Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Августа 2014 в 17:34, курсовая работа
Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.
Введение…………………………………………………………………………….2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ФОРМИРОВАНИЯ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………5
§1.1 Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста…..5
§1.2 Различные подходы к понятиям «родительство» и «готовность к родительству»……………………………………………………………………...14
§1.3 Феномены отцовства и материнства, как основные составляющие осознанного подхода к родительству…………………………………………..18
§1.4 Планирование семьи и репродуктивное здоровье, как главные факторы осознанного родительства……………………………………………………….22
§1.5Подготовка подростков к семейной жизни и осознанному родительству..27
Выводы по 1 главе………………………………………………………………..35
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ……………………………………………36
§2.1 Организация и методы исследования……………………………………..36
§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству……………………………………………………....38
Выводы по 2 главе………………………………………………………………..43
Заключение………………………………………………………………………..45
Список использованной литературы…………………………………………...47
При организации деятельности социальных служб для молодежи осуществляется целый комплекс мер. Решается задача по созданию и развитию комплекса специализированных служб и учреждений по оказанию подросткам и молодежи разнообразных медико-социальных, психолого-педагогических, реабилитационных и социально-правовых услуг.
Репродуктивное здоровье является важнейшей частью общего здоровья и занимает центральное место в развитии человека. Оно касается каждого. Оно касается личных и в высшей степени ценных аспектов жизни. Являясь не только отражением здоровья в детском и подростковом возрасте, оно также создает основу для обеспечения здоровья по прошествии репродуктивных лет жизни, как женщин, так и мужчин, и определяет последствия, передаваемые от поколения к поколению.
По определению Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) «репродуктивное здоровье – это состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или недугов во всех аспектах, касающихся репродуктивной системы, ее функцией и процессов.
Сегодня в России сложилась тяжелая ситуация с репродуктивным здоровьем молодежи. По мнению специалистов, основными причинами такого положения являются: полная безграмотность наших детей в вопросах межличностных отношений, охраны репродуктивного здоровья, ответственного родительства, а также несостоятельность взрослых оказать помощь и ответить на вопросы, которые встают перед каждым подростком. К сожалению, приходится признать, что рост сексуальной активности молодежи — это реальность. Как следствие этого катастрофически увеличивается число болезней, передаваемых половым путем; отмечается значительное число подростковых беременностей, исходом которых являются аборты или юное материнство, зачастую приводящее к отказу от детей и социальному сиротству. Неподготовленность молодежи к семейной жизни, несформированность семейных ценностей впоследствии приводят к большому числу разводов. [2; с.48]
В целях оказания государственной
поддержки социально незащищенных слоев
населения введены в действие президентские
программы.
Однако, несмотря на то, что
государством затрачиваются значительные
средства на создание благоприятных условий
для воспитания здорового подрастающего
поколения, здоровье и физическое состояние
молодежи существенно не улучшается.
Существенную роль в решении проблемы по охране репродуктивного здоровья молодежи играют общественные организации.
Их основные задачи:
1)формирование у молодежи ответственного отношения к своему здоровью, в том числе репродуктивному;
2)повышение информированности подростков по вопросам пола и тех изменений, которые происходят с ними в подростковый период;
3)обучение навыкам общения, взаимопонимания и принятия осознанных решений;
4)формирование у подростков позитивного отношения к здоровому образу жизни, планированию семьи и ответственному родительству;
5)формирование ответственного сексуального поведения, отрицательного отношения к раннему началу половой жизни.
6)помощь в осознании своих обязанностей и ответственности по отношению к себе и окружающим.
Выводы по 1 главе
Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать вывод, что осознанное родительство включает в себя:
1.Активную жизненную позицию, постоянное саморазвитие, ответственность за свою жизнь, ЗОЖ.
2.Бережное отношение к семье и своей роли в ней.
3.Осознанное зачатие и подготовку к нему.
4.Здоровую и счастливую беременность.
5.Подготовку к родам, отношение к ним как к чуду, и при этом как к абсолютно естественному процессу. Получение необходимых знаний, установок, эмоций.
6.Роды в спокойной и защищённой обстановке, вероятнее всего, не в роддоме.
7.Минимальное количество (а лучше полное отсутствие) медицинских вмешательств.
8.Наличие духовной акушерки.
9.Внимание к таким «мелочам» как, например, перерезание пуповины, прикладывание к груди сразу после рождения и т.п.
10.Осознанный подход к физическому уходу и развитию ребёнка – от прививок, кормления, «высаживания» на горшок до закаливания, плавания с рождения, физических игр и частого пребывания на свежем воздух.
11.Активное влияние на пространство, в котором живёт ребёнок – экология, круг общения, информационная среда и т.д. и т.п.
12.Осознанный подход к обучению и воспитанию: собственный пример, выбор видов обучения (точно ли нужно отдавать ребёнка в школу, какие предметы и как изучать и т.д.).
ГЛАВА 2. ИЗУЧЕНИЕ ПРОБЛЕМЫ ОСОЗНАННОГО ПОДХОДА К РОДИТЕЛЬСТВУ У ПОДРОСТКОВ
§2.1 Организация и методы исследования
Исследование проблемы осознанного подхода к родительству изучалось в период с 10 по 15 ноября 2013 года у учащихся 8-9 классов средней общеобразовательной школы №10 в г. Ревде. В опросе приняли участие 15 человек.
