мнения подростков. Родители также должны контролировать отношения ребенка со сверстниками и подсказывать, чтобы эти отношения были равноправными. Взрослым также следует направлять подростка на формирование интеллектуальной зрелости (стремление к самообразованию).
Этими средствами могут быть созданы благоприятные условия для развития личности подростка.
В процессе интимно-личностного общения у подростков возникают свойственные этому возрасту психологические новообразования:
1 – стремление к взрослости (чувство взрослости);
2 – формирование социального
сознания, которое, переносясь внутрь,
становится самосознанием
Личностное развитие подростков.
В течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и самому себе, развиваются процессы самосознания, приводящие, в конечном счете, к определению жизненной позиции, с которой начинается самостоятельная жизнь (но это уже в период ранней юности происходит).
Следует отметить то, что в подростковом возрасте процесс формирования личности не завершается. Весь этот период есть перестройка ранее сложившихся психологических структур и возникновение новых. Однако в процессе формирования личности ведущими уже становятся закономерности индивидуального развития психики человека, а не возрастные закономерности, т.е., если раньше кризис возникал в связи с неудовлетворением новых потребностей внешними препятствиями (запреты взрослых, неизменившийся образ жизни ребенка, сковывающий его активность), то теперь главную роль играют внутренние факторы: запреты, накладываемые подростком на самого себя, ранее сформировавшиеся психологические новообразования (привычки, черты характера и т.п.), которые часто мешают достичь желаемого и прежде всего самим подростком избранного образца. Конечно, внешние условия также остаются влияющими, но не имеющими решающего значения.
На основании имеющихся данных можно полагать, что кризис подросткового возраста связан с возникновением следующих новообразований личности в этот период: 1) чувства взрослости; 2) нового уровня самосознания, характерной чертой которого является появление у подростка способности и потребности познать самого себя как личность, обладающую именно ей свойственными качествами. Формируясь, вышеуказанные новообразования оказывают влияние на формирование таких особенностей, как волевых и деловых качеств личности. Они также оказывают влияние на эмоциональные особенности подростка, на характер взаимоотношений со сверстниками и взрослыми и т.п.[25].
Чувство взрослости – это новообразование является центральным и специфическим, т.к. оно позволяет ребенку чувствовать себя уже не ребенком, а взрослым, стремиться быть и считаться взрослым.
Другим центральным новообразованием личности подростка является развитие самосознания. Говоря об этом процессе, необходимо учитывать, что это сложный и длительный процесс, сопровождающийся у подростка гаммой специфических (чаще внутренних) переживаний.
Развитие самосознания проявляется в формировании образа – «Я», представления о себе как о личности, самооценки, способности к самоанализу.
Итак, развитие самосознания означает пробуждение интереса к своему внутреннему миру и его оценке. Все это становится возможным благодаря более высокому уровню мышления, которое формируется в условиях усложняющейся учебной деятельности.
В формировании самооценки подростка играет важную роль и сравнивание себя с окружающими, т.е. «желаемый образ собственной личности создается из достоинств разных людей, которыми являются чаще реальные люди, а не литературные герои».
На основе развития самооценки и «образа – «Я» подросток выделяет те особенности личности, которые необходимо изменить, т.е. возникает стремление к самовоспитанию.
Развитие деловых качеств личности в подростковом возрасте происходит в связи с возрастанием интересов подростка к различным видам деятельности, стремления что-то делать своими руками, любознательности и первыми мечтами о будущей профессии.
В подростковом возрасте создаются неплохие условия для формирования организаторских способностей, деловитости, предприимчивости, умения налаживать контакты, договариваться о совместных делах, распределять между собой обязанности. Эти качества развиваются во всех сферах деятельности, в которые вовлечен подросток: учение, труд, общение, игра. В учении данные качества личности формируются и развиваются, когда подростки сами становятся организаторами учебного процесса и принимают на себя ответственность за него (например, задание найти какое-либо сообщение по изучаемой теме, т.е. ребенок планирует свое время, просчитывает способы получения информации).
В труде деловые качества развиваются особенно благоприятно, когда подросток наравне со взрослыми участвует в этой деятельности. Со стороны взрослых важно предоставлять ребенку максимум самостоятельности, поддерживать детскую инициативу и т.п.
Развитие волевых качеств предопределяется, прежде всего, развитием самосознания подростка. Осознавая свои слабые стороны, подростки, чтобы устранить их, начинают заниматься самовоспитанием. Это стимулирует развитие силы воли.
У мальчиков весьма распространенным способом развития у себя волевых качеств личности являются занятия видами спорта, связанными с большими физическими нагрузками. Увлекаясь различными видами спорта, кроме развития волевых качеств, происходит и развитие мотивации достижения успехов, т.к. в спорте, как правило, все стремятся достичь высоких результатов.
В развитии волевых качеств личности у подростков выделяют определенную последовательность:
В 1-ю очередь развиваются динамические физические качества: сила, быстрота, скорость реакции.
Во 2-ю очередь развиваются качества, связанные со способностью выдерживать большие и длительные нагрузки: выносливость, выдержка, терпение, настойчивость.
В 3-ю очередь формируются более сложные и тонкие волевые качества: концентрация внимания, сосредоточенность, работоспособность.
В эмоциональной сфере происходят существенные сдвиги. Если эмоции младшего школьника носят относительно спокойный характер, то эмоции подростка отличаются большой силой, трудностью в управлении ими. Подростки отличаются большой страстностью и вспыльчивостью, с чем связано неумение сдерживать себя, слабость самоконтроля, резкость в поведении.