Цель исследования: изучить проблему осознанного подхода к родительству у подростков.
Задачи исследования:
1)осуществить анализ проблемы подготовки подростков к выполнению родительских обязанностей при помощи литературных источников.
2)охарактеризовать роль семьи как фактора первичной социализации в подготовке к будущему родительству.
3)экспериментально изучить готовность подростков к выполнению обязанностей родителей на примере учеников школы.
4)проанализировать полученные в ходе эксперимента результаты изучения мнения школьников.
Предмет исследования: представления подростков об осознанном родительстве.
Объект исследования: отношение подростков к родительской роли.
Методы исследования:
-теоретический анализ литературы;
- беседа;
- анкетирование;
- анализ анкетного опроса.
Респондентам были предложены следующие вопросы:
1.Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?
2.С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?
3. Кто, по Вашему мнению, должен готовить человека к родительству?
4.Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?
В конце опроса в личной беседе
с четырьмя сшкольниками были получены
их ответы на вопрос «Что такое сознательное
родительство?»
§2.2 Результаты и анализ опроса подростков по проблеме готовности к осознанному родительству
Обработав результаты анкетирования, мы получили следующие результаты.
Результаты ответов по первому вопросу «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?» представлены в таблице 1.
Таблица 1
Ответы респондентов на вопрос «Считаете ли Вы, что современному человеку необходима подготовка к родительству?»
|
|
| ||
|
|
| ||
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы, большинство респондентов
отмечает необходимость подготовки к
ответственному родительству. Школьники
отмечают, что подготовка к родительству
является необходимой для населения (60%).
Остальные считают. Что подготовка к родительству
не нужна (40%).
Мы можем объяснить это тем, что в школе ещё не все ученики 8-9 классов задумываются о создании семьи и воспитании детей.
Результаты опроса по второму
вопросу «С какого возраста
нужно начинать подготовку человека к
родительству?» представлены в таблице 2.
Таблица 2
Ответы респондентов на вопрос: «С какого возраста нужно начинать подготовку человека к родительству?»
|
| |
|
| |
|
|
|
В 5-7 классах |
|
|
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы 2, респонденты видят наиболее оптимальное время начала подготовки к ответственному родительству с 8-9 класса (53,3%), чуть меньший процент респондентов отмечает, что подготовку вообще не нужно начинать. В беседе испытуемые указывали, что на разных возрастных этапах и в разных образовательных учреждениях содержание этой подготовки должно отличаться и соотноситься с возрастом и особенностями человека.
Ответы респондентов на третий
вопрос – «Кто, по Вашему мнению,
должен готовить человека к родительству?» представлены в таблице 3.
Таблица 3
Ответы
респондентов на вопрос: «Кто, по Вашему
мнению, должен готовить человека к родительству?»
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
В результате опроса было установлено,
что испытуемые отмечают значение семьи
в подготовке человека к ответственному
родительству (46,7%). Также значительная
часть респондентов указывает, что школа,
а именно педагоги, могут оказать профессиональную
помощь школьнику в подготовке его к родительству
(13,3%). Большой процент респондентов указывает,
что готовить человека к родительству
вообще никто не должен.
Результаты опроса респондентов по вопросу «Хотели бы Вы пройти обучение по программе «Ответственное родительство»?» представлены в таблице 4.
Таблица 4
Ответы респондентов на вопрос: «Хотели бы Вы пройти обучение по программе: «Ответственное родительство»?»
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
Как видно из таблицы 4, большой процент
школьников(40%) заинтересован в обучении,
что мы можем объяснить педагогической
направленностью их обучения и возрастными
особенностями. Не желают пройти обучение
6 респондентов (40%). Незаинтересованность
подготовкой они обозначили тем, что им
не нужно проходить обучение, т.к. они «сами
все прекрасно знают».
Так же испытуемым был задан вопрос: «Что такое сознательное родительство»?
Вот некоторые высказывания нынешних школьников:
1)Ольга П.: «Для меня сейчас этот вопрос не актуален, но все-таки я попробую высказать свои мысли на эту тему.
Прежде всего мужчина и женщина должны вдвоем осознавать и хотеть ребенка именно друг от друга и тщательно к этому готовиться. Как? Я думаю, нет, я уверена, без брака и доверительных отношений это невозможно. Родить ребенка — это труд для обоих, и относиться к нему как к развлечению нельзя ни в коем случае!»
2)Ирина Щ.: «Сознательное родительство — это понимание и трезвое отношение к ребенку, готовность всегда быть с ним и нести ответственность.
Сознательные родители должны суметь обеспечить нормальную жизнь ребенку».
3)Андрей А.: «Сознательное родительство — это когда два человека, любя друг друга, хотят иметь ребенка, планируют его появление и воспитание. Прилагают все усилия для того, чтобы беременность проходила нормально, без влияния вредных факторов. Уже с момента зачатия начинают искренне любить его. Таким образом, к родительству нужно подходить с полной уверенностью, что они хотят быть родителями!»
4)Олег Ш.: «Родительство должно быть
осознанным. Молодые люди должны понимать,
что родительство — это большая ответственность
и возлагает огромные обязанности. Ребенок
должен быть желанным, поэтому будущим
родителям стоит об этом заранее задуматься».
Информация о работе Формирование ответственного родительства у подростков