Подросткам свойственно бурное проявление своих чувств. Аффекты подростков сильные и бурные (порой характерны попытки самоубийства). Эмоциональная неустойчивость проявляется в страстных спорах, доказательствах, выражении возмущения. Они горячо реагируют на все (переживание вместе с героями кинофильмов).
Эмоциональные переживания приобретают устойчивость. Подросток редко забывает обиды окружающих.
Нередко чувства подростков сильно противоречивы. Подросток может с жаром защищать друга, зная, что его нужно осуждать; может обладать чувством достоинства в одних ситуациях и плакать в других.
Следовательно, взрослым важно учитывать и эти особенности в обращении с подростками.
Говоря о подростках, многие уверены, что им свойственна потребность в общении со сверстниками. Однако, можно сказать уверенно, что не всегда эта потребность реализуется, многие подростки испытывают дефицит общения. Дефицит общения возникает вследствие разных причин:
1) неблагополучного окружения;
2) нездоровых отношений в семье;
3) индивидуально-психологических особенностей личности.
Испытывая глубокую изолированность, подросток может найти выход из ситуации, став членом уличной сомнительной компании (если дефицит общения в семье) или войти в религиозные общины, секты.
Для подростков также характерно развитие интересов, круг которых расширяется, интересы стабилизируются. Интересы, как известно, являются одним из проявлений направленности личности. Полностью же направленность развивается в юношеском возрасте[27].
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»
Рассматривая феномен родительства, рассмотрим вопрос его соотношения с семейной системой. Общепринятый взгляд на семью подразумевает наличие в ней кроме супружеской пары ещё и детей. Семья представляет собой исторически конкретную систему взаимоотношений между супругами, а также родителями и детьми. С учетом этой точки зрения родительство можно включить как подсистему в систему семьи, в качестве относительно самостоятельного образования. [32; с.9]
Мы понимаем родительство как
Родительство как психологическое
явление является сложной структурой,
которую Р.В. Овчарова предлагает рассматривать
с точки зрения системного и феноменологическо
Используя принципы системного подхода можно констатировать следующие:
1)феномен родительства представляет собой относительно самостоятельную систему, одновременно являясь подсистемой по отношению к системе семьи;
2) феномен родительства многогранен. Его можно рассматривать в двух уровнях:
а) как сложную комплексную структуру индивида;
б) как надындивидуальное целое.
Оба этих уровня одновременно являются также и этапами формирования родительства.
3) феномен родительства одновременно предстаёт в нескольких планах, разные стороны которых раскрывают сложную структуру его организации:
а)план индивидуально-личностных особенностей женщины или мужчины, влияющих на родительство;
б)план, охватывающий обоих супругов в единстве их ценностных ориентаций, родительских позиций, чувств, то есть анализирует родительство по отношению к семейной системе.
в)план, фиксирующий родительство во взаимосвязи непосредственно с родительскими семьями.
г)план, раскрывающий родительство по отношению к системе обществ.
4)факторы, которые влияют на формирование родительства, можно представить на нескольких уровнях:
а)макроуровень - это уровень общества.
б)мезоуровень - это уровень родительской семьи.
в)микроуровень - это уровень собственной семьи и уровень конкретной личности.
Феноменологический подход используется для осмысления родительства как особого психологического явления. Этот подход использует принципы понимающей, а не объясняющей психологии:
1. Принцип понимания, требующий учитывания влияния субъективного фактора, определяющего переживания и поведение человека. Этот принцип предполагает глубокое проникновение в суть феномена.
2. Принцип "эпохе", или принцип воздержания от суждений. Суть этого принципа заключается в том, что во время феноменологического исследования нужно абстрагироваться от привычных стереотипов и шаблонов, не пытаясь приписать наблюдающиеся проявления феномена определённым структурам, а стараться лишь вчувствоваться.
3. Принцип беспристрастности и точности описания требует исключить влияния субъективного опыта исследователя.
4. Принцип контекстуальности подразумевает, что феномен родительства не существует изолированно, а является составляющей частью общего восприятия и понимания человеком окружающего мира и себя.
На мой взгляд, важно остановиться на понятии "готовность к родительству", под которой мы понимаем, в первую очередь, готовность к воспитанию ребенка после того, как он родится, к тому, чтобы быть ему родителями в течение всей его жизни.
Но начинается эта совместная жизнь гораздо раньше самого акта рождения. Есть определенная, причем неизменная последовательность событий, которая приводит к появлению и ребенка, и родителей. Причем на разных этапах этой последовательности соотношение ролей "природного обеспечения" и самостоятельных усилий самих родителей, как сознательных личностей, будет неодинакова. Но всегда будут обе составляющие. И одна, и другая сторона этого тандема могут обладать большей или меньшей "готовностью", могут быть "подкорректированы" и извне (помощь медицинская, психологическая, педагогическая) и изнутри (с одной стороны, физиологические механизмы беременности, родов, грудного вскармливания существенно помогают формированию родительских чувств и родительской компетентности, а с другой стороны, наши сознательные усилия помогают справиться с неполадками в физиологии). Одно всегда должно быть неизменно: обе составляющие ("природное обеспечение" и личность родителей) должны взаимодействовать, а не конфликтовать. [9; с.65]
Выделяют следующие критерии, по которым можно определить степень этой готовности к родительству.
Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков